Несколько раз он пытался бросить свою профессию, но к счастью, этого не случилось. "Почему, к счастью?" - спросит неискушенный читатель. Да потому, что такие мастера, как Залим Тумов в Кабардино-Балкарии наперечет.
Залим Тумов: «Этим нужно жить»
В этой рубрики мы пишем о людях на своем месте. Наш сегодняшний гость именно такой человек. Ювелир-оружейник он работает в традиционной адыгской манере, которую не спутаешь ни с какой другой.
Сейчас многие пытаются вернуться к своим истокам. Однако до недавнего времени национальная культура переживала кризис. По большому счету все сводилось к демагогии и болтовне. Нельзя сказать, что сейчас ситуация изменилась кардинально, но, во всяком случае, появилась надежда. Возрождающийся интерес к народным промыслом - яркий тому пример.
Залим Тумов за работой в своей мастерской
- Было время, когда заказов практически не было, - вспоминает ювелир. - Оружием и украшениями мало, кто интересовался, и я даже подумывал сменить профессию. Сейчас мои работы более востребованы. Причем заказчики люди разных национальностей: кабардинцы, казаки, русские, чеченцы...
Он украшает клинки кинжалов и шашек. Делает газыри, женские пояса и нагрудники. У Залима Тумова свой, ни на кого не похожий стиль, и узнаваемый почерк. Следуя традициям старых мастеров, он, тем не менее, сохраняет индивидуальность. Согласитесь, это именно то, что отличает настоящего художника от ремесленника.
- Сейчас, я в основном работаю по мужской тематике. Но и женские украшения тоже, конечно, делаю. Кстати, в старину женщины носили не только пояса и нагрудники. Недавно, мне в руки попал флакон, очевидно для духов. Он выполнен в национальном стиле, примерно в конце 19 века. Я собрал немало изделий такого рода. Некоторые из них примитивны, в других сразу видна рука мастера, - говорит Залим Тумов.
РЕПЛИКА АДЫГСКОЙ (ЧЕРКЕССКОЙ) ГАЛУННОЙ ШАШКИ И ПОРТУПЕИ (Середина XIX в)
Ювелиром он мечтал стать с детства. Десяти лет от роду уже вытачивал из металла перстни и кольца. Окончив художественную школу, поехал в Абрамцево, но не прошел по конкурсу. Вернувшись в Нальчик, поступил учиться в местное училище по специальности художник-оформитель. Однако уже на третьем курсе стал работать ювелиром в фирме «Черкес», которая занималась возрождением национальных промыслов.
Основал предприятие Анатолий Шуков - человек талантливый и широко известный в среде профессиональных оружейников. Работая главным художником на заводе Златоуста, он собрал вокруг себя группу учеников. Залим тоже считает его своим учителем. Причем, в самом широком, непреходящем значении этого слова.
- Анатолий Мисостович дал мне очень много. Помимо чисто профессиональных навыков, он научил нас думать, - вспоминает ювелир.
После того, как "Черкес" прекратил свое существование, Тумов какое-то время работал в Турции. Вернувшись на родину, устроился главным технологом в российско-американскую фирму "Кассия", которая занималась изготовлением ювелирных изделий. Однако этим его деятельность не ограничилась.
АДЫГСКИЕ (ЧЕРКЕССКИЕ) ГАЗЫРИ (1), АДЫГСКИЙ (ЧЕРКЕССКИЙ) КИНЖАЛ С ПОДКИНЖАЛЬНЫМ НОЖОМ И ПОЯС, ВЫПОЛНЕННЫЕ В ТЕХНИКЕ ЗЕРНИ (2).
Гость нашей рубрики был активным участником творческой лаборатории «Путь всадника», руководил которой нынешний директор Национального музея Феликс Наков. Группа единомышленников занималась исторической реконструкцией оружия и амуниции черкесского воина 18-19 веков, и была известна не только в Кабардино-Балкарии, но и далеко за ее пределами.
В частности, наши земляки заняли первое место на международной выставке «Клинок», и впервые воссоздали кинжал с подкинжальным ножом. За последние сто лет этого никто не делал.
4 года назад Залим Тумов стал членом Союза художников России и Международной ассоциации изобразительных искусств. Со временем получил мастерскую, в том самом доме, где некогда жил классик кабардинской литературы Али Шогенцуков.
