Последние сообщения

Страницы: 1 2 3 [4] 5 6 ... 10
31
Вся Россия / Кто такие "бесленеевцы" ?
« Последний ответ от Мурат Интериано 27 Февраль 2014, 19:21:42 »
В годы Великой Отечественной войны жители черкесского аула совершили массовый подвиг. Увековечить его до сих пор так и не удалось…
 
Эту удивительную историю о само­отверженности, мужестве и бла­городстве «маленьких людей» я услышала от родственников в Черкесске. И вскоре сама встре­тилась с некоторыми из ее героев.
 
…Знойным августовским днем 1942 года, на окраине аула Бесленей, на бере­гу Большого Зеленчука остановился обоз. Поначалу местные жители решили, что это отступающие красноармейцы. Но вскоре мальчишки, отправившиеся «на разведку», разнесли по аулу тревожную весть: «Там дети! Больные дети!» Стар и млад поспеши­ли к реке.
 
Увиденное потрясло людей: на пожухлой траве лежали около сотни грязных, худых, измученных подростков. Некоторые не смог­ли слезть с повозок: лица землистого цвета, тельца – кожа да кости, ножки распухшие. У этих малышей не было сил даже на то, чтобы отогнать облепивших их мух. Они не плака­ли, не звали маму. Они тихо умирали.
 
Пока сердобольные черкешенки бега­ли домой за нехитрой едой, председатель сельсовета Сагид Шовгенов расспраши­вал сопровождавших детей воспитателей. Старшим у них был однорукий мужчина, одетый в старенькую гимнастерку. От него и узнал, что ребятишки – детдомовцы из бло­кадного Ленинграда. Почти у всех родные либо погибли при обстрелах и бомбежках, либо умерли от голода. В апреле по льду Ладожского озера, под артобстрелом, детдо­мовцев удалось эвакуировать из города. Затем в теплушках их больше месяца везли в Краснодарский край. Обмороженные и сильно истощенные не перенесли даль­нюю дорогу, многие погибли при бомбеж­ках. Высадили детей в Армавире. Только они стали приходить в себя, как пришлось перебираться в станицу Курганную – стало известно, что немцы перешли в наступле­ние. Местные власти выделили детдомовцам четыре повозки и немного еды и приказали добираться своим ходом до Теберды, а отту­да, через Клухорский перевал, уходить в Грузию. Самых слабых и маленьких усадили на повозки и – в путь. Через день выделен­ные продукты закончились. Неделю корми­лись тем, что давали местные жители.
 
«Ты не довезешь их даже до ближайшего аула», – указал на повозки Шовгенов. «Не довезу, – устало согласился однорукий и, немного помявшись, без всякой надежды спросил: – А может, вы их у себя остави­те?» «Вы проехали через столько населен­ных пунктов, почему там не взяли детей? Неужели ни у кого не дрогнуло сердце?» – спросил Шовгенов. «Да ты на их лица пос­мотри, – обозлился однорукий, – видишь, сколько тут евреев? А немцы расстрелива­ют за их укрывательство!»
 
Шовгенов собрал стариков на совет. Нашлись такие, кто заявил, что дети гяуров аулу ни к чему. Еще несколько человек посе­товали, мол, свои ребятишки едят не досы­та, куда еще чужих брать. И все-таки было решено: «Эти дети прошли через ад. Мы не оставим их в беде!»
 
Женщины и старики стали разбирать ребятишек. 32 умирающих малыша унесли в аул. Последней забрали десятилетнюю Катюшу Иванову. Абдурахман Охтов, взяв почти невесомую девочку на руки, ласково сказал: «Пойдем к нам, дочка. Мы с тобой одной крови, люди ведь…»
 
На прощанье растроганный однорукий благодарил аульчан: «Спасибо вам великое. Надо же, а нам ведь «доброжелатели» сове­товали не заходить в ваш аул, дескать, там живут головорезы-черкесы, а с ними лучше не связываться…»
 
Вечером в сельсовете собрались его председатель Шовгенов, председатель мес­тного колхоза Хусин Лахов и аульский ста­роста Мурзабек Охтов. Не сегодня-завтра в Бесленей могли войти фашисты, надо было придумать, как спасти детей. Решили запи­сать их в похозяйственную книгу, дав чер­кесские имена и фамилии тех, кто их при­ютил. Стали думать, как прокормить детво­ру. В те годы аульчане жили крайне бедно, питались скудно, а тут столько едоков при­бавилось. Хусин Лахов, рискуя попасть под суд, приказал выдать из колхозных запасов пшено, кукурузу, масло и даже мед.
 
Две недели черкешенки бережно выха­живали детей: лечили, выводили вшей, по совету стариков откармливали маленькими порциями. А им все время хотелось есть. Одного мальца – Ваню – не уберегли. В отсутствие взрослых он переел и через пару дней скончался. А остальные ребятишки, окруженные любовью и заботой, потихонь­ку выздоравливали, крепли день ото дня. И тут в ауле появились оккупанты.
 
