«Чъэпыогъу» в переводе с адыгского – период выпадения инея. По Ш.Ногмову – «Бжыхьэку» - Середина осени.
САМОШЕСТВУЮЩАЯ КОРОВА АХИНА
Обряд, который совершался в октябре.
(Из книги Хан-Гирея «Черкесские предания, выборочно).
«Корову не гонят, а сама идет к месту жертвоприношения, она идет через места, называемые Цзуши, Чеккофи, Хлешьтчей и вступает в убыхское поселение Сшаше. Здесь Ахинова корова останавливается у двора рода Чземухъ. Отдохнув, она снова выступает в путь, сопровождаемая крепостным человеком старшины Чземухъ, также с тхием и сверх того с черною козою. Путь самошествующей жертвы лежит через Ордане, где старшина из рода Зефишь принимает ее, отсюда также присоединяется человек с тхием и козою. Проходит жертва через общество Десчень. Тут старшины разных кланов присоединяются с тхиями и козами к свите самошествующей коровы и идут к месту жертвоприношения, называемому Ахин-итхачехъ, которое находится на вершине реки Шахе, и состоит из купы вековых огромных деревьев, на которых висят разные оружия, покрытые ржавчиной.
Шествие Ахиновой коровы представляет любопытное зрелище. С приближением к месту жертвоприношения пестрые толпы народа идут с открытыми головами, в праздничных одеждах и гонят множество черных коз. Ахинова корова, подойдя к священным деревьям, сама ложится под их тенью и остается в течение наступающей ночи на одном месте. Народ, ее сопровождавший, также здесь ночует, соблюдая некоторого рода пост – не едят и не пьют до следующего дня. Поутру, по произнесении с величайшим благословением молитвы, самошествующую корову приносят в жертву божеству Ахину.
Под священными деревьями есть огромный ковш, полный белого вина. В день жертвоприношения, которое совершается через каждые три года раз, старшины пьют при произнесении молебственных слов перед закланием жертвы этого вина по чарке. Тут находится и огромный вековой котел. В нем варят мясо Ахиновой жертвы, по приготовлении козьего мяса начинают пиршество: пьют, едят, поют, пляшут. Замечательно, что пляшут, снявши с себя шапки. Мясо Ахиновой коровы разделяют по частям между посетителями и участниками жертвоприношения, носят его по домам и дают по куску (тейих) каждому домочадцу и даже младенцам кладут его в рот. Кожу, голову и ноги Ахиновой коровы зарывают в землю, на месте приношения».
Согласно преданиям, пишет доктор филологии Ш.Х. Хут, Ахин – мужчина огромного роста и недюжинной силы. Он способен полюбить смертных женщин. В одном из преданий, посвященных этому божеству, рассказывается, что он передвигался с помощью посоха длиною в сто саженей с железным наконечником, перепрыгивая с горы на гору через долины рек, подобно истинным богатырям. Ахин бодрствует целую неделю, а другую – спит.
В мифологическом предании, записанном Л.И.Лавровым в ауле Красноалександровском Лазаревского района Краснодарского края, говорится, что «Ахин женился по взаимной любви на красавице, против воли отца. Во время очередного сна Ахина тесть подпилил в нескольких местах стосаженный посох. Проснувшись и прыгнув через ров, Ахин упал в ров и утонул (в долине реки Шахе). После его смерти исчезли все многочисленные его стада».
Имя божества (Ахина) увековечено адыгами. Поселок, в 4-5 км от Черного моря вверх по правому берегу реки Шахе, носит название Ахинтам (околоток Ахина). Он расположен недалеко от святой рощи «Ахин итхьач1эгъ» - Ахина + его + бог + под (под богом Ахина).
Обрубок святого дерева, под которым забивали самошествующую корову, до последнего времени хранился в а.Большой Кичмай.
И сегодня абадзехи употребляют имя Ахина в проклятии – «Ахин, это принесет (тебе) несчастье!» (в смысле: Клянусь богом Ахином).
В ЭТОМ МЕСЯЦЕ:
- в 1395 году войска Тимура вторгаются в Черкесию (Адыгею );
- 9-го числа 1790 года впервые в письменных источниках встречаются название аула Кунчукохабль;
- 25-го числа 1870 года 90 семей шапсугов переселяются с Кубани обратно на Черноморское побережье. Они образовали: аулы Большое и Малое Псеушхо, впоследствии пп. Цепс (Цыпка), Макопсе, Шхафит, околоток п. Головинка.
- 13-го числа 1922 года под редакцией К. Голодовича, секретаря бюро РКП (б) Черкесской (Адыгейской) автономной области выходит первый номер областной газеты «Черкесская правда»;
- в 1924 году в г. Краснодаре открывается Адыгейский областной историко-этнографический музей;
- 5-го числа 1990 года внеочередная вторая сессия областного Совета народных депутатов провозглашается Адыгейскую Автономную Советскую социалистическую республику. Эта дата ежегодно отмечается как День Республики.
Автор: Газий Чемсо.
Иллюстрация: Абдулах Берсиров. Серия "Адыгский календарь". Самошествующая корова Ахына (Ахынэ ичэмлъэрык1у)