Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - Fatima

Страницы: [1] 2 3 ... 6
1
Трогающая за душу
На прошлой неделе в мемориальном комплексе «Яд ле Баним» в городе Ашкелон (Израиль) прошла презентация документального фильма «Бесленей. Право на жизнь». На мероприятии присутствовали главный режиссер этого фильма, народный артист КЧР Давыдов Вячеслав Борисович, черкесы из двух аулов – Кфар-Кама и Рихания - Салим Шхагум, Яхья Натхо, Нарт Тлеуж, общественный деятель из КБР, проживающий в Израиле, Рустам Апшев и Заур Патов со своим племянником Русланом, которые сейчас находится в частной поездке в Израиле.
Напомним, что документальный фильм был снят в 2008 году. У главных героев этого фильма две имени, две родины, две жизни. В 1942 году они заново родились. Тогда группу еврейских детей везли из блокадного Ленинграда в Теберду. Но шансы добраться живыми были невелики. Гитлер отдал приказ уничтожать евреев, независимо от возраста и пола. По дороге при подъезде к городу Армавир вагоны были разгромлены бомбежкой немецкими самолетами. Оставшихся в живых детей военные загрузили на подводы и направили в сторону Теберды. По дороге, проезжая русские селения, никто не брал к себе детей, потому что большинство из них были евреями, а за укрывательство евреев, немцы могли их расстрелять. Да и тяжело было с пропитанием своих детей, не говоря о пропитании чужих детей. «Однорукого» военного, сопровождавшего этот обоз с детьми, в русских селениях предупреждали, чтобы по возможности подальше объезжали черкесские аулы, «мол они вас могут вообще убить».
Однако, когда обоз доехал до черкесского аула Бесленей и жители увидели этих детей, они поняли, какова может быть судьба этих несчастных детей и что многие из них могут и не доехать до Теберды и умереть от голода и тяжелых болезней. Они взяли с обоза самых тяжелых и маленьких детей, зная одновременно, что немцы могут их смертельно наказать за укрывательство еврейских детей.
Чтобы дать ребятам шанс на спасение, аульчане решили разобрать детей по семьям. Были приняты меры предосторожности: свидетельства о рождении уничтожили, а в похозяйственной книге аула этим же вечером появились записи о тридцати двух новых бесленеевцах. Марик стал Муссой, Катя – Фатимой, а Виктор – Рамазаном. Все усыновленные дети дожили до победы. Однако, около 1500 еврейских ребятишек, в том числе и те, кто проехал мимо аула Бесленей, были уничтожены немцами в газовых душегубках в районе Теберды.
Вечер, посвященный презентации документального фильма «Бесленей. Право на жизнь», открыла заместитель главы администрации города Ашкелон София Байлен.
- С автором этого фильма я познакомилась на одном еврейском кинофестивале. Тогда я впервые увидела эту картину и до сих пор хожу под впечатлением и раздумьями. Я никогда не смотрела такого душевного фильма. Это удивительно трогающая за душу, проницательная история, - сказала София.
Когда автору фильма дали слово, Вячеслав Борисович отметил, что много воды утекло с тех пор, как человек появился на этой земле, что с тех пор меняются и развиваются религии, обычаи, мировоззрения человека. «Но есть на этой земле один этнос, который прошел через многие века, который несравним ни с кем своим гуманизмом и человечностью. Возвышает этот народ их « Адыгэ хабзэ», весь мир знает его как «черкесы». Между старшими и младшими – взаимоуважение, между мужчиной и женщиной – почтение, в общем, вежливости у этого народа нет конца и края. Их юноши крепкие, девушки красавицы, земля благодатная, повсюду леса и реки, а украшает это все величайшая гора счастья Эльбрус. Это все находится в одном месте – в Черкесии», - сказал Давыдов.
После таких трогательных слов главного режиссера начался фильм. Все на одном дыхании посмотрели его, после чего В. Давыдов ответил на вопросы собравшихся в зале.
Выступая во время презентации фильма, житель аула Кфар-Кама (Израиль) Яхья Натхо поделился впечатлениями: «Прежде всего хочу поблагодарить организаторов сегодняшнего вечера и пожелать всех благ тем, кто снимал эту картину. На самом деле наши братья очень мужественно поступили тогда, забрав к себе детей. Но для адыгов это не подвиг, а простое человеческое отношение друг к другу. Мы все хорошо знаем, что не бывает чужих детей, тем более, грех не помочь маленьким ребятишкам, которые по волею грозной судьбы оказались над пропастью.
Я считаю, что надо перевести этот фильм на разные языки и показать во всех странах мира, пропагандируя высокий гуманизм и доброту души».
Рустам Апшев, который рассказал нам о том, как прошла презентация фильма в Израиле, говорит:
- Когда мы вышли из зала под впечатлением и с высоко поднятой головой за свой народ, к нам подошел один пожилой мужчина-еврей, со слезами на глазах, и сообщил: «В моей жизни тоже было такое счастье – меня тоже воспитали в адыгской семье, в Ессентуках».
Кроме него я в Израиле познакомился еще с одной пожилой женщиной, которая тоже росла в кабардинской семье. Она очень хорошо владеет адыгским языком, готовит кабардинские блюда. И это не удивительно, потому, что она росла в кабардинском селении Исламей Баксанского района КБР. Она помнит мою бабушку по матери, жили в одном селе. Еврейка по национальности, но до того она стала кабардинкой в душе, что увидев меня – кабардинского парня из Кабарды – заплакала и сказала: «Как же хорошо, что я услышала родную адыгскую речь! Я боялась, что уже до смерти не услышу родной адыгский язык» Представляете?!»
Презентация документального фильма «Бесленей. Право на жизнь», которая прошла в городе Ашкелоне, еще на один шаг сблизил адыгов и евреев Израиля.
Замира Нашапигова

2
Рекомендую!
Фатима Хуако. Перо Горца
Литература черкесских (адыгских) и северокавказских народов, ее критика.
http://adyglit.blogspot.ru/search/label/glavnaya