В прятки со смертью
 
Кто сообщил фашистам о ленинградских детях, точно неизвестно. По глухой молве, нашелся в ауле один мерзавец. Поиски начались с вежливых расспросов. «Скажите, где дети, мы не сделаем им плохого, мы их только изолируем, они ведь юде», – объяс­нял обер-ефрейтор Освальд. Но люди дела­ли вид, что не понимают его. Тогда народ стали таскать на допросы. Чаще других в комендатуру водили председателя сельсо­вета, но тот, как и другие бесленеевцы твер­дил одно и то же: «Да, был обоз, но дети ушли в Грузию». И тогда начались обыски.
 
Жена председателя сельсовета, краса­вица Цуца, увидев приближающихся к дому немцев, тут же вытащила вещи из большого сундука, и уложила в него троих детдомов­цев. Умоляя их молчать, она захлопнула крышку сундука, навалила сверху какое-то тряпье и усадила на него своего сына Малика. Шестилетний мальчишка, которому передался испуг матери, принялся реветь во весь голос, Цуца утешала его. По счастью, немцы, которых раздражал громко плачу­щий Малик, в доме не задержались.
 
Катюшу Иванову Охтовы прятали на чердаке. В один из дней, когда родителей не было дома, девочка, забыв их настав­ления, выбежала к подружкам на улицу. Белобрысую голубоглазую девчонку заме­тил проходивший мимо немец. И стал ее подзывать. Перепуганная Катя бросилась во двор к соседям. Сосед успел спрятать ее на чердаке. К немцу, потребовавшему пока­зать девочку, он вывел свою дочь: «Это она прибежала с улицы». «Нет, та была белень­кая, веди ее», – требовал немец. «Такой у нас нет», – уверял его мужчина. Не выдал он Катю и под дулом пистолета.
 
Бездетная Кукра Агаржанокова, усы­новившая с мужем Якубом пятилетнего Марика, была уверена, что темноволосый, темноглазый мальчуган сойдет за черкеса. Но немцы Агаржаноковым не поверили: «Он из Ленинграда, вон какой тощий…» «Мой сын долго и тяжело болел, потому он такой худенький», – уверяла Кукра. Тогда немцы приказали принести из сельсовета похо­зяйственную книгу: «Если он не числится в книге, мы тебя расстреляем», – пообещали они женщине. Но в книге Марик был запи­сан как Мусса Якубович Агаржаноков.
 
Один из гитлеровцев, достав из кармана конфету в красочном фантике, стал крутить ее перед Мариком: «Ты хороший мальчик, скажи, как тебя зовут, откуда ты приехал, получишь конфету». Марик молча смотрел на немца. Опасаясь, что несмышленыш заго­ворит, Кукра стала возмущаться: «Ты что, не видишь, мой ребенок – черкес, он по-русски не понимает…» Немец, выругавшись, ушел.
 
Другие женщины, спрятав детей в укром­ном месте, спешили навстречу гитлеровцам, с поклоном протягивали яйца, сыр, молоко. А сами мысленно молили Аллаха: «Только бы не стали обыскивать, только бы не нашли детей…» Немцы, довольные теплым при­емом, уходили.
 
Сколько седых волос появилось у бесле­неевских матерей, как они пережили страш­ные пять месяцев оккупации, знает только Всевышний…
 
По воспоминаниям старожилов, одного мальчика-еврея немцы все-таки нашли. Усыновила его некая Кабахан. Одинокая женщина души не чаяла в приемном сыне, всю свою нерастраченную нежность дарила ему. Предатель, сообщивший оккупантам о ленинградских детях, выследил, где Кабахан прячет ребенка, и привел туда гитлеровцев. Мальчика расстреляли на улице. Приставив к телу охрану, немцы несколько дней не разрешали его хоронить. После похорон Кабахан исчезла. Нашли ее аульчане на кладбище. Она умерла, обнимая руками небольшой могильный холмик. Похоронили женщину рядом с сыном. А на следующий день, на берегу Зеленчука нашли и предате­ля. С пулей в сердце.
 
В январе 1943 года аул был освобожден. Ленинградцы вместе с другими аульски­ми ребятишками пошли в школу. А весной стали по мере сил помогать старшим: рабо­тали на огородах, ходили в степь собирать сухой бурьян, единственное топливо в тех краях, тем, кто постарше, мужчины доверя­ли водить на водопой колхозных лошадей.
 
В первые послевоенные годы у большинс­тва ленинградских приемышей отыскались родственники. Этих ребят перевезли в ста­линградский детдом, откуда их забрали род­ные. Сироты же так и остались в Бесленее.
 
