КАНЖАЛЬСКАЯ БИТВА

Четверг, 6 декабря 2012 г.
Просмотров: 27424
Подписаться на комментарии по RSS


КАНЖАЛЬСКАЯ БИТВА












Азовские походы царя Петра завершились победоносно. По Константинопольскому мирному договору Россия получила Азов и прилегающие края. "А достальныя земли, – гласил договор,  – как по сю пору от Государства Оттоманскаго владены были, паки тем же образом в Государстве и во владении его ж да пребудут Нагайцом и Черкассам и иным покоренным Турскому Государству…". Таким образом в первые годы XVIII века Россия не могла прийти на помощь Кабарде в ее конфликтах с Крымским ханством. Но кабардинцы блестяще справились сами.

 

 

 

Иоганн Густав Гербер: "Черкесы обеих частей Кабарды являются одним и тем же народом и с древних времен до настоящего времени были свободными людьми, ибо, хотя они во всякое время оказывали большую склонность к России и многие из их князей со своими людьми считали себя ее подданными, однако, это было только на словах и их свобода благодаря этому нисколько не пострадала. В разные столетия крымский хан заставлял их обещать посылать ему ежегодно в знак преданности подарок, а именно хорошую лошадь, панцирь, или саблю, или дорогой лук, или красивую девушку, которых можно было найти повсеместно в Кабарде лучшего качества".

           

Немецкий географ и артиллерист на русской службе, составлявший по поручению Петра Великого карту и обстоятельное описание Кавказа, по-военному точен. Все именно так и было: полтора, а то и больше века крымские ханы требовали с Кабарды дань – людьми и лошадьми, доспехами и оружием. Требовали и получали, и брали к тому же еще заложников-аманатов. И аппетиты Крымского ханства непрерывно росли.

 

За что платили кабардинские князья? За спокойную жизнь без грабительских набегов. Свидетельствует Абри де ла Мотрэ, французский агент шведского короля Карла  XII: "…Черкесы платили прежде ежегодную дань в размере приблизительно 6000 рабов и столько же лошадей хану и нурэддин султану, чтобы быть обеспеченными от татарских набегов из Аккермана и Крыма..."

 

"Между тем,  – продолжает путешественник и дипломат, – черкесы думали не только о том, чтобы предупредить эти разбои, но отказались даже от уплаты ежегодной дани, которую давали раньше, с того времени, как они почувствовали себя достаточно сильными, чтобы подкрепить свой отказ силой оружия, противопоставляя набеги – набегам, и будучи, по крайней мере, такими же ловкими в стрельбе из лука, как и татары, и более ловкими в обращении с холодным оружием, в изготовлении которого их ремесленники преуспевали".

 

 КАНЖАЛЬСКАЯ БИТВА

«Хаса на реке Убин». Картина неизв. художника.

 

И  шведский шпион не искажает действительность: на рубеже XVII – XVIII столетий Кабарда ощутила, что её сюзерен ослабел: Россия твердой ногой встала при Азовском море и на других землях, где прежде было сильно турецкое влияние. Чувствовали, чувствовали черкесы свою силу и захотели освободиться от зависимости и прекратить платить дань. И началось…

 

Началось задолго до битвы. В 1699 году в княжестве Бесленей был убит крымский царевич Шахбаз-Гирей. Калга (то есть второй после хана чин в Крымском ханстве) Каплан-Гирей дважды – в 1700 и 1701 – году пытался наказать бесленеевцев, но обе карательные экспедиции не достигли успеха. Мстительный калга затаил зло. И сев на ханский престол в 1707 году, первым делом отрядил в Кабарду гвардейцев-сейменов во главе с собственным братом Менгли-Гиреем. Но не воевать – получить выкуп за кровь убитого царевича.

 

КАНЖАЛЬСКАЯ БИТВА Верховный князь Кабарды Кургоко Хатокшоко (в русской транскрипции – Атажукин) принял крымскую депутацию с приличествующим почетом. Но уплатить удвоенную дань не согласился, а вместо этого вступил в долгие переговоры.

 

Менгли-Гирей продемонстрировал полную недоговороспособность, держал себя высокомерно и уважения хозяевам не выказывал. Дурно вели себя и сеймены, размещенные в домах именитых кабардинцев. И терпение черкесов иссякло.

