Юрий Сташ: «Мир через ушко иголки»

Четверг, 4 февраля 2016 г.
Просмотров: 4650
Подписаться на комментарии по RSS
Метки: Юрий Сташ, художник, панно, музей Востока, выставка

Юрий Махмудович Сташ – художник-модельер,  заслуженный работник культуры Адыгеи, обладатель Государственной премии Республики Адыгея (2005 г.) и Премии республиканской общественной организации «Лига мира», первый национальный черкесский кутюрье Адыгеи, создавший уникальную выставочную коллекцию, насчитывающую десятки авторских костюмов и предметов декоративно-прикладного искусства. 

Работы Юрия Махмудовича Сташа демонстрировались не только в Майкопе, но и в Краснодаре, Москве и во многих других городах России, а также в Сирии, Иордании, Турции, США. Основная часть коллекции мастера выставлена в Северо-Кавказском филиале Государственного Музея Востока в Майкопе (Республика Адыгея). 

В 2016 году выдающийся художник-модельер отмечает свой 85-летний юбилей. Последнее время особое место в его творчестве занимает создание выразительных арт-объектов: панно, пирамид, инсталляций и др., сочетающих традиционные и новаторские мотивы, мифы и реальность, древний эпос адыгов и современные социально-философские темы. Основные виды техники в его работах: золотое шитье, аппликация, кручение и плетение. 

12656487_972310819483913_1007301017_o

- Юрий Махмудович, в прессе в основном пишут о Ваших авторских костюмах, но не менее интересна и коллекция Ваших декоративных панно. Исторически у адыгов не было подобных панно. Можно ли считать это Вашим новаторством в декоративно-прикладном искусстве черкесского народа?

Ю.С.:  Согласен, таких панно у адыгов раньше не было. Хотя в старину адыги украшали стены циновками, веерами и панно с использованием золотого шитья. Раньше делали их  из шерсти и войлока. Я же в своих работах соединяю современное и прошлое и хочу показать, что такой союз возможен. Я приспособился к современному. Некоторые мои работы выражают актуальную социальную тематику и мои философские воззрения. Где-то кем-то было сказано, что я «через ушко иголки передаю проблемы на тему мира». Так сказать,кончиком своей иглы.

- Вы чувствуете веяние времени. Действительно, сегодня социальная тематика вызывает особый интерес в силу определенных обстоятельств. Но как Вы, мастер-кутюрье, выбираете символику для передачи социальной сути в своих работах?

Ю.С.: На самом деле, что-то свыше не дает мне покоя. Мне никто не дает задание. Скорее некий космический дирижер направляет меня. И как Вы заметили, все работы перекликаются на тему добра и мира. Для меня важно, как тут уже писали журналисты: «Юрий Сташ научил свои работы говорить»…  Да, для меня важно не только выстроить свои работы, но и научить их говорить. В первую очередь у меня «заговорили» костюмы, а потом уже и панно. Сейчас я работаю над панно на тему «Тамги» и хочу поговорить на тему туризма. В моем понимании, туризм – это дорога к миру. До этого меня волновала тема экологии. Услышал о проблемах в выступлении Президента России, а потом по Euronews, и так появилось панно «Музыка Галактики». Понимаете, галактике не безразлично, что делает человек на планете. Если что-то не так, то она начинает мстить. Как это было сказано адыгским ученым Кимом Хутызом: «Природа начинает мстить цунами, землетрясениями, вулканами  и тому подобное».

- Как мы уже говорили, о Ваших костюмах сказано многое, а вот о панно только начинают говорить. К тому же Ваша коллекция панно растет и кажется уникальным и интересным направлением. Давно ли Вы начали работу над ними? 

Ю.С.: Работать над костюмами и панно я начал почти одновременно. В 1981 году я начал пробовать делать элементы для них. А в 1993 году, когда в Америке в День Черкесской культуры была организована выставка моих работ и костюмов, я увидел большой интерес адыгской диаспоры и к панно тоже. С тех пор я создаю их на разные темы. Одной из таких тем были Олимпийские игры в Сочи. И вот панно «Сочи 2014», я сделал его в 2013 году вместе с тремя белыми костюмами «Белая Олимпиада». Первоначально в Москве это панно назвали «Прошлое и настоящее». Я сам вначале назвал его «Эта земля дышит прошлым», чтобы напомнить об истории нашего народа. А теперь смотрите! Человек любой национальности, знающий музыкальную грамоту, сможет понять это панно. Здесь представлены ноты одной адыгской танцевальной мелодии. На этом панно изображен символический знак - скрипичный ключ. Используя этот символ в своих работах, я хочу сказать, чтобы везде музыка звучала, а не разрывы снарядов. Каждый взрыв, каждый выстрел попадает в сердце матери. А почему? Отец, муж, сын, зять, внук может погибнуть. В рамках той же тематики мной создан арт-объект в форме земного шара. 

