Блог Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева.Сегодня неожиданно добрая домашняя традиция вдруг приобретает политическое значение, а для некоторых елка чуть ли не становится символом, от которого необходимо отказаться, чтобы вернуться к своей национальной идентичности.
В Чечне, например, Джохар Дудаев елку запрещал, а вот Рамзан Кадыров, наоборот, ее вернул.
Во второй половине 2000-х в некоторых регионах Кавказа начинаются попытки возрождения своего календарного Нового года, обычно приходящегося на весну. Обновление огня в очаге, обильная трапеза и танцы, обереги и гадания, ритуальное ряжение - когда-то типичные составляющие таких празднеств, вписанных в сельскохозяйственный календарь.
В КБР, например, в возрождении черкесского Нового года большую роль сыграл ученый-фольклорист Аслан Ципинов, резонансное убийство которого 30 декабря 2010 года связывают с исламскими радикалами, увидевшими в инициативах ученого возрождение язычества.
Процитирую черкесского активиста Аслана Бешто: "Убийство Аслана Ципинова отчасти увело в тень празднование черкесского Нового года, Рождества первыми христианами. Тем не менее, черкесский Новый год все шире проникает в народные массы, и вряд ли этому можно будет что-то противопоставить".
http://www.ekhokavkaza.com/content/article/24815066.html В 2009 году имам мечети г. Майкопа Анзор Дзеукожев в своей проповеди предупредил о недопустимости участия мусульманина в праздновании черкесского Нового года. Имам публично говорил о том, что праздник Навруз является языческим обрядом и не имеет никакого отношения к Исламу, вследствие чего участие в нем является харамом, то есть, запретным для мусульман. Кроме того, Анзор Дзеукожев отметил, что попытки навязать адыгам обычай справлять языческий праздник являются оскорблением их предков – мусульман, отказавшихся от язычества, чьей кровью обагрена вся адыгская земля, и которые покинули свою родину ради сохранения верности Слову Аллаха.
http://www.adigeyaislam.com/ru/files/index.php?page=newsdetail&newsID=109Станет ли елка символом, активно задействованным в конструировании новых идентичностей на Северном Кавказе? В каких регионах будет полемика по типу дагестанской, как ответит на этот вызов региональная власть – покажут ближайшие годы…
http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/1927/posts/13575