Помните о Канжальской битве? О ночном сражении 1708 года, когда кабардинцы в пух разгромили войско Крымского хана Каплан-Гирея I. Тогда адыгам, уступающим по численности войска, помогла военная хитрость, а придумал ее советник князя Атажукина Жабаги Казаноко. Юный в ту пору Жабаги, вырос потом в общественного деятеля и мудреца. Нынче на Кавказе он стал кем-то вроде Сенеки и Ходжи Насреддина одновременно.
Сказка и быль… |
Сначала мы расскажем вам сказку. Кабардинскую, народную. Под названием "Как Джабаги спас селение".
В одном ауле жил-был мальчик. Звали его Джабаги. Не было у него ни отца, ни матери. Никто не знал, откуда пришёл Джабаги в аул. Все любили его за добрый нрав и быстрый ум и помогали, чем могли. Кто даст ему кусок чурека, кто рубашонку. А как подрос Джабаги, доверили ему коз пасти. Джабаги выгонял коз на склоны высокой горы, у подножия которой был расположен аул.
Однажды утром Джабаги пригнал коз на пастбище и видит: образовалась на склоне трещина. На другое утро взял он с собой яйцо и положил его в трещину. Посмотрел вечером – яйцо провалилось: трещина увеличилась. На третий день мальчик положил в трещину большой камень – к вечеру и он провалился. Понял Джабаги, что аулу грозит опасность – обвалится гора, погибнет аул.
Вечером пригнал он коз и рассказал жителям о трещине. "Давайте уйдём отсюда, пока не поздно", – уговаривал Джабаги людей. А те в ответ только рассмеялись: "Здесь жили наши отцы и деды, и никогда не было обвалов. Не оттого ли грозит нашему селу опасность, что ты появился среди нас?"
Но некоторые люди послушали совета разумного мальчика и вместе с ним ушли из аула. А ночью гора обвалилась и засыпала аул. Те, кто ушёл вместе с Джабаги Казаноко, основали новый аул. В честь спасителя его назвали Казаноковым. И сейчас стоит этот аул на берегу быстрой реки Баксан.
Людей, о которых сложены народные сказки, в мировой истории единицы. И один из них – гордость адыгов. Дипломат, реформатор, просветитель, философ, афорист, мудрец Жабаги Казаноко – во всех отношениях крупный деятель черкесской истории и культуры.
О его мудрости и доблести ходили легенды по всему Северному Кавказу, так что и другие кавказские народы поспешили причислить его к своим героям. Теперь уже только ученые могут отделить настоящую историческую фигуру Жабаги Казанокова от фольклорного героя Джабаги, или Жабаги.
|
Казаноко как Гомер… |
В биографии яркого общественно-политического деятеля немало белых пятен. Даже самый год его рождения точно неизвестен: историки осторожно обозначают его как "около 1685 года". Казаноко вполне можно уподобить Гомеру – за право называться родиной великого древнегреческого поэта спорили семь городов. Чуть поменьше – три населенных пункта Кабардино-Балкарии – считают своим уроженцем Жабаги Казаноко: Заюково, Аушигер и Кенже. Не меньше претендентов на роль места его упокоения: могилу политика и мудреца искали в ущелье Кенже под Нальчиком, у хутора Атажукина и близ селения Аушигер.
Официальную биографию Жабаги находим в Большой Советской энциклопедии. Объемной и подробной ее не назовешь. Коротенькая словарная статья дает сухую выжимку из изданной в Нальчике в 1957 году книги "История Кабарды с древнейших времен до наших дней" и книги о Казанокове на кабардинском языке, составленную кабардинским писателем Аскерби Шортановым.
В двух, едва не буквально, словах БСЭ сообщает, что мать Казаноко по преданию – холопка. Некоторое время, уверяет солидное энциклопедическое издание, Жабаги служил советником у старшего князя Кабарды – Асланбека Кайтукина, впоследствии руководил народными собраниями, на которых обсуждались вопросы внутренней жизни кабардинского общества, его связи с другими народами Кавказа, а также с Россией, Турцией, Ираном.
Казаноко, – продолжает БСЭ, – выступал против влияния крымских ханов и турецких султанов, был поборником сближения Кабарды с Россией. В конце 1722 был послан в Астрахань и там встречался с Петром I (во время Персидского похода). Для изданной при советской власти энциклопедии, чрезвычайно важным была правильная идеология, и Казаноко издание не подвел: "Став руководителем нижней палаты центрального суда (хеижа), Казаноко нередко отстаивал интересы зависимых сословий от притязаний феодальной знати".
За пределами словарной статьи – сплошные вопросы, предположения, оговорки. Жабаги вполне мог быть сыном простой женщины, причем татарки, на это указывает фамилия. Есть версии о благородном происхождении, и это тоже очень может быть правдой: отцом Жабаги, вероятно, был князь. Жабаги – вспомните сказку – очевидно, рано остался сиротой, но был, скорее всего, взят на воспитание, князем.
