Последние сообщения

Страницы: 1 ... 7 8 [9] 10
81
На сайте http://adygvoice.ru/newsview.php?uid=13506 прошла информация, что 28 ноября состоялось выездное заседание Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея по изучению эффективности эксплуатации ФГБУ «Краснодарское водохранилище».   
Поводом для проведения заседания стали жалобы населения Теучежского района о пагубном влиянии водохранилища. Поэтому депутаты республики совершили объезд берегов Краснодарского водохранилища, от хутора Городского Теучежского района до города Адыгейска. В ходе заседания были  обсуждены вопросы негативного последствия затопления земель и населенных пунктов республики, деформации берегов, подтопления земель и их заболачивания за счет повышения уровня грунтовых вод, изменения микроклимата прилегающей местности, капитального ремонта и реконструкций дамб, регистрации недвижимости и земельных участков, находящихся в пользовании ФГБУ «Краснодарское водохранилище» и другие. В результате планируется проведение парламентских слушаний Государственного Совета - Хасэ РА с участием руководства ФГБУ «Краснодарское водохранилище» о рациональности его эксплуатации.

Напомним, 40 лет назад началось переселение людей с места, где планировалась чаша будущего водохранилища, закончили в 1973 году, тогда же и началось наполнение водохранилища. Позже это решение Совмина СССР назовут ошибочным: под водой оказалось 44 тыс. гектаров земли. Из зоны затопления рукотворного моря были переселены 7 тысяч человек из 13 аулов и хуторов в специально построенный поселок (ныне город Адыгейск).
82
Говорим на черкесском | АДЫГЭБЗЭКIЭ ДОПСАЛЪЭ / Гущы1э щэрыохэр
« Последний ответ от amenet 03 Декабрь 2013, 18:48:00 »
Предлагаю здесь выкладывать афоризмы, пословицы и поговорки на адыгском языке. Вот некоторые из коллекции народного учителя Республики Адыгеи, заслуженного работника культуры РА, члена Союза писателей России, знатока и собирателя адыгского фольклора:

1. Зянэ к1эрак1эм ыпхъу ик1ыжьырэп (зянэ дэгъум ыпхъуи дэгъу).

2. Мастэк1э псынэ ет1ы, т1эрэм дэхьащхы (лэжьэныр зиджэгъо ц1ыф армэу).

3. Мылым ыч1эгъ псы фабэ къыч1эк1ырэп (зэджэгъогъухэм гуфэбзэныгъэ зэфыря1эн алъэк1ыщтэп).

4. О теой, сэ тесэч (о пш1обылымыр сэ къисыдзэрэп).

5. Унэжъые чэтыщ, езэрэу - аташъхь (жъи к1и яч1ып1э зыщимытхэу, нэхъой зэрымылъ унагъу).

Журнал "Псалъ"Майкоп. 2008. № 5 (8) С. 274
83
Культура / Адыгские свадебные благопожелания
« Последний ответ от amenet 03 Декабрь 2013, 18:02:43 »
В журнале "Псалъ" в статье кандидата филологических наук Эльзы Хакуновой "Нысэщэ джэгум епхыгъэ ш1уфа1охэр"  (Адыгские свадебные благопожелания" рассмотрены три вида музыкально-неинтонированных жанров свадебной поэзии:
-ш1уфа1охэр (благопожелания);
- нысэ тхьалъэ1ухэр (свадебные молитвы);
- хъохъухэр (свадебно-ритуальные хохи).
Я хочу привести некоторые благопожелания из статьи Э.Хакуновой. Если кто-то знает другие пожелания, то буду рада Вашим сообщениям.
Нысэм пае:

Я1алахь!
Непэ мы сабый ц1ык1оу
Мы джэхашъом къытехьагъэр
Къызыхэк1ыгъэм  лъэдэкъэ мафэр къыщинэу
Къызыхэхьагъэм лъэпэ мафэр къыхидзэу
Гъогу мафэ къебгъэжьэнк1э
О сыолъэ1у.
Я1алахь!
Яэтым фэдэу 1ушъашъэу, мэлым фэдэу 1ушъабэу,
Пхъэнк1ыпхъэр ылъэшъоу, унашъор римыхэу,
Игощэ ныожъхэр ыгъаш1оу,
Ипщыпхъу лъэпкъхэр ш1у ылъэгъоу,
Иш1улъэгъуныгъэ к1эч фэмыхъоу,
Бэгъаш1эу гъэш1э к1ыхьэу, насыпыш1эу пш1ынк1э
О сыолъэ1у.

