Автор Тема: По черкесскому времени. На Кавказе выпустили календарь со своим летоисчислением  (Прочитано 5723 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Fatima

  • Разрешенные
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 188
  • Карма: +8/-0
    • Просмотр профиля
В Кабардино-Балкарии вышел в свет адыгский (черкесский) перекидной календарь. Ценность издания в том, что на его страницах адыгские ученые впервые смогли восстановить хронологию, исходя из которой в будущем году этому народу исполняется 6022 года. Исследования по национальному черкесскому летоисчислению открывают совершенно новые страницы в истории адыгов.
Вскоре издание обещает стать библиографической редкостью, поскольку спрос на него возник не только в России, но и за границей — в тех странах, где есть крупные адыгские диаспоры. Как рассказал один из создателей календаря главный редактор республиканской газеты «Адыгэ псалъэ» Мухамед Хафицэ, это издание заметно отличается от прошлого, а следующее, которое появится в сентябре-октябре следующего года, изменится еще сильнее. В каждом новом издании календаря появляется 200–300 новых имен.
СПРАВКА SMARTNEWS

Адыги — общее наименование многочисленной в прошлом группы родственных по происхождению племен Северного Кавказа, называвших себя адыте и известных в европейской литературе со времен Средневековья под именем черкесов. Из современных народов Кавказа к адыгам относятся адыгейцы, кабардинцы и черкесы, говорящие на родственных языках. Традиционный быт адыгов был непосредственно связан с земледелием. В соответствии с этим и сложился черкесский календарь. Существовало огромное количество примет, установленных на основе наблюдений за живой природой, и эти знания лежали в основе черкесского времяисчисления. Изначально разделение года произошло на две части: щIы (в значении «холод») и гъэ («тепло»). Затем произошло разделение года на четыре периода: гъатхэ (весна), гъэмахуэ (лето), бжьыхьэ (осень) и щIымахуэ (зима). Каждый месяц состоял из 30 дней, и будний год состоял из 360 дней. Остающиеся 5–6 дней были праздничными, молебными днями (ТхьэлъэIу).
Адыги считались христианами, но приносили жертвы языческим богам, их похоронные обряды часто были языческие. Придерживались многоженства.
Названия месяцев на черкесском языке происходят от каких-либо ключевых событий, с которыми связано текущее время года. Причем в различных областях исторической Черкесии эти названия могли не совпадать. Например, месяц апрель мог называться «удзыпэ» (появление зелени) или «мэллъхуэгъуэ» (время появления потомства у овец). Ноябрь («последний месяц осени») земледельцы называли «месяцем привоза сена» — «мэкъукъэшэжыгъуэ», а скотоводы — «месяцем запуска в отару баранов-производителей», «тIы утIыпщыгъуэ», охотники же называли этот месяц «месяцем похода на охоту» — «щакIуэгъуэ мазэ».

На каждой страничке календаря приводится время восхода и захода солнца в Кабардино-Балкарии и Москве. Оно, конечно, отличается, поскольку между Москвой и Нальчиком не одна тысяча километров, хоть и живет республика по московскому времени. Это результат астрономических наблюдений и замеров, которые адыги пунктуально проводили у себя на родине и в Москве. В календаре адыгские ученые смогли восстановить хронологию, исходя из которой в будущем году народу исполняется 6022 года. Исследования по национальному черкесскому летоисчислению открывают совершенно новые страницы в истории адыгов.

В календаре приведены сроки начала и окончания различных месяцев в соотношении с нынешним григорианским календарем. Ключевыми праздниками в адыгском календаре являются МафIэщхьэтыхь — черкесский Новый год (22 марта), Тхьэшхуэгуыхьэж — праздник окончания полевых работ (празднуется в первый четверг после осеннего равноденствия), Дыгъэгъазэ — праздник зимнего солнцестояния (празднуется 22 декабря).
В календаре-энциклопедии содержится информация более чем о 1400 известных в России и мире людях адыгской национальности, например о народном поэте Кабардино-Балкарии, Герое Социалистического Труда и лауреате Госпремии Алиме Кешокове. Здесь также можно найти сведения о Мете Иззет-паше Чунатоко — это генерал, активист Черкесского общества единения и взаимопомощи, автор книг «История Кавказа» (1914), «Хетты» (1915), «Черкесы в Древней Греции» (1915).


Календарь не зря называют адыгской мини-энциклопедией, и не только потому, что он содержит массу эксклюзивных сведений о народе, его обычаях, истории и выдающихся представителях. Он станет стартом для создания адыго-черкесской иллюстрированной энциклопедии в семи томах, первый из которых будет издан уже в этом году.

http://smartnews.ru/regions/sevkav/5458.html

Оффлайн Амина

  • Разрешенные
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 164
  • Карма: +7/-0
    • Просмотр профиля
Хочу такой календарь!!!!!!! в Москве где купить, не знаешь, Фатима?

Оффлайн Fatima

  • Разрешенные
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 188
  • Карма: +8/-0
    • Просмотр профиля
Амина!Я всё знаю :)) Календарь можно приобрести на книжных полках магазинов «Адыгэ унэ» и в издательстве «Эльбрус» в Нальчике.

По словам Мухамеда Хафицэ, календари находятся в свободной реализации не только в Кабардино-Балкарии, но и в Адыгее и Карачаево-Черкесии. «Сейчас мы занимаемся их реализацией в Москве, Санкт-Петербурге и в странах, где проживают многотысячные диаспоры адыгов (черкесов)», - рассказал М.Хафицэ.

Тираж перекидного адыгского (черкесского) настольного календаря составляет 3 тыс. экземпляров на русском языке и 1 тыс. экземпляров на кабардино-черкесском языке.