 

Продолжает Иоганн Густав Гербер:

"…Черкесы решили сложить с себя эту повинность и умертвили крымских доверенных, посланных для осмотра, со всей их свитой". Умертвили, подтверждают историки, внезапно напали и… Менгли-Гирею, правда, удалось бежать, и он прожил еще долгую жизнь и даже дважды побывал ханом Крыма.

 

То, что было дальше, в двух словах излагает немецкий путешественник и натуралист Энгельберт Кемпфер: "В конце 1708 года хан Малой Татарии потребовал удвоенную подать с соседних черкесов; но когда они ему в этом отказали, он пошел на них с большим войском".

 

Не возражают и прочие путешественники, агенты и дипломаты. Гербер: "…крымский хан отправил своего визиря с 30 000 войск против черкесов, чтобы опустошить их землю до основания". Абри де ла Мотрэ: "После этого [крымский хан], собрав армию в числе более 100 000 всякого рода татар,… двинулся на Черкесию".

 

КАНЖАЛЬСКАЯ БИТВА КАНЖАЛЬСКАЯ БИТВА

Крымская конница

 

Да, дерзкого убийства гвардейцев черкесам не простили. Турецкий султан Ахмед III и хан Крыма Каплан-Гирей I решили примерно наказать строптивцев. И если в чем и расходятся заморские путешественники и заезжие визитеры, так это в том, сколько войска собрал Крымский хан Каплан-Гирей, чтобы наказать непокорную Кабарду.

 

Впрочем, найти абсолютную истину в этом заочном споре практически невозможно. По свидетельству русского посланника в Константинополе Петра Андреевича Толстого,  турецкий султан повелел крымскому хану собрать до сорока тысяч войска и самому возглавить поход, дабы "оных черкес разорить и жилища их пожечь".

 

Замысел султана не удался. Подтверждает  французский консул в Крыму и первый врач хана в Бахчисарае, Ксаверио Главани: "Народ взялся за оружие, произошло кровопролитное сражение, татары были разбиты наголову, сам хан едва успел спастись и потерял свои сапоги". Хан Каплан-Гирей действительно бежал с поля битвы, не успев обуться, но Главани чересчур спешит. Канжальская битва, трехсотлетие которой отметили в Кабардино-Балкарии, заслуживает подробного рассказа.

 

КАНЖАЛЬСКАЯ БИТВА  

 

Абри дэ ла Мотрэ излагает неторопливее: "Татары, пройдя через границу, остановились у подножья высокой горы, раскинув в продолговатой равнине нечто вроде лагеря…". Историки считают, что высокая гора в верховьях реки Малки называлась Канжал. Звучит символично: похоже и на кинжал, и на татарское "кан жол", то есть "кровавый путь".

 

Путь татарам и их союзникам (а в татарском войске, помимо собственно крымцев, были ногайцы и турецкая кавалерия – сипахи)  выдался и впрямь кровавый: немногие вместе с босым Каплан-Гиреем вернулись с поля. Хотя кабардинцы сумели выставить против врага куда меньшую рать.

 

Сильно уступающим в живой силе кабардинцам помогли быстрота, натиск и военная хитрость. Советник князя Атажукина Джабаги Казаноко предложил напасть ночью, внезапно, но прежде усыпить бдительность врагов.

 

Опять дадим слово современнику Кемпферу: "Черкесский князь придумал хитрость и договорился с 30 молодыми сильными солдатами, чтобы они перебежали к татарскому хану и в определенный день перебили бы самых знатных офицеров. Перебежчики сделали это, и в то же время черкесы напали на врага так, что благодаря такому смятению была выиграна полная победа".

 

Кого побили, а кто и сам погиб в пропасти – место там сложное, а горы крутые. "А иные без бою с гор убивались", – писал современник сражения кабардинский князь Татархан Бекмурзович.

 

Есть версия, что в стане врага сперва устроили пожар, а потом воспользовались суматохой.  Пожар потом красиво отразился в народной легенде, записанной кабардинским просветителем, историком, поэтом Шорой Ногмовым: будто бы триста ослов с горящим хворостом, привязанным к спине, обезумев от боли и страха, дружно ринулись в лагерь врага.

 

"Как заставить 300 ослов бежать в одном направлении?" – не верят преданию здравомыслящие ученые. Но все сходятся в одном: раздробленная и раздираемая социальными и феодальными конфликтами Кабарда проявила невероятную способность забыть о внутренних распрях и объединиться перед лицом грозного врага. И – всем вместе!  – одержать победу.