Унагъом пае:

Я1алахь!
Ягъорэ ябжъэрэ зэтемызэу
Узырэ бзаджэрэ къафэмык1оу
Гухэк1рэ гук1аерэ ямы1эу
Ш1угъом фэуузэнк1эу,
Бзэджагъэр 1эк1ыб афэпш1эу
Емык1у къямыхъул1эу
Унэгъо ш1эгъу ибгъэфэнк1э
О сыолъэ1у!

Я1алахь!
Ордэ унэжъэу,
Цужъ ук1ып1эу,
Ик1рэм къырихьэу,
Къихьэрэм къыринэу
"Хэтмэ яунагъуа?" - а1омэ,
мыщ фэдэм яунагъу а1оу ыц1э ра1оу
унэгъошхо пш1ынк1э
о сыолъэ1у!

Я1алахь!
Джэхашъор кушъэу,
Джэныкъор шъаоу,
Къялрэр п1угъош1у 1офтэгъош1оу,
Шъокъэбзэ узынчъэу,
Зэших-зэшиблыр зэшыпхъуищымэ агъэшэсэмэ дагъэк1эу,
Унэгъошхо пш1ынк1э
О сыолъэ1у!

Я1алахь!
Яджэхашъо гъуаплъэу,
Як1ашъо нальмэс-налкъутэр къетэкъохэу
Бгъэунэнхэк1э
О сыолъэ1у!


Журнал "Псалъ" 5 (8)  Майкоп, 2008 г. С. 122-123




84
Беседка / Конкурс "За что я люблю свой родной город (аул, станицу...)"
« Последний ответ от amenet 02 Декабрь 2013, 03:52:49 »
В преддверии Нового года Фонд черкесской культуры "Адыги" имени Ю.Х.Калмыкова объявляет конкурс на лучший рассказ-эссе о
своем родном городе (ауле...).


На конкурс принимаются рассказы, отражающие красоту, уникальность родного города (аула, станицы...). Присылаемые на конкурс творческие работы можно дополнить  вашими фотографиями, заимствованные из  Интернета фотографии рассматриваться не будут.

Главный приз1 место - Ipod,
                         2 место и 3 место - наушники Sennheiser.
   Авторы лучших работ будут награждены ценными подарками с символикой Фонда и дисками с переведенными на адыгский язык художественными и мультипликационными фильмами!

Рассказы победителей будут опубликованы на портале Fond-adygi.ru!

Прием работ: 02 декабря 2013 г. по 15 февраля 2014 г.
Голосование на сайте: 16 февраля 2014 г по 26 февраля 2014 г
Объявление победителей: 27 февраля 2014 г.

1. Правила и условия участия в конкурсе:
1.1. Поместите информацию о конкурсе в своем блоге, со ссылкой на конкурс. Это может быть ваша страничка в livejournal, facebook, twitter, vkontakte, даже instagram,  необходимое условие – наличие анонса и активной гиперссылки в вашем блоге/соцсети на материал о конкурсе. Ссылку на свой блог/соцсеть также выложите сюда (вместе с конкурсным рассказом, эссе).
1.2. В конкурсе принимают участие новые рассказы (эссе) на русском языке соответствующие тематике, нигде ранее не опубликованные.
На конкурс принимаются индивидуальные творческие работы, а так же работы, написанные в соавторстве. Соавторов должно быть не больше трех.
1.3. От одного участника принимаются не больше двух работ, включая работы, написанные в соавторстве. Работы принимаются только в электронном виде в формате doc, rtf. Гарнитура Times, размер шрифта – 12, междустрочный интервал – полуторный.
Объем работы не должен превышать 10000 знаков, включая пробелы. Фотографии должны соответствовать тематике конкурса, и сопровождаться коротким комментарием. К каждой работе можно разместить от 1 до 3 фотографий.
Фото должно быть хорошего качества (четкое, нормально экспонированное). Фото должно быть в правильной вертикальной ориентации. Размер фотографии — не более 2 Мб. Длинная сторона фотографии не должна быть менее 600 px и не более 1200 px. Формат: jpg.

