Последние сообщения

Страницы: 1 ... 6 7 [8] 9 10
71
                                                                                          За что я люблю свой родной аул Габукай.

                                                                                                                                                                          На берегу реки бурливой
                                                                                                                                                                          Родной аул стоит.
                                                                                                                                                                          Под солнцем жарким, благодатным
                                                                                                                                                                          Садами он шумит…
                                                                                                                                                                          Аул, ты зернышко Кавказа,
                                                                                                                                                                          Краса родной земли.
                                                                                                                                                                          Встречай же песней звонкой, яркой
                                                                                                                                                                          Меня к себе зови...
        Адыги впервые вступили на эту землю в 493 году. Это подтверждается археологическими раскопками. Моему любимому аулу в этом году исполнилось 1520 лет. Трудно передать на словах всю любовь и восхищения, которые переполняют сердца каждого жителя аула.
        Аул Габукай изначально состоял из пяти разрозненных маленьких аулов, располагавшихся вдоль левобережья реки Пшиш, о котором так красноречиво писал наш земляк, народный ашуг Адыгеи Ц. А. Теучеж:
                                                                               «…Пшиш - голубоглазая река,
                                                                                    Не мелка она, не глубока
                                                                                    И не удивляет шириной,
                                                                                    Не вскипает пенною волной.
                                                                                    Мальчугану даже не страшна,
                                                                                    Ничего не унесет она,
                                                                                    Только в паводок, как богатырь,
                                                                                    Заливая всей долины ширь,
                                                                                    Наполняет берега свои
                                                                                    Серебром сазаньи чешуи…»
       Адыгский князь Габук - один из трех братьев, решил объединить эти маленькие аулы в один аул. «В единстве наша сила», сказал он. И спустя некоторое время на берегу Пшиша обосновался один большой аул, который был назван именем князя – «Габукай». В истории моего аула знаменателен и тот факт, что с шестого века и последующие века через аул Габукай проходил «Великий шелковый путь». Проезжая мимо аула путники останавливались у колодца с ключевой водой. Каждый мог утолить жажду, отдохнуть под раскидистыми вербами и услышать из уст старцев легенды и сказания о героях моей родной земли. А их за многолетнюю историю было не мало. Это и герои русско-кавказской войны и люди, не пожалевшие своей жизни во имя Победы в ВОВ. Аул Габукай проводил на фронт 340 земляков, но домой вернулись 132 человека. Из них:
       Уджуху Заурбеч Алиевич – гвардии майор, участник обороны Крыма, Сталинграда, Одессы. Награжден  Орденом Октябрьской революции, а также многочисленными медалями.
       Сташ Хусен Исмаилович – подполковник, авиамеханик. Награжден тремя Орденами Красной Звезды, Отечественной войны 11-й степени, многочисленными медалями.
       Халаште Шамсудин Анзаурович – старший сержант 433 запасного зенитно-артиллерийского полка. Награжден Орденом Отечественной войны 11-й степени, медалью «За Оборону Кавказа», «За Победу над Германией». Сейчас на заслуженном отдыхе, проживает в а. Габукай.
       В ауле проживают участники локальных войн и военных действий в Афганистане. Они награждены медалями «За боевые заслуги». Это: Нинуху Хасан Теучежевич, Гучетль Казбек Абдулович, Сташ Инвер Мугдинович.
       За годы своего существования аул Габукай вырастил не одну плеяду талантливых людей, прославивших не только Адыгею, но и Россию. Из них:
       Народный поэт Адыгеи Цуг Алиевич Теучеж (1855-1940гг.) - сочинял стихи, песни, сатирические куплеты, поэмы. С 1939г. Цуг Алиевич являлся членом Союза писателей СССР. Его именем названы район, улица. В родном ауле Габукай открыт литературный музей  им. Ц. Теучежа.
       Народный писатель Адыгеи Хазрет Ахметович Ашинов – заслуженный работник культуры РА, Лауреат  премии им. Ц. А. Теучежа за роман «Живому нужна любовь». Он издал многочисленные книги, стихи, поэмы, басни, рассказы, повести и романы.
       Конструктор-модельер Юнус Махмудович Сташ – Заслуженный работник культуры  РА, Лауреат Государственной премии РА в области искусства, Лауреат Премии республиканской общественной организации Лиги Мира РА. Автор и изготовитель философских костюмов-символов и изделии адыгского декоративно-прикладного искусства. Ему присвоено звание «Почетный Гражданин» Теучежского района.
       Правду говорят: «земля славится людьми, живущими на ней».
       Мы, подрастающее поколение, потомки тех, кто жизнью своей, делами своими, именем прославили землю Габукая. Мы не только годимся тем, что несем гордое «Я родом из Габукая», но и стремимся продолжить славный путь наших отцов и дедов.
       В этом году мы праздновали 1520-летие нашего родного аула. На торжество по этому случаю прибыли гости из республиканского центра, Краснодара, соседних районов, Карачаево-Черкесии. Наиболее известным землякам были присвоены  звания «Почетный Гражданин аула Габукай», вручены почетные грамоты, премии, подарки. В этот же день чествовали золотых юбиляров – образцовые семьи аула. Почтив память нашего знаменитого аульчанина Цуга Теучежа, мы посетили его дом-музей. Украсили свой праздник своими выступлениями самодеятельные и профессиональные артисты. Я тоже в составе народного танцевального коллектива «Зори аула» принимала участие в праздничном концерте.
       Стоя на сцене, я смотрела в зал, в восхищенные лица, слегка прищуренные глаза старожилов, строго оценивавших наши выступления. В эти минуты хотелось крикнуть «Родной аул, ты всегда будешь в моем сердце». И куда бы ни занесла меня судьба, я вновь и вновь буду вспоминать слова Ц. А. Теучежа «не ищи лучшего места, чем Родина»…
       Я уверена, что всю жизнь в душе моей безраздельно будет жить любовь к родному маленькому аулу Габукай. Без этого чувства, я знаю, нет и любви к большой Родине.



