Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - Майя Пшиканова

Страницы: [1]
1
  За что я люблю свой родной Уляп.
  Мой аул Уляп получил мировою известность благодаря курганам, в которых археологи нашли святилище (храм) наших далёких предков – меотов, с богатыми захоронениями местных вождей.  Среди найденных золотых изделий оказался Пегас, который теперь один из главных наиболее узнаваемых символов Республики Адыгея. 
   А для меня Уляп, это в первую очередь – замечательные люди, с которыми меня свела судьба.
  Я родилась и выросла в этом ауле, закончила школу, педагогический институт и стала преподавать в родной школе. Каждый сегодняшний житель аула ненамного превосходит мой возраст. В основном здесь живут мои ровесники, мои ученики, их дети и внуки. Уляп это среда моего обитания. Здесь я окружена уважением окружающих и любовью родных. Я не сторонний наблюдатель происходящего вокруг, а непосредственный участник событий. Я рада что могу помочь людям, быть в чем-то примером, а заодно учусь у людей, ведь сколько мудрости у наших пожилых !
  Любовь к родному аулу, к своей малой родине, мы с супругом познали в молодости. Это чувство обостряется, когда ты оказываешься вдали от неё. Мы уезжали на учёбу в город-герой Волгоград. Моему мужу предлагали работу в институте, учёбу в аспирантуре, но он вернулся в родной аул. Помню его ностальгию : «… а какой воздух у речки нашей !». Позже, вернувшись в аул, я поняла, какая у нас улица красивая, родная, какие деревья большие, добрые и приветливые, какой прекрасный воздух в конце нашего огорода, где течёт речка, как прекрасно пахнут цветы. Другими словами, нами овладела настоящая любовь к родному аулу, и мы не захотели никуда уезжать. И сейчас считаю – наш выбор был правильным. Здесь нас понимали и поддерживали, а для счастья это главное условие.
    Встречу с каждым моим аульчанином воспринимаю как подарок судьбы, радуюсь ему, считаю, что весь аул - одна моя большая семья. Радуюсь успехам, огорчаюсь неудачам. Порой меня просто восхищают успехи аульчан, наиболее известные из них : Глава республики Тхакушинов А.К, премьер-министр  Кумпилов М.К., министр финансов Долев Д.З.
  В суровые и голодные годы Гражданской воины, аульчане усыновляли детей сирот, которые влились в единую аульскую семью. Затем были неимоверные трудности, сопряженные с коллективизацией, репрессиями и второй мировой войной. Аульчане прошли через эти испытания с верой в будущее. Много страданий связанно с репрессиями у моей семьи и аульчан.  В 2003 году состоялось открытие памятника жертвам репрессии 20-50 гг. – первого в Адыгее !  В прошлом году состоялось открытие памятника адыгам и абазинам, которые стали жертвами Кавказской войны. Говорю сердечное спасибо каждому, кто внёс свою лепту в это дело.
  Аул недавно отметил 150-летие основания. В честь этого события прошёл большой праздник. Съехались все выходцы из аула. Праздник был сделан для всех жителей аула, праздничные подарки получили старики и дети. Не осталось семьи, в которую не пришел праздник. С высокой трибуны, Глава республики Тхакушинов А.К. и другие официальные лица, чествовали и награждали грамотами славных тружеников аула, которые своим трудом и человеческими качествами снискали уважение окружающих.