Что до судьбы ста детдомовцев, пытавших­ся перебраться в Грузию, то она сложилась трагически. Дорогу на Клухорский перевал захватили немцы, детдомовцам пришлось остаться в Теберде, где они поселились в одном из санаториев. Перед отступлением немцы расстреляли и детей, и воспитателей.
32
Мифы о Кавказе и России - полезные и вредные.
Некоторые мифы имеют способность жить несмотря на то, что они никому не выгодны и не приносят никакой пользы.
А некоторые мифы поддерживаются теми глупцами, которые не понимают что они приносят больше вреда, чем пользы.
Ярким примером такого мифа являются утверждения некоторых чиновников, общественников и политологов что "якобы" Кавказ (кавказские народы) не смогут жить без России.
Лично я не сторонник срочного отделения от России. Поэтому должен сказать, что этот МИФ не только не выгоден для дружбы всех российских (в т.ч. кавказских) народов, а только вреден для него.
Российская наука признает тот факт, что многие народы Кавказа имеют более длительную историю (примерно со времён Геродота), чем история России, которая впервые стала соседом Кавказа лишь в 16 веке.
Если всем заведомо известно что народы Кавказа минимум две тысячи лет жили до соседства с Россией, то понятно что и без неё они могли бы жить.
Можно ли крепить дружбу народов заведомо ложными мифами ? Полагаю такие непродуманные, заведомо ложные мифы наносят больше вреда.
Опасность и вред от заведомо ложного мифа в том, что из этого мифа разные люди, действуя посредством использования элементарной логики, могут делать выводы ещё более удалённые от истины.
К примеру - обычный русский человек может ошибочно поверить в этот МИФ, и далее вправе сделать вполне логичный вывод - что кавказские народы стоят на более низкой ступени развития чем русский народ. Те кто заставляют человека поверить в подобный ложный МИФ, потом уже не смогут удержать его от того, чтобы не делать выводов из него. А вывод получается вполне шовинистический, если не сказать фашистский.
Другой пример - обычный представитель какого-либо кавказского народа, слушая этот МИФ, сопоставляя его с официальной историей (написанной в российских учебниках), может без труда разглядеть что это заведомо ложный МИФ. И как он должен воспринимать тех, кто открыто пропагандирует эту ложь, о "якобы" неспособности его народа жить без внешней помощи ?
Вполне очевидно - такие МИФЫ лишь служат на руки тем, кто хочет разжигать русофобию и кавказофобию. Думаю что общественность и государство должны бороться с пропагандой таких заведомо ложных МИФОВ, иначе им грош цена.
33
Беседка / Результаты голосования
« Последний ответ от amenet 27 Февраль 2014, 18:19:28 »
На форуме сайта Фонда черкесской культуры "АДЫГИ" подведены итоги  конкурса на лучший рассказ-эссе о своем родном городе (ауле...)  и мы с удовольствием объявляем результаты.
По итогам голосования определены следующие победители:
1 место – Айдамир Халаште за рассказ «Моя родина – Адыгея!»;
2 место – Арина Акова за рассказ о родном ауле Жако;
3 место – Альмир Бзасежев за рассказ об ауле Кошехабль!

Редакция фонда черкесской культуры «Адыги»  отдает свои симпатии рассказу Майи Пшикановой «Аул Уляп»! Майя Пшиканова награждается памятным подарком с символикой Фонда и дисками с переведенными на адыгский язык художественными и мультипликационными фильмами.

Также памятные подарки с символикой Фонда и дисками с переведенными на адыгский язык художественными и мультипликационными фильмами получают

Даяна Жужуева за рассказ « Мой аул, капля крови и души»

Руслан Натах за рассказ «Мой любимый Кавказ»!
 
Приз зрительских симпатий!

Философ, доцент научно-исследовательского университета "ВШЭ" София Владимировна Данько отметила эмоциональные работы Мухамеда Канамета и Суанды Мирзовой  и отправляет им подарки от себя лично.
 
Уважаемые победители конкурса! Просьба оставить в форумной ветке конкурса свои контакты для передачи призов от Фонда черкесской культуры «Адыги» им. Ю.Х. Калмыкова.

Фонда черкесской культуры «Адыги» им. Ю.Х. Калмыкова благодарит всех участников, которые прислали свои рассказы, а также всех, кто голосовал за участников.
Будем рады, если Вы поделитесь своими впечатлениями о рассказах-эссе участников конкурса.
34
Уи пщыхъэщхъэ ф1ыуэ!