12674410_972311039483891_987572174_n

- В «Сочи-2014» все смешано воедино: и Олимпийские игры, и музыка, прошлое и настоящее. Но у Вас есть панно, где темы более конкретизированы. Что тогда самое главное для Вас при работе над декоративными панно?

Ю.С.: На самом деле, и мне очень нравится это слово, во всем должна присутствовать Красота. Да, в каждой работе должен быть секрет красоты, таинство приятности. Чтобы человеку было по душе, чтобы ему было приятно, пока он смотрит на картину, панно, костюм или другой арт-объект. Знаете, так называемая «Красота мысли». Такое выражение существует. Всё должно быть гармонично. Но вот, к примеру,панно «Глобализация». На мой взгляд, глобализации не нужна культура, ей нужна культура потребления. Именно такую мысль я вложил в это панно. А еще где-то было сказано, что «люди закрывают двери не только своего дома и квартиры, но и двери к своему сердцу». Разве не так сегодня? Главный редактор газеты «Культура» Елена Ямпольская высказала такую мысль. Я точно процитировать не смогу, но она говорит, что культура или искусство существует для того, чтобы делать человека лучше. Просто сегодня молодые артисты создают вызывающие картины и панно. Но, на мой взгляд, надо делать работы, которые делают человека лучше, особенно в сегодняшнем мире.  

12648062_972310372817291_1541900983_n

- То есть, по-Вашему, основная задача культуры или искусства – ставить проблемные вопросы и заодно выявлять в человеке лучшее. 

Ю.С.: Безусловно! Вот человек когда приходит в театр, хотя бы на это время, пока он в театре, надо делать его лучше. Хотя бы на это время. 

- Юрий Махмудович! А из каких материалов вы делаете свои декоративные панно? 

Ю.С.: В основном, кожа, натуральная кожа или кожзаменитель, ткани, потом идут разные материалы, порой даже мусор. Вот, например, для панно «Coca-Cola» использовались настоящие банки из-под Coca-Cola. Их могли выбросить в мусор. А я показал, что можно из них что-то сделать.Использую так же остатки от тканей, разные бусинки, оставшиеся от игрушек внучки. На самом деле, я стараюсь делать панно, используя всё, что можно. Именно так я создал панно-триптих «Вопреки». Эта работа настолько захватила меня, что я занимался только ею. Приходил домой после работы, и утром, и в выходные дни всё время делал и делал. Я не мог тогда не делать её. Знаете, говорят: «Самое изобретательное появляется от нужды». У меня в экспозиционном зале стоят два костюма Тырготау и Гекатей (муж Тырготау в нартском эпосе). Вот когда я их начал делать, если бы у меня была в достатке кожа, то они бы такими интересными не получились. Для экономии материала я использовал тепловую обработку. Когда мы впервые показывали эти костюмы, в зале было такое восхищение, что не передать. Так вот, советский архитектор Константин Степанович Мельников в свое время сказал: «Наши потомки будут удивляться, как из скудости и нехватки материалов создавались такие архитектурные произведения». На самом деле это так! Скудость и нехватка материалов рождает фантазию. Я даже иногда сам себе искусственно создаю нехватку. Говорю себе: «Я из этого должен что-то придумать». 

- Если изучать Ваше панно-триптих «Вопреки», то видно, что в основном в нем используются сферические мотивы, круги. В декоративно-прикладном искусстве адыги всегда использовали круг для защиты или как символ солнца, символ огня, колесо жизни. Что символизирует круг для Вас? И какой смысл Вы в него вкладываете? 