Ссылка на страницу в социальной сети   http://vk.com/id212144719



72
Мой рассказ о родном ауле.

Ссылка на страницу в социальной сети
https://vk.com/nikosha01
73
Председатель парламента Чечни Дукуваха Абдурахманов публично назвал лидера ЛДПР Владимира Жириновского "фашистом" из-за его скандальных высказываний о Северном Кавказе в эфире федерального телеканала в октябре.
Выступая в парламенте региона на слушаниях по теме "Стратегия государственной национальной политики РФ до 2025 года" он сказал: "Я и другие слова говорил бы, если бы нас приглашали, когда его приглашают туда, на центральное телевидение. Просто нас - из Грозного, из Махачкалы - не приглашают. А что, у дагестанцев, ингушей, чеченцев, кабардинцев - российских граждан - нет академиков, политиков, генералов? Почему их не приглашают?"

http://newsru.com/russia/05dec2013/zhirfash.html

http://www.mk.ru/politics/sng/article/2013/12/05/955625-spiker-parlamenta-chechni-o-zhirinovskom-ya-dumal-on-na-viselitse-visit.html

Когда депутат Владимир Жириновский в прямом эфире федерального телеканала оскорбляет и унижает народы Кавказа, когда он говорит, что нужно регулировать рождаемость, предлагает огородить часть России - Северный Кавказ - колючей проволокой, народы Кавказа молчат. Может стоит подать коллективный иск против Жириновского за все его высказывания?
74
Библиотека / Негордиев узел
« Последний ответ от amenet 04 Декабрь 2013, 13:28:14 »
Надежда Ефремова,
по материалам Центра содействия культуре Кавказа

