С чего начинается адыгство? Этот вопрос я задала участникам народного ансамбля республики Адыгея «Ащэмэз». Все они – молодые ребята, и на первый взгляд ничем не отличаются от своих ровесников. Но стоит им облачиться в черкески и запеть на родном языке, и уже никто не назовет их просто школьниками и студентами. Рустам Ногмов, Жьыут Биданоко, Рустам Чич, Алан Беданоков, Гушау Тлишев, Абрек Дзыбов и Айдамир Шовкуев – именно так на сегодняшний день выглядит основной состав ансамбля.
“Инициатива создания ансамбля, в котором бы пели только мальчики, принадлежит очень талантливому человеку, душой болеющему за нашу культуру, Амербию Кулову”,- поделилась со мной художественный руководитель творческого коллектива «Ащэмэз», Асиет Кирмизовна Басте.
«Целью создания ансамбля было возрождение мужского ансамблевого пения, адыгских старинных песен, приобщение подрастающего поколения к традициям, обычаям своего народа через пение и самое главное - формирование интереса к своему родному языку.»
Асиет Кирмизовна вырастила целое поколение молодых юношей на народных адыгских песнях. На сегодняшний день в их репертуаре более двадцати песен, исполняя которые ребята приобщают своих слушателей к адыгской культуре. Большинство ребят поют в ансамбле с самого детства, другие – присоединились относительно недавно, но уже успели стать неотъемлемой частью коллектива.
Алан Беданоков пришел в Ащэмэз три года назад. Молодой и талантливый, он легко прошел отборочный этап и очень скоро приступил к репетициям.
«Взаимоотношения у нас в коллективе гармоничные, как с ребятами, так и с нашим руководителем. Вообще, с Асиет Кирмизовной нам очень повезло. В некоторых ансамблях руководитель ассоциируется со строгим, чересчур требовательным человеком, а у нас, наоборот, отношения очень теплые и доверительные. У каждого есть право голоса, возможность высказаться, именно такие компромиссы делают Ащэмэз не просто коллективом, а семьей.»
Начиная с конца девятнадцатого века, традиция мужского песнопения постепенно начала приходить в упадок. Поколение наших бабушек и дедушек выросло на рассказах о немаловажной роли песни в жизни адыгского общества. Ни одно серьезное событие не проходило без соответствующего песенного ритуала. Через адыгские напевы, передавалась мудрость народа, из поколения, в поколение. И хотя, институт танца так же подвергся изменениям, именно адыгская песня на долгие годы ушла в тень. Однако, сегодня, мужское хоровое пение в Адыгее обретает второе рождение. Все больше и больше молодых ребят начинают интересоваться культурой народного пения и изучением старинных мелодий. И если раньше молодежь скептически относилась к занятиям пением, теперь, их отношение постепенно меняется к лучшему. Об этом нам рассказал еще один солист ансамбля, Айдамир Шовкуев:
“Часто бывало, что в школе над нами смеялись, говорили, мол, пение – не мужское занятие. Мы, конечно, делали вид, что нам все равно, но, все-таки, в детстве такие вещи иногда задевают. Зато со временем, когда ребята подросли, они стали иначе на это смотреть. Никто уже не смеется, а наоборот с интересом и уважением наблюдают за нами.
Раньше нам было неловко выходить в черкесках в город, например. Или танцевать на джэгу. Но благодаря нашему коллективу, мы обрели уверенность, необходимую не только для выступлений, но и для полноценной жизни, для возможности называть себя адыгами, и быть достойными этого звания.»
Так с чего же начинается адыгство? Этот вопрос оказался непростым, как для участников ансамбля, так и для меня. У каждого найдется свой ответ на этот вопрос. Для одних адыгство начинается с колыбельной наны, спетой на адыгабзэ, для других – с шума горных рек в теснинах и облаков, быстро гонимых по небу резвым ветром, с ощущения счастья от возможности говорить и петь на родном языке, и передавать эту любовь от поколения к поколению. По моему скромному мнению, ребята из ансамбля «Ащэмэз» вносят свою лепту в сохранение драгоценных крупиц народного творчества, которые благодаря им обретают второе рождение.