 

Ханское войско было бесповоротно разгромлено. Весть о катастрофической военной неудаче крымцев немедленно разнеслась по  близлежащему миру. Молдавский господарь Михайло Раковица сообщал российскому канцлеру Гавриилу Ивановичу Головкину:

"Хан какой срам, урон и напасть воспринял от черкезов, есть дело сие достойное слышанию, если напредь сего от кого иного о сем вы не слыхали истинно, что уж пострадал то, чего или никогда, или от веку не видал Крым, так что из старшины крымской и из шеринбеев очень немного спаслося, також и из яман сайдаков первый мурза и з другими убиты. Насилу хан жив ушел, а шатры его, и что ни было с ним привезено, все досталось в руки черкезам. Сим крымцам погибель и напасть случилась оттого, что неприятели на них в ночи внезапну и неначаянно ударили, и для того с ханства скинули сего хана турки".

 

КАНЖАЛЬСКАЯ БИТВА КАНЖАЛЬСКАЯ БИТВА

Мемориальный камень в Нальчике и макет скульптуры князю Кургоко Атажукину, автор – Хамид Савкуев.

 

На долгие годы Канжальская битва стала гордостью и символом отваги народа и стратегического мышления кабардинских военачальников. Двадцатитрехлетний тогда Джабаги Казаноко вырос в крупного общественного деятеля Кабарды и так прославился защитой сирых и обиженных, что о нем сложили народные сказки.  А недавно в  Нальчике заложили мемориальный камень на месте будущего памятника Верховному князю Кабарды Кургоко Атажукину, который командовал войсками в Канжальской баталии.

 

А была ли Канжальская битва матерью Полтавской баталии, спорят до сих пор. И аргумент находят в "Истории Петра I" Александра Сергеевича Пушкина: "Визирь понуждал Каплан-гирея двинуться на соединение с Мазепой, коль скоро Карл вступит в Украйну, обещаясь, что и турецкие войска уже готовы вспомоществовать шведам".

 

В 1709 году отправлять на соединение с Мазепой, очевидно, было некого. А сам Каплан I Гирей был уже сослан – Абри де ла Мотрэ пишет, что на Родос, а Пушкин – что в Еникале.

 

 

Автор текста: Аслан Дымов.

Фонд черкесской культуры «Адыги» им. Ю.Х. Калмыкова.

 

"КАНЖАЛЬСКАЯ БИТВА"

К 300-летию Канжальской битвы, передача Мухадина Кумахова (ГТРК КБР).


 



Комментариев: 2
2013-11-22 в 16:39:32 | Далхат

ВОТ осетинские ипредания о Канжальском сражении:

300 лет тому назад, в 1707 году, в Кабарде, у подножия горы Канжаль, произошла битва, в которой кабардинцы разгромили войско крымских татар.

По различным оценкам, на стороне крымских татар участвовало от 30 до 100 тысяч. Те исследователи, которые берут цифру в 100 тысяч, считают, что около 10 тысяч в составе этого войска составляли турки, около 50 тысяч – ногайцы, 15-20 тысяч – калмыки, остальные – крымские татары.

Битва имела геополитическое значение: фактически Турция сражалась с Россией руками крымских ханов.

Однако некоторые исследователи считают, что этой битвы и вовсе не было.

Свои вопросы о Канжальской битве я задала Федару Таказову (СОИГСИ имени Абаева), который выступал с докладом о Канжальской битве на международной конференции в Нальчике:

- Почему некоторые ученые считают, что этой битвы вовсе не было?

...

- Потому что в кабардинском фольклоре фактически не сохранилось никаких данных об этой битве.

- А в дигорском?

- А в дигорском фольклоре сохранилось - и немало.

- Как Вы заинтересовались этой темой?

- В Кабарде проходила международная конференция, посвященная 300-летию Канжальской битвы. Они обратились в СОИГСИ, чтобы мы подготовили материалы, отражающие Канжальскую битву в осетинском фольклоре. Мне, как сотруднику отдела фольклора, поручили, я заинтересовался. Я и раньше знал некоторые легенды, которые отражали именно крымско-кабардинские отношения. В итоге выявилось то, что в фольклоре осетин сохранилось больше об этих отношениях и Канжальской битве, чем в самом кабардинском фольклоре.

Кабардинцы в основном об этой битве знают из русских документов того времени.

- Даже я знаю одну песню на эту тему, ее пели в Дигории до недавнего времени – это песня об Ельбердуке Туганове.

- У осетин, особенно у дигорцев, много очень различных легенд на эту тему: как в прозаической форме, так и в поэтической форме.