В этом году в майкопе  РИПО –Адыгея – выпустило в свет русское издание исторического очерка Газия Чемсо «Возвращение». Автор книги волею обстоятельств оказался не просто свидетелем драматической истории репатриации группы соплеменников – косовских адыгов, но в ранге первого заместителя министра печати, информации и общественно-политического прогнозирования Республики Адыгея принимал непосредственное участие в этой долгой и многотрудной акции.
Известный русский историки В.О.Ключевский, побывавший на Кавказе в эпоху царствования Александра III и преподавший царевичу Георгию курс новейшей истории Запада и России, обронил фразу, вызывавшую до недавнего времени если не возмущение, то, во всяком случае, пренебрежительное отношение со стороны историков. Вот она: «История Россия есть история страны, которая колонизируется».
Одним из многочисленных направлений русской колонизации стал Кавказ. В этом не имеющем мирового аналога полиэтническом регионе пересеклись геополитические интересы России, Персии и Турции, вызвавшие череду жестоких и затяжных войн. Втянутыми в кровопролитные конфликты оказались и многочисленные народы Кавказа. История, к несчастью, творится без оглядки на категорический императив Канта. Ей наплевать на категорический императив Канта. В ней сперва торжествует право сильнейшего и одновременно завязываются тугие узлы проблем, со временем все настойчивее требующих положительного, в настоящем смысле гуманного решения. Узел проблемы косовских адыгов, как и судьбы многочисленной черкесской диаспоры, рассеянной по миру, завязался без малого полтора столетий назад, по окончании Кавказских войн.
Для адыгов окончание русской колонизации Кавказа означала либо переселение на равнину реки Кубани, либо исход по водам Черного моря в Турцию. Косовские адыги явились потомками тех, кто предпочел переселению ближнему дальний путь на чужбину и кто испытал на себе сперва мощь Российской империи, а затем и крах Османской. Оказавшись на Балканах, адыги несмотря ни на что сумели сохранить свою этническую самость – язык, бытовой уклад, традиции и не исчезнуть в сложном этническом орнаменте беспокойного региона.
Книга Г.Чемсо – редкая удача человека государственной службы на плотно утоптанном нынче его коллегами литературном поле.
В книге Чемсо нет ни запоздалого и, в сущности, бессмысленного счета к истории, ни поиска правых и виноватых в конфликтах минувшего и настоящего. Автор не приманивает читателя ни громкими разоблачениями, ни скандальными подробностями изуверств военного времени. В его очерке есть осознание сложности и болезненности проблемы как таковой – проблемы физической выживаемости пусть малой, но все же твоей части твоего этноса и непафосная история ее положительного решения. Как есть в нем и чувство личной причастности к событию действительно исторического значения.
Мы наследуем буквально все – и славу, и ошибки, и проблемы. От того, что живем в усложняющемся и стремительно меняющемся мире. Вслед за пассионарным исступлением исторического творчества наступает время восстановления исторической справедливости. И в этом смысле повесть о возвращении на родину незначительной по численности группы адыгов из Косова – менее 200 человек – есть повод к серьезному размышлению о том, что есть отечество, этническая общность, жизнь и судьба этноса. И что такое быть уязвленным трагедией части твоего народа, оказавшейся на грани физического небытия в далеком и незнакомом тебе крае.
Несомненная ценность книги Г.Чемсо заключается в том, что она подробно описывает, наверное, самую гуманную акцию последнего времени, акцию, которой может гордиться и маленькая Республика Адыгея, и большая Российская Федерация.
История с ее беспощадностью, войсками и кровавыми переделами, переселениями народов, безжалостно попирающая судьбы отдельных людей и целых этносов, завязывает узлы непроходящей боли. Меняются времена. Появляется возможность не рубить узлы противоречий, а развязывать их – терпеливо, спокойно и рассудительно. Так, как был развязан узел давнишней и обострившейся проблемы косовских адыгов. Давайте не рубить негордиевых узлов в самой деликатной сфере, какой является сфера межэтнических отношений.
А переселенцами из Косова пожелаем удачи, мира и благополучия на новом старом месте.


