КАНЖАЛЬСКАЯ БИТВА

Четверг, 6 декабря 2012 г.
Просмотров: 31789
Подписаться на комментарии по RSS


КАНЖАЛЬСКАЯ БИТВА












Азовские походы царя Петра завершились победоносно. По Константинопольскому мирному договору Россия получила Азов и прилегающие края. "А достальныя земли, – гласил договор,  – как по сю пору от Государства Оттоманскаго владены были, паки тем же образом в Государстве и во владении его ж да пребудут Нагайцом и Черкассам и иным покоренным Турскому Государству…". Таким образом в первые годы XVIII века Россия не могла прийти на помощь Кабарде в ее конфликтах с Крымским ханством. Но кабардинцы блестяще справились сами.

 

 

 

Иоганн Густав Гербер: "Черкесы обеих частей Кабарды являются одним и тем же народом и с древних времен до настоящего времени были свободными людьми, ибо, хотя они во всякое время оказывали большую склонность к России и многие из их князей со своими людьми считали себя ее подданными, однако, это было только на словах и их свобода благодаря этому нисколько не пострадала. В разные столетия крымский хан заставлял их обещать посылать ему ежегодно в знак преданности подарок, а именно хорошую лошадь, панцирь, или саблю, или дорогой лук, или красивую девушку, которых можно было найти повсеместно в Кабарде лучшего качества".

           

Немецкий географ и артиллерист на русской службе, составлявший по поручению Петра Великого карту и обстоятельное описание Кавказа, по-военному точен. Все именно так и было: полтора, а то и больше века крымские ханы требовали с Кабарды дань – людьми и лошадьми, доспехами и оружием. Требовали и получали, и брали к тому же еще заложников-аманатов. И аппетиты Крымского ханства непрерывно росли.

 

За что платили кабардинские князья? За спокойную жизнь без грабительских набегов. Свидетельствует Абри де ла Мотрэ, французский агент шведского короля Карла  XII: "…Черкесы платили прежде ежегодную дань в размере приблизительно 6000 рабов и столько же лошадей хану и нурэддин султану, чтобы быть обеспеченными от татарских набегов из Аккермана и Крыма..."

 

"Между тем,  – продолжает путешественник и дипломат, – черкесы думали не только о том, чтобы предупредить эти разбои, но отказались даже от уплаты ежегодной дани, которую давали раньше, с того времени, как они почувствовали себя достаточно сильными, чтобы подкрепить свой отказ силой оружия, противопоставляя набеги – набегам, и будучи, по крайней мере, такими же ловкими в стрельбе из лука, как и татары, и более ловкими в обращении с холодным оружием, в изготовлении которого их ремесленники преуспевали".

 

 КАНЖАЛЬСКАЯ БИТВА

«Хаса на реке Убин». Картина неизв. художника.

 

И  шведский шпион не искажает действительность: на рубеже XVII – XVIII столетий Кабарда ощутила, что её сюзерен ослабел: Россия твердой ногой встала при Азовском море и на других землях, где прежде было сильно турецкое влияние. Чувствовали, чувствовали черкесы свою силу и захотели освободиться от зависимости и прекратить платить дань. И началось…

 

Началось задолго до битвы. В 1699 году в княжестве Бесленей был убит крымский царевич Шахбаз-Гирей. Калга (то есть второй после хана чин в Крымском ханстве) Каплан-Гирей дважды – в 1700 и 1701 – году пытался наказать бесленеевцев, но обе карательные экспедиции не достигли успеха. Мстительный калга затаил зло. И сев на ханский престол в 1707 году, первым делом отрядил в Кабарду гвардейцев-сейменов во главе с собственным братом Менгли-Гиреем. Но не воевать – получить выкуп за кровь убитого царевича.

 

КАНЖАЛЬСКАЯ БИТВА Верховный князь Кабарды Кургоко Хатокшоко (в русской транскрипции – Атажукин) принял крымскую депутацию с приличествующим почетом. Но уплатить удвоенную дань не согласился, а вместо этого вступил в долгие переговоры.

 

Менгли-Гирей продемонстрировал полную недоговороспособность, держал себя высокомерно и уважения хозяевам не выказывал. Дурно вели себя и сеймены, размещенные в домах именитых кабардинцев. И терпение черкесов иссякло.