3
"Адыги с древних времен носили на себе обереги, защищающие здоровье и придающие силы человеку Майкоп.Оберегами могли быть различные амулеты, изображение родового символа семьи - «тамги». Свою одежду адыги также украшали определенными знаками, которые не только были элементами декора, но и были призваны защитить своего владельца от сглаза и злых духов. Все эти символы существовали в памяти народа на протяжении десятков столетий и несли в себе священный смысл. Например, символы, напоминающие по форме рога животного, обозначали плодородие и процветание. Растительные мотивы, изображения зверей, солярные знаки – все они были связаны с культовыми обрядами. Наиболее древним орнаментом было изображение дерева и его отдельных элементов. У адыгов существовал целый культ деревьев, и сама вселенная в их понимании имела структуру большого дерева. По прошествии веков было утеряно много информации о значении священной символики. Но многие из этих элементов сохранились на старинных предметах одежды и в традициях оформления национальной одежды. Рубаха-оберег В Национальном музее Адыгеи есть уникальный предмет одежды – единственная сохранившаяся рубаха-оберег. Она принадлежала темиргоевскому князю Джамбулату Болотокову. Рубаха датируется серединой XIX века и попала в музей благодаря супруге князя княжне Г. Болотоковой в 1938 году. Адыги такую одежду называли рубахой, предохраняющей от пуль или «щэтемыгъафэ джан». Рубаха изготовлена очень тщательно: у нее есть подкладка, по форме рубаха туникообразная без плечевых швов, имеет круглую горловину с разрезом по центру, а также воротник-стойку высотой 5 см. Сшито изделие из хлопчатобумажной ткани с блестящей поверхностью песочного цвета. Внизу рукава соединяются с рубахой четырехугольным клином для свободного движения рук. Она почти полностью расписана древними письменами."                                                                                                 "На рубахе изображены и геометрические фигуры – круги, по окружности которых вписаны тексты и цифры. В нескольких частях пересекающиеся круги образуют символы, подобные знаку древнего Цветка жизни. Спина рубахи также расписана. Все письмена нанесены черной и красной красками. Надписи не удалось расшифровать. Скорее всего, они написаны на одном из древних восточных языков. В области лопаток на обеих сторонах спинки изображено два круга-солнца с  лицами. Эти лики-«солнца» имеют тонкие черты и крупные глаза, а на лбу левого изображения между его бровями стоит точка. У адыгов с древних времен существовал культ солнца. Считалось, что оно дает жизнь и свет всему живому. Возможно, его изображение на рубахе было призвано уберечь хозяина предмета одежды от смерти."                                                                                                                        "Сай Главным платьем адыгских женщин было «сае». Это платье не имело застежек. Женщины носили сай с поясом или без него. Когда его носили нараспашку, борта на груди от плеча шли вниз по прямой линии. Другой вариант покроя был, когда от плеча до подола шел косой уширяющий клин. Он полностью открывал перед кафтанчика, который одевался под платье. В зависимости от типа сая пояс надевался либо сверху на платье, либо на кафтанчик под ним. Большое разнообразие существовало в оформлении рукавов. Они могли быть короткими, при этом к ним привязывали специальную нарукавную лопасть. А могли быть с уже пришитыми нарукавными подвесками. Наиболее популярными цветами платьев были темные оттенки красного, черный, иногда голубой и синий. Девушки одевались в более светлые тона, в то время как женщины носили темные платья."                                    "Сай украшали галунами, золотой и серебряной вышивкой. При декорировании платья также использовались басонные изделия, металлические нашивные украшения и узорную тесьму. Наиболее распространенным было украшение наряда золотым шитьем – им декорировали края разреза сая от талии до подола, вырез платья на груди и подол. Орнаментами обычно были растительные мотивы и разнообразные геометрические элементы. Поверх платья надевали пояс из ткани или кожи, галуна и металла. Этот предмет одежды представлял большую ценность с точки зрения ювелирного искусства. Пояса делали из серебра, их покрывали позолотой, инкрустировали драгоценными камнями. При их создании использовали такие методы ювелирной работы, как зернь, филигрань, чернь и амальгирование. Все эти элементы составляли «черкесский стиль» - известную ювелирную технику. Черкеска Черкеска была главной одеждой адыгских мужчин. Этот костюм появился в эпоху Возрождения, а ее название - «черкеска» - было дано русскими в XIX веке. Оно происходит от второго названия адыгов – черкесы. По-адыгски название мужского костюма звучит как «цый». При шитье черкески использовали домотканое сукно. В цветовом решении костюм был неяркий. Подбирались два цвета, а третий был дополнительным. Чаще всего использовали естественные цвета шерсти, такие как черный, серый и бурый. Иногда использовали крашеные ткани темно-красного и красно-коричневого цветов. Черкеска очень изысканна по форме – строгий и лаконичный костюм без лишних деталей. Подросткам шили черкески, когда они достигали 10-12 лет, а иногда и позднее. Это был своего рода переход к взрослой жизни."                                                                                                                      "По силуэту черкеска обтягивала фигуру вверху, плавно расширялась от талии книзу при помощи специального кроя спины. Считалось особым шиком, если черкеска сидела как влитая. Адыги большое внимание уделяли внешнему виду и образу. В народе говорили, что идеальной мужской фигурой было тело с такими пропорциями, чтобы кошка в полный рост могла пройти под талией, когда человек лежал на боку. Поэтому задачей костюма было подчеркнуть атлетичность и развитость тела. В черкеске надо было ходить с прямой спиной, втянутым животом и при этом благородно себя вести. Аксессуарам, цвету и длине костюма уделялось большое значение, так как по этим параметрам можно было узнать о статусе его владельца. Так, например, белые черкески были очень редкими и их носили только представители дворянского сословия. Важна была и манера, с которой носили черкеску – она была застегнутая и подпоясанная узким ременным поясом. На нем висел кинжал, пистолет или шашка. Красивым элементом были газырницы. Они представляли собой нагрудные карманы с отделениями для хранения газырей – трубочек с зарядами для оружия. Черкеску нараспашку могли носить только глубокие старики и только в своем селении. По прошествии времени черкеска стала самой популярной одеждой на Северном Кавказе. Кубанские, терские, донские казаки полностью переняли адыгский костюм, и вместе с ним седловку лошадей, манеру ношения оружия и езды. В 40-х годах 19 века черкеска была утверждена как воинская форма казачьих войск на Северном Кавказе. Среди российских правителей особенно изысканно носил черкеску император Николай II. Черкеска была частью имиджа достойного и храброго воина, для которого главным была его честь. За свою честь он был готов отдать и жизнь." - сообщает сайт "Аргументов и Фактов" http://www.adigea.aif.ru/culture/           