  На этом празднике выступала участница ВОВ Хоцева Тамара Рубеновна, которая вела большую общественную работу в качестве депутата и профсоюзного деятеля республики. Слова из её выступления – «Я всегда горжусь своей родиной и где бы ни была, неустанно рассказывала всем, что есть такая точка на карте – аул Уляп и что места эти – удивительной красоты. Царственная величавая Лаба, раскидистые ивы в пойме реки. Красоту такую не встретишь ни в одной стране ! А сколько выросло в ауле героев, ветеранов труда, сколько людей известных и в Адыгее и за её пределами – не счесть.».
  А сколько их, и я не скажу, но напомню о тех, с кем сама непосредственно при их жизни встречалась.  Хоцев Аскарбий Сидович  мой дядя –супруг Тамары Рубеновны. После ранения в плечо в 1941 г. подлечившись в военном госпитале Хоцев вновь занял место в боевом строю. Читаю пожелтевшие листы фронтовой газеты за 1944 год: «Бесстрашный разведчик – офицер Хоцев Аскарбий награждается орденом Красной Звезды за пленение немца и за трофей немецкого танка «Тигр». Боевыми наградами гордились супруги, для них неважны были их названия. Важно было то, что их они зарабатывали своей кровью и трудом. У Тамары их было более 15, а у Аскарбия – более 20 орденов и медалей.
  В наших сердцах не стареют наши родные участники ВОВ - для любого времени они современники.
  Вспоминаю одну из них - Абидову Сару Львовну, она одна из самых уважаемых и почитаемых женщин в Уляпе. Участница ВОВ, которая имела награды за боевые заслуги. До конца 1946 года она продолжала работать в госпитале, затем работала в Уляпской больнице и уже в мирное время удостоена звания «отличник здравоохранения». Её неисчерпаемая любовь к аулу перешла к сыну Аслану, инженеру-химику, работающему в Казани, он неоднократно говорил, что именно здесь набирается жизненных сил и энергии. Аслан разговаривает на Уляпском – нашем особом диалекте и лично мне это очень нравится, воспринимаю это как показатель преданности аулу.
   Хочу рассказать о всеобщем любимце, замечательном человеке, участнике ВОВ Губжокове Амине Хамидовиче. Он родился в 1920 году., он с ранних лет познал  тяжёлый труд, нужду, заботы о своих многочисленных родных, проработал 35 лет трактористом в родном колхозе, поднимал целину и в 1956 году награжден медалью. Множество бессонных ночей стоил Губжоковым хлеб насущный,  но Амин с женой Ниной сумели вырастить 8-ых детей, о которых можно сказать только хорошее. Амин оказывал внимание нуждающимся в его помощи, всей своей родне, он ни на кого никогда не повысил голос, никого не обидел, уважал себя и других. «Он не умер, не умрёт ещё долго» - говорили люди, когда уходили с похорон. При жизни, он мне рассказывал: «… это было 8 мая 1945 года, 9-ый отдельный мотострелковый батальон занимался обычным делом – разминированием предгорных склонов, где фашисты, оставляя Крым, нашпиговали минами, чуть ли не каждую пядь земли. Местное население – татары  и мы, солдаты, находились в приподнятом настроении, ведь был канун долгожданной Победы. Вдруг раздался взрыв. Случилось несчастье, подорвался мой друг, однополчанин Якушев. Я находился неподалёку. Увидев его, окровавленного, без ног, корчившегося от боли, я ринулся ему на помощь. Якушев понял моё намерение и крикнул : «Амин, не подходи ! Живи за меня !». Из последних сил, подтягивая тело на руках, он отполз в сторону и упал на ближайшую мину. Снова раздался взрыв. Война - страшное дело…». Я плакала с ним навзрыд.
  Недавние события в Абхазии также показали  сущность уляпцев. Они первыми добровольцами  отправились защищать её свободу и независимость. Одним из первых адыгов погибших на этой войне оказался наш аульчанин Аслан Муков, награжденный за мужество, посмертно.