Ю.С.: О кругах в моих работах можно сказать многое. Круги счастья, круги успеха. И в каждом круге свое. Как-то был показ моих моделей в колледже в Майкопе, одна женщина из Москвы, тоже модельер, увидела одно из трех панно, что я случайно выставил. Она подошла и сказала: «Каждый круг у Вас о чем-то говорит. Откуда Вы это всё взяли?»  Конечно, и для меня круг – это защита. Вот, например, на панно «SOS», созданном на тему борьбы с наркоманией, у меня все куклы в круге. В центре панно – семья. Вокруг расположены негативные атрибуты современной жизни, такие как шприц, табак, папироса – всё то, что убивает человека. А сверху зеленый змей окутывает семью. Они тоже в круге. Но в этом случае, круг как защита от них. Круг передает их замкнутость: их следует спрятать, скрыть. Есть и иное понимание круга, приближенное к традиционному. Вот, к примеру,  панно «Тамги». Сюжет этого панно я взял из книги художника, искусствоведа Нурбия Ловпаче. Я увидел его картину в книге, и у меня тут же появилась идея. Адыги, когда делали кувшин, на донышке указывали свою тамгу - родовой знак. На картинке тамги адыгских семей были черно-белыми. А я посмотрел и подумал, чем оно хуже будет в цвете? Как Вы понимаете, круг здесь символизирует донышко кувшина. И потом, если подумать хорошенько, человек делает кувшин, а донышко украшает тамгой. Тамгой, что тоже защищает. Это же кувшин для пищи, для гостей, для добра. Вот она - доброта! На этом панно есть и наш семейный знак, тамга семьи Сташ. Знаки, тамги и орнаменты я взял у Нурбия Ловпаче. Может, и эти орнаменты для адыгов в свое время служили тамгами, защитой. Все они такие замысловатые, интересные, красивые. 

12674609_972310972817231_786804316_n

- Кроме круга и тамги у Вас есть великолепные панно с изображением колеса. У разных народов колесо ассоциируется с ходом времени, движением, солнцем и даже жизнью. Какой смысл имеет этот символ на Ваших панно?

Ю.С.: Колесо – это по-адыгски «теуцогъ». Одно из панно с колесом я назвал «Философией оптимиста». То есть в колесе есть спицы, и одна спица еще не встала на землю.  Мать и отец говорят своим детям: «Ничего, сынок! Ничего, дочь! О уи къуцэм теуцонышъ, насып къыкъок1ыт». Это одно колесо, оно связано именно с адыгской философией. На другом панно «Время застоя Советского Союза» изображены одно большое и два маленьких колеса. Колеса усеченные, они остановились и двигаться не могут, что олицетворяет остановку движения, застой. Третье колесо на панно «Перестройка». На нем изображен большой круг колеса, в нем 15 спиц, это 15 республик. И вот это колесо в результате перестройки ломается и превращается, там четко видно, в вопросительный знак. Из него выпали спицы, а на самом деле, это республики вышли из состава страны. 

- Юрий Махмудович! Свои авторские костюмы Вы создавали с использованием золотого шитья, аппликации, плетения. Если приглядеться к Вашим панно, то все эти техники присутствуют и там. Но встречаются на некоторых Ваших декоративных работах, например, на панно «Музыка Галактики», «Поиск», некие символичные дорожки, спиралевидные завитки из шнуров, ведущих к кругам. Эти шнуры тоже из остатков, или это Ваша особая техника плетения?

Ю.С.: Если говорить непосредственно о панно «Поиск», то в нем я, действительно, соединил разные технологии, в том числе оплетение, кручение. Все шнуры я сделал сам. Хотя есть и вставки готовых деталей, например, бубоны или нагрудные бляшки. Золотое шитье,  элементы плетения и кручения, есть даже аппликация. Это то, что использовалось у адыгов и раньше. Соединил всё, что мог. Более сложная техника на панно с космическими мотивами, спутниками, радиоволнами и теле-волнами. Здесь я использовал ниточки разных цветов. Я их скручиваю и оплетаю ими кусочки мебельных пластиковых панелей или картона. В общем, всё делаю из подручных материалов. Что это за техника, не назову. Для меня не так важно название того, из чего я делаю свои панно.  В моей коллекции есть  арт-объект, полностью сделанный моими руками. Это «Корзина с фруктами». Всё те же виды техники: кручение, оплетение. Из бумаги сделаны основные детали. Эта корзина прилагается к одному из моих авторских костюмов. Не знаю, кем и как начала использоваться техника оплетения, но к ней я пришел сам. А вот техника плетения похожа на плетение циновок у адыгов. 