Алгоритм размещения литературных произведений (рассказов, эссе) и фотографий для участия в конкурсе

1. Зарегистрируйтесь на форуме http://fond-adygi.ru/forum
2. Дождитесь активации своего аккаунта и разместите в эту тему  свое конкурсное произведение и фотографии.
3. Поместите информацию о конкурсе в своем блоге, со ссылкой на конкурс. Это может быть ваша страничка в livejournal, facebook, twitter, vkontakte, даже instagram, необходимое условие – наличие анонса и активной гиперссылки в вашем блоге/соцсети на материал о конкурсе. Ссылку на свой блог/соцсеть также выложите сюда (вместе с конкурсным произведением и фото).

Удачи, друзья! 

P.S. Как разместить рассказ и фото?
1. Наверху есть кнопка "Ответ", нажимаем на нее и получаем форму ответа.
Находим в этой форме кнопку "Вложения и другие параметры" и грузим конкурсное произведение и фото через нее.
2. Если у вас есть ссылка на фотографию, надо использовать кнопку "Вставить вложение".
85
Культура / Отношения супругов адыгов в современном мире
« Последний ответ от amenet 02 Декабрь 2013, 03:18:42 »
 Взаимоотношения супругов в семье у адыгов подчинены законам приличия и пристойности.Известно, что испокон веков в адыгском мире в вопросе воспитания девочек и мальчиков привилегия отдается мужчине. Адыгский этикет предписывал, что жена должна слушаться мужа, сестра – брата, женщина – мужчину. Рождение сына в семье адыги считают счастьем, потому что сын продолжает род, и он ум, достоинство, совесть и сила рода. К девочкам адыги относятся трепетно, но их воспринимают только как носителей доброты, красоты, как временных гостей в доме. Раньше девушка уходила из родительского дома, и были крайне редкие случаи, когда мужчина приходил жить в дом жены. Но в современном мире уже традиции нарушаются сплошь и рядом. Один мой знакомый адыг - отец троих детей (два сына и дочь) заявляет, что сыновьям он уже построил отдельные дома, и хочет, чтобы дочь привела зятя в дом. Он любит дочь больше, чем сыновей, готов ради нее ломать обычаи.
Адыги серьезное значение придавали внешнему виду девочек, девушек, женщин, их красоте, опрятности, старались привить приятные манеры, осанку, походку. Моя бабушка не разрешала мне в детстве бегать с мальчишками, прыгать, и постоянно следила за тем, чтобы я держала осанку, красиво шагала, садилась. Призывала быть сдержанной, запрещала спорить с мужчинами. Семья постоянно напоминала о том, что необходимо вести себя пристойно, не позорить их. Хайнап - позор! В детстве в адыгских семьях - это слово было наиболее употребительным. К сожалению, в наше время многие адыгские девушки не имеют понятия о девичьей чести, девичьей гордости. Они часто позволяют парням курить при них, сквернословить в своем присутствии. Может быть, этому способствует и одежда, которую предпочитают современные адыгские девушки. Конечно, в адыге сае девушка чувствовала себя княгиней, и вызывала уважение мужчины. Девушку готовили к культуре семейных отношений, считая, что ответственность за духовный климат в семье лежит на ней, что не ужиться с мужем - позор.
Однако, в наше время все чаще можно встретить адыгских девушек, которые не знают родной язык, игнорируют адыгэ нэмыс - адыгский этикет в отношениях. Такие девушки воспринимают себя "королевами", и не хотят гладить мужу брюки, рубашку, чистить обувь, стирать ему и готовить еду. И уже в аулах часты случаи, когда молодые расстаются из-за королевских амбиций молодой жены. Раньше у адыгских девушек воспитывали терпение и приучали заботиться о родных. Адыги считают, что престиж мужа всецело зависит от его жены: «Мужа доблестным делает жена».
 Султан Хан-Гирей пишет: «Все те, которые судят о домашнем быте черкесов по образу жизни прочих азиатских народов, исповедующих магометанскую веру, о том имеют ложное понятие. Рыцарское честолюбие много прекрасного ввело в их обычай. К числу прекрасных черт можно отнести и величайшее уважение к женщинам, которого прекрасный, но слабый сей пол достоин вполне...».
Может быть, я не права, но с потерей языка адыги теряют и этику и эстетику отношений.
86
Люди / Заурбек Хачимович Бгажноков
« Последний ответ от amenet 02 Декабрь 2013, 02:11:45 »
Бгажноков Заурбек Хачимович родился в 1945 г. в г. Баксане КБР. В 1970 г. окончил  Московский полиграфический институт. Член Союза художников России с 1976 г. Участник республиканских, зональных, российских, всесоюзных и международных  выставок. С 1970 г. участвовал в выставках-конкурсах искусства книги.

