Автор Тема: Негордиев узел  (Прочитано 4135 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн amenet

  • Администратор
  • Новичок
  • *****
  • Сообщений: 39
  • Карма: +0/-0
    • Просмотр профиля
Негордиев узел
« : 04 Декабрь 2013, 13:28:14 »
Надежда Ефремова,
по материалам Центра содействия культуре Кавказа

В этом году в майкопе  РИПО –Адыгея – выпустило в свет русское издание исторического очерка Газия Чемсо «Возвращение». Автор книги волею обстоятельств оказался не просто свидетелем драматической истории репатриации группы соплеменников – косовских адыгов, но в ранге первого заместителя министра печати, информации и общественно-политического прогнозирования Республики Адыгея принимал непосредственное участие в этой долгой и многотрудной акции.
Известный русский историки В.О.Ключевский, побывавший на Кавказе в эпоху царствования Александра III и преподавший царевичу Георгию курс новейшей истории Запада и России, обронил фразу, вызывавшую до недавнего времени если не возмущение, то, во всяком случае, пренебрежительное отношение со стороны историков. Вот она: «История Россия есть история страны, которая колонизируется».
Одним из многочисленных направлений русской колонизации стал Кавказ. В этом не имеющем мирового аналога полиэтническом регионе пересеклись геополитические интересы России, Персии и Турции, вызвавшие череду жестоких и затяжных войн. Втянутыми в кровопролитные конфликты оказались и многочисленные народы Кавказа. История, к несчастью, творится без оглядки на категорический императив Канта. Ей наплевать на категорический императив Канта. В ней сперва торжествует право сильнейшего и одновременно завязываются тугие узлы проблем, со временем все настойчивее требующих положительного, в настоящем смысле гуманного решения. Узел проблемы косовских адыгов, как и судьбы многочисленной черкесской диаспоры, рассеянной по миру, завязался без малого полтора столетий назад, по окончании Кавказских войн.
Для адыгов окончание русской колонизации Кавказа означала либо переселение на равнину реки Кубани, либо исход по водам Черного моря в Турцию. Косовские адыги явились потомками тех, кто предпочел переселению ближнему дальний путь на чужбину и кто испытал на себе сперва мощь Российской империи, а затем и крах Османской. Оказавшись на Балканах, адыги несмотря ни на что сумели сохранить свою этническую самость – язык, бытовой уклад, традиции и не исчезнуть в сложном этническом орнаменте беспокойного региона.
Книга Г.Чемсо – редкая удача человека государственной службы на плотно утоптанном нынче его коллегами литературном поле.
В книге Чемсо нет ни запоздалого и, в сущности, бессмысленного счета к истории, ни поиска правых и виноватых в конфликтах минувшего и настоящего. Автор не приманивает читателя ни громкими разоблачениями, ни скандальными подробностями изуверств военного времени. В его очерке есть осознание сложности и болезненности проблемы как таковой – проблемы физической выживаемости пусть малой, но все же твоей части твоего этноса и непафосная история ее положительного решения. Как есть в нем и чувство личной причастности к событию действительно исторического значения.
Мы наследуем буквально все – и славу, и ошибки, и проблемы. От того, что живем в усложняющемся и стремительно меняющемся мире. Вслед за пассионарным исступлением исторического творчества наступает время восстановления исторической справедливости. И в этом смысле повесть о возвращении на родину незначительной по численности группы адыгов из Косова – менее 200 человек – есть повод к серьезному размышлению о том, что есть отечество, этническая общность, жизнь и судьба этноса. И что такое быть уязвленным трагедией части твоего народа, оказавшейся на грани физического небытия в далеком и незнакомом тебе крае.
Несомненная ценность книги Г.Чемсо заключается в том, что она подробно описывает, наверное, самую гуманную акцию последнего времени, акцию, которой может гордиться и маленькая Республика Адыгея, и большая Российская Федерация.
История с ее беспощадностью, войсками и кровавыми переделами, переселениями народов, безжалостно попирающая судьбы отдельных людей и целых этносов, завязывает узлы непроходящей боли. Меняются времена. Появляется возможность не рубить узлы противоречий, а развязывать их – терпеливо, спокойно и рассудительно. Так, как был развязан узел давнишней и обострившейся проблемы косовских адыгов. Давайте не рубить негордиевых узлов в самой деликатной сфере, какой является сфера межэтнических отношений.
А переселенцами из Косова пожелаем удачи, мира и благополучия на новом старом месте.


Газета «Лига наций».7 июля 2000 г