 

Продолжает Иоганн Густав Гербер:

"…Черкесы решили сложить с себя эту повинность и умертвили крымских доверенных, посланных для осмотра, со всей их свитой". Умертвили, подтверждают историки, внезапно напали и… Менгли-Гирею, правда, удалось бежать, и он прожил еще долгую жизнь и даже дважды побывал ханом Крыма.

 

То, что было дальше, в двух словах излагает немецкий путешественник и натуралист Энгельберт Кемпфер: "В конце 1708 года хан Малой Татарии потребовал удвоенную подать с соседних черкесов; но когда они ему в этом отказали, он пошел на них с большим войском".

 

Не возражают и прочие путешественники, агенты и дипломаты. Гербер: "…крымский хан отправил своего визиря с 30 000 войск против черкесов, чтобы опустошить их землю до основания". Абри де ла Мотрэ: "После этого [крымский хан], собрав армию в числе более 100 000 всякого рода татар,… двинулся на Черкесию".

 

КАНЖАЛЬСКАЯ БИТВА КАНЖАЛЬСКАЯ БИТВА

Крымская конница

 

Да, дерзкого убийства гвардейцев черкесам не простили. Турецкий султан Ахмед III и хан Крыма Каплан-Гирей I решили примерно наказать строптивцев. И если в чем и расходятся заморские путешественники и заезжие визитеры, так это в том, сколько войска собрал Крымский хан Каплан-Гирей, чтобы наказать непокорную Кабарду.

 

Впрочем, найти абсолютную истину в этом заочном споре практически невозможно. По свидетельству русского посланника в Константинополе Петра Андреевича Толстого,  турецкий султан повелел крымскому хану собрать до сорока тысяч войска и самому возглавить поход, дабы "оных черкес разорить и жилища их пожечь".

 

Замысел султана не удался. Подтверждает  французский консул в Крыму и первый врач хана в Бахчисарае, Ксаверио Главани: "Народ взялся за оружие, произошло кровопролитное сражение, татары были разбиты наголову, сам хан едва успел спастись и потерял свои сапоги". Хан Каплан-Гирей действительно бежал с поля битвы, не успев обуться, но Главани чересчур спешит. Канжальская битва, трехсотлетие которой отметили в Кабардино-Балкарии, заслуживает подробного рассказа.

 

КАНЖАЛЬСКАЯ БИТВА  

 

Абри дэ ла Мотрэ излагает неторопливее: "Татары, пройдя через границу, остановились у подножья высокой горы, раскинув в продолговатой равнине нечто вроде лагеря…". Историки считают, что высокая гора в верховьях реки Малки называлась Канжал. Звучит символично: похоже и на кинжал, и на татарское "кан жол", то есть "кровавый путь".

 

Путь татарам и их союзникам (а в татарском войске, помимо собственно крымцев, были ногайцы и турецкая кавалерия – сипахи)  выдался и впрямь кровавый: немногие вместе с босым Каплан-Гиреем вернулись с поля. Хотя кабардинцы сумели выставить против врага куда меньшую рать.

 

Сильно уступающим в живой силе кабардинцам помогли быстрота, натиск и военная хитрость. Советник князя Атажукина Джабаги Казаноко предложил напасть ночью, внезапно, но прежде усыпить бдительность врагов.

 

Опять дадим слово современнику Кемпферу: "Черкесский князь придумал хитрость и договорился с 30 молодыми сильными солдатами, чтобы они перебежали к татарскому хану и в определенный день перебили бы самых знатных офицеров. Перебежчики сделали это, и в то же время черкесы напали на врага так, что благодаря такому смятению была выиграна полная победа".

 

Кого побили, а кто и сам погиб в пропасти – место там сложное, а горы крутые. "А иные без бою с гор убивались", – писал современник сражения кабардинский князь Татархан Бекмурзович.

 

Есть версия, что в стане врага сперва устроили пожар, а потом воспользовались суматохой.  Пожар потом красиво отразился в народной легенде, записанной кабардинским просветителем, историком, поэтом Шорой Ногмовым: будто бы триста ослов с горящим хворостом, привязанным к спине, обезумев от боли и страха, дружно ринулись в лагерь врага.

 

"Как заставить 300 ослов бежать в одном направлении?" – не верят преданию здравомыслящие ученые. Но все сходятся в одном: раздробленная и раздираемая социальными и феодальными конфликтами Кабарда проявила невероятную способность забыть о внутренних распрях и объединиться перед лицом грозного врага. И – всем вместе!  – одержать победу.

