Родившись в семье с четким разделением на математиков и музыкантов, она выбрала музыкальную стезю, с самого детства решив, что хочет быть только скрипачкой. Выпускница Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского по классу скрипки, солистка барочной капеллы «Золотой век» Фатима Лафишева в составе ансамбля «Солисты Екатериной Великой» принимала участие в создании первой барочной оперы в современной России «Борис Годунов», и участвовала в международных фестивалях и конкурсах. О своей семье, профессии и творческих планах рассказывает героиня нашей рубрики Фатима Лафишева...
Семья
Родилась я в Нальчике, в семье с чётким разделением на математиков и музыкантов. Мой отец - Мухамед Хабалович, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой вычислительной математики КБГУ. Мама Лариса Андреевна - скрипачка, заслуженная артистка КБР. Удивительный педагог, воспитавший в Нальчике целую плеяду музыкантов, которые сегодня работают во многих достойных оркестрах по всей России, в том числе и в Мариинском театре.
Из троих детей по стопам отца пошла старшая сестра Мадина. Она математик, кандидат физико-математических наук, преподаватель и доцент математического факультета КБГУ. Средняя сестра Екатерина, как и я, скрипачка. Она замечательный, тонкий, убедительный музыкант. Работает концертмейстером в нальчикском Музыкальном театре, филармонии и ансамбле «Бжъэмий». И мой муж Евгений Федорков, с которым мы вместе учились в консерватории, тоже музыкант, кларнетист и блокфлейтист.
В детстве даже не вставал вопрос о том, кем я хочу стать? Других вариантов, кроме как быть скрипачкой, просто не было. Когда сестра Катя, которая старше меня на 7 лет, дома занималась на скрипке, я стояла рядом, держа линейку вместо скрипки и карандашом как смычком, играла вместе с ней. В итоге родители пожалели меня, купили скрипочку и мама начала учить музыке.
Учеба
После школы я поступила в наше нальчикское Музыкальное училище, в котором продолжала заниматься под руководством своей мамы Ларисы Лафишевой. А уже по его окончании поехала поступать в Московскую государственную Консерваторию имени П.И. Чайковского. Я думаю, все кто приезжают в мегаполисы из маленьких городов, проходят какие-то трудности, кто-то в большей степени, кто-то меньшей.
Одиночество в толпе, ощущение ненужности, потерянности в пространстве. Чувство мнимой неполноценности по сравнению с теми, кто давно освоил эти пространства и использовал их. Но проживание этого - бесценный опыт, формирующий характер. В студенческие годы я ездила на родину все время, да собственно и сейчас стараюсь больше там бывать.
Не понимаю и не приму, когда уехавшие начинают отвергать «провинциальные» родные места и превозносить столицы, ибо провинции у нас в головах, а не в географических местах. Общаться с земляками, честно говоря, просто не было времени, хотя этого сильно не хватало, учеба была очень насыщенной.
Я закончила факультет исторического и современного исполнительства. На тот момент он был экспериментальным, и в нем царила очень живая, еще не вставшая на рельсы, свободная атмосфера. Мы знакомились со старинными инструментами, много играли камерной музыки, ездили на мастер-классы за границу, общались с интересными музыкантами.
Творчество
Прежде чем говорить о творческой деятельности, я хотела бы уточнить, что занимаюсь не просто классической музыкой, а аутентичным исполнительством. Аутентизмом стали заниматься на Западе в середине XX века, у нас пока это все еще диковинка, требующая серьезной ломки стереотипов. То есть, если мы играем ренессанс, то на ренессансных инструментах - фидели, ребеки. Барочную музыку на барочных инструментах — это клавесины, органы, барочные скрипки, гамбы, барочные лукообразные смычки, барочные духовые. Классицизм на классических, где на смену клавесинам пришли молоточковые фортепьяно, бетховенские рояли, смычки и другие конструкции. Да-да, это все совершенно другие инструменты, нежели мы привыкли видеть в симфонических оркестрах.
Фатима Лафишева в составе Барочной капеллы "Золотой век"
Со студенческих лет я работала в составе барочной капеллы «Золотой век» под руководством Александра Листратова. Наш ансамбль постоянно выступает, много ездит в разных составах по городам России и на Запад. Одно время я была солисткой ансамбля старинной музыки «Солисты Екатерины Великой» в Санкт-Петербурге. Собственно, тогда и была поставлена первая барочная опера «Борис Годунов» Иоганна Маттезона с западными и русскими вокалистами, барочным хореографом из Германии Клаусом Абромейтом. Отмечу, что эта опера была написана раньше всем известной оперы «Борис Годунов» Мусоргского. До этого времени Маттезона никто не исполнял и это была мировая премьера, которая была показана в Гамбурге, Санкт-Петербурге и Москве.
Сейчас я продолжаю работать в барочной капеллы «Золотой век», так что все мои дальнейшие творческие планы связаны именно с ней. Это выступления в Санкт-Петербурге, Москве, летом на органном фестивале в Кусково и так далее. Играть будем очень много.
Выступления
Я часто выступала на фестивалях старинной музыки, которые проходили во Франции, Италии, Германии, Финляндии, Словении, Швейцарии и у нас в стране - в Санкт-Петербурге, Москве, Красноярске, Перми и многих других городах. Я не могу выделить для себя какой-то один особо значимый фестиваль, они все складываются в мою копилку опыта. Могу сказать, что очень спокойно отношусь к Западу по разным причинам, не более как к хранителям феноменальной культуры прошлого. А вот поездки по Сибири потрясли меня. Это во всех смыслах удивительные места.
Крайне приятным и интересным для меня было участие в чествовании первокурсников-2013, который организовал Фонд черкесской культуры «Адыги» на театральной сцене РАТИ ГИТИСа. Здесь состоялось мое творческое знакомство с композитором и пианистом Муратом Кабардоковым и нашей студенческой московской молодежью. Очень бросается в глаза воспитанность и не испорченность наших молодых ребят и девушек. В них виден огромный естественный потенциал, который обязательно должен принести свои плоды.
Одного западного успешного бизнесмена в 90-х годах спросили: почему бизнесмены из России не могут вести бизнес? Он ответил, что они не могут держать удары. Я желаю всем амбициозным молодым людям уметь держать удары, отдаваться полностью своему делу, но быть готовым не получить ничего взамен. И трудиться, трудиться, трудиться...
Записала Марьяна Урусмамбетова. Фото из архива Фатимы Лафишевой.