За что я люблю свою Родину?
Начнем с того что я живу в Москве и родилась тоже здесь, и когда меня спрашивают нравиться ли мне Москва, ничего не могу сказать, потому что уже привыкла. НО моя Родина начинается в КЧР, а именно в ауле ЖАКО. Так люблю ли я свою родину? Да....на это я могу ответить.
 И в этом я убеждаюсь каждый раз когда возвращаюсь  в Москву после каникул. Ведь каждый раз когда я сажусь в автобус я с неохотой прощаюсь..... А потом еще несколько дней тоскую и не могу понять , почему в Москву так хотят попасть. Я, правда говоря, потом вовсе не грущу вечно, со временем я привыкаю и погружаюсь в свои обычные дела . Зато обратно я с удовольствием еду! И в первую очередь потому , что я там встречу своих любимых родственников. А родственников там великое множество! Начиная с тех кого я хорошо знаю, продолжая  теми кто по каким то причинам меня узнает (а я их нет) и заканчивая теми с кем я не знакома, но родственные связи все равно нас сближают.И вот, среди таких людей я чувствую себя в безопасности и защите. Мне с ними спокойнее, чем с любыми другими людьми. И я очень горжусь своей Наной и благодарна ей , так как в частности именно благодаря ей у меня теперь есть 14 двоюродных сестер и братьев, которых я очень люблю. И вообще там много добрых людей ( это все воспитание). Например ,когда я еду в переполненном автобусе «Черкесск- Жако» всегда какая -нибудь сидящая женщина ,заботясь, предложит мне позволить ей положит мою сумку на колени.  В метро, жаль, никто не изъявляет  такого желания.
Еще одна причина по которой я люблю находиться на своей Родине- это конечно природа. Но это нельзя не заметить. Многие поэты очарованные красотой описывали ее в своих книгах. Мне кажется там самое яркое и теплое солнце, и оно почти всегда светит тебе в глаза. А я обожаю солнечные дни. И еще, на Кавказе чистые и прохладные быстрые речки. И я люблю в них окунуться в жаркие летние дни( думаю многие меня поймут). Еще я люблю вечером выходить во двор , потому что на небе множество маленьких звезд и яркая луна. И все равно что на всю улицу лишь один фонарь, какая разница..... когда звезд мне достаточно. Еще я в детстве каждый день со соей сестрой и братом ловили ящериц, которые ползали на горках недалеко от дома (не бойтесь мы потом их мирно отпускали) — и вот я люблю ящериц, они напоминают мне о детстве. И я благодарна Жако тем что мое детство было таким добрым, хорошим и солнечным.
Там в КЧР люди ведут размеренную спокойную жизнь. Там все друг друга знают. И когда я там , моя жизнь такая спокойная, и от этого я счастлива- я люблю спокойствие. Спросите почему я все же живу в Москве? Во первых, это просто судьба, и потом мне 15, и я не люблю кардинальных решений. Пока мне достаточно того что я туда приезжаю, и радуюсь.... И мне достаточно  воспоминания про теплый ласковый Кавказ, особенно когда на дворе — 30 .И пусть в КЧР есть свои недостатки, пока не буду думать о них. Мне кажется, человеку необходимо думать что есть что-то безупречное и прекрасное. Пусть моя родина будет для меня безупречной. И потом я очень рада что у мня есть такая родина, а ведь у многих ее нет.
И в итоге: почему же я люблю свою Родину? Думаю потому что я -черкешенка, и мои предки ,да и ваши тоже, воспитывали в своих детях эту любовь к Родине, уважение к своим традициям и этносу. Так что теперь, любовь к Родине у нас в крови. И я думаю она так же будет передаваться через поколения.
Спасибо за прочтение,
Марина
ссылка:http://vk.com/id243310342
36
Беседка / Re: Конкурс "За что я люблю свой родной город (аул, станицу...)"
« Последний ответ от amina_shibzuckho 14 Февраль 2014, 19:36:19 »
Трудно найти такого человека, который не любил бы то место, где он родился ( если будучи молодым не понимает этого, то осознание всего этого придет к нему со временем). С тех пор, как начала вести осознанный образ жизни задаюсь вопросом» Где бы я еще хотела родиться, кроме Исламея- моего родного села?» И на протяжении времени мой ответ на этот вопрос остается неизменным, что радует меня саму. Что же может быть роднее тех мест, где ты родился, научился ходить, разговаривать, познавать окружающий мир, постигать первые успехи и победы, где живут твои родители, учителя, твои первые друзья, с которыми прошло твое беззаботное счастливое детство, твои первые неудачи и разочарования, из которых ты получал неоценимый опыт и шел дальше.
Я люблю ходить по своему селу, наслаждаясь красотой природы. Выходишь на улицу твой взор, с одной стороны ,очаровывают горы, а с другой стороны созерцаешь великолепие бескрайних степей и полей.
Мое село Исламей расположено в юго-западной части Баксанского района, по левому берегу реки Баксан, граничит с землями селений Атажукино, Верхний Куркужин,Нижний Куркужин,Куба-Таба и города Баксан. Согласно архивным материалам свою историю село Исламей начинает с 1640 года. Оно входило в число аулов принадлежавших кабардинским князьям Атажукиным. До 1732 года аул носил название Исламово по имени основателя и его владельца. После аул стал называться именем старшего сына Ислама, Науруза — Наурузово. Когда умер Науруз, с 1773 по 1787 г. аул носил название по имени младшего брата Науруза - Картул Исламов. В 1825 году после присоединения восточно-адыгского княжества — Кабарды к Российсской империи, сыновья Науруза — Бекмурза и Хамурза со своими подвластными и вместе с князьями Таусултаном Али, Мисостом, Кургоко и Мусса Атажукиными ушли за Кубань, чтобы там вместе с другими адыгами продолжить борьбу против царских войск, и поэтому в переписи 1825 года аул отсутствует. Но в 40-х годах некоторые из них, в том числе и Наурузовы, вернулись в Кабарду. Аул в это время носил название Бекмурзы Наурузова. В 50-х годах от аула Бекмурзы отпочковался небольшой аул Хамурзы Наурузова. Таким образом, ко времени проведения земельной реформы в Кабарде в 1865-67 гг., существовали уже два аула Наурузовыз - Бекмурзы и Хамурзы . В 1867 г. эти аулы вновь объединились, а к ним были присоединены ещё два мелких аула с названиями Жамбекова и Мурзабека Тамбиева. В 1920 году Исламей как и все кабардинские селения была переименовано, из-за присутствия в них названий княжеских родов. И село Исламей тогда получила название — Кызбрун II. В 1992 году по просьбе жителей селения Кызбрун II, селу было возвращено историческое название Исламей .
По данным переписи 2013 года численность населения составляет 11456 человек. Мое село одно из самых больших по населенности в нашей республике.
В нашем селе есть гора Озроковых(в память 4-х братьев) , есть памятники павшим за Родину. На одном из обелисков высечена имя брата моего дедушки. Он погиб в ВОВ в 1944 году. Я прихожу к этому памятнику и смотрю на имена тех, кто ценой своей жизни , защищал Родину и невольно текут слезы. А рядом неподалеку стоит Дом культуры, сейчас он не функционирует как раньше, но здесь есть библиотека, куда,  будучи ребенком,  я ходила почти каждый день, да и сейчас, когда выдается свободная минутка, прихожу, беру произведения любимых авторов.
Из нашего села вышли выдающиеся личности, которые внесли огромный вклад в развитие и становление разных отраслей своей республики. Это: Кильчуков Изат Хатимович - депутат Верховного Совета РСФСР, Шогенова В. Ш. — Министр здравоохранения КБАССР (с 1955 по 1970-е года), заслуженный врач РСФСР, Виндижев Арсен Хасанбиевич - депутат Верховного Совета СССР, Маремуков Х. –заслуженный артист КБР и многие другие. 
И я безмерно горда тем, что я тоже родилась в этом селе. Где бы я ни была, я всегда говорю о своем селе с любовью, потому что не родись я здесь, не знала б всех прелестей этого села, удивительно добрых и отзывчивых сельчан.
У каждого человека есть свое отношение к родине, туда он возвращается снова и снова, пусть не всегда физически, но те, чувства, которые связывают с родным местом, мамой, Родиной всегда остаются в сердцах. Всегда приятно возвращаться в свое село, где тебя ждут семья, дом. Для меня мое село дороже всех райских уголков на земле.

