Человек на своем месте – от частого употребления эта фраза слегка поблекла. Тем не менее, свою новую рубрику мы решили назвать именно так. Зачем изобретать велосипед? Наш первый гость народный артист КБР, гармонист Государственного академического ансамбля «Кабардинка» и до недавнего времени музыкальный руководитель коллектива Хасан Сохов.
На днях он вернулся из Северной Осетии. Ансамблю «Алан» исполнилось 75. Праздник отмечали в узком кругу, и гостями были исключительно хореографические коллективы.
- Во Владикавказ съехались танцоры со всего региона – «Вайнах», «Лезгинка», «Эльбрус»… Нас связывают давние, очень теплые отношения, и мы с удовольствием поздравили друзей из Северной Осетии, - говорит музыкант
В «Кабардинке» он работает с 1969 года, а музыкой увлекся еще раньше. Однако, выбрать профессию нашему гостю было непросто. Сестры Хасана играли на гармошке, и мальчик пытался им подражать.
Старший брат это дело не одобрял, и пресекал попытки начинающего музыканта на корню. В то время считалось, что национальная гармонь – женский инструмент, но от судьбы, как известно, не уйдешь. Любовь к музыке оказалась сильнее братского авторитета.
Не найдя понимания дома, мальчик стал искать другие пути. Рядом со школой, стоял сельский клуб, которым заведовала соседка Соховых. В свободное время Хасан бежал туда и учился играть на гармошке.
Пальцы, измазанные чернилами, оставляли на клавишах следы, и это очень не нравилось клубному гармонисту. В общем, мальчик оказался меж двух огней - получал нагоняй и в клубе, и дома.
После окончания восьмого класса, старший брат сообщил Хасану: «С завтрашнего дня будешь доить на ферме коров». Видимо, эта профессия считалась более мужской. Позднее один из педагогов Сохова говорил в сердцах: «Твоими пальцами только коров доить». Кстати, о том, что его ученика некогда прочили в дояры он, даже не догадывался.
Шутки шутками, но работать на ферме Хасану не хотелось. Он решил бежать из дома и нашел неожиданного союзника в лице все той же заведующей клубом. Соседка привезла будущего музыканта в Нальчик и устроила в школу. Параллельно он учился играть на баяне, и занимался в хоровом обществе.
Получив аттестат, и вернувшись в Баксан, Сохов решил стать учителем пения начальных классов, но его педагогическая карьера окончилась, так и не успев начаться.
- Мой репертуар состоял исключительно из русских песен, и детей это не очень впечатлило, - улыбается гармонист. - Из школы я ушел, и устроился в Баксанский дворец культуры. Работал под началом Бетала Бахова. Актер художник, хореограф, он прекрасно играл на мандолине, писал музыку, сочинял песни и вообще был человеком выдающимся.
В 1969 году ансамбль «Кабардинка» проводил отборочный конкурс гармонистов, в котором принял участие и наш гость. Желающих играть в знаменитом ансамбле хватало, но очередь, тем не менее, двигалась достаточно быстро. Исполнив коротенький отрывок, Сохов встретился глазами с директором коллектива Евгением Ароновым и по его выражению лица решил: не подхожу.
Однако, порой судьба готовит нам неожиданные сюрпризы. Хасан вернулся домой, но через неделю получил телеграмму с приглашением явиться в «Кабардинку». Решив, что это чья-то шутка музыкант торопиться не стал, и приехал часом позже назначенного времени.
- Евгению Вениаминовичу это очень не понравилось. Он вообще не любил непунктуальных людей, - вспоминает артист. - «Завтра коллектив выезжает на гастроли. Вы должны получить весь необходимый реквизит, и в три часа быть на вокзале», - сказал Аронов. И на следующий день я уже ехал в Среднюю Азию.
![]() |
![]() |
Его годы работы в «Кабардинке» совпали с расцветом ансамбля. Артисты много гастролировали по стране и выступали за рубежом. Правда, бытовые условия иногда оставляли желать лучшего.
- Гастроли длились по нескольку месяцев. Мы ездили в плацкартных вагонах, и зимой на станциях нередко сами искали дрова и уголь. Но все неприятности забывались, когда мы выходили на сцену. Коллектив был очень дружным. Ссор на бытовой почве я не припомню, но по работе иногда спорить приходилось, - признается Хасан Сохов.
Вместе с ансамблем он побывал в Испании, Голландии, США. Италия, Сингапуре, Саудовской Аравии… Наших земляков везде принимали тепло – но реакция публики была разной. По словам музыканта, она зависит от менталитета и темперамента зрителей.
- Испанцы – эмоциональны, и во многом напоминают кавказцев. Голландцы более сдержаны. Они аплодируют только в конце выступления, но зато хлопают от души. Япония – страна чудес. Там живут экстравагантные люди. Японец может бросить на сцену деньги, станцевать вместе с артистами, или неожиданно пригласить всех в ресторан, - рассказывает гармонист.
Кстати, Хасан Сохов не только музыкант, но и композитор. Он автор более ста песен, тексты к которым тоже пишет сам. Работает с такими известными в Кабардино-Балкарии исполнителями, как Ирина Даурова, Ирина Крымова. Ольга Сокурова. Дина Харадурова. Светлана Тхагалегова…
К новым веяниям на местной эстраде музыкант, по большей части, относится скептически. Он, например, не считает, что джаз и рок органично сочетаются с традиционной музыкальной культурой.
- Мелодия – это душа народа, его визитная карточка, и она должна звучать в своей первозданной красоте, - убежден Сохов. - Хочешь создавать новое – пожалуйста, но не нужно трогать основу основ - фундамент на котором строится культура. Сейчас на эстраде вообще происходят странные вещи. На одну и ту же музыку автор может написать несколько песен. Такие вещи просто недопустимы. Благодаря новым технологиям, на сцене выступают даже те, у кого нет ни голоса, ни слуха. Для меня очень важен живой звук, без всяких компьютерных вставок. Это и есть настоящая музыка.
![]() |
![]() |
В свое время он окончил технологический техникум, и даже какое-то время работал поваром в санатории «Эльбрус». В итоге приоритет остался за музыкой, но это не мешает ему великолепно готовить. У плиты артист импровизирует, как и на сцене.
На гастролях в Испании артисты «Кабардинки» жили в гостинице, где в каждом номере была своя кухня. По контракту предусматривалось трехразовое питание, но готовить самим было гораздо дешевле.
Одним словом, большую часть свободного времени гармонист проводил у плиты. Как-то раз, он искал дрожжи и зашел в местную пекарню. На следующий день угостил новых знакомых хлебом и лакумами собственного приготовления.
Испанцы были в восторге и предложили нашему земляку остаться и работать вместе с ними. К счастью, для нас – его слушателей, этого не случилось.
Автор: Эдуард БИТИРОВ.
© Фонд черкесской культуры "Адыги" им. Ю.Х. Калмыкова