Автор Тема: Батырбек Бекмуразович Шарданов  (Прочитано 7163 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн sult

  • Разрешенные
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Карма: +3/-0
    • Просмотр профиля
Окончив Петер­бургский институт путей сообщения, Батырбек Шарданов весь свой талант и силы отдал делу строительства Российских железных дорог. С 1897 по 1917 год он работал в Екатеринодаре главным инженером железнодорожного акционерного общества.

Кроме своей профессиональной деятельности Батырбек Бекмуразович прославил свое имя и как большой меценат. Он являлся членом Кубанского попечительного комитета о тюрьмах, почетным блюстителем Екатеринодарского общества Владикавказской железной дороги, Кубанского войскового приюта для девиц, Кубанского поощрительного скакового общества, председателем Черкесского благотворительного общества. Сам написал несколько исторических статей по истории и сегодняшнем дне черкесских народов, в которых выступал за единство адыгов с Россией.

 В 1905 году Шарданов построил на углу улиц Красной и Графской по своему проекту одно из лучших зданий города. В нем располагались торговые помещения, работали высшие женские курсы "для приготовления учительниц изящного рукоделия" для учебных заведений, а в 1907 году городская управа стала арендовать здесь второй этаж для картинной галереи. Основой ее послужила частная коллекция жителя Екатеринодара Федора Акимовича Коваленко.
С 1924 года галерея стала художественным музеем имени А.В.Луначарского. Нарком просвещения, посетивший музей в 1926 году, много сделал для пополнения его фондов за счет ведущих музеев страны.
В 1993 году музею присвоено имя Федора Акимовича Коваленко, а на здании была установлена мемориальная доска с его бюстом, созданная известным кубанским скульптором Александром Алексеевичем Аполлоновым. К столетнему юбилею музея была проведена реставрация здания, вернувшая ему первозданный и ни с кем не сравнимый вид одного из самых красивых зданий кубанской столицы.

Памятник архитектуры «Дом Шарданова Б.Б.» расположен по  ул.Красная,13,  в г. Краснодаре.

...ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В начале 1869 года на высочайшее имя была подана записка о необходимости соединить весь Северный Кавказ железной дорогой, маршрут был намечен от Ростова-на-Дону до Вла­дикавказа с дополнительной веткой к Черному морю. Вследс­твие отсутствия государственных денежных средств было предложено создать частную концессию на ее строительство — Акционерное общество Влади­кавказской железной дороги во главе с бароном Р. В. Штейнгелем. Подрядчику С. С. Поля­кову было поручено изыскание наиболее оптимального пути для железной дороги, которая протяженностью в 652 версты была построена за три года. В апреле 1885 года началось стро­ительство ветки в сторону Ново­российска, первый отрезок которой соединил станцию Тихорецкую с Екатеринодаром.

Акционерному обществу принадлежал механизированный элеватор, 30 нефтехранилищ, а также нефтеналивной флот. Владикавказская дорога, наряду с Варшавско-Венской, была самой прибыльной железной дорогой в России.

Молодой инженер-путеец Батырбек Шарданов деятельно включился в мощный процесс индустриализации северо­кавказского промышленного региона. Он настолько удачно участвовал в строительстве участка от станции Про­хладной к крепости Грозной и далее на Баку, что один из разъездов, проходивший по северным территориям Кабарды, получил название станция Шарданово.

В это время он активно участвует в работе Общества по распространению техни­ческих знаний среди горского населения Северного Кавказа, а позже станет почетным попечителем Нальчикского Кабардино-горского реального училища императора Александра III.

В 1892 году Бориса Николаевича Шарданова назначили началь­ником 10 дистанции пути и станции Невинномысская, которая в те годы территориально относилась к Кубанской области. Однако он не был первым представителем рода Шардановых, связанным с Кубанью деловыми, культурными и иными начинаниями.

На Армавирской почтово-телеграфной станции с 1891года работал его двоюродный брат коллежский секретарь Асхад Джамботович Шарданов, второй его двоюродный брат Мусса Магоме­тович Шарданов служил подпоручиком в Лабинском иррегулярном эскадроне Кавказско-горской милиции.

После перевода Батырбека Шарданова на станцию Крымская он смог обзавестись 3620 десятинами земли, предположительно, на Черноморском побережье, где деятельно осваивали новую, но необыкновенно прибыльную отрасль промышленности – марочное виноделие еще два представителя шардановской семьи: рядом со знаменитыми царскими угодьями «Абрау-Дюрсо», было расположено имение «Джанат», которым владел Тлюстамбий Гамидович Шарданов, учившийся виноделию во Франции, в провинции Шам­пань, (22), а в Анапе успешно выращивал марочное вино «Шардоне фанагорийское» Якуб Шарданов-младший.

В 1897 году Борис Николаевич Шарданов был назначен на должность начальника 15 дистанции пути от Тихорецкой до станции Екатеринодар. За десять лет руководства дистанцией им будет перестроен Екатеринодарский вокзал, сделаны два мощный виадука на южных и северных подъездных путях, Екатеринодар будет связан железнодорожной веткой со Ставрополем, через станцию Кавказскую, и с Туапсе через Армавир и Белореченскую а позже, в его бытность попечителем Екатеринодарского отделения Владикавказской железной дороги, будет построена «Черноморка», соединившая Екатеринодар с Ахтарями, в ее строительстве активно участвовали его соотечественники – два поколения черкесов Траховых.

Была еще одна область деятельности Батырбека Шарданова, которая оста­вила значительный след в его жизни -благотворительность.

В его послужном списке составлен­ном в 1904 году и находящимся в ГАКК, перечислены основные вехи благотво­рительной деятельности Шарданова...
http://archivesjournal.ru/?p=3191


Hugo

  • Гость
Re: Батырбек Бекмуразович Шарданов
« Ответ #1 : 26 Декабрь 2013, 21:14:51 »
Holy coisnce data batman. Lol!