Газета «Лига наций».7 июля 2000 г
75
История / В те далекие годы
« Последний ответ от amenet 04 Декабрь 2013, 13:09:29 »
Рашид Ханашхович Савв,
поселок Энем, Республика Адыгея
[/color]

Моя прабабушка - дочь Тхаркаховых –Тхьаркъохъупхъу (у адыгов было принято звать невестку по фамилии ее рода). Как рассказывали наши родители и друзья, дочь Тхаркаховых была умной, культурной, обаятельной, трудолюбивой женщиной. У нее был дар красноречия. Она подкупала всех своим вежливым, приятным обращением, знала и умела читать Коран, соблюдала все ритуалы.
Дочь Тхаркаховых прекрасно готовила адыгейские блюда для малого и большого количества людей, со знанием накрывала стол, шила национальные мужские и женские костюмы.
Выйдя замуж, она попала в большую родовую семью. Все мужчины и женщины в семье были трудолюбивыми, жили дружной семьей на берегу Черного моря у подножья горы Шисхарис (район цементного завода «Октябрь» Новороссийска). Это место называлось Шаохабль.
Семья была богатой. Члены семьи занимались земледелием, скотоводством, торговлей. Во главе семьи был Шао Маскъ, умный, талантливый организатор рода, владея шестью языками, умел с толком решать все возникшие вопросы, воздействовать на людей. Ему было более 100 лет. Задолго до Русско-Кавказской войны он неоднократно говорил, что идет борьба между Турцией, Англией, Россией, Францией за усиление влияния на Северо-Западном Кавказе и захват земель адыгских племен. Предсказывал, что России удастся захватить эти земли. Особенно часто стал повторять это после Бзиюкской битвы 1796 года.
Однажды в Цемесскую бухту зашли необычные, неторговые корабли. Маскъ стоял, наблюдая за ними. Они пришвартовались там, где стояли торговые корабли. Вышли из них военные. Во главе их был адмирал И.Ф.Ушаков и капитан Н.Н.Раевский. Они сошли на берег со свитой, подошли к Шао Маскъ, который стоял со своими внуками и правнуками. У них был вид суровый и серьезный. Потребовал сложить оружие на землю, но у наших не было никакого оружия. Указали на парусный корабль, на кормовой части, которой была небольшая пушка, спросили: «чей». Маскъ сказал, что он принадлежит им. А «гости» заявили, что этот корабль и пушка, весь берег принадлежит России, Турция уступила ей эти места.
В это время на поверхности воды-моря, выпрыгнула рыбка. Указывая на нее, Маскъ сказал, что он дарит им эту рыбку, также как Турция уступила им эти земли. Недовольный таким ответом, самоуверенно чувствующий себя гость стал грубить ему, а Маскъ в свою очередь ответил тем же. Один из военных толкнул его.  Шао Маскъ сказал, что такого от них не ожидал, раньше русских он встречал с хлебом и солью и они его также.
О том, как дальше развивались трагические события, в роду передавали друг другу рассказ бабушки.
«Всем жителям берега предложили в течение трех дней убраться дальше от берега. Жителями здесь были люди одного рода, одной семьи. Три дня ходили в трауре, очень переживали, что веками обжитые земли придется покинуть. Не могли представить, как будут жить в других местах.
На четвертый день, когда спросили, почему еще на месте, мужчины, чувствуя свою правоту, ответили: «Мы на своей земле, вы пришли незвано распоряжаться на ней. Вы захватчики. Убирайтесь восвояси!» Завязалась борьба. Трех адыгов убили, пятерых ранили. Подожгли дома со всех сторон аула.
Старший скомандовал: забрать из домов все самое ценное, одежду отнести подальше от огня, запрячь в подводы быков. Раненным оказали помощь, убитых положили в подводы. Проехали немного и за кладбищем остановились, смотрели как горели дома. Женщины и дети плакали. Состояние каждого из нас было удручающим.
Всех успокаивал Маскъ, повторяя одни и те же слова: «Все делается так, как Аллах велел. В жизни человека не бывает постоянства. Обязательно бывает подъем до высшей точки, затем начинается падение. С этим надо смириться, терпеливо переносить все».
Проехали в противоположную сторону от берега моря на северо-восток. Доехали до речки Антхъэ (Антхе). На берегу этой речки остановились в лесу. На следующий день начали строить дома плетенные, крытые камышом и кугой, лозой виноградной и жили так зимой. В них днем и ночью беспрерывно горел огонь. Люди были отрезаны от привычного мира.
