Проблема человека интересовала философов с давних пор. Еще в античные времена такие философы как Платон, Аристотель, Диоген и другие искали ответа на вопрос о том чем по своей сущности является человек. Сократ же свою философию целиком посвятил человеку.
Изначально Платон определил человека как "животное, ходящее на двух ногах и лишенное перьев". В ответ на это Диоген общипал курицу и принес к нему со словами "Вот платоновский человек". В последующем платоновское определение было сформулировано так: "Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях".
Изучением человека и его природы сейчас занимаются многие науки, такие как философия, антропология, психология, социология, биология, теология и т.д. Однако среди исследователей не существует единого мнения о том что на самом деле из себя представляет природа человека.
Опираясь на размышления Канта, разделявшего антропологию на "физиологическую" и "прагматическую", процесс изучения человека следует разделить на два подхода. С одной стороны человек это биологическое существо, и его нужно изучать физиологически. Этим занимается биология, медицинские науки и т.д. Другая сторона, наиболее для нас интересная, это изучение человека как субъекта деятельности. Здесь следует уточнить, что под деятельностью понимается и процесс мышления, познания, взаимодействия с окружающим миром и обществом. С этой позиции человека изучают такие науки как психология, социология, конфликтология и т.д.
Также, в процессе изучения человека и его природы, немаловажным является осмысление понятия "человечность", ибо в определенном смысле это то, что человека делает человеком. Оно качественно отличается от понятия "зверство".
Человек, будучи биологическим существом, может существовать только как часть экосистемы. Некоторые биологи считают, что человек это еще один вид животного, отличающийся от остальных животных наличием разума. Другие же считают, что человека нельзя относить к животным, так как наличие разума является фактором, образующим новый вид - Homo Sapiens.
Для того чтобы понять что же из себя представляет сущность человека, необходимо подойти к изучению объекта с разных сторон.
В кабардинском языке человека обозначают словом "ц1ыху". Раньше человека, как и все живое, обозначали понятием "хьэ". Так называли всех носителей жизни. Сейчас этот термин остался за собакой и ячменем. Но в некоторых словах, таких как "хьэщ1э" (гость), или в многочисленных именах корень "хьэ" остался. На определенном этапе развития адыгского языка и ментальности, человека стали называть "ц1ыху". Ц1ыху - это познание. Къэц1ыхун - познать, ц1ыхун - знать. Можно предположить, что когда четко выделилась способность к познанию, термины "познание" и "человек" стали идентичными. Это один подход, с которого можно философствовать о природе человека.
Другой подход может быть со стороны теории эволюции Дарвина. Предполагается, что когда обезьяна взяла палку для того чтобы сбивать бананы с деревьев, она проявила зачатки разума. Использование подручных инструментов в труде и послужило толчком в процессе эволюции. И действительно, кроме людей, больше ни одно животное в своей повседневной жизни не использует инструментов. Таким образом, можно говорить о том, что человеческая природа такова, что разум является главным фактором самозащиты, добычи пищи, организации жизненного пространства и т.д. Именно разум создает многообразие вариантов использования инструментов на любой случай жизни.
Еще один подход к познанию сущности человека может быть осуществлен по линии взаимоотношения человека и природы. Вся экосистема земли сама по себе гармонична и сбалансирована, у каждого растения и животного есть свое место, есть свои способы поддержания баланса. И только человек не вписывается в гармоничную экосистему. Если человека убрать из природы, то природа будет существовать, не потеряв ничего. Это говорит о том, что человек стоит особняком по отношению к другим биологическим видам. Что же нас делает особенными? Это наличие воли. Человек это единственное живое существо, которое, помимо того что берет от природы все необходимое для своей жизни, еще и активно воздействует на природу. Можно этот процесс называть интерактивным взаимодействием, т.к. человек, воздействуя на природу, получает нужный для себя отклик. В частности, человек возделывает землю, сажает семена, тем самым получает нужные для себя растения. Также, человек селекционирует новые виды животных и растений. Ни одно другое биологическое существо не взаимодействует с природой в интерактивном режиме. Однако, разум человека не всегда приносит пользу самой природе. Следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев, человек только берет от природы что-то, при этом отдавая значительно меньше. Никто из живых существ не портит экологию, кроме людей.
