Черкесский календарь. Октябрь

Пятница, 17 октября 2014 г.

Черкесский календарь. Октябрь

«Чъэпыогъу» в  переводе с адыгского – период выпадения инея. По Ш.Ногмову – «Бжыхьэку» - Середина осени.

 

САМОШЕСТВУЮЩАЯ КОРОВА АХИНА

Обряд, который совершался в октябре.

(Из книги Хан-Гирея «Черкесские предания, выборочно).

 

«Корову не гонят, а сама идет к месту жертвоприношения, она идет через места, называемые Цзуши, Чеккофи, Хлешьтчей и вступает в убыхское поселение Сшаше. Здесь Ахинова корова останавливается у двора рода Чземухъ. Отдохнув, она снова выступает в путь, сопровождаемая крепостным человеком старшины Чземухъ, также с тхием и сверх того с черною козою. Путь самошествующей жертвы лежит через Ордане, где старшина из рода Зефишь принимает ее, отсюда также присоединяется человек с тхием и козою. Проходит жертва через общество Десчень. Тут старшины разных кланов присоединяются с тхиями и козами к свите самошествующей коровы и идут к месту жертвоприношения, называемому Ахин-итхачехъ, которое находится на вершине реки Шахе, и состоит из купы вековых огромных деревьев, на которых висят разные оружия, покрытые ржавчиной.

Шествие Ахиновой коровы представляет любопытное зрелище. С приближением к месту жертвоприношения пестрые толпы народа идут с открытыми головами, в праздничных одеждах и гонят множество черных коз. Ахинова корова, подойдя к священным деревьям, сама ложится под их тенью и остается в течение наступающей ночи на одном месте. Народ, ее сопровождавший, также здесь ночует, соблюдая некоторого рода пост – не едят и не пьют до следующего дня. Поутру, по произнесении с величайшим благословением молитвы, самошествующую корову приносят в жертву божеству Ахину.

Под священными деревьями есть огромный ковш, полный белого вина. В день жертвоприношения, которое совершается через каждые три года раз, старшины пьют при произнесении молебственных слов перед закланием жертвы этого вина по чарке. Тут находится и огромный вековой котел. В нем варят мясо Ахиновой жертвы, по приготовлении козьего мяса начинают пиршество:  пьют, едят, поют, пляшут. Замечательно, что пляшут, снявши с себя шапки. Мясо Ахиновой коровы разделяют по частям между посетителями и участниками жертвоприношения, носят его по домам и дают по куску (тейих) каждому домочадцу и даже младенцам кладут его в рот. Кожу, голову и ноги Ахиновой коровы зарывают в землю, на месте приношения».

Согласно преданиям, пишет доктор филологии Ш.Х. Хут, Ахин – мужчина огромного роста и недюжинной силы. Он способен полюбить смертных женщин. В одном из преданий, посвященных этому божеству, рассказывается, что он передвигался с помощью посоха длиною в сто саженей с железным наконечником, перепрыгивая с горы на гору через долины рек, подобно истинным богатырям. Ахин бодрствует целую неделю, а другую – спит.

В мифологическом предании, записанном Л.И.Лавровым в ауле Красноалександровском Лазаревского района Краснодарского края, говорится, что «Ахин женился по взаимной любви на красавице, против воли отца. Во время очередного сна Ахина тесть подпилил в нескольких местах стосаженный посох. Проснувшись и прыгнув через ров, Ахин упал в ров и утонул (в долине реки Шахе). После его смерти исчезли все многочисленные его стада».

Имя божества (Ахина) увековечено адыгами. Поселок, в 4-5 км от Черного моря вверх по правому берегу реки Шахе, носит название Ахинтам (околоток Ахина). Он расположен недалеко от святой рощи «Ахин итхьач1эгъ» - Ахина + его + бог + под (под богом Ахина).

Обрубок святого дерева, под которым забивали самошествующую корову, до последнего времени хранился в а.Большой Кичмай.

И сегодня абадзехи употребляют имя Ахина в проклятии – «Ахин, это принесет (тебе) несчастье!» (в смысле: Клянусь богом Ахином).

 

В ЭТОМ МЕСЯЦЕ:

 

- в 1395 году войска Тимура вторгаются в Черкесию (Адыгею );

- 9-го числа 1790 года впервые в письменных источниках встречаются название аула Кунчукохабль;

- 25-го числа 1870 года 90 семей шапсугов переселяются с Кубани обратно на Черноморское побережье. Они образовали: аулы Большое и Малое Псеушхо, впоследствии пп. Цепс (Цыпка), Макопсе, Шхафит, околоток п. Головинка.

- 13-го числа 1922 года под редакцией К. Голодовича, секретаря бюро РКП (б) Черкесской (Адыгейской) автономной области выходит первый номер областной газеты «Черкесская правда»;

- в 1924 году в г. Краснодаре открывается Адыгейский областной историко-этнографический музей;

- 5-го числа 1990 года внеочередная вторая сессия областного Совета народных депутатов провозглашается Адыгейскую Автономную Советскую социалистическую республику. Эта дата ежегодно отмечается как День Республики.

 

 

Автор: Газий Чемсо.

Иллюстрация: Абдулах Берсиров. Серия "Адыгский календарь".  Самошествующая корова Ахына (Ахынэ ичэмлъэрык1у)

Фонд черкесской культуры «Адыги» им. Ю.Х. Калмыкова



сегодня
24 марта 2019 года
 
В этот день
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ
1948 г. – Мухамед Шенкао, д-р филос. Наук, проф., академик АМАН, засл. деятель науки КЧР, засл. раб. высш. профессион. образования РФ.
1948 г. – Мухамед Арашуков, гос и полт. деятель КЧР.
1951 г. – Борис Хадзегов, засл. артист КБР.
1952 г. – Татьяна Шидакова, засл. журналист КБР.
1959 г. – Аслан Ципинов, фольклорист, этнолог, д-р филол. наук, проф., академик АМАН, засл. деятель науки КБР.
1960 г. – Тамара Нехай, адыг. певица, засл. артистка Абхазии, народная артистка Адыгеи, лауреат Межд. Кандуровской премии.
Все новости
Дорогие друзья! До концерта "Выпусник…
Дорогие друзья! Рады сообщить вам,…
Дорогие участники второго стипендиального конкурса…
О творчестве, о любимых книгах,…
Афиша
- Лягушка и та говорит: "Ах, если бы речка, где я сижу, поглубже была!"
Вход для зарегистрированных пользователей
Забыли пароль?
вход
Регистрация