37
Дух Места
Эссе

Мой светлый дом – аул благословенный,
В эпоху боли Кошехаблем нареченный.
Сквозь века изгнаний и гонений
Ты добрый ангел мой и светлый гений.
Заурбий Бзасежев

Аул Кошехабль основан кабардинцами, ушедшими в Закубанье, не желая примириться с новыми порядками царской администрации, разрушающими весь уклад жизни, внутренние связи, отлаженные веками, воспетые бардами, хранимые памятью старших.
Начало движения хаджиретов восходит  к восстанию кабардинцев в 1794 г., которая продолжалась до 1805 года. Это была первая волна исхода кабардинцев за Кубань. К этому периоду относится переселение Анзорова со своими людьми. Поначалу аул располагался на берегу реки Ходзь. За тем они ушли на левый берег Лабы и основали аул Анзорей в северной части будущего аула Кошехабль. На берегу Ходзь остались аулы Кубатова, Богупсова и др. А в Кабарде продолжались карательные действия царской армии. Так в 1818 году аул Трамова был окружен войском со всех сторон и сожжен. Сумевшие спастись двинулись в Закубанье. Вторая волна переселения Кабардинцев приходится на 1821-1822 гг.
В 1840 году было завершено строительство Лабинской кардонной линии. Она протянулась с верховьев Лабы до ее устья. 24 июня 1861 года Александр II подписал «высочайший рескрипт» «О заселении Северного Кавказа». Пространство между Лабой и Белой спешно заселялось людьми из русских областей. Также было предписано укрупнение адыгских поселений. К аулу Анзорей присоединились аулы Кубатова, Богупсова, Трамова, немного позже Дохшукова. Годом основания аула Кошехабль стал 1868 год.
Началась эпоха тяжелой адаптации к новым порядкам, к новой цивилизации. Но она была прервана катастрофой новейшего времени. 24 сентября 1918 года белореченским отрядом Таманской дивизии Красной Армии под командованием Кочергина был окружен аул Кошехабль, всадники рубили шашками всех мужчин, кто попадался их взору. В ауле был праздник – Ураза Байрам. Всего было изрублено 476 мужчин. 368 из них были захоронены в братских могилах. Пять курганов встали на окраине аула. Раненые умерли позже. Ежегодно 25 сентября мы приходим к пяти курганам и проводим молебен по жертвам террора в 1918 году.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Половина, ушедших на фронт аульчан не вернулась. Каждый год 9 мая, мы приходим к памятнику победы в Великой Отечественной войне, чтобы выразить любовь и уважение отдавшим свою жизнь, за свободу и независимость нашей великой Родины.
21 мая в священный День Памяти и скорби вспоминаем защитников Черкесии, павших в боях, умерших от голода и тоски по утраченной родине. Не проводим в этот день увеселительных мероприятий.
Эти три катастрофы, пережитые моими предками, составляют горькую, но прочную основу моей любви и признательности к родному очагу, дорогому сердцу аулу Кошехабль, к его ровным и широким улицам, к шуму поездов, идущих через центр аула, пульсирующему ритму современной жизни.
Светлую сторону моей любви к родному аулу составляют его люди, гордость за них, их талант и достижения.
Так на рубеже XIX и  XX –го веков в тяжелые годы адаптации к новой жизни огромную роль в становлении аула Кошехабль сыграл его староста Кундет Кубатов. Просвещенный адыг, отставной полковник русской армии оставил неизгладимый след в памяти кошехабльцев.
В эти же годы творил выдающийся музыкант и незаурядная личность Магомет Хагаудж.
На заре современной власти формировался могучий талант основоположника адыгейской литературы, лауреата Государственной премии СССР Тембота Керашева.
Их именами названы улицы и школы. В их честь проводят тематические вечера и конкурсы. Они продолжают жить в благодарной памяти потомков.
Неоценимый вклад в адыгейское языкознание внесла доктор филологических наук Зейнаб Керашева. Она оставила огромное научное наследие. Её дело успешно продолжает доктор филологических наук Зара Бижева.
Много сделали  для развития исторической науки доктора исторических наук Алий Бижев, Мухамед Шебзухов, успешно продолжает их дело Джебраил Мекулов.
Доктора биологических наук: Эмма Шебзухова преподает в Адыгейском Государственном университете, Аминат Умарова преподает в Московском Государственном университете им. М.Ломоносова. Доктор экономических наук Мирзакан Керашев, преподаватель Кубанского Государственного Технологического университета. Доктор технических наук Хазрет Сиюхов, преподаватель Майкопского Государственного Технологического Университета. Аульчане гордятся своим земляком генералом Российской армии Айтечем Бижевым (ныне в отставке). Бывший заместитель командующего войсками ПВО Московского военного округа.
