Дата регистрации: 2013-11-22 16:34:21
Ник: Далхат
Комментариев: 1
ВОТ осетинские ипредания о Канжальском сражении:
300 лет тому назад, в 1707 году, в Кабарде, у подножия горы Канжаль, произошла битва, в которой кабардинцы разгромили войско крымских татар.
По различным оценкам, на стороне крымских татар участвовало от 30 до 100 тысяч. Те исследователи, которые берут цифру в 100 тысяч, считают, что около 10 тысяч в составе этого войска составляли турки, около 50 тысяч – ногайцы, 15-20 тысяч – калмыки, остальные – крымские татары.
Битва имела геополитическое значение: фактически Турция сражалась с Россией руками крымских ханов.
Однако некоторые исследователи считают, что этой битвы и вовсе не было.
Свои вопросы о Канжальской битве я задала Федару Таказову (СОИГСИ имени Абаева), который выступал с докладом о Канжальской битве на международной конференции в Нальчике:
- Почему некоторые ученые считают, что этой битвы вовсе не было?
{cut}- Потому что в кабардинском фольклоре фактически не сохранилось никаких данных об этой битве.
- А в дигорском?
- А в дигорском фольклоре сохранилось - и немало.
- Как Вы заинтересовались этой темой?
- В Кабарде проходила международная конференция, посвященная 300-летию Канжальской битвы. Они обратились в СОИГСИ, чтобы мы подготовили материалы, отражающие Канжальскую битву в осетинском фольклоре. Мне, как сотруднику отдела фольклора, поручили, я заинтересовался. Я и раньше знал некоторые легенды, которые отражали именно крымско-кабардинские отношения. В итоге выявилось то, что в фольклоре осетин сохранилось больше об этих отношениях и Канжальской битве, чем в самом кабардинском фольклоре.
Кабардинцы в основном об этой битве знают из русских документов того времени.
- Даже я знаю одну песню на эту тему, ее пели в Дигории до недавнего времени – это песня об Ельбердуке Туганове.
- У осетин, особенно у дигорцев, много очень различных легенд на эту тему: как в прозаической форме, так и в поэтической форме.
Наиболее популярна, ее исполняли до недавнего времени, - песня про Эльбердука Туганова, о которой ты говоришь. Это не о самой Канжальской битве, а о ее последствиях. О самой Канжальской битве есть другие легенды, которые сводятся к тому, что некий дигорский пастух, беседуя со своим товарищем за костром, начал говорить: «Если бы я был Таусултановым, кабардинским князем, то я бы поступил так…» А в это время случайно рядом оказался князь Таусултанов. Он прислушался и заинтересовался. И начал расспрашивать пастуха, почему бы он так поступил. Тот объяснил, каким именно образом можно выиграть крымских ханов. И кабардинский князь поступил по совету этого пастуха. И, в принципе, в этих документах тоже отражается, к каким уловкам прибегнули кабардинцы, чтобы победить крымских ханов. И это в деталях совпадает с дигорскими легендами.
Кто возглавлял войско крымских татар?
- Самое интересное, что войско крымских татар возглавлял Эльбердук Таусултанов, кабардинский князь. А войско адыгов возглавлял Кургоко Атажукин. В то время у крымских татар часто служили кабардинские князья. Тогда ведь самое мощное войско на Северном Кавказе было крымское войско. У крымских ханов часто служили адыги. И вот здесь именно этот отряд возглавлял кабардинский князь, который, между прочим, по дигорским легендам, воспитывался в самой Дигории.
- Вот верь вам, дигорцам… Сами его воспитали, сами его и убили!
- Скорее всего, именно этот факт (что Таусултанов воспитывался в Дигории) и объясняет, почему они именно через Дигорию хотели перебраться, а не через Балкарию, которая была ближе. Ведь балкарские ущелья были намного ближе к горе Канжаль, откуда они бежали. Скорее всего, именно из-за того, что этот Эльбердук Таусултанов хорошо знал Дигорию и знал, как оттуда перебраться в Грузию, поэтому, видимо, выбор пал на Дигорию у них.
- Тезка победил тезку? Эльбердук – Эльбердука?
- Туганова описывают легенды как храброго и умного военноначальника. Говорят, что он часто таким образом выступал против врагов, которые нападали на Дигорское ущелье.
- Вот и баделята хоть на что-то сгодились…
- Если брать историю, то баделята именно в те времена принесли огромную пользу, потому что именно они бывали постоянно инициаторами объединения всей Дигории. Они организовывали оборону. Потом уже они скатились на иждивенческие позиции (в российскую эпоху), чем и вызвали ненависть народа.
