Кабардино-БалкарияЧЕЛОВЕК НА СВОЕМ МЕСТЕ. АЛЕКСАНДР ПАЗОВ

Суббота, 28 декабря 2013 г.
Рубрика: Новости
Просмотров: 24573
Подписаться на комментарии по RSS
Метки: Кабардино-Балкария


Александр Пазов. Человек на своем месте









Найти свое место в этой суматошной жизни удается далеко не всем. Успех зависит не только от целеустремленности, таланта и трудолюбия. Иногда незначительные, казалось бы, детали могут  кардинально изменить ход событий. Объяснять такой феномен случайностью было бы слишком опрометчиво. В подобных случаях кто-то говорит о предопределении, фатуме, судьбе. Кто-то о скрытой от глаз закономерности.

 


ПУТЬ МАСТЕРА

 

Сегодня гость рубрики «Человек на своем месте» художник по металлу Александр Пазов. Его имя известно далеко за пределами Кабардино-Балкарии. В конце восьмидесятых он одним из первых получил звание Народного мастера России, и этот статус, как нельзя лучше характеризует его творчество.

 

Пазов не только самобытный, но и по-настоящему народный художник. Его работы выполнены в соответствии со строгими адыгскими канонами, которые не спутаешь ни  с какими другими.

 

В мир искусства он пришел  уже достаточно зрелым человеком. Рассказывает, что в детстве  мечтал стать летчиком. Эта профессия казалась мальчику  мужественной и романтичной. Однако детство закончилось и Александр  выбрал другую специальность. Более земную, хотя и не менее популярную. Физика в то время  была в моде. Знаменитые споры "физиков" и "лириков", фильмы про ученых, особая атмосфера технических вузов - один столичный Политех, чего стоил...

 

- Я подал документы в Московский энергетический институт, но не прошел по конкурсу, - вспоминает Александр. - Вернувшись в Нальчик, поступил на физико-математический факультет КБГУ.

 

Защитив диплом, он семь лет занимался научными исследованиями в горах. Лаборатория, в которой работал Пазов, находилась на Чегете, на высоте 3100 метров над уровнем моря. Столичный Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн, с которым сотрудничал Александр, предложил ему командировку на Южный полюс. Эта  поездка в корне изменила жизнь молодого ученого, превратив его в мастера. 

 

В Антарктиде он изучал солнечную энергию и космические лучи. Свободного времени хватало, а на станции была солидная библиотека. Однажды в журнале «Наука и жизнь» Александр  прочел статью об утраченном  искусстве холодной ковки. Тема его увлекла, тем более, что чеканкой он занимался  и раньше.

 

Александр Пазов. Человек на своем месте Александр Пазов. Человек на своем месте Александр Пазов. Человек на своем месте

Александр Пазов может говорить о ковке часами. По его словам, металл - очень теплый материал, обладающий  магнетизмом, неповторимым очарованием и завораживающей силой.

 

Одним словом, домой вернулся совершенно другой человек. Пазов охладел к науке и всерьез  занялся металлом. Спустя полгода он оставил физику и стал работать в художественной мастерской.  Разумеется, наука от такого решения  проиграла, зато прикладное искусство, безусловно, выиграло.

 

- Если работа не приносит радости - ее нужно менять. Человек должен заниматься тем делом, которое ему по душе, - уверен Александр Пазов.

 

С этим не поспоришь, тем более, что результат, как говорится, налицо. Мастер он  уникальный. Его работы лаконичны,  изысканы и кроме того утилитарны. Кувшины, блюда, чаши могут не только украсить интерьер, но и служить по своему прямому назначению.

 

Стиль мастера всегда узнаваем. Его визитная карточка - это строгость, гармония и четкость линий, присущие традиционной  культуре адыгов. В своих многочисленных интервью художник не раз подчеркивал: «Узоры придумать невозможно. Надо просто использовать элементы своего родного - народного, национального орнамента».

 

- В адыгском узоре три лепестка - по этому поводу существует немало этнографических теорий.  Думаю, в старину орнамент был не просто украшением, но и нес определенную информацию. Трудно представить, что узор на платье простолюдинки не отличался от вышивки на одежде знатной женщины, - говорит Александр Пазов.

 

Александр Пазов. Человек на своем месте Александр Пазов. Человек на своем месте Александр Пазов. Человек на своем месте

 Удивительные работы Александра Пазова на московской выставке "Оттенки черкесского", организованного при поддержке Фонда "Адыги".

 

С ним можно беседовать о чем угодно - о черкесских седлах и кольчугах, о холодном оружии и национальном костюме. Однако главной темой все же  остается ковка. О ней мастер может говорить часами.  По  словам Александра Пазова, металл очень теплый материал, обладающий  магнетизмом, неповторимым очарованием и завораживающей силой.

 

Работая, он всякий раз погружается в прошлое. Представляет себе то далекое время и пытается взглянуть на мир глазами старых мастеров. Говорят, что раньше они были практически в каждом кабардинском селе. Однако со временем это удивительное искусство было забыто. И возродил его ни кто иной,  как гость нашей рубрики.

 

Александр Пазов. Человек на своем месте

- Адыги не жили ремеслом, - объясняет Пазов. - Другое дело Дагестан. Там народные промыслы всегда были основным источником заработка. Мастер из Кубачи, например, работал всю зиму. Весной продавал  изделия на базаре в Дербенте и таким образом обеспечивал себя и свою семью.


Кроме того, имела место узкая специализация. Одни варят чернь, другие куют клинки, третьи - наносят гравировку.  Наши мастера все делали сами - от начала до конца. Они работали для общины и община их в свою очередь содержала.


В том, что секрет холодной ковки был утрачен, не последнюю роль сыграл технический прогресс. Кованую посуду из меди заменили алюминиевые кастрюли. Например, кувшин для воды я делаю примерно около месяца, и это, учитывая что у меня есть  прокатный лист  металла и многое другое, о чем наши предки не могли даже мечтать. Изготовление посуды вручную - дело трудоемкое, а с появлением конкуренции, оно стало еще и невыгодным экономически.

 

Сегодня часто и подолгу говорят о возрождении национальной культуры, а между тем, несмотря на традиционный стиль и филигранность исполнения,  работы Александра Пазова не востребованы.


- У нас в республике, по сути, нет художественного рынка, - объясняет мастер. - Народное творчество никогда не давало и не будет давать дохода. Оно нуждается в поддержке. Возможно сравнение не совсем корректно, но в Японии, например, мастера занимающиеся традиционными видами искусства имеют статус государственных людей. У нас, к сожалению, все иначе. По большей части, люди озабочены накоплением материальных благ - по принципу: чем быстрее, тем лучше. Мало, кто понимает, что предметы искусства - надежное вложение капитала. Со временем, они становятся только дороже.

                                       

Эдуард  БИТИРОВ.

© Фонд черкесской культуры "Адыги" им. Ю.Х. Калмыкова





сегодня
8 июня 2025 года
 
В этот день
Родились:
1955 г. – Хаджмет Махотлова, кабардинская радиожурналистка, лауреат Российской артиады.
1982 г. – Карина Мезова, восходительница на Эверест, заслуженный работник физкультуры и спорта КБР, действующий член Русского географического общества.
Все новости
Набор в школу/ансамбль кавказского танца…
Дорогие друзья! До концерта "Выпусник…
Дорогие друзья! Рады сообщить вам,…
Дорогие участники второго стипендиального конкурса…
Афиша
- Крупный дождь долго не идёт
Вход для зарегистрированных пользователей
Забыли пароль?
вход
Регистрация