Заслуженными  артистами Российской Федерации стали актеры: Заурбий Зехов, Милейчет Зехова. Солист государственного, академического ансамбля «Нальмес» Адам Алибердов. Актер, режиссер и педагог Аскер Курашинов.
Прославленные певцы и композиторы Чеслав и Вячеслав Анзароковы, композитор и дирижер Мурат Хупов, композитор, педагог и общественный деятель Каплан Туко, композитор, дирижер и писатель Илья Петрусенко, актриса театра Фатима Курашинова и многие другие.
Большое количество мастеров сельскохозяйственного производства, промышленных предприятий, учителей и врачей, работников учреждений культуры и торговли отмеченный и неотмеченных государственными наградами, но объединенных воедино любовью к своему аулу, к памяти предков, и устремленностью к лучшему будущему составляют мою духовную опору и дух того места где Я живу. «Место моё на священной земле, означено здесь, в Кошехабле, Дух Места живет в тебе и во мне, навсегда остаёмся мы вместе» . (З.Бзасежев)
26 ноября 2013 г. произошло знаменательное событие. На окраине аула, на берегу Лабы, рядом с братскими могилами представители каждого рода, фамилии, посадили по одному саженцу дуба. Заложена дубрава единства – послание из прошлого грядущему, вещий знак нашей укорененности на святой земле наших предков.
Любовь к родному аулу – это ментальное озеро, куда стекается любовь поколений вот уже 145 лет. Человек разумный черпает оттуда волю к жизни и созиданию, заряжается энергией добра и света, очищается от негативных мыслей и чувств.
Любовь к своему родному аулу величина постоянная. С годами она становится глубже и сильнее. Дух Места – аула Кошехабль, живет во мне на генетическом уровне, определяет мое лицо и мое имя.
Альмир Бзасежев.
аул Кошехабль
Республика Адыгея
38
Беседка / Re: Конкурс "За что я люблю свой родной город (аул, станицу...)"
« Последний ответ от Света Тлиф 13 Февраль 2014, 21:14:43 »
Доброго дня! Вот ссылка на мой аккаунт Vk http://vk.com/stlif

Эссе «За что я люблю свой город..?»

Люблю свой Сочи искренне и бесконечно за чудесное, волнующее и успокаивающее, клокочущее и беснующееся, шелестящее и ласковое…

МОРЕ,
которому можно отдать все:
и счастье, и горе,
Ласкает волнами душу, как берег…
Песнь монотонную шумом прибоя играет,
Море…
Чистое, свежее и, как и ты, неземное… необозримо огромно -
Ни края – ни края!
 
Я родилась в сердце убыхов  - Сочи. И люблю свой город за непередаваемое ощущение Дома, которое живет во мне генетической памятью (прабабушка моя из убыхского рода Черен). Шесть лет я прожила в Краснодаре, и всякий раз, когда, отъезжая от станции Туапсе, электричка Сочи-Краснодар поворачивала на Горячий ключ, а горы и волны за окном сменялись степями, у меня щемило в груди от тоски по моим горам, моему морю и моему зеленому берегу. Наверное, с годами все сочинцы привыкли к чудесам природы, завораживающей своей красотой и самобытностью каждого, кто впервые вступает на эту землю. Ведь здесь по-настоящему удивительно сочетаются, казалось бы, несочетаемые природные явления: поздней весной по всему побережью рассыпаны яркими пятнами полотенца первых отдыхающих, а всего в получасе езды от морского причала, на Красной поляне, можно подняться по канатной дороге к заснеженным вершинам.
Он очень изменился! Из тихого прибрежного заповедника превратился в бурлящий мегаполис с многоуровневыми развязками и широкополосными автомагистралями, которые прошли насквозь тоннелями  и мостами,  районы точечной застройки и пышной зелени превратились в многоэтажные жилые комплексы, фасадами олимпийских объектов сияет на солнце когда-то самая тихая и живописная Имеретинская бухта. Извилистая горная дорога Адлер – Красная поляна когда-то считалась «не для слабонервных» из-за опасных отвесных склонов -  теперь мы мчимся к объектам горного кластера по новой совмещенной железнодорожной и автомобильной трассе. Вдоль имеретинского пляжа выстроены шикарные отели, в которых будут торжественно встречать иностранные делегации, а на задворках города в покосившихся бараках живут люди, которых никогда не расселят… Город контрастов, мой родной и чужой Сочи, который, независимо от облика и уровня благосостояния, навсегда прописан в моем сердце!
39
https://vk.com/natakh?w=wall203331_3015%2Fall
Мой любимый Кавказ...