Так жили несколько лет. Мужчины уезжали верхом на лошадях, с оружием в руках отстаивали шапсугскую землю в бассейне рек Шебжа, Афипса, Убина, Иль. В неравных схватках количество мужчин сокращалось.
Все как могли участвовали в приобретении оружия. Весь золотой запас был отдан тем, кто собирал средства на приобретение оружия. При этом Маскъ говорил: «Мне нисколько не жалко отданное золото, лишь бы оно пошло на пользу страдающему моему народу».
На новом месте жизнь была непривычно бедно. Сократилось количество лошадей, скота, земли почти не было. Горе, нищету принесла война всем нам.
Через несколько лет на аул стали наступать царские войска. Они сожгли десятки аулов по пути, убивали детей, стариков, женщин.
Шао Маскъ скомандовал: «Все на коней!». Сам он надел самый лучший свой парадный костюм, взял саблю, прикрепил к ремню, сел на лошадь, а с ним братья, сыновья, внуки отправились отбивать атаку царских войск.
Девушек и невесток послали наблюдать за происходящими событиями и явиться с вестями домой.
На ровную поляну поскакала русская конница. Казалось, что тут им не будет оказано сопротивление. Вдруг из леса выскочили всадники. Командовал, как положено в роде, самый старший Маскъ. Завязался бой с двух сторон. Шум, крики, лошади становились на задние ноги, передние поднимали высоко, как будто собираются взлететь. Эхо боя раздавалось по лесу и горам. Саблями рубят русские солдаты - наших, а наши – русских. Бой продолжался полдня. Трупами людей и убитыми лошадьми усеяна поляна.
Подоспело подкрепление русской коннице, а нашим не было помощи. Мы видели своими глазами, как рубили саблями наших. Рыдали и рвали волосы на себе. Я видела, как моего мужа зарубили два всадника. Я потеряла сознание. Кто-то из женщин привел меня в чувство. Видим, старший брат мужа повернул назад, проехал немного, посмотрел кругом, увидел как его родные пали на поле брани, снова развернулся и бросился вперед на противника. Окруженный со всех сторон врагами, он храбро сражался. Но его тоже, как остальных, зарубили.
Когда мы пришли в аул, он уже был сожжен. Куда ушли Шаовы – неизвестно. Начались скитания с одного места на другое. Три дня бродили без еды. Я везде искала родных и своих детей.
Зашли в один овраг, где у источника стояли дети, а чуть подальше от них женщины. Один старый мужчина из бочки давал детям в руки мед. Дети ели и тут же подходили к источнику, пили воду.
Тут среди детей нашла свою старшую дочь Куако и двоих сыновей Заурбеча и Адышеса, а самого старшего сына не нашла. Дочке было 9 лет, сыновьям 7 и 5 лет. Они не знают, где наши родные и где старший брат.
Всех нас здесь окружили, взяли в плен.
Лагерь для горцев находился там, где раньше был аул Пшизебай.
Здесь были женщины и дети. Нас заставляли работать. Я вместе со многими горянками изготовляла бурки, шила мужскую одежду – черкески и шапки, обрабатывала кожу, вязала носки и рукавицы. Молодые казаки входили в лагерь, брали девушек в жены. Их после этого никогда не показывали родным, увозили подальше от них.
На мою девочку Куако стали заглядываться казаки. Я ее лицо мазала грязью, заставляла не умываться, ходить в грязной одежде.
Не все офицеры и солдаты царя к нам относились плохо. Они подходили к нам и, скрываясь от других, давали продукты, кое-какие вещи, гладили детей по головке.
Мы были в плену несколько лет. Война закончилась. Стали освобождать пленных. Меня привели к войсковому начальнику, спросили: «Куда ты поедешь?». Я ответила: «Поеду туда, где наша земля, к берегу моря». Оказалось, что туда не разрешается». Спросили, как фамилия. Ответила с адыгейским произношением «Шъау». Как послышалось писарю, так и записал «Савв».
Все, кто был со мной в лагере – шапсуги, натухайцы (Ачмизовы, Бжассо, Натхо, Схаляхо, Джасте, Савв и другие) были внесены в список и поселены в аул Бжегокай.
Мы стали жить в ауле на берегу реки Кубани в непривычном для нас месте. Затем переехали жить на берег реки Афипс, основали аул Новый Бжегокай. Когда построили железную дорогу в Новороссийск, я со своими сыновьями ездила по праздникам в родные места, заходила на родовое семейное кладбище, молилась за родственников. Просили Аллаха, чтобы не допустил больше войны, ибо они являются большим бедствием для всех людей».
Дочь Тхаркаховых высоко несла честь своих родных, своего народа. Жила достойно в ауле. Умерла в 1903 году.


