Найти свое место в этой суматошной жизни удается далеко не всем. Успех зависит не только от целеустремленности, таланта и трудолюбия. Иногда незначительные, казалось бы, детали могут кардинально изменить ход событий. Объяснять такой феномен случайностью было бы слишком опрометчиво. В подобных случаях кто-то говорит о предопределении, фатуме, судьбе. Кто-то о скрытой от глаз закономерности.
ПУТЬ МАСТЕРА
Сегодня гость рубрики «Человек на своем месте» художник по металлу Александр Пазов. Его имя известно далеко за пределами Кабардино-Балкарии. В конце восьмидесятых он одним из первых получил звание Народного мастера России, и этот статус, как нельзя лучше характеризует его творчество.
Пазов не только самобытный, но и по-настоящему народный художник. Его работы выполнены в соответствии со строгими адыгскими канонами, которые не спутаешь ни с какими другими.
В мир искусства он пришел уже достаточно зрелым человеком. Рассказывает, что в детстве мечтал стать летчиком. Эта профессия казалась мальчику мужественной и романтичной. Однако детство закончилось и Александр выбрал другую специальность. Более земную, хотя и не менее популярную. Физика в то время была в моде. Знаменитые споры "физиков" и "лириков", фильмы про ученых, особая атмосфера технических вузов - один столичный Политех, чего стоил...
- Я подал документы в Московский энергетический институт, но не прошел по конкурсу, - вспоминает Александр. - Вернувшись в Нальчик, поступил на физико-математический факультет КБГУ.
Защитив диплом, он семь лет занимался научными исследованиями в горах. Лаборатория, в которой работал Пазов, находилась на Чегете, на высоте 3100 метров над уровнем моря. Столичный Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн, с которым сотрудничал Александр, предложил ему командировку на Южный полюс. Эта поездка в корне изменила жизнь молодого ученого, превратив его в мастера.
В Антарктиде он изучал солнечную энергию и космические лучи. Свободного времени хватало, а на станции была солидная библиотека. Однажды в журнале «Наука и жизнь» Александр прочел статью об утраченном искусстве холодной ковки. Тема его увлекла, тем более, что чеканкой он занимался и раньше.
![]() |
![]() |
![]() |
Александр Пазов может говорить о ковке часами. По его словам, металл - очень теплый материал, обладающий магнетизмом, неповторимым очарованием и завораживающей силой.
Одним словом, домой вернулся совершенно другой человек. Пазов охладел к науке и всерьез занялся металлом. Спустя полгода он оставил физику и стал работать в художественной мастерской. Разумеется, наука от такого решения проиграла, зато прикладное искусство, безусловно, выиграло.
- Если работа не приносит радости - ее нужно менять. Человек должен заниматься тем делом, которое ему по душе, - уверен Александр Пазов.
С этим не поспоришь, тем более, что результат, как говорится, налицо. Мастер он уникальный. Его работы лаконичны, изысканы и кроме того утилитарны. Кувшины, блюда, чаши могут не только украсить интерьер, но и служить по своему прямому назначению.
Стиль мастера всегда узнаваем. Его визитная карточка - это строгость, гармония и четкость линий, присущие традиционной культуре адыгов. В своих многочисленных интервью художник не раз подчеркивал: «Узоры придумать невозможно. Надо просто использовать элементы своего родного - народного, национального орнамента».
- В адыгском узоре три лепестка - по этому поводу существует немало этнографических теорий. Думаю, в старину орнамент был не просто украшением, но и нес определенную информацию. Трудно представить, что узор на платье простолюдинки не отличался от вышивки на одежде знатной женщины, - говорит Александр Пазов.
![]() |
![]() |
![]() |
Удивительные работы Александра Пазова на московской выставке "Оттенки черкесского", организованного при поддержке Фонда "Адыги".
С ним можно беседовать о чем угодно - о черкесских седлах и кольчугах, о холодном оружии и национальном костюме. Однако главной темой все же остается ковка. О ней мастер может говорить часами. По словам Александра Пазова, металл очень теплый материал, обладающий магнетизмом, неповторимым очарованием и завораживающей силой.
Работая, он всякий раз погружается в прошлое. Представляет себе то далекое время и пытается взглянуть на мир глазами старых мастеров. Говорят, что раньше они были практически в каждом кабардинском селе. Однако со временем это удивительное искусство было забыто. И возродил его ни кто иной, как гость нашей рубрики.
- Адыги не жили ремеслом, - объясняет Пазов. - Другое дело Дагестан. Там народные промыслы всегда были основным источником заработка. Мастер из Кубачи, например, работал всю зиму. Весной продавал изделия на базаре в Дербенте и таким образом обеспечивал себя и свою семью.
Кроме того, имела место узкая специализация. Одни варят чернь, другие куют клинки, третьи - наносят гравировку. Наши мастера все делали сами - от начала до конца. Они работали для общины и община их в свою очередь содержала.
В том, что секрет холодной ковки был утрачен, не последнюю роль сыграл технический прогресс. Кованую посуду из меди заменили алюминиевые кастрюли. Например, кувшин для воды я делаю примерно около месяца, и это, учитывая что у меня есть прокатный лист металла и многое другое, о чем наши предки не могли даже мечтать. Изготовление посуды вручную - дело трудоемкое, а с появлением конкуренции, оно стало еще и невыгодным экономически.
Сегодня часто и подолгу говорят о возрождении национальной культуры, а между тем, несмотря на традиционный стиль и филигранность исполнения, работы Александра Пазова не востребованы.
- У нас в республике, по сути, нет художественного рынка, - объясняет мастер. - Народное творчество никогда не давало и не будет давать дохода. Оно нуждается в поддержке. Возможно сравнение не совсем корректно, но в Японии, например, мастера занимающиеся традиционными видами искусства имеют статус государственных людей. У нас, к сожалению, все иначе. По большей части, люди озабочены накоплением материальных благ - по принципу: чем быстрее, тем лучше. Мало, кто понимает, что предметы искусства - надежное вложение капитала. Со временем, они становятся только дороже.
Эдуард БИТИРОВ.
© Фонд черкесской культуры "Адыги" им. Ю.Х. Калмыкова