4
За 40 лет деятельности Феликс Петуваш создал впечатляющее число картин и художественных проектов
Феликс попал в мир искусства ребенком. Вместе с другими ребятами по школе он учился на работах старых мастеров в лучших столичных музеях.
О художнике
Феликс Петуваш родился в Адыгее. Его дед, прадед, прапрадед были ювелирами и оружейниками, мать была швейным мастером. Будучи ребенком, он много рисовал, используя в качестве холста стены и книги. Заметив яркие способности сына, отец направил его на учебу профессиональному искусству. Таким образом, Феликс начал учиться в Московской средней художественной школе при Художественном государственном институте имени Сурикова. Затем продолжил образование в Московском высшем художественно-промышленном училище.                                                                                                                                                                              - В основном я делал графические работы. Графика мне была интереснее, несмотря на очень сложную технологию: цинк, латунь, медь, железо. Работать приходилось в примитивных условиях. Процесс травления серьезно влиял на здоровье. Для того, чтобы заниматься графикой, да и вообще искусством — это все нужно очень любить, - рассказал Феликс.
Новатор в искусстве
После учебы художник вернулся в Майкоп. С его возвращением в художественной жизни республики произошли настоящие революционные преобразования. До этого момента несколько художников из Адыгеи входили в Краснодарское отделение Союза художников России. В 1979 году благодаря талантливому новатору Феликсу Петувашу был создан Союз художников Адыгеи.
- Создание Союза открыло более широкие возможности. С нашими художниками стали заключать договора, начали поступать централизованные заказы, а также стало больше художественных материалов. Художники из Адыгеи стали выставляться в домах творчества по всей стране. У нас появилась возможность построить выставочный зал и мастерские для художников, - прокомментировал Феликс.
Вся эта работа способствовала созданию серьезной базы для развития художественного искусства в регионе. Благодаря активности Феликса в Майкоп приезжали много интересных художников из Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Москвы. Он был центром притяжения актеров, деятелей культуры, поэтов и искусствоведов, а на неформальных встречах в его мастерской рождались новые идеи и появлялись произведения искусства. На протяжении многих лет Феликс руководил созданным им союзом. Но, по прошествии времени, художник передал эту работу молодым и занялся чистым искусством.
Работы «от рождения до смерти»
Одними из самых интересных работ художника в графике стали серии «Адыгские писатели и просветители XIX века», работы «Охота», «Свадьба» «Война», серия «Джебран Хамиль Джебран».                                                                                                         Им была создана серия коллажей по адыгской мифологии, выполненная в необычной технике: «Тхэшхо» (Главный бог), «Зекотха» (Покровитель путников и воинов), «Амышъ» (Покровитель животных), «Псыхогуаще» (Речная фея), «Пако» (Бог зла), «Сэтэнэй», «Икар», «Старая башня».
У художника много работ по адыгскому эпосу «Нарты». В 70-е годы ХХ века информация о культуре адыгов не была известна. Будучи с детства вдали от родины, Феликс узнал об огромном культурном достоянии своего народа, только повзрослев. С этого момента, он захотел узнать как можно больше. Художник заинтересовался образом Саусруко - центральным образом Нартского эпоса.                                                                                                                                                                                                            - Саусруко с самого рождения занимался тем, что совершал подвиги для своего народа, и, в конце концов, этот же народ его и погубил. И мне интересна была его жизнь - с самого начала и до конца. В своем роде он был как Христос, - пояснил Феликс.
Позже, вдохновленный этой темой, художник сделал серию работ, посвященную жизни человека от рождения до смерти. Это картины, исполненные в графике: «Мечтающий», «Творящий», «Бегущий», «Несущий свою мечту», «Созерцающий вершину», «Постигающий», «Ждущий», «Умирающий».                                                                                                                                             Творчество сегодня
С годами художник полюбил уединение. По его словам, он мог бы жить в горах, тем более что в Адыгее они прекрасны. Собственное творчество для него сегодня главное. Он приводит в пример образ жизни известного американского художника Эндрю Уайта: «Вот он сидит в своем маленьком городке и создает целый мир, и весь мир видит его. Пишет тех, кто живет с ним рядом, и выставляется по всему миру».
Одно из ярких увлечений художника - охота. Он написал немало картин, изображающих дичь и охотника, но каждая из картин передает большое уважение к животным и природе.                                                                                                                             Феликс отметил: «Охотники - не браконьеры. Настоящий охотник думает о природе, бережет ее. Мы не всегда видим зверей, а они нас видят. Мы себе кажемся особенными и неординарными, а на самом деле мы песчинки на фоне вечного пейзажа».
ДОСЬЕ: Феликс Петуваш - заслуженный художник России, лауреат Государственной премии Республики Адыгея и Народный художник Республики Адыгея. Произведения живописи и графики мастера хранятся в Российских фондах Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Алма-Аты, Майкопа, Нальчика, Владикавказа, Черкесска, а также за границей — в Иордании, Турции, Болгарии, Чехословакии. http://www.adigea.aif.ru/               

5
Музыкальная культура адыгов вызывает интерес не только у российских специалистов, но и у всей мировой общественности. Ценнейшим вкладом в изучение материальной культуры народностей Северного Кавказа стало создание в Республике Адыгея музея-мастерской по изготовлению национальных музыкальных инструментов и возрождению адыгских народных ремесел. Задуманная ещё в конце 1990-х, и открывшаяся только в 2000 году в г.Майкопе, мастерская стала поставщиком уникальных инструментов, сувениров и предметов обихода адыгского народа. Её основателем является Замудин Лелевич Гучев Заслуженный художник Республики Адыгея, народный мастер, член Союза художников России.Будучи энтузиастом своего дела, Замудин Гучев своими силами построил творческую мастерскую, переросшую в музей-мастерскую и получившую в народе название «Живой очаг», где мастер передает свои знания и богатый опыт. Для многих воспитанников занятия стали не только школой мастерства, но и школой духовного роста, школой национального самосознания. Идея энтузиаста Замудина Гучева о возрождении культуры адыгов была поддержана ценителями народного творчества. Построить дом-музей, дом-мастерскую, куда бы могли приходить любоваться развешенными циновками и старинными музыкальными инструментами претворялась в жизнь 10 лет. Оказались востребованы такие редчайшие музыкальные инструменты, как похожая на скрипку шичепшина и напоминающая арфу пшынэтIаркъо, а среди любителей музыкальной этнической экзотики особенно популярны адыгская флейта – камыль и зажигательные трещотки – пхацич.     Помимо изготовления музыкальных инструментов и плетения циновок Замудин занимается проблемой возрождения традиционного адыгского песнопения. В Республике Адыгея с 2005 года при Адыгейском Государственном Университете функционирует фольклорный ансамбль адыгского аутентичного песнопения и инструментальной музыки «ЖЪЫУ». За время своего существования он неоднократно выступал в Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике  и Республике Адыгея.

Создание и функционирование фольклорного ансамбля адыгского аутентичного песнопения и инструментальной музыки «ЖЪЫУ» носит не только просветительский характер, но и синтезирующий. Это синтез «профессионального» академического и «традиционного» аутентичного в современной музыкальной культуре. В своем творчестве ансамбль сочетает традиционные формы исполнительства на старинных музыкальных инструментах – шичепшине, апапшине, гармонике – наиболее звучащие сегодня, а также на камыле, зурне, шу-шу, исполнение на которых представляет собой истинный раритет, а также исполнение старинных песен адыгов в новом колоритном звучании.

В исполнении ансамбля старинные инструментальные наигрыши и песни обрели новое звучание. С деятельностью ансамбля связано возрождение и развитие традиционной музыкальной культуры на новой профессиональной основе современной вокальной и инструментальной исполнительской традиции.

Основной используемый музыкальный материал собран и записан руководителем ансамбля Замудином Гучевым в личных беседах с исполнителями старинных песен и инструментальных наигрышей. Также им использованы фондовые записи фонотек КБИГИ, АРИГИ, Центра Адыговедения АГУ и Радио Адыгеи, а также старинные песни и наигрыши записанные Г.А. Самоговой и Ш. Шу. Обработка архивного материала Замудином Гучевым, несомненно, носит научно-исследовательский характер, т.к. им восстановлены, а в ряде случаев  реконструированы заново некоторые обрядовые действа, в которых функционировали инструментальные наигрыши и обрядовые песни.