Наиболее популярна, ее исполняли до недавнего времени, - песня про Эльбердука Туганова, о которой ты говоришь. Это не о самой Канжальской битве, а о ее последствиях. О самой Канжальской битве есть другие легенды, которые сводятся к тому, что некий дигорский пастух, беседуя со своим товарищем за костром, начал говорить: «Если бы я был Таусултановым, кабардинским князем, то я бы поступил так…» А в это время случайно рядом оказался князь Таусултанов. Он прислушался и заинтересовался. И начал расспрашивать пастуха, почему бы он так поступил. Тот объяснил, каким именно образом можно выиграть крымских ханов. И кабардинский князь поступил по совету этого пастуха. И, в принципе, в этих документах тоже отражается, к каким уловкам прибегнули кабардинцы, чтобы победить крымских ханов. И это в деталях совпадает с дигорскими легендами.

Кто возглавлял войско крымских татар?

- Самое интересное, что войско крымских татар возглавлял Эльбердук Таусултанов, кабардинский князь. А войско адыгов возглавлял Кургоко Атажукин. В то время у крымских татар часто служили кабардинские князья. Тогда ведь самое мощное войско на Северном Кавказе было крымское войско. У крымских ханов часто служили адыги. И вот здесь именно этот отряд возглавлял кабардинский князь, который, между прочим, по дигорским легендам, воспитывался в самой Дигории.

- Вот верь вам, дигорцам… Сами его воспитали, сами его и убили!

- Скорее всего, именно этот факт (что Таусултанов воспитывался в Дигории) и объясняет, почему они именно через Дигорию хотели перебраться, а не через Балкарию, которая была ближе. Ведь балкарские ущелья были намного ближе к горе Канжаль, откуда они бежали. Скорее всего, именно из-за того, что этот Эльбердук Таусултанов хорошо знал Дигорию и знал, как оттуда перебраться в Грузию, поэтому, видимо, выбор пал на Дигорию у них.

- Тезка победил тезку? Эльбердук – Эльбердука?

- Туганова описывают легенды как храброго и умного военноначальника. Говорят, что он часто таким образом выступал против врагов, которые нападали на Дигорское ущелье.

- Вот и баделята хоть на что-то сгодились…

- Если брать историю, то баделята именно в те времена принесли огромную пользу, потому что именно они бывали постоянно инициаторами объединения всей Дигории. Они организовывали оборону. Потом уже они скатились на иждивенческие позиции (в российскую эпоху), чем и вызвали ненависть народа.

- Мавр сделал свое дело, мавр может уходить…

- Если взять тех же кабардинцев, то пока крымские татары постоянно нападали на них, постоянно приходилось им отражать их атаки, вот эти кабардинские князья тоже играли положительную роль в истории кабардинского народа и в истории Северного Кавказа. Фактически эта Канжальская битва освободила не только кабардинцев, но и весь Северный Кавказ от набегов крымских татар. Но когда угроза набегов крымских татар ушла, то князья, которые привыкли быть постоянно в военных походах, быть в тонусе, всю свою энергию направили в иное русло – начали грабить все кавказские народы по всем направлениям. И если до этого они Осетию постоянно воспринимали как своего союзника в борьбе против крымских ханов, то когда угроза исчезла, они сами стали совершать мародерские набеги в горную Осетию. Есть сказания у дигорцев, которые отражают борьбу против ногайской и калмыцкой орды. В одно время ногайцы и калмыки объединились, собрали совместное войско и решили совершить набег в Осетию. Они должны были (по легендам) часть населения угнать в рабство, скот забрать и так далее. А потом они в том же составе планировали совершить набег против чеченцев и кабардинцев. Это уже на обратной дороге. Алагирцы отказались почему-то выступить. Но дигорцы собрали войско и вышли им навстречу и объединились с чеченскими и кабардинскими отрядами. И они их подождали у Татартупа, на левом берегу Терека, между Змейкой и Эльхотово. На этой территории они столкнулись с ногайскими и калмыцкими войсками. Наголову их разбили совместными силами.

- А это когда было?

- Это было где-то через 20 лет после Канжальской битвы. В середине 18 века, в первой половине. Еще был после этого случай, когда кабардинский князь обратился к осетинам за помощью, так как на его земли напал неизвестный враг и окапывается. Это был князь Малой Кабарды. Алагирцы опять отказали в помощи. Куртатинцы ему тоже в помощи отказали. Его поддержал Кубатиев по прозвищу «Рыжий». Он был рыжебородый. Этот Кубатиев выступил со своим отрядом. Встретились они с кабардинским князем опять у Татартупа.