Мне очень повезло, я знаком с невероятным числом людей, жителей, фактически, всех северокавказских республик. Посещая разные регионы я, непременно, сталкивался с гостеприимством, традициями, амбициями и самостийностью народов, их населяющих. И могу с точностью сказать, что я люблю свой большой горный регион и вот почему.

Кавказ-звучит гордо!
На Кавказе живут гордые люди. Трудно встретить мужчину, угнетенного своим положением. Даже если и так, он никогда не признается в этом. Старание держаться на равных с тем, кто выше тебя по статусу-какое-то удивительно умение и свойство, которое не всем дано, но есть! Иногда гордость лезет у людей в гипертрофированной форме, когда они стремятся отчаянно заявить окружающим что «ЕСТЬ Я ТУТ, МЕЖДУ ПРОЧИМ!!!». Словом, гордость имеет разные формы. Иногда, быть может, «снаружи» это выглядит самонадеянно, смешно, абсурдно, но в, действительности, это не просто. Мне кажется, что для мужчины, суметь остаться «на коне» и со «своим лицом» и чистой совестью равносильно проявлению мужества и отваги. Хотя, в нашем глобализованном Мире, это не всегда помогает стать «успешным».

Отрекшиеся от знаний.
Есть и печальные тренды Кавказа, один из них это «поворот против» науки, да и не только науки, но и знаний. Не знаю почему, но многих представителей старшего поколения даже не волнует качество образования детей в институтах, университетах, колледжах и даже школах. Детей не волнует качество знаний и, зачастую, нет желания учиться. Для некоторых поход в библиотеку приравнен позору. Увы, ограниченность подрастающего поколения аукнется громким эхом. Хотя, я помню, по рассказам старших, как относились к людям с  «институтским образованием». Сейчас оно есть у большинства, а толку? Я говорю не про 100% людей, но это сильно развивающаяся тенденция. Кто будет работать, учить и лечить через 20-30 лет?

Территория «стремящихся»
Ну, несмотря на потери в образовании, хочу признать такой факт, что на Кавказе живет достаточное количество людей, стремящихся «добиться» чего-то. Наверное, самый яркий пример – Дагестан, свыше тридцати наций! уживаются на, сравнительно, небольшой территории. И, кстати, по натуре, они борцы, борьба-не только вид спорта, но и некая жизненная идеология, если хотите. Все борются за место под солнцем, желательно на мягком шизлонге и с зонтом. Быть может, это просто южный темперамент.

Гостеприимство.
Я понимаю, что для жителей центральной России эти слова могут показаться странными, но! Не перевелись еще гостеприимные люди на Кавказе. Это да, у многих народов «вшита» в тема гостеприимства, этакий «ген гостеприимства». Причем, лучше всего это проявляется, когда гость приезжает издалека. Гостю предложат максимально возможные удобства, постараются удивить, развеселить и держать желудок регулярно подпитанным. К сожалению, не могу сказать за все регионы, но особо сильно это чувствуется в Абхазии, Грузии и Кабарде. Причем в некоторых, из перечисленных, регионах вам преподнесут и историю и истории таким образом, что Вы поверите и в зеленого дракона, и что компания Chopard(швейцарский производитель часов премиум класса) была основана кабардинским родом Шапаровых. И тут не надо расстраиваться или обижаться, по поводу подобных фантазий, воспримите это как некую часть традиций. В действительности, для гостей все делают от души и хозяева хотят, что бы каждый гость уходил в хорошем настроении, сытый и под приятным впечатлением от качества проведенного времени.

В действительности, есть много факторов, традиций и привычек, которые объединяют народы Кавказа. Этакое единство в разнообразии. Мы разные, но такие одинаковые!

Не знаю, какой бы была сейчас комедия про Шурика, и в каких бы невероятных приключениях он принимал участие. Быть может, это были бы низкие «Тазы» и разборки с танцами на центральных площадях, ну как танцами, их что, много? Лезгинкой. Мне кажется, что он был бы такой, что бы оправдать ожидания миллионов. На Кавказе живут вполне себе нормальные люди, со своими особенностями, есть хорошие и плохие, сильные и слабые, добрые и злые, но понимание невероятной глубины философии народов Кавказа позволяет Вам расслабиться и насладиться всеми дарами нашей благодатной земли. Не знаю, где еще Вы увидите такие разные горы, водопады, долины и бурные реки, где увидите двух людей остановивших машины на центре перекрестка просто, что бы поздороваться от души, где увидите такое количество почитателей Лады Priora, где сможете покушать очень вкусный шашлык и другие, по-настоящему вкусные блюда. Мы, правда, разные, и вот за такую разность и уникальность я и люблю свой Кавказ! Тут все по-настоящему и это мне по душе. Я считаю, что Кавказ это не отдельная территория с маркировкой «для кавказцев» тут проживают много этносов. Не без проблем, конечно. Мы номинально разбиты на субъекты, но каждый малый народ мнит себя гегемоном, некогда владевшим территорией от моря до моря (Ну всем Северным Кавказом). И пусть это будет общая земля населяющих ее народов, больших и малых, земля добра мира и согласия!
40
http://vk.com/suanda.mirzova
http://vk.com/suanda.mirzova?w=wall49676115_1389

                                                                                                                                                     «О аул, аул мой, милая земля...»