  Но жизнь продолжается, мои аульчане полны надежд на будущее, принимаются различные меры по улучшению быта. Вот некоторые новости моего аула :
  - в  1994 году открылось отделение Социального обслуживания. 
  - в прошлом году открылся фитнес-центр, где аульчане могут заниматься укреплением здоровья.
  -  с 20-ой Международной выставки «Продэкспо – 2013», проходившей в Москве, вернулся единственный делегат от республики руководитель предприятия нашего района, лучше скажу нашего Уляпа, изготавливающего адыгейские национальные продукты питания, Аслан Хуажев. В выставке «Продэкспо» он участвовал уже в 7-ой раз. Аналогов адыгейской соли в мире пока нет. Стоит отметить, что продукция предприятия «Адыгейская соль» не потерялась в числе 2200 предприятий из 64 стран мира.
  - в ауле скоро состоится юбилейный концерт нашего образцового хореографического коллектива «Беслиней», под руководством Зарины Ураковой. Она занимается возрождением национальной культуры танцевального искусства адыгов.  Работники культуры доставляют много радостей жителям аула, устраивая концерты, конкурсы «Сэтэнай», «Л1ы шъыпкъ» (настоящий мужчина) и чествования.

  Недавно они устроили  праздник и мне. Поздравляли с победой на Республиканской спартакиаде по дартсу (г.Майкоп), за участие в Общероссийской спартакиаде пенсионеров (г.Курск) и в связи с моим уходом на пенсию. Много людей радовалось за мой успех, были  высказаны добрые пожелания. Я наслаждаюсь жизнью аула, радуюсь успехам односельчан, купаюсь в лучах доброжелательных людей, в душе и в слух кричу : спасибо Вам за всё, я счастлива  с Вами здесь...». Люблю Уляп  и думаю это взаимно. Есенин писал : «.. не надо рая, дайте родину мою». Но у меня нет выбора, для меня рай и Уляп одно и тоже.

  Афасижев Туркубий Индрисович – доктором социологических наук, профессор, недавно в своей книге «Мой аул : вехи истории», написал следующие стихи, которые в моем переводе означают – «Где бы я ни был, из сердца не выходишь - ты, по твоему облику скучаю я всегда, родивший меня, ненаглядный - Уляп».
  Не удивительно, что мы уляпцы любим свои родной аул, ведь в него влюбляются даже те, кто хоть раз побывал в нем, к примеру :
 - Валентина Уварова, она в 60-х годах работала у нас в библиотеке. При встрече с ней, она мне говорит : «аул Уляп для меня вторая родина. С аульчанами связаны мои светлые воспоминания о годах детства и юности».
 - Болотов Александр, жил у нас до службы в армии, оттуда пишет товарищам «Скучаю за вами, здесь я один адыгеец».
  -  в 2008 г., директор «Юг-Стройгарант», Пшидаток Аслан, уроженец аула Вочепший, асфальтировал площадку перед зданием местной администрации, сказал : «Когда повстречался с местными жителями понял, как дружны здесь люди, какие они гостеприимные. Рабочим всё понравилось. Я даже не предполагал, что есть такие аулы с таким адыгагъэ.».
  - С особой теплотой за моих аульчан вспоминаю слова Хунагова Четиба из Теучежского района «Я считаю себя уроженцем Уляпа, люблю его жителей, много лет работал директором МТС. Уляп я ни с чем не сравню» - эти слова сказаны им с высокой трибуны во время празднования 150-летия аула.  Мои аульчане в те далёкие 50-ые годы сумели заслужить такую любовь – это о многом говорит !     
В ауле продолжают жить основные наши ценности : наш быт, законы, язык, национальная еда, форма одежды, нравы, поступки людей достойные восхищения. Да, люди основное наше богатство. 

  О любви к моему аулу немало слов сказано и песен спето. Авторами наиболее известных являются Т.Афасижев, Р.Куфанов, К.Кумпилов. К.Нахушев. А вообще у нас народ сходу сочиняет песни и юмористические рассказы. Ведь не зря Уляп выбирали центром юмора, как Габрово или Юрмалу. Во многих песнях звучат слова «Уляпэ сэ сиорэд» (Уляп - моя песня).
  Мой брат Аслан Хоцев, признался в любви к аулу гораздо раньше меня, он ещё в 1974 году написал нижеследующие слова песни, ставшей известной во всей Адыгее :
Берегом Лабы если ты пойдешь,
Ульку повстречаешь, песню запоешь.
Там стоит красавец, мой Уляп большой.
Где богаты люди сердцем и душой.
И теперь в достатке мой земляк живет.
Друга хоть с Камчатки, в гости позовёт.
Он уверен в завтра, закорма полны.
Всех друзей он в гости, в свой Уляп завёт.
Ах Уляп красавец, друг ты дорогой.
Для меня ты пристань, родины большой.
Ах Уляп красавец, солнце ты моё,
Мне с тобой расстаться, нет никак нельзя !

