Недавно бродила по бескрайним просторам интернета и наткнулась на небольшую заметку о Михаиле Шемякине, а точнее о том, как в сентябре проходили репетиции фестиваля "Спасская башня", посвященного в этом году 200-летию победы в войне 1812 года. Михаил Шемякин уже не первый год является творческим директором и художником-постановщиком фестиваля - например, в прошлом году он создавал программу, посвященную Полтавской битве. Заметка была довольно короткая, не столько о ходе репетиции, сколько о всяких неловких накладках и курьезах - например, автор рассказывал, что стал свиделем того, как какой-то остолоп из охраны сначала не пускал Шемякина на Красную Площадь, потому что "вот-вот начнется репетиция фестиваля, который режиссирует Михаил Шемякин".
На фотографии к заметке Шемякин вдохновленно оглядывает Красную Площадь - на фестивале она должна была стать символическим полем сражения русских и французских солдат, но пока что это точно поле творческого боя Михаила Шемякина.
Последнее время, читая что-либо о художнике, я всегда вспоминаю о своем визите к Михаилу Шемякину в феврале этого года - по счастливому стечению обстоятельств, мне удалось побывать у него в гостях во Франции. Многие, наверное, слышали, что Михаил Шемякин живет скромно - в небольшом замке середины 16ого века в предместье Парижа. По словам Шемякина, благодаря его бывшему владельцу в свое время казнили Людовика XVI. В замке, помимо жилых комнат, находятся бесконечные мастерские (на самом деле, правильнее было бы сказать, что помимо мастерских в замке есть и пара жилых комнат).
Мастерские эти сверху донизу заполнены бесчисленными папками с исследованиями в разных сферах искусства : в каждой папке находится материал на выставку по крайней мере в 400 кв метров. Темы исследований самые разные, но, как объяснил мне художник, он старается их сужать. Скажем, вы не найдете папку "круг в искусстве", потому что это слишком обширная тема, а вот "унитаз в искусстве" - запросто, потому что унитазы не такой популярный предмет изображения.
Также в поместье располагается огромная библиотека, разбитая на множество секций (особенно меня впечатлила редкая секция с искусством душевнобольных), и гостевой домик для молодых профессоров, которые приезжают обучаться исукусству и искусствоведению по специальным программам у Шемякина (обучение стоит около 5 тысяч евро в месяц).
Работает художник не только над исследованиями, собственными картинами и скульптурами, но и отслеживает все самые последние новости мира искусства - например, кому продают известные картины с аукционов. Часто художник и сам приобретает те или иные призведения искусства, чтобы они не ушли в личные коллекции и не стали недоступны для изучений. Вообще, глядя на колоссальное количество проделанной работы можно подумать, что у Шемякина трудятся по меньшей мере человек 40, но, на самом деле, ее выполняют всего 4-5 помощников.
Понять, что действительно близко и дорого Михаилу Шемякину, можно один раз побывав в его кабинете. На столе расставлены личные фотографии, памятные вещи - стены также украшают предметы, хранящие в себе воспоминания. Например, память о близкой дружбе с Владимиром Высоцким. На почетном месте хранится любимая гитара певца и поэта, которую Шемякин оставил у себя по настоянию Марины Влади, а на стене висит их совместная фотография в молодости.
Произвело на меня впечатление тогда и то, что Михаил Шемякин живо интересуется всем, что происходит в черкесском мире - он с жаром рассуждал о грядущей Олимпиаде, рассказывал о генеалогическом древе рода Кардановых, к которому относится, вспоминал отдельные исторические события.
Живет Шемякин достаточно закрыто - практически не пускает к себе журналистов, не позволяет фотографировать и не слишком охотно дает интервью. Он очень увлечен своим творчеством и, как мне показалось, обладает весьма выскоим самомением - но у него на это, говоря откровенно, есть некоторые основания.
В сентябре, как раз во время репетиций фестиваля, мы обсуждали в Кабардино-Балкарском Обществе МГИМО возможность пригласить нашего земляка для встречи с молодежью, но, конечно, художник был очень занят на репетициях, а вскоре уехал обратно во Францию.
В любом случае, я уверена, эта встреча для меня будет одной из тех, которую я буду вспоминать в какие-нибудь немолодые годы.
Помню, что вернувшись из этой поездки я подумала, что, может быть, вопреки всем пессимистическим прогнозам, мы избежим печального удела вздыхать о былой славе предков, пока у нас есть такие современники.
Спасибо, Lyana_Kazhar. Согласна, пока у нас есть такие современники, не все потеряно.
а можем ли мы считать, что он НАШ современник. отец, говорят, их бросил...откуда вообще у него такой интерес к адыгам...человек рос сам по себе, и адыгской культурой не обезображен...