   За что я люблю родной аул? Так сразу и не ответишь. Сердце тянется туда, где тебе хорошо, в те места, с которыми связаны самые чистые и самые светлые воспоминания. Вот и выходит, что аул я люблю за воспоминания...

   40 минут к северу от Майкопа, около 70 км дороги мимо просторных полей и уютно расположившихся других черкесских аулов и непередаваемое чувство легкости — моя дорога в родное место.  Последним меня провожает старик-сосед Хакуринохабль,  заветный поворот, и я уже подъезжаю к огромному аульскому саду. Он был посажен еще когда наши таты и наны были совсем малы, но сад до сих пор радует аульчан вкуснейшей дикой яблоней, грушей и огромным количеством тутовника каждый год. Возвращаем взгляд на дорогу, и вот глаз уже улавливает маленький белый прямоугольничек, на котором красуются родные буквы «Джерокай. Джыракъый». Вот оно — место где родились и выросли мои родители. Счастливый вздох, и мы уже едем по до боли привычной улице, где всполошенные детки играют в прятки, а недовольные беготней индюки возмущенно перекрикиваются. Во мне просыпается маленький Магамет Дзыбов: «О-ойра, ойда-ридамара, как тебя люблю я, Родина моя».
   
   Машина останавливается у двора, и в голову невольно лезут воспоминания. Вот я маленькая забегаю во двор к нане, обязательно первая, предвкушая ее радость. Я ведь знаю, что она сидит у открытой летней кухни под густым виноградником и уже ждет нас. Ждет, не потому что мы предупредили о приезде, а потому что петух уже голосит весь день, а значит надо ждать  гостей. Как я и думала: нана сидит на стуле и смотрит на подбегающую к ней пятилетнюю девочку и напевает песенку, в шутку придуманную татой для самой маленькой в семье внучки. Я с радостью сообщаю, что останусь у нее надолго и усаживаюсь на маленький стульчик рядом. Со скрипом открывается деревянная дверь сарая, откуда выходит тата весь в опилках, очевидно снова что-то мастеривший. Несмотря на возраст, статный и как всегда сдержанный мужчина с легкой улыбкой ведет меня проведать «мое» дерево. Так в шутку назвали пышную яблоню ярко-зеленого цвета, чтобы отличать ее от других.

Достаточно нагулявших по саду, возвращаемся в летний дом, где тата укладывает меня спать, предварительно взяв с собой черно-белую кошку, носящую незамысловатое имя Ксана. К слову сказать, эта противная кошка расцарапывала всех к ней подходящих кроме таты. Положив Ксану на колени, тата начинал рассзказывать старые адыгские сказки. Под его спокойный уверенный бас и мурлыканье Ксаны я засыпала, и лишь сквозь остатки сознания в мою голову пробирались имена сказочных героев,  нартов, иныжъи и емынэжъи...


   Меня окрикнула мама, отвеивая нахлынувшие воспоминания. Напоминала, что пора бы уже помочь ей с пакетами. Забрав все необходимое с машины, открываю широкую калитку, которая тут же приветственно скрипит в ответ. Заходим во двор, и все на том же месте, у открытой кухни, под уже порядевшим виноградником сидит нана, которая смотрит на теперь уже взрослую внучку. Но она все еще напевает ту песенку, которую в шутку сочинил любимый тата для самой маленькой внучки. Тата, которого уже нет...

   Мы только приехали, а мне уже грустно, потому что знаю, что скоро мы засобираемся домой, а нана с дядей будут провожать и непременно будут просить вернуться нас как можно скорее. Любимая нана будет молиться, молиться, бесконечно молиться, чтобы мы мирно доехали до дома, с грустью скажет «Гъогумаф» и пойдет в дом.

   
   Мы едем все по той же улице, только уже в сторону трассы. Мимо окна то и дело мелькают знакомые дома. Одни уже полуразрушены, и в них давно никто не живет, а в других кипит жизнь и слышны детские крики. Время идет. Аул меняется. Он уже не так оживлен, людей стало заметно меньше, старейшины аула уже не собираются в саду по вечерам, берег Фарса не так заполнен летними вечерами. Аул меняется с каждым днем все сильнее. Но каждое место здесь переносит тебя в совсем другое время, заполняет душу ностальгией и ради этого хочется приезжать сюда снова и снова, в место, где тебя всегда ждут и где отовсюду слышен звук родной речи.
Страницы: 1 2 3 [4] 5 6 ... 10