Мудрый судья и верный советчик… |
Впрочем, в вариантах и версиях можно копаться вечно. Но если что и не вызывает никаких сомнений, это незаурядный ум, настоянный на совести, – так, если помните, определил мудрость писатель Фазиль Искандер.
Дипломатические таланты и человеческий масштаб личности Жабаги, его блистательный ум и острый язык прорвали толщу времени. И нынче, через триста лет после его жизни, Жабаги зовут в советчики и цитируют, ссылаются на его авторитет и ищут у него моральной опоры.
О моральных воззрениях мыслителя Казаноко сегодня пишут диссертации. Деятельный и добрый, веривший в силу человеческого разума и в справедливость – таким встает Жабаги из афоризмов, притчей, философских новелл. Вслушаемся:
"Истинный мудрец лишь тот, кто смотрит далеко вперед". "Человек врачует человека". "Нет маленьких дел, есть маленькие мужи". "Ум гнездится в умении учиться". "Жену творит муж, мужа творит жена". "Глупого я обхожу, умный обходит меня".
Его афоризмы – готовые пословицы:
"Широкий рот и скудный ум – какое несчастье!". "Близкое соседство дороже дальнего родства". "Кто за оружие возьмется, тому кровью отольется". "Богатством осень славится".
Его советы актуальны так, будто и не минуло трех веков:
"Подумай и говори, осмотри и садись". "Ветру не давай себя увлечь", "Гневом подстрекаемый, никуда не ходи". "Не с кем держать совет – спроси свою папаху".
Кабардинские писатели и ученые Заурбий Налоев и Адам Гутов собрали сказания о Жабаги Казаноко в толстую книжку. Какие великолепные сюжеты! Какие точные и афористичные ответы!
Вот, скажем, Жабаги спрашивают, сколько нужно иметь сыновей. "Станет хорошим, – отвечает Жабаги, – мне хватит одного, станет плохим – хватит всей Кабарде". На вопрос, "Кто здесь главный", Жабаги отвечал так: "Если вам нужен седобородый – вот вам белый козел, если большой – вот вам верблюд, если человек – вот я".
Однажды Жабаги спросили: "Какое расстояние между правдой и ложью?". "Четыре пальца", – ответил мудрец. А в ответ на недоуменные вопросы, уточнил: "Что увидели твои глаза, то правда, что услышали твои уши, то ложь".
О судебных решениях Казаноко тоже рассказывают легенды. Однажды на суд к Жабаги пришли две женщины, и каждая предъявила права на ребенка. "Встаньте по разные стороны бурной реки, – сказал Жабаги, – а я брошу дитя в стремнину. В чью сторону ребенка вынесет поток, та и будет ему матерью". Одна из женщин в ужасе отказалась рисковать малышом. Ее Жабаги и признал настоящей матерью, ведь настоящая мать никогда не подвергнет ребенка опасности.
Поклонимся его праху… |
Надгробные памятники Жабаги и его жене сегодня стоят в садике Свободы у здания медицинского факультета КБГУ. Но праха Казаноко там нет: плиты перенесли в Нальчик еще в конце позапрошлого века, а на нынешнее место они встали в 1957 году.
До недавнего времени за право считаться последним приютом мудреца соперничали три кабардинских селения. Но этим летом исследователи из Нальчика Мария и Виктор Котляровы поставили точку в долгих поисках. Они изучили массу документов и опросили стариков-старожилов, помнящих рассказы своих дедушек. И пришли к выводу, что у селения Аушигер и в ущелье Кенже искать прах Жабаги бессмысленно.
А хутор Атажукин - это и есть аул Казанокой (Казаноково) на берегу Баксана из той самой сказки. Некогда он лежал на правом берегу Баксана недалеко от нынешнего селения Заюково, бывшего Атажукино, но до наших дней не дожил. И местность с 1750-го, последнего года жизни Жабаги изменилась, и стежки-тропинки буйной зеленью позаросли. Так что с огромным трудом, но все же исследователи отыскали и разбитые камни фундамента домика, где жил великий мудрец, и чуть заметные холмики над двумя могилами.
Нужна молекулярно-генетическая экспертиза, но и это не проблема: потомки Жабаги живы-здоровы и живут в Кабардино-Балкарии, Адыгее, Карачаево-Черкесии.
Тревожить прах или нет, перенести в Нальчик или оставить на месте, поставить монумент или поклоняться Жабаги в душе – это должен решить народ. Тот самый, что помнит Жабаги и живет по его заветам уже три столетия.
Автор текста: Адам Дымов.
Рисунки неизвестных авторов. Фото: Аслан Шауей.