Помимо огромной концертной работы ансамбль «ЖЪЫУ» записал два альбома, в который вошли песни всех жанров – исторические, героические, лирические, обрядовые и культовые песни – это адыгские здравицы, традиции чапш, свадебные обряды и обряды похорон, законы гостеприимства, уважения и почитания старших. Эти песни – замечательные памятники высокохудожественного и идейного содержания – являются  плодом устного творчества, отразившими различные этапы жизни  адыгов. Использование их в своем репертуаре в новой интерпретации носит элемент преемственности традиционного и современного, открывая новые перспективы функционирования старинных песен, стимулирует процессы возрождения традиционных форм исполнительства вокальных жанров, их традиционной поэтико-содержательной специфики. Возможно, анализ репертуара ансамбля поможет при освещении вопросов сохранности народно-песенного исполнительского искусства во времени и выявлении их особенностей, что послужит обогащению опыта изучения народно-песенного искусства, сохраняющегося в живом бытовании.

Использование в репертуаре ансамбля традиционных наигрышей с использованием традиционных форм исполнительства на старинных адыгских музыкальных инструментах несколько расширяет устоявшиеся формы функционирования традиционных инструментальных текстов. Возможно, это поможет проникнуть во внутреннюю структуру фольклорного языка, глубинные слои национального музыкального мышления, в музыкальную эстетику традиционной музыкальной культуры и будет способствовать, в свою очередь, дальнейшему возрождению и развитию традиционных форм исполнительства на музыкальных инструментах. Эти обстоятельства, вместе взятые стимулирует дальнейшую практическую творческую деятельность в области возрождения традиционного музыкального искусства адыгов.                                                                                                                                                             

6
В Кабардино-Балкарии вышел в свет адыгский (черкесский) перекидной календарь. Ценность издания в том, что на его страницах адыгские ученые впервые смогли восстановить хронологию, исходя из которой в будущем году этому народу исполняется 6022 года. Исследования по национальному черкесскому летоисчислению открывают совершенно новые страницы в истории адыгов.
Вскоре издание обещает стать библиографической редкостью, поскольку спрос на него возник не только в России, но и за границей — в тех странах, где есть крупные адыгские диаспоры. Как рассказал один из создателей календаря главный редактор республиканской газеты «Адыгэ псалъэ» Мухамед Хафицэ, это издание заметно отличается от прошлого, а следующее, которое появится в сентябре-октябре следующего года, изменится еще сильнее. В каждом новом издании календаря появляется 200–300 новых имен.
СПРАВКА SMARTNEWS

Адыги — общее наименование многочисленной в прошлом группы родственных по происхождению племен Северного Кавказа, называвших себя адыте и известных в европейской литературе со времен Средневековья под именем черкесов. Из современных народов Кавказа к адыгам относятся адыгейцы, кабардинцы и черкесы, говорящие на родственных языках. Традиционный быт адыгов был непосредственно связан с земледелием. В соответствии с этим и сложился черкесский календарь. Существовало огромное количество примет, установленных на основе наблюдений за живой природой, и эти знания лежали в основе черкесского времяисчисления. Изначально разделение года произошло на две части: щIы (в значении «холод») и гъэ («тепло»). Затем произошло разделение года на четыре периода: гъатхэ (весна), гъэмахуэ (лето), бжьыхьэ (осень) и щIымахуэ (зима). Каждый месяц состоял из 30 дней, и будний год состоял из 360 дней. Остающиеся 5–6 дней были праздничными, молебными днями (ТхьэлъэIу).
Адыги считались христианами, но приносили жертвы языческим богам, их похоронные обряды часто были языческие. Придерживались многоженства.
Названия месяцев на черкесском языке происходят от каких-либо ключевых событий, с которыми связано текущее время года. Причем в различных областях исторической Черкесии эти названия могли не совпадать. Например, месяц апрель мог называться «удзыпэ» (появление зелени) или «мэллъхуэгъуэ» (время появления потомства у овец). Ноябрь («последний месяц осени») земледельцы называли «месяцем привоза сена» — «мэкъукъэшэжыгъуэ», а скотоводы — «месяцем запуска в отару баранов-производителей», «тIы утIыпщыгъуэ», охотники же называли этот месяц «месяцем похода на охоту» — «щакIуэгъуэ мазэ».

На каждой страничке календаря приводится время восхода и захода солнца в Кабардино-Балкарии и Москве. Оно, конечно, отличается, поскольку между Москвой и Нальчиком не одна тысяча километров, хоть и живет республика по московскому времени. Это результат астрономических наблюдений и замеров, которые адыги пунктуально проводили у себя на родине и в Москве. В календаре адыгские ученые смогли восстановить хронологию, исходя из которой в будущем году народу исполняется 6022 года. Исследования по национальному черкесскому летоисчислению открывают совершенно новые страницы в истории адыгов.

В календаре приведены сроки начала и окончания различных месяцев в соотношении с нынешним григорианским календарем. Ключевыми праздниками в адыгском календаре являются МафIэщхьэтыхь — черкесский Новый год (22 марта), Тхьэшхуэгуыхьэж — праздник окончания полевых работ (празднуется в первый четверг после осеннего равноденствия), Дыгъэгъазэ — праздник зимнего солнцестояния (празднуется 22 декабря).
В календаре-энциклопедии содержится информация более чем о 1400 известных в России и мире людях адыгской национальности, например о народном поэте Кабардино-Балкарии, Герое Социалистического Труда и лауреате Госпремии Алиме Кешокове. Здесь также можно найти сведения о Мете Иззет-паше Чунатоко — это генерал, активист Черкесского общества единения и взаимопомощи, автор книг «История Кавказа» (1914), «Хетты» (1915), «Черкесы в Древней Греции» (1915).


Календарь не зря называют адыгской мини-энциклопедией, и не только потому, что он содержит массу эксклюзивных сведений о народе, его обычаях, истории и выдающихся представителях. Он станет стартом для создания адыго-черкесской иллюстрированной энциклопедии в семи томах, первый из которых будет издан уже в этом году.

http://smartnews.ru/regions/sevkav/5458.html

7
Культура / "Оскар" за лучший фильм !
« : 28 Февраль 2013, 22:38:14 »
Состоялась 85 юбилейная церемония вручения наград Американской академии киноискусства."Оскар"в номинации «лучшая женская роль» завоевала Дженнифер Лоуренс за работу в фильме Дэвида Рассела «Мой парень – псих». Лучшим актёром, по мнению американской киноакадемии, стал Дэниэл Дэй-Льюис, исполнивший главную роль в фильме Стивена Спилберга «Линкольн». Лучшим режиссером признан Энги Ли за фильм «Жизнь Пи». А картина Бена Аффлека «Операция "Арго"» признана лучшим фильмом. Рассказывают «Новости культуры».