  Чтобы до конца понять за что я люблю Уляп, нужно его видеть, слышать, чувствовать, поэтому говорю «Шъукъебльагъ Улапэ» приглашаю всех !
  Петербуржец из Уляпа – наш земляк, профессор О.З. Хуажев, в интервью с журналистом, отмечает : «В жизни я горжусь тремя вещами : я – адыг, я – Хуажев, я - из Уляпа». Хочу и я сказать тоже самое.
  Закончу свой рассказ словами нашего любимого поэта Кадырбеча Кумпилова, в которые вложена вся любовь выходцев из Уляпа : «Уляпэ - сэрк1э Париж!» .

Майя Махмудовна Пшиканова. Аул Уляп, ул.Купилова, 6.

2
К сожалению, вынужден с Вами не согласиться.
 
У этого ингушского "товарища агитатора" небольшие проблемы с логикой, либо он просто не знает что такое религия и культура.

Специально для таких как он, по большому секрету, я изложу некоторые «общеизвестные» и «элементарные» истины (которые уж верующим точно известны).

Первое. Истина  №1. Человек один - он не может по желанию раздвоиться, а потом вернуться в исходное положение.  Следовательно - Если ты верующий - то ты веруешь ВСЕГДА, ВЕЗДЕ и ВО ВСЕМ. Говоря ещё проще – ты соблюдаешь требования веры круглый год, 24 часа в сутки, а не раз в год, когда ты вдруг случайно попадаешь на праздник, который связан с посещением красивой церкови, синагоги, мечети, храма  и т.п..

Второе. Я ценю и уважаю нашу культуру и культуру всех народов Кавказа, причем ценю не меньше чем этот агитатор, однако, попробуйте его спросить - Какие конкретно "культурные ценности" он желает поставить выше чем вера в Бога (Аллаха) и жизни по его заповедям ?   Истина №2. Заключается в том, что для истинно верующего таких «культурных ценностей» нет не только на Кавказе, но и на всей горячо любимой планете.  Для примера - общеизвестно, что на территории России нет никаких "культурных ценностей", которые были бы для православных более ценными чем вера в бога и т.д.. Также в Европе до сих пор не известны "культурные ценности" которые христиане поставили бы выше Бога и жизни по его заповедям.

Истина №3 - сотни лет, до появления таких вот агитаторов, на Кавказе носители мусульманских и христианских религии прекрасно уживались с местными кавказскими культурами. Потом пришли атеисты большевики и уничтожали носителей всех религий без исключения. Сейчас медленно но верно идёт процесс восстановления традиционных религий. Этот процесс идёт как в России, так и на Кавказе, так и в соседних республиках.
Для примера - в России с большим трудом идёт восстановление православия. Разрушать было легко.  Общеизвестно, что некоторые православные хотят этот процесс ускорить и даже думают как использовать силы государства в этом благородном деле, для чего предлагают внести изменений в Конституции РФ.  Загнать людей в церкви и мечети можно, но станут ли они верующими ? 

Третье. Истина №4 - истинно верующие, не вправе не только поставить кого-то или что-то выше веры в Бога и жизни по его заповедям, они даже не вправе поставить  кого-то или что-то на один уровень. Следовательно, призывы этого агитатора поставить «культурные ценности» на равное или первостепенную роль, практически означают призыв к верующим отказаться от религии. За прошедшие 22 года "демократии", на всей территории РФ - не известно ни одного случая, чтобы какой-нибудь агитатор читал бы верующим христианам или буддистам нравоучения о том, что их культурные ценности  выше или вровень чем их религия. Чем же мусульмане Кавказа не угодили этому агитатору, почему он выбрал именно их. Почему именно они должны  расстаться с верой, поставив Бога (Аллаха) и его заповеди ниже чем дорогие для сердца агитатора «культурные ценности» ?