 

Ханское войско было бесповоротно разгромлено. Весть о катастрофической военной неудаче крымцев немедленно разнеслась по  близлежащему миру. Молдавский господарь Михайло Раковица сообщал российскому канцлеру Гавриилу Ивановичу Головкину:

"Хан какой срам, урон и напасть воспринял от черкезов, есть дело сие достойное слышанию, если напредь сего от кого иного о сем вы не слыхали истинно, что уж пострадал то, чего или никогда, или от веку не видал Крым, так что из старшины крымской и из шеринбеев очень немного спаслося, також и из яман сайдаков первый мурза и з другими убиты. Насилу хан жив ушел, а шатры его, и что ни было с ним привезено, все досталось в руки черкезам. Сим крымцам погибель и напасть случилась оттого, что неприятели на них в ночи внезапну и неначаянно ударили, и для того с ханства скинули сего хана турки".

 

КАНЖАЛЬСКАЯ БИТВА КАНЖАЛЬСКАЯ БИТВА

Мемориальный камень в Нальчике и макет скульптуры князю Кургоко Атажукину, автор – Хамид Савкуев.

 

На долгие годы Канжальская битва стала гордостью и символом отваги народа и стратегического мышления кабардинских военачальников. Двадцатитрехлетний тогда Джабаги Казаноко вырос в крупного общественного деятеля Кабарды и так прославился защитой сирых и обиженных, что о нем сложили народные сказки.  А недавно в  Нальчике заложили мемориальный камень на месте будущего памятника Верховному князю Кабарды Кургоко Атажукину, который командовал войсками в Канжальской баталии.

 

А была ли Канжальская битва матерью Полтавской баталии, спорят до сих пор. И аргумент находят в "Истории Петра I" Александра Сергеевича Пушкина: "Визирь понуждал Каплан-гирея двинуться на соединение с Мазепой, коль скоро Карл вступит в Украйну, обещаясь, что и турецкие войска уже готовы вспомоществовать шведам".

 

В 1709 году отправлять на соединение с Мазепой, очевидно, было некого. А сам Каплан I Гирей был уже сослан – Абри де ла Мотрэ пишет, что на Родос, а Пушкин – что в Еникале.

 

 

Автор текста: Аслан Дымов.

Фонд черкесской культуры «Адыги» им. Ю.Х. Калмыкова.

 

"КАНЖАЛЬСКАЯ БИТВА"

К 300-летию Канжальской битвы, передача Мухадина Кумахова (ГТРК КБР).


 



Комментариев: 2
2013-11-22 в 16:39:32 | Далхат

ВОТ осетинские ипредания о Канжальском сражении:

300 лет тому назад, в 1707 году, в Кабарде, у подножия горы Канжаль, произошла битва, в которой кабардинцы разгромили войско крымских татар.

По различным оценкам, на стороне крымских татар участвовало от 30 до 100 тысяч. Те исследователи, которые берут цифру в 100 тысяч, считают, что около 10 тысяч в составе этого войска составляли турки, около 50 тысяч – ногайцы, 15-20 тысяч – калмыки, остальные – крымские татары.

Битва имела геополитическое значение: фактически Турция сражалась с Россией руками крымских ханов.

Однако некоторые исследователи считают, что этой битвы и вовсе не было.

Свои вопросы о Канжальской битве я задала Федару Таказову (СОИГСИ имени Абаева), который выступал с докладом о Канжальской битве на международной конференции в Нальчике:

- Почему некоторые ученые считают, что этой битвы вовсе не было?

...

- Потому что в кабардинском фольклоре фактически не сохранилось никаких данных об этой битве.

- А в дигорском?

- А в дигорском фольклоре сохранилось - и немало.

- Как Вы заинтересовались этой темой?

- В Кабарде проходила международная конференция, посвященная 300-летию Канжальской битвы. Они обратились в СОИГСИ, чтобы мы подготовили материалы, отражающие Канжальскую битву в осетинском фольклоре. Мне, как сотруднику отдела фольклора, поручили, я заинтересовался. Я и раньше знал некоторые легенды, которые отражали именно крымско-кабардинские отношения. В итоге выявилось то, что в фольклоре осетин сохранилось больше об этих отношениях и Канжальской битве, чем в самом кабардинском фольклоре.

Кабардинцы в основном об этой битве знают из русских документов того времени.

- Даже я знаю одну песню на эту тему, ее пели в Дигории до недавнего времени – это песня об Ельбердуке Туганове.

