Говорят – «Книга – лучший подарок», в этом убеждаешься каждый раз, когда встречаешься в жизни с полезной информацией из неё. В 2000 году Нахушев Казимир Индрисович – летописец аула, подарил мне – товарищу и коллеге свою новую книгу «аул Уляп.Легенды. События.Люди».
Для нас жителей аула, эта книга кипящая, волнующая действительность, одинаково для всех : про кого там много написано или только одна строка и даже для тех, про которых ещё предстоит написать. Да, эта книга, доходящая до души каждого уляпца, ибо она задевает самое дорогое в человеке : его честь, совесть, любовь к родной Отчизне. Книга перечитывается, она стала нужна людям и оценена по достоинству.
О значении книги лучше не скажешь, чем А.Н. Абрегов, К.Г.Ачмиз и сам автор – рецензенты книги. Мы аульчане, можем выразить только восторг, неуемную радость и благодарность за сказанную правду. «Нам страдальцам от всего, так нужна была эта книга! Так нужна!» – это слова моей соседки – политической репрессированной.
Нас как бы стало больше, мы стали сильнее, увидев воочию, какие люди нас окружают. Книга оживила память о безвременно ушедших, придвинула прошлое поколение и, как в хорошем сне, мы увидели всех своих в праздничных одеяниях.
Перечитывая книгу заново, я обратила внимание на умелое сочетание автором прозы и поэзии. Отсюда и вырисовывается другой портрет автора, портрет поэта Нахушева нам предстоит узнать ещё !
В стихах Казавата Индрисовича пронизывающая грусть, много печали, любви.
Мысли мои спешат, не успевают оформиться в слова, такова, наверное, участь желающих письменно поделиться своими переживаниями с другими. Ну, как я могу рассказать о своих чувствах при чтении стихотворения «Сикъоджэжъ» (Мой старый аул»?
Чтобы это понять, надо прочитать стихотворение самим, и любить мой аул, минимум как я. А любовь к своему аулу, по признанию автора, бесконечна, до конца его жизни.
Уиггуузи сэштэ
Бгъэгури загуитхъыми,
Бдэсщэчын.
Бгъэгури загуитхъыми,
Бдэсщэчын.
Действительно, он никогда не искал другого счастья вне Уляпа, даже не мечтал. По мере сил и возможностей всегда старался помочь всем, кто к нему обращался. Наверное, не найдётся такого человека, которому Казават отказал в помощи.
Я могу привести много примеров его добродетели и милосердия, чтобы Вы поняли, каков этот человек ! Он помог 100-летнему Дауру запасти и накопить дров на зиму, отнес 10 килограмм своего сахара, заработанные на прополке в колхозе сахарной свеклы, Лидии Кородовой, одинокой и больной женщине.
А скольким людям он помог оформить документы на получение положенных им денег, ссуд, детских пособий! Вспоминаю слова Жанны (жены Казавата): «Отдыхал бы спокойно, нет, он что-то уточняет, кому-то помогает…».
В истории много случаев, когда достойных людей не понимали, критиковали и предавали забвению на Родине, а за рубежом, они находили достойное место. Может отождествление это ни к чему, но не хочу, чтобы мои аульчане недооценили истинно сыновние чувства автора книги, который по-моему, может служить примером преданности и любви к своей маленькой Родине.
Много печали в творчестве Нахушева, говорят на лице гения всегда печаль (не боюсь этого слова в данном употреблении). Чему радоваться с колокольни Уляпа? Да если ещё твоя личная жизнь усугублена превратностями судьбы. Казават рано потерял мать, многодетная семья еле выбилась из голода и холода послевоенных лет. Во время учёбы в школе он отличался малым ростом, да и сейчас его называют «Къэзэуат ц1ык1у», на что, со свойственным ему чувством юмора отвечает «Величие человека не определяется его ростом, как величие народа – его численностью» или «мал золотник, да дорог». Годы учёбы он вспоминает с большой радостью, тогда все старались выбиться из тяжёлой жизни. Школу он закончил с отличием.
Будучи в гостях в моей семье Казават и Аслан Борисович Пшиканов много раз вспоминали своих старых учителей, занятия в различных кружках. Со временем, когда они оба стали лысеть, шутили "дурные волосы покидают умные головы", и утверждали, что Нахушев становиться похожим на Лермонтова, а Пшиканов на Ленина, при этом один брал кепку, сжимая её и вытягивая руку вперед, как бы указывая дорогу, картавил : «Социалистическая революция, товарищи, о которой все время говорили большевики – свершилась !», а другой покорно положа руку на сердце читал стихи:
Люблю Отчизну я, но странною любовью :
Не победит её рассудок мой,
Ни слава, купленная кровью
Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю- за что, не знаю сам….
Затем обсуждали успехи своих учеников на соревнованиях различного уровня по поднятию штанги, стрельбе и другим видам спорта. Но не зря люди говорят : «Каждому своё». Один сделал успехи в области спорта, воспитав плеяду мастеров прославившие свой аул, другой – увлеченный литературой тоже достиг своей вершины.