 Награжден дипломами всероссийских конкурсов книги. Работал художественным редактором издательства “Эльбрус” (1970 - 1979). Главным художником художественного фонда КБР (1979 - 1982).
Известный художник-график Заурбек Бгажноков отразил в своих работах все своеобразие и вместе с тем общечеловеческую ценность“адыгского этноса”, создал серию графических листов "Нарты", "Музыка", "Адыгские мелодии"
и т. д. Оформленные и проиллюстрированные им книги получили 6 дипломов с Всероссийских конкурсов искусства книги, он участник многих международных выставок книги в г. Москве. Он мастерски владеет практически всеми графическими способами и приемами (офорт, итография, цинкография, гравюра на пластике, тушь, перо и др.).

87
Библиотека / «В плену у горцев»
« Последний ответ от amenet 30 Ноябрь 2013, 17:12:24 »
В двухтомном иллюстрированном издании «В плену у горцев», которое вышло в нальчикском издательстве Марии и Виктора Котляровых в серии «Кавказ», представлены документы, литературные опыты и личные воспоминания людей, побывавших в плену у горцев в период Кавказской войны.
В первый том вошли работы следующих авторов:
- Симон Петлюра «Полтавский семинарист в плену у горцев»;
- Максим Кофанов «В плену у горцев в 1830 и 1831 годах»;
- Лев Екельн «Из записок русского, бывшего в плену у черкесов»;
- Сергей Беляев «Дневник русского солдата, бывшего десять месяцев в плену у чеченцев»;
- Иван Загорский «Восемь месяцев в плену у горцев»;
- Василий Савинов «Три месяца в плену у горцев»;
- Николай Шипов «История моей жизни»;
- Иван Клингер «Два с половиной года в плену у чеченцев (1847– 1850)»;
- Николай Волконский «Семь лет в плену у горцев (1849–1856)»;
- Кавказский офицер «Плен у шапсугов»;
- Евгений Аничков-Платонов «Из кавказского прошлого»;
- Екатерина Зарина (Новикова) «Одиннадцать месяцев в плену у черкесов»;
- Андрей Державин «Рассказ бывшего унтер-офицера Апшеронского полка Самойлы Рябова о своей боевой службе на Кавказе». - - Е. С. Тютюнин «Кавказские пленники: по обе стороны Линии (1820–1822)».

