Для нашего гостя Дамаск - вторая родина. С детства он помнил рассказы деда о своей настоящей - далёкой Адыгее и ауле Шхах, откуда пошёл их род. Детскую мечту вернуться на историческую родину замдекана факультета иностранных языков Адыгейского госуниверситета Хасан Шеожев осуществил в 1998 году.
- У нас была традиция - ночью мы просили деда рассказать о нашей земле. Я представлял Адыгею удивительной, почти сказочной землёй. Детская мечта вернуться на историческую родину сбылась в 1998 году. Но действительность не всегда совпадает с мечтой, - рассказал Хасан
Партийный шок
- Хасан, на какие жертвы пошли ради своей мечты?
- Чтобы переехать в Адыгею, продал в Дамаске дом, уволился из крупной компании по продаже оргтехники. Уволилась и жена, отличный агроном. Но это всё «цветочки» по сравнению с теми трудностями, которые ожидали нас здесь.
Когда коренные адыги узнавали мою историю, спрашивали: «Хасан, ты в своём уме? Ради чего всё бросил?». Если честно, такие слова удивляли и обижали. Везде трудно. Хорошо там, где нас нет.
На мой взгляд, адыги-репатрианты всегда будут немного чуждыми для Адыгеи - менталитет не тот. К примеру, я преподаю английский на языке оригинала. Что может быть лучше? Практика не сходя с места! Но тут же слышу: «А почему ты не отмечаешь наши религиозные праздники?».Но я все равно по крови остаюсь адыгом.
- Многие в Адыгее удивляются тому, что вы коммунист...
- Ещё как удивляются! Считают, что я сошёл с ума! Больше скажу - почему-то здесь считается, что если ты адыг, значит, обязательно мусульманин! Откуда такая узость мышления? Любовь к родине не измеряется партийной принадлежностью или религией. Она измеряется делами.
Например, я убеждённый атеист! В партию вступил в одиннадцатом классе школы - товарищи посчитали меня достойным. В Дамаске я каждый день начинал с того, что перечитывал том из собрания сочинений Ленина. За коммунистические убеждения меня выслали из Сирии. Но скажу вам честно: многое в России вызвало у меня шок. И компартия тоже. Не мне, конечно, судить, но сирийские коммунисты ближе по духу ленинским заветам. Поэтому в российскую компартию не вступил.
За что боролись?
- Ваше отношение к революции в Сирии?
- Кто создал президента и режим в Сирии? Кто его содержал? Советский Союз! Но за долгие годы режим изжил себя. Чтобы построить новое государство, нужна была революция. Но не такая, которая произошла в Египте. Там новое правительство приняло закон. Нет, не о стабилизации экономики, оно ввело запрет на фильмы, в которых, якобы, показана сексуальная распущенность. Что, больше проблем нет?
- У вас в Сирии остались родственники. Посоветуете им приехать в Адыгею?
- Дядя и некоторые мои друзья переехали давно. Месяц назад от холода в доме простудилась и умерла мама. Можно сказать, её эта революция убила. Отец один остался. Я заберу его к себе. Но я сюда приехал за мечтой, а он, как и многие другие, приедет от горя. И не факт, что его ждёт светлое будущее. В многонациональной России я столкнулся с проблемой национализма. В Краснодаре, куда я приехал на научную конференцию по толерантности, в течение получаса у меня семь раз проверили документы.
- И как снимаете стресс?
- Семь лет увлекаюсь айкидо. Четыре раза в неделю хожу на тренировки. Это тоже философия, искусство, религия. Идеи айкидо очень напоминают коммунизм. Поиск гармонии в отношениях с окружающим миром. Лично мне айкидо заменило коммунизм, подарило душевный покой. Я нашёл гармонию с миром, отдушину - здесь не нужно языка, всё понятно с полуслова.
Мир арабской вязи
- Вы известный арабист, но при этом придерживаетесь атеизма.
- Арабская культура - это история великих поэтов, художников, музыкантов, прославлявших женщину, вино, красоту природы, поднимающихся к вершинам философии и математики. Это уникальная каллиграфия - шесть типов вязи. И эти тысячелетия кропотливого труда человека, высочайший уровень языка, письменности, интеллекта пытаются свести к религии, которая появилась на планете много позже. Зачем так обеднять само понятие «арабистика»? На семинаре, посвящённом толерантному отношению между разными культурами, я показал красоту и спокойствие арабского мира через арт-проект. Коллеги мне сказали: «Ты, наверное, прилежный мусульманин!». Я ответил: «Нет. Я прилежный исследователь красоты арабского мира».
- Ваше отношение к тому, что молодые девушки стали носить хиджаб?
- Удивляет. Большинство из этих девушек не говорит и не пишет на арабском, не знает сур Корана в оригинале, стихов арабского мира. Но при этом надевают хиджабы и не понимают: ислам - это не только хиджаб. Говорят: «Мы храним свою культуру». Какую «свою» культуру? Зачем адыгейки носят одежду женщин Среднего Востока? Я считаю, университет - место для наук, а не для хиджаба.
ДОСЬЕ
Хасан Шеожев родился в сирийском городе Алеппо в 1963 году. Окончил Дамасский университет. После высылки с родины в 1998 году приехал в Адыгею. С 1999 г. - преподаватель прикладной математики АГУ, затем - доцент кафедры арабского языка. Увлекается айкидо.
Автор: Карина КАДИЕВА