Золотую статуэтку в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» получил Михаэль Ханеке за свою картину «Любовь». Таким образом, «Оскар» пополнил приличную копилку его наград: история о последних днях жизни двух пожилых преподавателей музыки ранее завоевала «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, а также была отмечена пятью статуэтками национальной премии «Сезар», в том числе как лучший фильм года. В номинации «Лучшая мужская роль второго плана» победил актер Кристоф Вальц за роль в фильме Квентина Тарантино «Джанго Освобожденный». Тарантино получил награду за лучший сценарий. В номинации «лучший документальный фильм» победила картина «В поисках Сахарного Человека».

8
Блог Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева.В Москве в середине марта по инициативе черкесских активистов Москвы будет проведен еще один круглый стол по проблемам репатриации российских соотечественников из Сирии на историческую родину, в Российскую Федерацию. Предполагаю, что на круглом столе опять прозвучат идеи, уже не раз озвученные по итогам визита делегации Совета Федерации в Сирию (март 2012), в ходе общественных слушаний в ОП РФ, а а также в ходе одиночных и массовых пикетов, проводившихся в Москве осенью-зимой 2012 года в виде многочисленных резолюций, обращений, писем во все возможные инстанции.
Проблема репатриации соотечественников на историческую родину в дискурсе черкесских активистов не нова — она была сформулирована еще в 1990-е гг, когда черкесский активизм структурировался в виде международных организаций, а основные векторы черкесского национального движения оформлялись в четкие цели и задачи.
В июне 2001 года на Совете МЧА президент МЧА З. Нахушев сделал доклад «К вопросу о проблемах репатриации». Привожу отдельные выдержки из доклада, все еще актуальные и через 12 лет.
«И в диаспоре, и в общественных организациях на этнической родине нет единого мнения, единого подхода к оценке и решению проблемы репатриации».
«Мы должны обеспечивать объективную информацию об условиях жизни в северокавказских республиках, но в тоже время предпринимать меры к улучшению этих условий, создавать предпосылки для более быстрой и безболезненной адаптации на новом месте жительства черкесским семьям, возвратившимся на историческую родину».

« Мы не хотим им (черкесам диаспоры — НН) указывать, что им делать, но мы хотим точно определить, что нам следует сделать для облегчения участи тех, кто вернулся или планирует вернуться в наши республики».

(Причины, мешающие нормально адаптироваться возвратившимся семьям соотечественников):

затягивание соответствующими службами сроков рассмотрения материалов на предоставление «Вида на жительство» и российского гражданства;

отсутствие истинной информации об изменениях налогового законодательства и других нормативных актов;

получение земельных участков под индивидуальное строительство».

«Мы более тесно должны сотрудничать с региональными нашими организациями, благотворительными обществами и центрами северокавказской культуры.

Ранее мы обращались к руководителям обществ, являющихся зарубежными членами МЧА, с просьбой давать нам ежегодно информацию (пусть хотя бы ориентировочную):

количество семей, намеревающихся в наступающем году переехать на постоянное место жительства в ту или иную республику;

состав семьи с указанием профессии родителей и возраста детей;

в какой местности они хотят жить ( в селе или в городе);

их финансовые возможности обеспечить себе жилье и условия проживания;

на какую помощь от исполкома МЧА они рассчитывают».http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/1927/posts/14020

9
Олимпийский чемпион по вольной борьбе Сагид Муртазалиев решил вернуть золотую медаль Олимпийских игр в Сиднее в знак протеста против планов МОК исключить борьбу из олимпийской программы. По словам господина Муртазалиева, он «решил последовать примеру великого болгарского борца Валентина Йорданова».
«Решение вернуть олимпийскую медаль мне далось непросто. Но все же после некоторых раздумий я решил последовать примеру великого болгарского борца Валентина Йорданова. На этот шаг я пошел в знак протеста против принятых на днях исполкомом МОК рекомендаций исключить спортивную борьбу из олимпийской программы», — цитирует «РИА Новости» письмо Сагида Муртазалиева на имя президента Международного олимпийского комитета (МОК) Жака Рогге.

Ранее олимпийский чемпион Олимпиады-1996 в Атланте Валентин Йорданов заявил о намерении вернуть свою золотую медаль в знак протеста против предложения исполкома МОК об исключении борьбы из олимпийской программы.

Сагид Муртазалиев — известный российский и украинский борец вольного стиля, общественный и политический деятель, чемпион Олимпийских игр 2000 года в Сиднее, чемпион мира 1999 года, чемпион Европы 2000 года, заслуженный мастер спорта России. Господин Муртазалиев является депутатом Народного собрания Республики Дагестан, с 2010 года возглавляет отделение Пенсионного фонда России по Дагестану.

Почему борьбу хотят исключить из Олимпиады и чем это грозит России
Члены исполкома МОК основывались на докладе специальной комиссии, анализировавшей виды по трем с лишним десяткам критериев — таких, как телевизионные рейтинги, продажи билетов, эффективность антидопинговой политики, популярность и распространение в мире. Из-за рекомендации исполкома исключить спортивную борьбу из программы Олимпиады 2020 года Россия рискует лишиться вида спорта, который с советских времен оставался одним из главных предметов ее спортивной гордости и надежным добытчиком золотых наград. Правда, отечественные спортивные руководители предполагают, что борьбе, состязания по которой проводились еще на античных Олимпиадах, все-таки удастся сохранить место в программе.

Президент Олимпийского комитета России (ОКР) Александр Жуков: «МОК принял удивительное решение, потому что трудно себе представить Олимпийские игры без борьбы. Мы будем предпринимать все усилия, чтобы уговорить МОК не исключать борьбу из Олимпийской программы. От имени ОКР обращаюсь к МОК сохранить борьбу в программе игр. Если бы мы располагали информацией о таком решении МОК, я бы обратился лично к президенту Жаку Рогге».