Следующим аспектом, с которого можно рассматривать человека, является коммуникативные качества. Человек это социальное существо, неспособное прожить без общения и взаимодействия с себе подобными. Лишенный общения человек в большинстве случаев сходит с ума. В базовые потребности человека входят такие пункты как потребность в социальной приобщенности, потребность в признании, уважении. Люди естественным образом образуют различные социальные группы. Некоторые из них условные, а другие - реальные. И исследования социального психолога МакПатерна показали, что если человека попросить написать весь список своих ипостасей, начиная с "Я... тот-то". Оказывается, что кроме имени все остальные определения того кем является человек, показывают его приобщенность к определенным социальным группам. Например, если человек называет свою фамилию, он показывает приобщенность к роду. Если он называет профессию, это показывает приобщенность к профессиональному сообществу и т.д. Для человека важно не просто быть приобщенным к каким-то сообществам, но и быть признанным, уважаемым в этой среде. Также человеку нужны друзья и отношения.
Еще одной стороной, с которой можно подойти к изучению человека, является его духовная сущность. Только у человека есть религия, есть потребность в духовном развитии и росте. В основе духовного роста лежит расширение чувственно-эмоциональной сферы. В большинстве духовных практик базовым понятием является любовь. Конечно, некоторые виды животных демонстрируют способность любить, но никто, кроме человека, не способен заниматься развитием этой способности.
Большинство преимуществ человека над другими живыми существами связано с наличием разума. Так, например, только человек осознает неизбежность смерти, и вообще задумывается об этом. Также, человек умеет осознанно врать, чего не наблюдается у других живых существ. Человек может творить, заниматься искусством, создавать красоту, и это может быть порождением как разума, так и высокой духовности.
Понятие "человечности" в обыденном понимании включает в себя разум, духовность, совесть, доброту, мораль и т.д. Если проанализировать природу этих явлений, то их все можно свести к духовному, или иначе говоря, высокоморальному использованию разума. В то же время жестокого человека называют "бесчеловечным", ибо жестокость чаще всего является либо результатом потери разумом контроля над человеком, либо использованием разума без морально-этической меры.
В этом контексте хотелось бы уделить внимание понятию "ответственности". Человек, будучи разумным существом, осознает свою неизбежную смерть, и потому религиями введено понятие ответственности за поступки в загробном мире. Однако, человеку приходится отвечать за свои поступки и в течении земной жизни. Психологи заметили, что многие люди способны на огромные зверства, если с них снять ответственность за совершаемое. Это наглядно было проявлено во Второй мировой войне, когда фашистская власть в Германии приказывала уничтожать мирных жителей. После войны, во время допросов, многие исполнители таких директив признавались, что всего лишь исполняли приказ. Психологи отмечали, что это вполне нормальные и вменяемые люди, а вина их лишь в том, что они отказывались думать. Таким образом, когда поступает приказ от руководства, исполнитель совершает зверства, так как ответственность за исполнение этого приказа лежит на руководителе. Но если исполнитель будет соизмерять совершаемое со своими собственными морально-нравственными убеждениями, если подойдет к вопросу с осознанием неизбежности личной ответственности, то в большинстве случаев такие приказы останутся неисполненными.
В США проводился специальный эксперимент, который также подтвердил, что снятие ответственности с исполнителя приводит к тому, что подавляющее большинство людей способны идти на убийство другого человека или на его мучение. Эта особенность была замечена и отцами-основателями социальной психологии Сципионом Сигеле и Густавом Лебоном, которые изучали поведение индивидов в больших массах. Оба автора отмечают, что в толпе человек теряет чувство личной ответственности и легко идет на преступления и злодеяния. В большинстве случаев, те же люди, которые в толпе совершают преступления, не совершили бы того же действия, будь они одни, потому что в этом случае в них сработало бы чувство ответственности.
Нельзя отрицать тот факт, что человек по своей сущности способен на огромные злодеяния, и по моему мнению, это связано может быть либо с отключением чувства ответственности, либо с психическими расстройствами. Вторым вопросом занимается медицина, а в первом случае вопрос в самостоятельности личности и его способности оставаться в здравом уме.
Именно разум является тем, что человека делает человеком и человечным.
Ашамаз Шомахов