12630981_972310709483924_235687113_o

- В богатой экспозиции Ваших панно есть разные виды: новаторские и индивидуальные, рекламные, с космическими мотивами и на социальные темы. А есть и панно традиционные, вернее сказать, этнические. Некоторые из них хорошо известны адыгской диаспоре. Вы продолжаете их создавать? 

Ю.С.: У меня, действительно, большая коллекция этнических панно, сделанных с использованием золотого шитья и аппликации. У некоторых даже названий нет.  В основном, они на адыгскую тематику.Я всегда интересовался декоративно-прикладным искусством адыгов, увлекался изучением истории, фольклора и традиций нашего народа. Наиболее известное из этнических панно – это панно «1864» или «Исход», что символизирует трагические события 1864 года, когда десятки тысяч адыгов были вынуждены  покинуть родной край и эмигрировать на чужбину. Оно было высоко оценено современными адыгами разных стран. К этническим можно отнести и панно «Мир дому твоему» с адыгским очагом, символом семьи и добра, а также со словами, написанными на русском и адыгском языках, и символичной цифрой XXI - век толерантности.  На нем написано «Мамыр щы1ак1эу ирэт», то есть когда сверху символ XXI-века делишь, остается Мамыр, а дальше внизу - «шы1ак1эу ирэт!». Здесь очаг - центр мироздания, в нем вся наша адыгская культура.

- Юрий Махмудович, все ваши работы о доброте, красоте и взаимопонимании. Даже те, что посвящены борьбе с санкциями. Но есть один арт-объект, который не просто уникален, а целиком отражает Ваш новаторский подход в современном декоративно-прикладном искусстве адыгов. Известно, что у него особая история создания. 

Ю.С.: Верно! Это макет земного шара, и он посвящен жителям всей нашей планеты, толерантности, диалогу народов. Слова, указанные на нем, взяты на русском и французском языках из документов, присланных мне из штаб-квартиры Юнеско в Париже после того, как я отправил им платье «Толерантность». Для его создания я специально искал шелковые нити для плетения. Здесь используются также и шерстяные нити. На этом шаре есть и слова на адыгском языке. Например, Щы1агъэ. Философия этой работы проста. Мы – жители одной планеты! Мы должны быть терпимы и толерантны друг к другу. И в этом нам помогает красота и искусство. 

Сегодня экспозицию уникальных авторских панно художника-модельера Юрия Махмудовича Сташа можно увидеть в Северо-Кавказском филиале Государственного Музея Востока в г. Майкопе в Республике Адыгея. Их уже насчитывается более 30. Вся коллекция декоративных панно, символических пирамид и других арт-объектов, как и коллекция авторских костюмов мастера, достойна быть выставлена в музеях и на культурных площадках в российской столице, как и в других странах мира. 

Северо-Кавказский филиал Государственного Музея Востока

www.orientmuseum-filial.ru

 


 

 



 



сегодня
24 марта 2019 года
 
В этот день
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ
1948 г. – Мухамед Шенкао, д-р филос. Наук, проф., академик АМАН, засл. деятель науки КЧР, засл. раб. высш. профессион. образования РФ.
1948 г. – Мухамед Арашуков, гос и полт. деятель КЧР.
1951 г. – Борис Хадзегов, засл. артист КБР.
1952 г. – Татьяна Шидакова, засл. журналист КБР.
1959 г. – Аслан Ципинов, фольклорист, этнолог, д-р филол. наук, проф., академик АМАН, засл. деятель науки КБР.
1960 г. – Тамара Нехай, адыг. певица, засл. артистка Абхазии, народная артистка Адыгеи, лауреат Межд. Кандуровской премии.
Все новости
Дорогие друзья! До концерта "Выпусник…
Дорогие друзья! Рады сообщить вам,…
Дорогие участники второго стипендиального конкурса…
О творчестве, о любимых книгах,…
Афиша
- Если один и тот же мужчина обманет тебя трижды - ты глуп, если в одну и ту же яму упадешь три раза - ты слеп
Вход для зарегистрированных пользователей
Забыли пароль?
вход
Регистрация