10
АиФ.ru  в преддверие 23 февраля вспомнил 10 действующих политиков, которым приходилось защищать родину
Много веков назад политические споры, в основном, решались «кулаками»: огнем, мечом и длительными осадами непокорных городов. Сейчас политики все чаще добиваются своих целей дипломатией да экономическими санкциями.  Однако до сих пор во власти есть те люди, которые большой период своей жизни посвятили тому, чтобы в случае опасности профессионально защищать Родину или предотвращать нападения на Отечество. АиФ.ru собрал топ-10 политиков – бывших военных и «безопасников».
Владимир Путин.Текущая должность: президент РФ
После окончания юрфака ЛГУ (ныне - СПбГУ) в 1975 году был направлен в ленинградское управление КГБ. Затем Путина перевели в Первое главное управление КГБ – то есть, во внешнюю разведку, в общей сложности в КГБ Путин проработал 15 лет. В 1985 году он был направлен на службу в Дрезден (ГДР), где пробыл 5 лет.
В 1990 году Владимир Путин ушел из разведки.                                                                                                  Сергей Иванов.Текущая должность: руководитель администрации президента
Сергей Иванов окончил высшие курсы КГБ в Минске, работал во внешней разведке. После реорганизации КГБ работал сначала в службе внешней разведки, а затем в ФСБ. С 1981 года по 1998-й дослужился от оперуполномоченного Первого Главного управления КГБ СССР до первого заместителя начальника управления Службы внешней разведки РФ.
На официальном сайте Кремля указано, что Иванов был в трех длительных зарубежных командировках в Скандинавии и Африке. По информации СМИ, Иванов работал в Англии и Швеции.
В августе 1998 года Сергей Иванов занял пост заместителя директора ФСБ, в ноябре 1999 года стал секретарем Совета Безопасности, а в 2001-м году министром обороны. Работу в силовых структурах Иванов прекратил в 2007 году, заняв пост первого заместителя председателя правительства РФ.                                                                                         Владимир Пучков.Текущая должность: министр по чрезвычайным ситуациям РФ
Владимир Пучков был курсантом Тюменского высшего военно-инженерного командного училища. Четыре года – с 1979-го по 1983-й – служил в Дальневосточном военном округе, затем перешел в Штаб гражданской обороны. В 1988-м году нынешний министр закончил Военно-инженерную академию, а в 1991 году – очную адъюнктуру.
Несколько лет Пучков посвятил преподавательской деятельности,  в 1994-1995 годах возглавлял отдел войсковой части. В 1997-м году Пучков ушел в структуры МЧС.                                                                                                            Юнус-Бек Евкуров.Текущая должность: глава республики Ингушетия
Юнус-Бек Евкуров провел в рядах Вооруженных сил 22 года. В 19 лет он был призван в Советскую армию, где служил в пехоте Тихоокенского флота. После службы Евкуров закончил Рязанское воздушно-десантное командное училище, затем – Военную академию им. Фрунзе и военную академию Генштаба.
В 2000-м году Евкурову было присвоено звание Героя России за мужество и героизм при выполнении спецзадания в Косово.
С 2004 по 2008 годы Евкуров занимал пост замначальника штаба Приволжско-Уральского военного округа.              Андрей Шевелев.Текущая должность:  губернатор Тверской области
Андрей Шевелев  стал первым военнослужащим, получившим звание Героя России во время первой чеченской кампании. Он успешно провел разведывательную операцию, которая позволила дивизии без потерь добраться до передовых позиций боевиков у Грозного. Сам Шевелев во время этих действий был тяжело раненГлава Тверской области также принимал участие в урегулировании конфликтов в Южной и Северной Осетии.
Действующий губернатор Тверской области закончил Калининское суворовское училище, а затем Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. Работал командиром разведвзвода, дослужился до замкомандира отдельного разведывательного батальона.
Принимал участие в боевых действиях в Южной и Северной Осетии, установлении конституционного порядка на территории Чеченской республики.
«Гражданскую» карьеру начал в 2003-м году с поста депутата Госдумы РФ.                                                Георгий Полтавченко.Текущая должность: губернатор Санкт-Петербурга
Георгий Полтавченко 15 лет проработал в Комитете госбезопасности (КГБ). Окончив высшие курсы КГБ, нынешний глава Санкт-Петербурга обеспечивал безопасность международного аэропорта Пулково и Олимпийских игр, которые прошли в Москве в 1980 году. Последняя должность Полтавченко в КГБ – начальник Выборгского городского отдела управления комитета госбезопасности по Ленинградской области и Санкт-Петербургу.                                                                                       Владимир Груздев.Текущая должность: губернатор Тульской области
Груздев в 1984-м году закончил Суворовское военное училище, после чего отправился в военный институт Министерства обороны. Во время учебы Владимир Груздев служил военным переводчиком в Монголии и Мозамбике. Со службы Груздев уволился через два года после окончания учебы и занялся бизнесом.                                                                               Михаил Бабич.Текущая должность: полпред президента в Приволжском федеральном округе
После окончания Рязанского высшего военного училища связи в 1990-м году, Бабич 5 лет отработал в силовых структурах. Бабич служил в Воздушно-десантных войсках Минобороны и в КГБ, где принимал участие в боевых действиях, однако в каких именно – официальная биография не уточняет.
 Сергей Григоров.Текущая должность: советник президента РФ
Сергей Григоров принимал участие в Афганской войне и в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В общей сложности в вооруженных силах прослужил почти 40 лет.
Григоров закончил Воронежское военное авиационно-техническое училище в 1967 году, после чего поступил в распоряжение командующего войсками московского округа ПВО. В 1974-м году закончил Военную инженерную академию им. Можайского.  Служил в научно-исследовательских институтах и управлениях Минобороны, где занимался созданием спецсредств защиты и экологического контроля, а также разрабатывал и испытывал новые образцы военной техники и средств защиты от разведки.
Григоров ушел с воинской службы по достижению предельного возраста.                                                      Игорь Левитин.               Текущая должность: советник президента РФ
Игорь Левитин в 1973 году окончил Военное училище по специальности «инженер путей сообщения», после чего служил в Одесском военном округе на Приднестровской железной дороге, а затем – в Южной группе войск в Будапеште. В 1983 году стал военным комендантом железнодорожного участка, а затем 9 лет проработал на Московской железной дороге на посту начальника отдела воинских перевозок, замначальника военных сообщений.
Из военных структур Левитин ушел в бизнес, а затем вернулся во власть, став министром транспорта и связи РФ.
Примечательно, что в официальной биографии действующего министра обороны Сергея Шойгу служба в армии не значится. Более того, если верить сайту Министерства обороны, работа в силовых структурах у Сергея Шойгу началась с 1991-го года – с поста председателя Российского корпуса спасателей, председателя госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям. Сергей Шойгу имеет звание генерала армии.http://www.aif.ru/politics/article/60478

11
Что я думаю о нашей армии ?Я вспоминаю слова своего родного брата.Отслужив 2 года в армии он сказал:"Раньше я спал спокойно,считая нашу армию сильной.Теперь мне страшно за страну у которой в ужасном состоянии армия...". ((                              В канун Дня защитника отечества социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения обратились к гражданам страны с традиционным опросом на тему того, что они думают об армии и ее проблемам. В этом году кроме обычного "смирно" наблюдалось и "равнение на грудь четвертого" в едином строю: россияне рассказывали социологам о тех надеждах, которые они связывают с приходом на пост министра обороны Сергея Шойгу.
Это назначение, похоже, добавило россиянам оптимизма во всем, что касается судеб нашей армии - "непобедимой и легендарной", но в последние годы познавшей не только "радости побед". Сегодняшнее состояние Вооруженных сил граждане России считают "средним", однако не сомневаются, что новый министр будет способствовать переменам к лучшему.

О том, что армия сейчас находится в "среднем" положении, говорит относительное большинство россиян - 46%. Треть граждан думает, что дела в Вооруженных силах идут довольно неважно, 16% выражают оптимизм и говорят, что состояние армии сейчас - хорошее или даже очень хорошее. Это, конечно, не самые радужные итоги. Но нелишне вспомнить, с какого "дна" поднимались эти оценки за прошедшие годы. В 1998 года только один россиянин из ста смог положительно оценить ситуацию в армии, а подавляющее большинство - суммарно 81% говорили, что в Вооруженных силах страны все плохо или ужасно. В 2009 году картина стала качественно иной: негативно отзывалась о ситуации в армии лишь четверть граждан. Да и по сравнению с прошлым годом социологи зафиксировали рост числа оценок "хорошо" и "отлично": в ряды оптимистов влились еще 3% россиян. И особенно важно то, что более чем в два раза (с 14 до 6%) снизилось количество людей, которые на этот вопрос затруднялись ответить. Люди проявляют интерес к тому, что в армии происходит и что с ней будет дальше, и это само по себе хороший знак.