Для людей моего возраста бег времени не умолим, как падение звезды после подъема – идет с ускорением. Но это не для звезды Казавата Нахушева. Его звезда находится в траектории большого подъема, но до апогея думаю ещё далеко. Желаю ему долгого счастливого полёта.
Говорят, с рождением человека в небе зажигается его звезда. Наверное, кто знает? Они располагаются так, что одни ближе к Земле, другие дальше. Одни из них со временем светятся всё ярче, эти процессы связаны с деяниями самого человека на земле.
Тяга к литературе для Казавата стала по поговорке «пуще неволи». Скоро выйдет сборник его стихов. Я познакомилась с неопубликованными стихами и уверяю вас: на меня дохнуло стихами Лермонтова, та же любовь, та же грусть. Я не удивлюсь, если скажут, что он будет демонстрировать свои картины, ведь он и здесь мастер. В свое время, работая ещё в школе, он оформил со вкусом исторический и биологический кабинеты, которые заняли призовые места в районном смотре учебно-наглядных пособий. Он знаток и археологии. Он в своё время первым распознал и оценил находку Н.Симболетова, кувшин, как уникальную археологическую вещь, сдал в областной музей. Этот кувшин взволновал именитых археологов тогдашней советской страны, которые снарядили в аул специальную археологическую экспедицию и весь мир узнал об уникальных и богатых меотских курганах, именуемых Уляпскими (Ульскими). Не зря говорится, что если человек талантлив, он многогранен.
В книге «аул Уляп» автор рассказал о своём дяде и отце. За это его не надо упрекать. Честь и хвала родителям, которых он прославляет в своей книге, так как они сумели заслужить такое доброе отношение к себе. А они заслужили не только сыновнюю любовь, но и уважение всего аула. Индрис, царство ему небесное, даже в преклонном возрасте, делал людям добро, до кого не дошли его аккуратные прочные топорища и лопаточки ?
Любовь Казавата к своему аулу имеет прочную основу в любви к своей семье, к своему роду. К его счастью, стали прибавляться успехи дочерей : они красивы, умны, аккуратны. Одной хвалы о старшей дочери Саиде, которая замужем за Ешевым, хватило бы на несколько невест! Средняя дочь Фатима – воплощение божества, студентка АГУ. Младшая, Сусанна – души в отце не чает. Жена Жанна – во всем пример дочкам. Она хорошая хозяйка, любящая жена и мать, подруга дочкам. Аккуратность – это слово, которое нельзя не вспомнить, думая об этой семье. Здесь все приучены к порядку, к труду, а какое это счастье, знают только единицы, достигшие верха семейного воспитания. Все перечисленное о его семье Казават считает заслугой своей супруги.
У Казавата болит душа не только за людей аула, он борец за охрану природы. Я читала его статьи об экологии, его грамоту от министра Г.Г. Козьменко за публикацию в республиканской газете, где он выразил боль и горечь о безвозвратно угасающей природе родного аула, Земли в целом.
И снова о книге. Книга «Аул Уляп», как сосредоточение успехов аульчан, бесценна. Чтобы книга состоялась, Нахушев провел большую исследовательскую работу, аульчане предоставили ему документы, фотографии, письма. Фотографиями показана работа сельского Совета и культработников по сохранению памяти о погибших на полях сражений аульчан и об участниках ВОВ, о сохранении национальных адыгских обрядов.
Каждый аульчанин рад частичке своего вклада, внесенной в произведение Нахушева. Казават как нельзя вовремя взялся за безвозвратно уходящие штрихи нашей истории, чуть промедлив, никто бы не нашёл столько фактов, документов о прошлом аула. Уходят люди, хранящие дорогие реликвии. Не у всех есть наследники. Бесценные реликвии словно падали с крутого утёса, а Казават встал там и, огромными прыжками то в одну, то в другую сторону стал хватать эти бесценные вещи и подавать их обратно наверх. Летят годы, но добрые и ратные подвиги десятков и сотен сыновей аула описанные в его книгах проходят вновь через сердца и души людей.
И сегодня можно смело сказать , что благодаря человеческой памяти и книгам наших летописцев, проявляются исторические сюжеты из Российской и аульской жизни в виде памятников :
- памятник – вечный огонь, погибшим в ВОВ, где увековечены имена 234 аульчан;
- памятник – вечный огонь, погибшим в ВОВ, где увековечены имена 234 аульчан;
- памятник 112 репрессированным аульчанам;
- памятник скорби по жертвам русско-кавказской войны;
- монумент всадникам «Дикой дивизии» в числе которых 102 добровольца из аула Уляп, воевавших в составе Кавказской конной дивизии в Первой мировой войне;
Слова из записок Султана Клыч-Гирея уроженца аула Уляп, первопроходца, командира Черкесского полка, приведенные в книге Нахушева, невозможно читать без слёз. Пусть на этом заканчиваются войны и книги моего земляка будут источником доброжелательности, единения человеческих душ, помогут преодолению недоверия и непонимания друг друга.
Аул Уляп.
Аул Уляп.