- Мавр сделал свое дело, мавр может уходить…
- Если взять тех же кабардинцев, то пока крымские татары постоянно нападали на них, постоянно приходилось им отражать их атаки, вот эти кабардинские князья тоже играли положительную роль в истории кабардинского народа и в истории Северного Кавказа. Фактически эта Канжальская битва освободила не только кабардинцев, но и весь Северный Кавказ от набегов крымских татар. Но когда угроза набегов крымских татар ушла, то князья, которые привыкли быть постоянно в военных походах, быть в тонусе, всю свою энергию направили в иное русло – начали грабить все кавказские народы по всем направлениям. И если до этого они Осетию постоянно воспринимали как своего союзника в борьбе против крымских ханов, то когда угроза исчезла, они сами стали совершать мародерские набеги в горную Осетию. Есть сказания у дигорцев, которые отражают борьбу против ногайской и калмыцкой орды. В одно время ногайцы и калмыки объединились, собрали совместное войско и решили совершить набег в Осетию. Они должны были (по легендам) часть населения угнать в рабство, скот забрать и так далее. А потом они в том же составе планировали совершить набег против чеченцев и кабардинцев. Это уже на обратной дороге. Алагирцы отказались почему-то выступить. Но дигорцы собрали войско и вышли им навстречу и объединились с чеченскими и кабардинскими отрядами. И они их подождали у Татартупа, на левом берегу Терека, между Змейкой и Эльхотово. На этой территории они столкнулись с ногайскими и калмыцкими войсками. Наголову их разбили совместными силами.
- А это когда было?
- Это было где-то через 20 лет после Канжальской битвы. В середине 18 века, в первой половине. Еще был после этого случай, когда кабардинский князь обратился к осетинам за помощью, так как на его земли напал неизвестный враг и окапывается. Это был князь Малой Кабарды. Алагирцы опять отказали в помощи. Куртатинцы ему тоже в помощи отказали. Его поддержал Кубатиев по прозвищу «Рыжий». Он был рыжебородый. Этот Кубатиев выступил со своим отрядом. Встретились они с кабардинским князем опять у Татартупа.
- Место встречи изменить нельзя!
- Кубатиев его спрашивает: «Где враг?» Тот показывает: «Вон они окапываются». Кубатиев со своим отрядом тут же погнался в сторону этого врага. Кабардинский князь вслед ему кричит: «Куда ты? Надо подождать помощь – вы все погибнете». А тот ему говорит: «Пока мы будем выжидать, они окопаются и невозможно будет их оттуда вышибить». И он ринулся на врага, те не ожидали (они же были поглощены укрепительными работами). И перебил их всех. Самое смешное было, что они так и не узнали, кто был этот самый враг. Даже песня про это есть. И поговорка осталась: «Са номыл са на бафарстон». То есть так быстро уничтожили, что не успели даже спросить имя уничтожаемого.
- А русские в Канжальской битве не участвовали?
- Русские тогда испытывали затруднения и они вели на севере войны и не могли уделить внимание Кавказу. Фактически крымские татары против Кабарды, против адыгов выступили именно из-за России, так как Россия уже начала продвигаться на Кавказ, а Кабарда была в союзе с Россией. Фактически кабардинцы являлись оплотом для русских в продвижении на Кавказ. А против этого выступали турки. Крымские татары были в вассальной зависимости от турков. Они руками крымских татар боролись против России. Фактически кабардинцы обескровили крымских ханов. Была утеряна роль крымских ханов на Северном Кавказе. После этого русские с легкостью разгромили крымских ханов и таким образом смогли продвинуться. Значение этой битвы было понято еще в те времена. Многие европейские политики указывали на исход этой битвы. Они понимали, что исход битвы не в пользу Турции, а в пользу России.
- И все-таки мне не понятно. Почему у дигорцев такой богатый фольклор на эту тему, а у кабардинцев его нет? Получается, что механизмы дигорской памяти работают лучше, чем механизмы кабардинской памяти?
- Некорректный вопрос. У кабардинцев основными носителями фольклорных традиций были джейгуата. По-дигорски их называют гейгуата. Это профессиональные певцы, сказители. Они только этим и занимались. Каждый князь держал при своем дворе несколько джейгуата. Это было престижно. Но когда большая часть адыгов эмигрировала в Турцию, они ушли вместе с ними. Они унесли с собой эти традиции. Традиция, таким образом, была прервана. Это переселение сказалось и на памяти народной, потому что когда связь прерывается, то очень многое уходит. Многие сведения, которые они передавали из рук в руки, из уст в уста, от учителя к ученику, от одного профессионала к другому, - они были утеряны. У дигорцев тоже были сказители, но они не этим на хлеб зарабатывали. Они жили как обычные люди, просто на Ныхасе рассказывали, пели. У нас это было более массово. У нас традиция не прерывалась, как у кабардинцев. Поэтому у нас сохранилось, а не потому, что у нас память лучше.
Мадина Тезиева
{/cut}