По данным опроса ВЦИОМ, на негативное состояние армии чаще других указывали 35-44-летние респонденты (38%). А вот среди тех, кто видит в ситуации больше плюсов, чем минусов, больше молодежи от 18 до 24 лет и людей, которые сами имеют за плечами опыт службы (20%). То есть тех, кто об армии и ее проблемах знает не понаслышке и кого эта тема касается лично и прямо.

Одна из постоянных тем для дискуссий вокруг армейских проблем - надо ли сохранять систему призыва или пора переводить войска на контракт. Вплоть до 2002 года большинство респондентов считали, что необходимо перейти к контрактной системе формирования армии (55-66%). Сейчас этот вариант поддерживает вдвое меньше респондентов - только треть. Сторонников подобных мер нашлось больше среди 18-24-летних (44%), тех, кто не служил в армии (45%), и россиян, которые вообще негативно оценивают ее нынешнее состояние (43%). http://www.rg.ru/2013/02/23/armia-site.html

12
 Зубер говорит, что это мелодии, которым не одна сотня лет, но не считает себя «хранителем древности». По его мнению, хранитель – это народ, и если до сих пор эта музыка сохранилась, то и дальше она будет жить, независимо от того, кто ее исполняет. У него есть друзья – единомышленники и исполнители старинных мелодий, они часто собираются и играют вместе. Так что и эта встреча в парке для него не явилась каким-то исключительным событием, он играл, как всегда – для себя, для зрителей, для души. (ЕВАЗОВ)  ЗУБЕР ЗАУРБИЕВИЧ

  Родился 6 апреля 1977 г. в г. Нальчике КБАССР.

 В 1991 г. окончил музыкальную школу №1 г. КБР, г. Нальчика. и поступил в Кабардино-Балкарское училище культуры и искусств.

 С 1991 г. обучался у народного мастера России Ойберман В. Г. по ремонту и изготовлению старинных Адыгских музыкальных инструментов.

1991-1999 г.г. — артист оркестра Государственного академического ансамбля Адыгского танца «Кабардинка»

1993 г. — лауреат регионального конкурса исполнителей на народных инструментах в г. Ростове-на-Дону.

1996 г. — окончил Кабардино-Балкарское училище культуры и искусств по двум отделениям: «струнное» и «народное» по классу «скрипка» и «шикапшина».

С 1993-2011 г. работал в Центре Эстетического воспитания детей им. Ж. Казаноко в качестве:

преподаватель дополнительного образования по классу «Шикапшина»;
руководитель студии изготовления старинных Адыгских музыкальных инструментов;
руководитель Ансамбля «Сырын», который стал лауреатом многих фестивалей, конкурсов, концертов на Северном Кавказе.
Так же выезжал с многочисленными концертами в Турцию, Сирию, Иорданию, Лондон, Шотландия.

Разработан цикл лекций и бесед для детской и юношеской аудитории на тему «Старинная Адыгская музыка и музыкальные инструменты», так же разработана методическое пособие «Традиционная музыкальная культура народов Северного Кавказа». Участвовал во II Североатлантическом форуме в Шотландии, г. Абердин

2000-2003 г.г. — преподаватель в детской музыкальной школе №2 г. Нальчика

2001 г. окончил Северо-Кавказский государственный институт искусств, отделение «Народное художественное творчество».

2003-2009 г.г. — научный сотрудник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований.

2005-2006 г.г. — преподаватель, Северо-Кавказский государственный институт искусств

2004 – 2006 гг.- руководитель оркестра ансамбля «Хатти».

В 2006 г. выпустил диск «Адыгэ пшыналъэхэр», в которые включены одна старинная песня из нартского эпоса «Т1от1эрэш и бжыпэ дыкъуакъуэ» и наигрыши на шикапшина и апапшина.

2007-2011 г.г. участник проекта Роберта Саральп «Черкесский круг».

2009-2011 г.г. — Кабардино-Балкарской институт гуманитарных исследований — зав. фонолабораторией.
Рекомендую аудио записи,видео,интересные воспоминания Винсента Муна на сайте ez-studio.org

13
2,5 миллиона иностранных туристов ежегодно приезжают в Россию, почти половина из них - европейцы
Сокращение туристического потока из Европы в АТОР связывают с двумя факторами. Во-первых, в прошлом году в ряде стран Евросоюза наряду с российскими консульствами начали работать визовые центры. И теперь у туроператоров нет возможности напрямую подавать документы в консульства. "Как правило, визовые центры открываются в тех случаях, когда из страны идет большой поток выезжающих граждан. Они открылись, но работают плохо. По опыту первый месяц работы самый сложный. Штат только начинает "въезжать" в работу. Но в случае с российскими центрами ситуация не улучшилась ни через месяц, ни через два, ни через пять", - говорит Майя Ломидзе.

По мнению эксперта, ситуацию усложняет и то, что с этого года Россия изменила правила подачи анкет для интуристов и отменила групповые приглашения. Если раньше анкеты могли заполнять туроператоры и, более того, подавать их на групповые туры, то сейчас каждая анкета заполняется индивидуально. "Она должна быть подписана лично туристом. И даже если есть одна ошибка в анкете, ее нужно заполнять заново. А это колоссальная потеря времени", - поясняет исполнительный директор АТОР.

Из-за этого, например, только в Калининграде поток отдыхающих из Германии уже снизился на 40 процентов, рассказали в АТОР. Неизбежна и дальнейшая потеря интуристов, потому что зачастую посещение нашей страны входит в комбинированный тур Скандинавия - Польша - Россия. "И Россию немецкие туроператоры просто исключают из этого списка, потому что слишком долго оформляются визы", - привела пример Майя Ломидзе.

По мнению АТОР, для исправления этой ситуации надо, во-первых, оставить альтернативу. То есть у туроператоров должна быть возможность подавать документы либо в визовый центр, либо в консульство. Во-вторых, необходимо упростить анкету и вернуть групповые приглашения. "Принятие этих решений зависит от Министерства иностранных дел России", - отметила Майя Ломидзе.

Эксперты напоминают, что сокращение туристического потока из Европы - минус для развития экономики России, несмотря на то что количество въезжающих европейцев в нашу страну пока ничтожно мало - около одного миллиона человек в год. Тем не менее они успевают потратить в нашей стране около 200 миллионов евро. И это чистые траты, без учета стоимости туров. Что касается заявлений о 10-процентном росте въездного туризма за 2012 год, то, по словам Майи Ломидзе, его обеспечили страны Латинской Америки, Китая, Турции и других стран Азии, то есть граждане государств, которые имеют право на безвизовый въезд в Россию.