Второй том составили две большие работы:
- книги Ивана Румянцева «В плену у Шамиля» и Евгения Вердеревского «Плен у Шамиля»,
а также пять приложений, названия которых говорят сами за себя:
- «Письма, относящиеся к переговорам о выкупе и о прочем»;
- «Свидание с Шамилем»;
- «Отрывок из рассказа покойного генерал-майора князя И. Орбелиани о своем плене у Шамиля в 1842 году»;
- «Рассказ моздокского гражданина 3-й гильдии купца Миная, Шаева сына, Атарова о поездке своей в Даргы-Ведено, местопребывание Шамиля»;
- «Краткие сведения о биографии Шамиля и о распространении на Кавказе мюридизма».
Все эти неизвестны современному читателю, ибо не переиздавались 100-150 и более лет.
88
Отдых / Интересные места для отдыха в Адыгее: Водопады Руфабго.
« Последний ответ от amenet 30 Ноябрь 2013, 16:57:38 »
В плане разнообразия природных достопримечательностей: гор, озер, рек, водопадов Адыгея - рай для любителей однодневных и многодневных походов. Здесь проходят популярные маршруты через плато Лаго-Наки с восхождением на Пшехо-Су, Оштен или Фишт. В поселке Каменномостский для отдыхающих широкий выбор мест для посещения: водопады Руфабго, Хаджохская теснина, пещера Сквозная и другие достопримечательности Адыгеи. По дороге от Каменномостского на юг к Гузериплю можно осмотреть Гранитный каньон, Казачий камень, гору Монах рядом с поселком Хамышки.
В Адыгеяе есть и такие интересные места, как, например, Свято-Михайловский монастырь, расположенный в поселке Победа или многочисленные дольмены (один из самых известных – Хаджохский дольмен).
Водопады Руфабго расположены в ущелье реки Руфабго – одного из притоков реки Белая. Экскурсии на водопады Руфабго начинаются от поселка Каменномостский. В ущелье реки Руфабго расположено 10 водопадов, но самыми красочными и крупными являются такие водопады, как Шум, Каскадный, Сердце Руфабго, Шнурок (Девичья Коса), Чаша любви и Девичьи Косы. Часть маршрута, в частности, до водопада Шнурок, полностью оборудована для посещения туристов дорожками, помостами и необходимыми ограждениями.
Красивая легенда гласит, что в прежние времена долину реки Белая облюбовал злой великан по имени Руфабго, обладающий не дюжей физической и колдовской силой. Жил колдун-великан в пещере Сквозная, расположенной недалеко от первого водопада. Здесь же он черпал свои силы и поддерживал связь со злыми духами, благодаря чему ему удалось поработить множество поселений долины реки Белая. Из каждой деревни злой великан Руфабго уводил самую красивую девушку, а с юношами, пытавшимися их освободить, он жестоко расправлялся. Так в одном из сел проживал смелый и стройный юноша Хаджох, у которого была любимая девушка. Хаджох знал, что совсем скоро Руфабго придет и за ней. Чтобы избежать этого, юноша отправился в горы Адыгеи на поиски доброго волшебника Мезмая. Найдя его, Хаджох узнал, что победить злого великана можно лишь одним способом: подъехав к колдуну с наветренной стороны, необходимо высыпать порошок, образующееся из него облако на какое-то мгновение дезориентирует великана, и в этот момент нужно вынуть из его груди сердце и забросить как можно дальше. Внимательно выслушав старца, юноша отправился в логово Руфабго. Найдя великана, герой предложил ему сразиться, но великан, услышав это, лишь расхохотался. Выехав в долину на своем коне, свирепый Руфабго хотел атаковать Хаджоха, но увяз в земле, насквозь пропитанной сильными весенними ливнями. В этот момент юноша высыпал порошок и, тотчас облако окутало великана. Не медля ни минуты, адыгейский юноша разрубил грудь злодея, вынул оттуда сердце и закинул его как можно дальше. Упав в ущелье, сердце злого великана Руфабго превратилось в огромный камень, преградив путь быстротечному ручью. А водопад, образовавшийся в итоге, стали называть водопадом Руфабго.
После обильных весенних ливней ручей моментально преображается: вода мутнеет и приобретает красноватый оттенок из-за залежей красной глины в верховье ручья, создавая впечатление, будто из сердца Руфабго нескончаемым потоком хлещет алая кровь.


89
Зарубежные черкесы / Re: Сирийские черкесы в России.
« Последний ответ от Майя Пшиканова 30 Ноябрь 2013, 12:23:49 »
Мне эти 106 человек будет жалко только если они здесь останутся. В той же Турции экономические условия значительно лучше, я видел сам своими глазами. Лично меня в своё время шокировало - в Турции нет рекордных залежей нефти и газа или чего либо полезного, при этом в маленькой Турции живут более 70 млн. человек, причём неплохо живут.
90
Адыгея / Re: Опять стоим с протянутой рукой...
« Последний ответ от Майя Пшиканова 30 Ноябрь 2013, 12:04:33 »
Первоначально читал и думал - случилось невероятное - мы адыги "стоим с протянутой рукой". Вроде ничего подобного не было в культуре нашего народа, да и на Кавказе такое было чрезвычайной редкостью.  Потом вспомнил что в роли просителя выступает так называемая республика. А кто живет в этой республике - 52 % русских, 25 % армян и курдов, около 19 % адыгов. Ну тогда всё ясно.
Страницы: 1 ... 7 8 [9] 10