Адыгский стиль на Кавказе всегда был в цене. Его отличала изысканность, лаконичность и простота линий. Существует определенный канон, но в рамках которого Залим Тумов создает удивительные и уникальные вещи.
- Необходимо изучать свою культуру, читать воспоминания путешественников, побывавших в наших краях, - считает он. – Это не только расширяет кругозор, но и помогает в работе. Исследователи открывают очень важные детали и помогают взглянуть на оружие под другим углом.
Над кинжалом, шашкой, ножом, работает не только ювелир, но и кузнец, который выковывает сам клинок. Людей этой профессии в нашей республике несколько. Сейчас национальное оружие снова входит в моду.
Многие хотят иметь у себя дома настоящий кинжал, но, надо сказать, это дорогое удовольствие. Только работа ювелира стоит от тридцати до сорока тысяч рублей. Уникальный кинжал, воссозданный по книгам и старинным гравюрам, стоит в несколько раз дороже.
АДЫГСКИЙ (ЧЕРКЕССКИЙ) ЖЕНСКИЙ НАГРУДНИК (1), АДЫГСКИЙ (ЧЕРКЕССКИЙ) ЖЕНСКИЙ ПОЯС (2).
Работа может длится около года, а то и больше. Процесс это сложный и кропотливый. Муки творчества - не выдумка и не пустые слова, и тут возникает, вполне закономерный вопрос: талант это наказание или награда?
- Этим нужно жить, - говорит Тумов. – Условно говоря, то что видел во сне, я непременно должен воплотить в действительности. Иначе следующей ночью просто не уснешь. Работа отнимает много времени и сил. Невозможно сосредоточиться на чем-то другом. Приходится постоянно думать о том, что ты делаешь. Обедать, с этими мыслями, засыпать и просыпаться. А вот когда заканчиваешь работу – совсем другое дело. Вот это настоящее удовольствие, особенно если заказчик доволен. Возникает ощущение, что ты сделал человеку настоящий подарок, и о деньгах в такие минуты просто не думаешь.
Оставаясь приверженцем адыгского искусства, он понимает толк в других культурных традициях. По мнению мастера, всякое наследие уникально.
- Взять, к примеру, турецкий ятаган. Он совершенно непохож на наши кинжалы, но это не делает его менее красивым. У каждого народа есть свой национальный нож, но лично мне, в этом смысле, особенно интересны Иран и Турция. Оружие этих стран очень своеобразно и открывает широкие возможности для ювелира. Это и драгоценные камни, и самые разнообразные техники исполнения. Мне давно хотелось открыть для себя что-то новое, поэтому, в самом ближайшем будущем я планирую заняться восточным оружием вплотную, - признается мастер.
<<< Залим Тумов у своей экспозиции на выставке во Флоренции
В прошлом году Залим Тумов представлял свои работы на зональной выставке «Юг России». За год до этого участвовал в Международной ярмарке ремесел во Флоренции. В Италию съехались мастера со всего мира. Экспозиция размещалась в огромном средневековом замке и на площади, прямо перед ним.
- В рамках проекта были представлены ремесла практически всех народов мира, и это было что-то фантастическое. Я заметил, что во Флоренции очень трепетное отношение к старине. Это касается не только исторических памятников. Даже вековое дерево растущее посередине трассы не срубили, а просто огородили, - говорит Залим Тумов.
СПРАВКА ФОНДА "АДЫГИ":
Залим Туземович Тумов, художник-ювелир. Член Союза художников РФ и международной ассоциации изобразительных исскуств АИАП ЮНЕСКО
Окончил Нальчикское училище исскуств по специальности "художник-оформитель". Прошел курс ювелирного мастерства в студии А.М. Шукова в 1990-1996 гг. В 2000 году обучался ювелирному мастерству в Стамбуле (Турция).
Художник-дизайнер ГУ "Республиканский центр художественных промыслов и ремесел", главный технолог ювелирного завода "Кассия-Ди". Участник региональных и международных выставок.
В 2007 году в Москве на международной выставке "Клинок - традиции и современность" за высокое качество исполнения и верность традиции удостоин диплома международной российской академии художеств.
Автор: Эдуард Битиров. Фото: Жанна Шогенова.