Тем временем
В прошлом году гостиницы, санатории и туристические базы Краснодарского края заработали почти 28 миллиардов рублей, сообшил вчера сайт Ассоциации туроператоров России.

Как показывают данные статистики, гостиницы выручили чуть менее шести миллиардов рублей. По сообщениям yuga.ru, средняя стоимость размещения в номере составила 2240 рублей в сутки. Отдыхающие в кубанских гостиницах останавливались в среднем на 4,2 дня. В учреждениях санаторно-курортного типа средняя продолжительность пребывания туристов составила чуть более двух недель. На туристических базах туристы в среднем задерживались чуть более чем на пять дней. Всего за прошлый год кубанские гостиницы и санатории приняли около 1756 тысяч человек.http://www.rg.ru/2013/02/21/turizm-site.html

14
«Известия» попросили главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея рассказать, почему каждый фильм Алексея Германа-старшего становился событием.

— В чем, на ваш взгляд, заключается неповторимость Алексея Германа?

— Среди множества талантов у Алексея Германа есть уникальный дар — он бесконечный очиститель советского сознания. Это художник, способный снимать всю шелуху с советских мифов — исторических, человеческих. Избавляться от всевозможных фальшаков, пафоса. Может, он получил этот дар от отца, знаменитого советского писателя, но приумножил его многократно. Касается ли это предвоенного или военного времени, как, скажем, в «Проверке на дорогах» и «Двадцати днях без войны», или послевоенного, как в «Хрусталев, машину!», он каким-то генетическим кодом мог очищать советские сказки и архетипы от бесконечных заносов. Он всё это разбирал, как ребенок разбирает машинку, и заново конструировал, как это может делать выдающийся инженер или ученый. Здесь это делал художник.

— К «живому материалу», актерам, дар очищения тоже приложим?

— Никто так не очищал актеров от стереотипов, как Герман. Свои лучшие роли именно у Германа сыграли и Ролан Быков, и Людмила Гурченко, и Юрий Цурило. Выдающихся, фантастических актеров он возвращал к их истинному масштабу. Его канон — достоверность, естественность, закодированная в простоте художественная образность.

— Разрушение стереотипов не может всем нравиться, Германа оценивали по-разному.

— Люди, которым нужны стереотипы, уходят в небытие или в политику. Кто помнит дважды Героя Соцтруда Георгия Маркова, многодесятилетнего председателя Союза писателей? А он сидел за одним столом с руководителями страны. Рядом со смертью Алексея Германа не имеют никакого значения споры вокруг него, как он сам высказывался или что делал как человек. Ты смотришь его произведения — и летаешь. Не имеет значения, что говорят смертные люди, потому что Алексей Герман-старший не в своих высказываниях, а в своих фильмах — бессмертный.

Он — режиссер культовый в высшем смысле слова. Истории ведь не нужны ни деньги, ни указы президента, ни ордена трижды героев. Историю записывают профессионалы и время, а они единодушны в оценке Германа. Это великое достижение национальной духовной культуры.

 — Можно ли сказать, что именно Герман заложил фундамент русского артхауса?

— Артхаусное кино в России растет не только из Германа, это наследие великой русской культуры. Все коммерческие чемпионы последних 20 лет уйдут в небытие, а артхаус, в том числе фильмы Германа, будет вписан в русскую историю. Это основа воспроизводства российских элит, а историю все же движут элиты, 2–3% населения, а не «Уралвагонзавод» с его чудесными рабочими и их прекрасными лидерами.

— Кому предназначены фильмы Германа?

— Чтобы понимать творчество Германа, нужно быть очень чувствительным и художественно развитым человеком. Нужно уметь эмоционально и духовно летать, как герои Шагала. Будем надеяться, что художники это уже умеют, а лучшие сыны Отечества, зрители, тоже умеют и будут уметь это еще несколько поколений. К сожалению, процент таких людей не увеличивается. Но ведь Герман, как и любой классик, передается во времени. Ему все равно, 3%, 30% или 70% способны воспринять его в это 10-летие. Я уверен, что «Зеркало» Андрея Тарковского или «Проверка на дорогах» Алексея Германа соберут в долгой перспективе больше просмотров, чем любая «Наша Russia: Яйца судьбы». Просто это будет длиться 50 лет, а не три уикенда.

— Герман-актер сопоставим с Германом-режиссером?

— Герман-актер сегодня в нашем разговоре не так важен. Важен Герман-автор и Герман-кинематографист, творец, обладающий особым мышлением и особым чувством времени. Никто или почти никто так достоверно, как он, не мог представить нам людей, живших после Сталина — через лица, нюансы, психологию, движение кадра и зрачка. Умер человек масштаба Тарковского или Эйзенштейна, которым Россия может гордиться и который уже вписан в историю, причем никаких рейтингов и голосований не нужно.
http://izvestia.ru/news/545402

15
В Адыгее начался набор в волонтёрский корпус Эстафеты
Майкоп, 21 февраля - АиФ-Адыгея. Факелоносцы пронесут олимпийский огонь по 2900 населенным пунктам 83 регионов России. Эстафета захватит девять часовых поясов - от Калининграда до Владивостока. Огонь побывает на Эльбрусе, Байкале, Северном полюсе, его доставят на околоземную орбиту в космос. Один из пунктов остановки перед появлением огня на Кубани - столица Адыгеи.
Среди 30 тысяч волонтёров, которые будут сопровождать факелоносцев, 180 - жители Адыгеи. Уже сейчас идёт регистрация волонтёров олимпийского огня из Адыгеи на специально созданном сайте YourStart.biz. На сегодняшний день зарегистрировано 55 человек. Однако ожидается не менее пятисот. Однако предстоит жесточайший отбор. Волонтёры пройдут психологическое тестирование, покажут, какими навыками владеют. Отбор и обучение волонтёров будет проходить с октября до февраля. Успехи волонтёров Адыгеи на генеральной тренировке будут оценивать профессионалы МОК.
- Минимальный возраст волонтёров - 18 лет. В основном, мы ждём студентов республиканских вузов и надеемся на помощь ректоратов в организации удобного учебного процесса для волонтёров. Участие молодых людей в Эстафете Олимпийского огня - это отличная практика, профессиональный рост, получение конкретных навыков по выбранным профессиям, будь то гостиничный сервис, логистика, туризм, культурология.
Эстафета даёт возможность участникам почувствовать командный дух, продемонстрировать коммуникабельность, умение разрешать конфликтные ситуации. Среди волонтёров будут выбраны люди, хорошо знающие республиканскую столицу, её историю, достопримечательности и культуру, владеющие техническими навыками умеющие писать в жанре публицистики. Наиболее отличившимся волонтёрам будет выдана официальная форма Эстафеты Олимпийского огня, - рассказал руководитель республиканского Комитета по делам молодёжи Махмуд Каратабан.http://adigea.aif.ru/society/news/65474

Страницы: [1] 2 3 ... 6