- У осетин, особенно у дигорцев, много очень различных легенд на эту тему: как в прозаической форме, так и в поэтической форме.

Наиболее популярна, ее исполняли до недавнего времени, - песня про Эльбердука Туганова, о которой ты говоришь. Это не о самой Канжальской битве, а о ее последствиях. О самой Канжальской битве есть другие легенды, которые сводятся к тому, что некий дигорский пастух, беседуя со своим товарищем за костром, начал говорить: «Если бы я был Таусултановым, кабардинским князем, то я бы поступил так…» А в это время случайно рядом оказался князь Таусултанов. Он прислушался и заинтересовался. И начал расспрашивать пастуха, почему бы он так поступил. Тот объяснил, каким именно образом можно выиграть крымских ханов. И кабардинский князь поступил по совету этого пастуха. И, в принципе, в этих документах тоже отражается, к каким уловкам прибегнули кабардинцы, чтобы победить крымских ханов. И это в деталях совпадает с дигорскими легендами.

Кто возглавлял войско крымских татар?

- Самое интересное, что войско крымских татар возглавлял Эльбердук Таусултанов, кабардинский князь. А войско адыгов возглавлял Кургоко Атажукин. В то время у крымских татар часто служили кабардинские князья. Тогда ведь самое мощное войско на Северном Кавказе было крымское войско. У крымских ханов часто служили адыги. И вот здесь именно этот отряд возглавлял кабардинский князь, который, между прочим, по дигорским легендам, воспитывался в самой Дигории.

- Вот верь вам, дигорцам… Сами его воспитали, сами его и убили!

- Скорее всего, именно этот факт (что Таусултанов воспитывался в Дигории) и объясняет, почему они именно через Дигорию хотели перебраться, а не через Балкарию, которая была ближе. Ведь балкарские ущелья были намного ближе к горе Канжаль, откуда они бежали. Скорее всего, именно из-за того, что этот Эльбердук Таусултанов хорошо знал Дигорию и знал, как оттуда перебраться в Грузию, поэтому, видимо, выбор пал на Дигорию у них.

- Тезка победил тезку? Эльбердук – Эльбердука?

- Туганова описывают легенды как храброго и умного военноначальника. Говорят, что он часто таким образом выступал против врагов, которые нападали на Дигорское ущелье.

- Вот и баделята хоть на что-то сгодились…

- Если брать историю, то баделята именно в те времена принесли огромную пользу, потому что именно они бывали постоянно инициаторами объединения всей Дигории. Они организовывали оборону. Потом уже они скатились на иждивенческие позиции (в российскую эпоху), чем и вызвали ненависть народа.

- Мавр сделал свое дело, мавр может уходить…

- Если взять тех же кабардинцев, то пока крымские татары постоянно нападали на них, постоянно приходилось им отражать их атаки, вот эти кабардинские князья тоже играли положительную роль в истории кабардинского народа и в истории Северного Кавказа. Фактически эта Канжальская битва освободила не только кабардинцев, но и весь Северный Кавказ от набегов крымских татар. Но когда угроза набегов крымских татар ушла, то князья, которые привыкли быть постоянно в военных походах, быть в тонусе, всю свою энергию направили в иное русло – начали грабить все кавказские народы по всем направлениям. И если до этого они Осетию постоянно воспринимали как своего союзника в борьбе против крымских ханов, то когда угроза исчезла, они сами стали совершать мародерские набеги в горную Осетию. Есть сказания у дигорцев, которые отражают борьбу против ногайской и калмыцкой орды. В одно время ногайцы и калмыки объединились, собрали совместное войско и решили совершить набег в Осетию. Они должны были (по легендам) часть населения угнать в рабство, скот забрать и так далее. А потом они в том же составе планировали совершить набег против чеченцев и кабардинцев. Это уже на обратной дороге. Алагирцы отказались почему-то выступить. Но дигорцы собрали войско и вышли им навстречу и объединились с чеченскими и кабардинскими отрядами. И они их подождали у Татартупа, на левом берегу Терека, между Змейкой и Эльхотово. На этой территории они столкнулись с ногайскими и калмыцкими войсками. Наголову их разбили совместными силами.

- А это когда было?