- Место встречи изменить нельзя!

- Кубатиев его спрашивает: «Где враг?» Тот показывает: «Вон они окапываются». Кубатиев со своим отрядом тут же погнался в сторону этого врага. Кабардинский князь вслед ему кричит: «Куда ты? Надо подождать помощь – вы все погибнете». А тот ему говорит: «Пока мы будем выжидать, они окопаются и невозможно будет их оттуда вышибить». И он ринулся на врага, те не ожидали (они же были поглощены укрепительными работами). И перебил их всех. Самое смешное было, что они так и не узнали, кто был этот самый враг. Даже песня про это есть. И поговорка осталась: «Са номыл са на бафарстон». То есть так быстро уничтожили, что не успели даже спросить имя уничтожаемого.

- А русские в Канжальской битве не участвовали?

- Русские тогда испытывали затруднения и они вели на севере войны и не могли уделить внимание Кавказу. Фактически крымские татары против Кабарды, против адыгов выступили именно из-за России, так как Россия уже начала продвигаться на Кавказ, а Кабарда была в союзе с Россией. Фактически кабардинцы являлись оплотом для русских в продвижении на Кавказ. А против этого выступали турки. Крымские татары были в вассальной зависимости от турков. Они руками крымских татар боролись против России. Фактически кабардинцы обескровили крымских ханов. Была утеряна роль крымских ханов на Северном Кавказе. После этого русские с легкостью разгромили крымских ханов и таким образом смогли продвинуться. Значение этой битвы было понято еще в те времена. Многие европейские политики указывали на исход этой битвы. Они понимали, что исход битвы не в пользу Турции, а в пользу России.

- И все-таки мне не понятно. Почему у дигорцев такой богатый фольклор на эту тему, а у кабардинцев его нет? Получается, что механизмы дигорской памяти работают лучше, чем механизмы кабардинской памяти?

- Некорректный вопрос. У кабардинцев основными носителями фольклорных традиций были джейгуата. По-дигорски их называют гейгуата. Это профессиональные певцы, сказители. Они только этим и занимались. Каждый князь держал при своем дворе несколько джейгуата. Это было престижно. Но когда большая часть адыгов эмигрировала в Турцию, они ушли вместе с ними. Они унесли с собой эти традиции. Традиция, таким образом, была прервана. Это переселение сказалось и на памяти народной, потому что когда связь прерывается, то очень многое уходит. Многие сведения, которые они передавали из рук в руки, из уст в уста, от учителя к ученику, от одного профессионала к другому, - они были утеряны. У дигорцев тоже были сказители, но они не этим на хлеб зарабатывали. Они жили как обычные люди, просто на Ныхасе рассказывали, пели. У нас это было более массово. У нас традиция не прерывалась, как у кабардинцев. Поэтому у нас сохранилось, а не потому, что у нас память лучше.

Мадина Тезиева

2013-11-27 в 14:55:14 | Майя Пшиканова

Посмотрел бы я как у них "традиция не прерывалась" если бы они подверглись 95 % уничтожению населения. У таких явно заблуждающихся христиан и интервью брать не следует. Вся его же собственная болтовня (со ссылками на винтажный фольклор) подтверждает факт "Канжальской битвы", факт который ему подобные хотят поставить под сомнение. Прямо как в том анекдоте про юриста - типа " у меня есть своё мнение, но я с ним не согласен ...". С помощью вымышленного пастуха дай им примазаться к чужой победе и медом не корми.

сегодня
20 сентября 2017 года
 
В этот день
ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ
Родились:
1922 г. – Аскер Гадагатль, народный писатель Адыгеи, заслуженный работник культуры РФ, лауреат Государственной премии РА, доктор филологических наук.
1922 г. – Мусаби Ахметов, Герой Социалистического Труда, государственный деятель КБАССР.
1932 г. – Джемуладин Лагучев, абазинский поэт и прозаик, заслуженный работник культуры РФ.
1937 г. – Барасби Шурдумов, доктор химических наук, профессор КБГУ, общественный деятель.
1944 г. – Мухамед Нахушев, народный поэт КЧР.
1987 г. – Билял Махов, трехкратный чемпион мира по вольной борьбе.
Афиша
Вход для зарегистрированных пользователей
Забыли пароль?
вход
Регистрация