Четвертое. Я ничуть не ПРОТИВ культурных ценностей, более того, как всякий здравомыслящий человек я выступаю ЗА культурные ценности. Я только немного ПРОТИВ когда нас пытаются запутать или запугать.   Истина №5 - все эти и любые иные «культурные ценности»  для всех верующих (а не для лицемеров) являются не достижениями каких-то народов или их пламенных агитаторов, а являются божественным даром, так же как и сама жизнь человеческая. Следовательно, призыв агитатора поставить дары Бога, вровень с самой верой в Бога – мягко говоря «непонятен».

Пятое. Самое неприятное для этого агитатора - Ислам и верующие никогда не предлагали отказываться от каких-либо действительных "культурных ценностей". Требования Ислама уникальным образом соответствуют культуре кавказских народов, о чем неоднократно писали иностранные путешественники ещё в стародавние времена.  Пусть скажет агитатор 1) разве Ислам требует отказаться от законов гостеприимства ?   2) разве Ислам требует отказаться от законов "уважения и заботы о старшем поколении" и т.д.  Наверно кто-то обманул этого агитатора, ввел так сказать в заблуждение ?

Все вышеупомянутые постулата Ислама прекрасно известны верующим, так что мой комментарий больше для информирования тех, кто ещё далёк от веры (скорее всего по вине таких заблудших агитаторов).

3
Кто ни будь знает - Будет ли электронная версия этой публикации ?

4
Мне эти 106 человек будет жалко только если они здесь останутся. В той же Турции экономические условия значительно лучше, я видел сам своими глазами. Лично меня в своё время шокировало - в Турции нет рекордных залежей нефти и газа или чего либо полезного, при этом в маленькой Турции живут более 70 млн. человек, причём неплохо живут.

5
Первоначально читал и думал - случилось невероятное - мы адыги "стоим с протянутой рукой". Вроде ничего подобного не было в культуре нашего народа, да и на Кавказе такое было чрезвычайной редкостью.  Потом вспомнил что в роли просителя выступает так называемая республика. А кто живет в этой республике - 52 % русских, 25 % армян и курдов, около 19 % адыгов. Ну тогда всё ясно.

6
Салам алейкум всем, уважаемые земляки !
Хочу обратить Ваше внимание на одну возможность.
На аукционе молоток.ру выставлены две серебряные монеты, выпущенные в 5 веке до нашей эры, выпущенные государством Синдика (где сейчас Анапа), то есть выпущенные древними Синдами - предками абхазо-адыгских народов.
Монеты выпускались для торговли с греками. Таких монет найдено всего не более 10 штук. Одна была найдена в Грузии ещё до 1917г., два найдены в Мермекии (Крым) и ныне хранятся в музее Одессы. В музеях Адыгеи и Кабарды - нет ни одного.
Особая ценность этих монет в том, что они были "Самыми первыми монетами выпущенными на территории Северного Кавказа и всей территории современной Российской Федерации". А вокруг синдов жили варвары, скифы, сарматы  и т.д., которые понятия не имели о деньгах. 
Монеты выставлены по 14 тысяч рублей каждая. Экспертиза будет несложной - (древнее серебро сильно отлично по составу от современных).
Я сейчас без работы и потому не могу купить монеты сам. Рекомендую купить - они могут стать жемчужиной любого частного музея.

После покупки - сообщите об этом здесь же в комментариях, чтобы кто-нибудь закрыл объявление.

7
Интернет пестрит сообщениями о том, что адыги (черкесы) всего мира протестуют против этой Олимпиады в долине Кбааде, где по приказу кровожадного русского царя были убиты убыхи. Если сегодняшняя власть в так называемой "республике Адыгея" не может возражать власти завоевателей, то что  что ей мешало хотя бы тихо игнорировать Олимпиаду.

Страницы: [1]