- Это было где-то через 20 лет после Канжальской битвы. В середине 18 века, в первой половине. Еще был после этого случай, когда кабардинский князь обратился к осетинам за помощью, так как на его земли напал неизвестный враг и окапывается. Это был князь Малой Кабарды. Алагирцы опять отказали в помощи. Куртатинцы ему тоже в помощи отказали. Его поддержал Кубатиев по прозвищу «Рыжий». Он был рыжебородый. Этот Кубатиев выступил со своим отрядом. Встретились они с кабардинским князем опять у Татартупа.

- Место встречи изменить нельзя!

- Кубатиев его спрашивает: «Где враг?» Тот показывает: «Вон они окапываются». Кубатиев со своим отрядом тут же погнался в сторону этого врага. Кабардинский князь вслед ему кричит: «Куда ты? Надо подождать помощь – вы все погибнете». А тот ему говорит: «Пока мы будем выжидать, они окопаются и невозможно будет их оттуда вышибить». И он ринулся на врага, те не ожидали (они же были поглощены укрепительными работами). И перебил их всех. Самое смешное было, что они так и не узнали, кто был этот самый враг. Даже песня про это есть. И поговорка осталась: «Са номыл са на бафарстон». То есть так быстро уничтожили, что не успели даже спросить имя уничтожаемого.

- А русские в Канжальской битве не участвовали?

- Русские тогда испытывали затруднения и они вели на севере войны и не могли уделить внимание Кавказу. Фактически крымские татары против Кабарды, против адыгов выступили именно из-за России, так как Россия уже начала продвигаться на Кавказ, а Кабарда была в союзе с Россией. Фактически кабардинцы являлись оплотом для русских в продвижении на Кавказ. А против этого выступали турки. Крымские татары были в вассальной зависимости от турков. Они руками крымских татар боролись против России. Фактически кабардинцы обескровили крымских ханов. Была утеряна роль крымских ханов на Северном Кавказе. После этого русские с легкостью разгромили крымских ханов и таким образом смогли продвинуться. Значение этой битвы было понято еще в те времена. Многие европейские политики указывали на исход этой битвы. Они понимали, что исход битвы не в пользу Турции, а в пользу России.

- И все-таки мне не понятно. Почему у дигорцев такой богатый фольклор на эту тему, а у кабардинцев его нет? Получается, что механизмы дигорской памяти работают лучше, чем механизмы кабардинской памяти?

- Некорректный вопрос. У кабардинцев основными носителями фольклорных традиций были джейгуата. По-дигорски их называют гейгуата. Это профессиональные певцы, сказители. Они только этим и занимались. Каждый князь держал при своем дворе несколько джейгуата. Это было престижно. Но когда большая часть адыгов эмигрировала в Турцию, они ушли вместе с ними. Они унесли с собой эти традиции. Традиция, таким образом, была прервана. Это переселение сказалось и на памяти народной, потому что когда связь прерывается, то очень многое уходит. Многие сведения, которые они передавали из рук в руки, из уст в уста, от учителя к ученику, от одного профессионала к другому, - они были утеряны. У дигорцев тоже были сказители, но они не этим на хлеб зарабатывали. Они жили как обычные люди, просто на Ныхасе рассказывали, пели. У нас это было более массово. У нас традиция не прерывалась, как у кабардинцев. Поэтому у нас сохранилось, а не потому, что у нас память лучше.

Мадина Тезиева

2013-11-27 в 14:55:14 | Майя Пшиканова

Посмотрел бы я как у них "традиция не прерывалась" если бы они подверглись 95 % уничтожению населения. У таких явно заблуждающихся христиан и интервью брать не следует. Вся его же собственная болтовня (со ссылками на винтажный фольклор) подтверждает факт "Канжальской битвы", факт который ему подобные хотят поставить под сомнение. Прямо как в том анекдоте про юриста - типа " у меня есть своё мнение, но я с ним не согласен ...". С помощью вымышленного пастуха дай им примазаться к чужой победе и медом не корми.

сегодня
23 октября 2018 года
 
В этот день
ДЕНЬ РАБОТНИКОВ РЕКЛАМЫ
1995 г. – Стивен Уэстеби (Англия) сделал первую операцию по имплантации сердца, работающего от миниатюрного источника тока.
Все новости
Дорогие друзья! До концерта "Выпусник…
Дорогие друзья! Рады сообщить вам,…
Дорогие участники второго стипендиального конкурса…
О творчестве, о любимых книгах,…
Афиша
- Лягушка и та говорит: "Ах, если бы речка, где я сижу, поглубже была!"
Вход для зарегистрированных пользователей
Забыли пароль?
вход
Регистрация