газета «Согласие» 11 мая 1994 г
76
Культура / Re: Адыгские свадебные благопожелания
« Последний ответ от amenet 03 Декабрь 2013, 22:16:44 »
Зэблагъэхэм апае:

Я1алахь!
Зэблэгъит1оу зэпэгъок1ыгъэхэр,
Зэблэгъэ зэфэмафэхэу, ясабыймэ ягухахъо алъэгъоу,
Зэдэбгъэтхъэнхэк1э
О сыолъэ1у!
Я1алахьэу зы1орэр хъурэ алахь,
Унэш1у къащыгъаф, унэгъошхо ш1ых !

Бгажноков Б.Х. Черкесское игрище. Сюжет. Семантика. Мантика. Нальчик. 1991
77
Культура / Re: Адыгские свадебные благопожелания
« Последний ответ от amenet 03 Декабрь 2013, 22:00:26 »
Къызэрэщагъэхэм апае:

Я1алахь!
Мурад аш1эу зежьэхэрэм,
Ягъогу бзэпсэу, япс щэнджэу,
Зыдак1охэрэм ямурадыш1у къадэхъоу,
Тхъэхэу щыбгъэ1энхэк1э
О сыолъэ1у!
Я1алахь!
Мы нэбгрит1оу зэ1ук1агъэм
Ц1ыфыбэр къяхъуапсэу,
Хъопсагъор янасыпэу,
Жэ джагъо къахэмыхьэу, нэ джагъо къахэмыплъэу,
Бгъэпсэунхэк1э, о сыолъэ1у!
78
Культура / Re: Адыгские свадебные благопожелания
« Последний ответ от amenet 03 Декабрь 2013, 21:54:45 »
Къэзыщагъэм пае:

Я1алахь!
Мы сабыеу къэзыщагъэр
Ц1ыфыбэмэ зэлъаш1эу,
Зымыш1эрэр к1эупч1эу
Къэралыгъом иупч1эжьэгъоу
Унэгъош1эгъу ибгъэфэнк1э
О сыолъэ1у!

79
Культура / Re: Адыгские свадебные благопожелания
« Последний ответ от amenet 03 Декабрь 2013, 21:50:52 »
Бысымгуащэм пае:

Я1алахьэу, зы1орэр хъурэ алахь!
Мы бысымгуащэу мыхъызмэтыр зыгъэхьазырыгъэр
Тэк1э 1абэми зыфаер зэригъотыл1эжьэу,
Инысэ ц1ык1ухэм пщым фэдэу зэращэу,
Гуащэм фэдэу щагъэсэу, медырэм хэсэу,
Ы1орэр аш1эу, аш1ырэр адишхэу,
Я1алахь, зэдэбгъатхьэхэу, зэдэбгъэжъынк1э
О сыолъэ1у!

80
Объявления / Фонд черкесской культуры "Адыги" объявил конкурс
« Последний ответ от amenet 03 Декабрь 2013, 19:01:41 »
Друзья !
В преддверии Нового года Фонд черкесской культуры "Адыги" имени Ю.Х.Калмыкова объявляет
конкурс на лучший рассказ-эссе о своем родном городе (ауле...).
Присоединяйтесь! Информация о конкурсе на форуме в рубрике "Беседка"

http://fond-adygi.ru/forum/index.php?topic=1240.msg2010#new
Страницы: 1 ... 6 7 [8] 9 10