Кабардино-БалкарияЧЕЛОВЕК НА СВОЕМ МЕСТЕ. ЗАЛИМ ТУМОВ

Пятница, 24 января 2014 г.
Рубрика: Новости
Просмотров: 24274
Подписаться на комментарии по RSS
Метки: Кабардино-Балкария


ЧЕЛОВЕК НА СВОЕМ МЕСТЕ. ЗАЛИМ ТУМОВ













Несколько раз он пытался бросить свою профессию, но к счастью, этого не  случилось. "Почему, к счастью?" - спросит неискушенный  читатель. Да потому, что такие мастера, как Залим Тумов в Кабардино-Балкарии наперечет.


 

Залим Тумов: «Этим нужно жить»

 

 

В этой  рубрики мы пишем о людях на своем месте. Наш сегодняшний гость именно такой человек. Ювелир-оружейник  он работает в традиционной адыгской манере, которую не спутаешь ни с какой другой.

 

Сейчас многие пытаются вернуться к своим истокам. Однако до недавнего времени национальная культура переживала кризис. По большому счету все сводилось к демагогии и болтовне. Нельзя сказать, что сейчас ситуация изменилась кардинально, но, во всяком случае, появилась надежда. Возрождающийся интерес к народным промыслом - яркий тому пример.

 

ЧЕЛОВЕК НА СВОЕМ МЕСТЕ. ЗАЛИМ ТУМОВ 

Залим Тумов за работой в своей мастерской

 

- Было время, когда заказов практически не было, - вспоминает ювелир. - Оружием и украшениями мало, кто интересовался, и я даже подумывал сменить профессию. Сейчас мои работы более востребованы. Причем заказчики люди разных национальностей: кабардинцы, казаки, русские, чеченцы...

 

Он украшает клинки кинжалов и шашек. Делает газыри, женские пояса и нагрудники. У Залима Тумова свой, ни на кого не похожий стиль, и узнаваемый почерк. Следуя традициям старых мастеров, он, тем не менее, сохраняет индивидуальность. Согласитесь, это именно то, что  отличает настоящего художника от ремесленника.

 

- Сейчас, я в основном работаю по мужской тематике. Но и женские украшения тоже, конечно, делаю. Кстати, в старину женщины носили не только пояса и нагрудники. Недавно, мне в руки попал флакон, очевидно для духов. Он выполнен в национальном стиле, примерно в конце 19 века.  Я собрал немало изделий такого рода. Некоторые из них  примитивны, в других сразу видна рука мастера, - говорит Залим Тумов.

 

ЧЕЛОВЕК НА СВОЕМ МЕСТЕ. ЗАЛИМ ТУМОВ  

 РЕПЛИКА АДЫГСКОЙ (ЧЕРКЕССКОЙ) ГАЛУННОЙ ШАШКИ И ПОРТУПЕИ (Середина XIX в)

 

Ювелиром он мечтал стать с детства. Десяти лет от роду уже вытачивал из металла перстни и кольца. Окончив художественную школу, поехал в  Абрамцево, но не прошел по конкурсу. Вернувшись в Нальчик, поступил учиться в местное училище по специальности художник-оформитель. Однако уже на  третьем курсе  стал работать ювелиром в  фирме «Черкес», которая занималась возрождением национальных промыслов.  

 

Основал  предприятие Анатолий Шуков - человек талантливый и широко известный в среде профессиональных оружейников. Работая главным художником на заводе Златоуста, он собрал вокруг себя группу учеников. Залим тоже считает его своим учителем. Причем, в самом широком, непреходящем значении этого слова.

 

- Анатолий Мисостович дал мне очень много. Помимо чисто профессиональных навыков, он научил нас думать, - вспоминает ювелир.  

 

После того, как "Черкес" прекратил свое существование, Тумов какое-то время работал в Турции. Вернувшись на родину, устроился  главным технологом в российско-американскую фирму "Кассия", которая занималась изготовлением ювелирных изделий. Однако этим его деятельность не ограничилась.

 

ЧЕЛОВЕК НА СВОЕМ МЕСТЕ. ЗАЛИМ ТУМОВ ЧЕЛОВЕК НА СВОЕМ МЕСТЕ. ЗАЛИМ ТУМОВ

 АДЫГСКИЕ (ЧЕРКЕССКИЕ) ГАЗЫРИ (1), АДЫГСКИЙ (ЧЕРКЕССКИЙ) КИНЖАЛ С ПОДКИНЖАЛЬНЫМ НОЖОМ И ПОЯС, ВЫПОЛНЕННЫЕ В ТЕХНИКЕ ЗЕРНИ (2).

 

Гость нашей рубрики был активным участником творческой лаборатории «Путь всадника», руководил которой нынешний директор Национального музея Феликс Наков. Группа единомышленников  занималась исторической реконструкцией оружия и амуниции черкесского воина 18-19 веков, и была известна не только в Кабардино-Балкарии, но и далеко за ее пределами.

 

В частности, наши земляки заняли первое место на международной выставке «Клинок», и впервые  воссоздали кинжал с подкинжальным ножом. За последние сто лет этого никто не делал.

 

4 года назад Залим Тумов стал членом Союза художников России и Международной ассоциации изобразительных искусств. Со временем получил мастерскую, в том самом доме, где некогда жил классик кабардинской литературы Али Шогенцуков.

 

Адыгский стиль на Кавказе всегда был в цене. Его отличала изысканность, лаконичность и простота линий. Существует определенный канон, но в рамках которого Залим Тумов создает удивительные и уникальные вещи.

 

- Необходимо изучать свою культуру, читать воспоминания путешественников, побывавших в наших краях, - считает  он. – Это не только расширяет кругозор, но и помогает в работе. Исследователи открывают очень важные детали и помогают взглянуть на оружие под другим углом.

 

Над кинжалом, шашкой, ножом, работает не только ювелир, но и кузнец, который выковывает сам клинок. Людей этой профессии в нашей республике несколько.  Сейчас национальное оружие снова входит в моду.

 

Многие хотят иметь  у себя дома настоящий кинжал, но, надо сказать, это дорогое удовольствие.  Только работа ювелира стоит от тридцати до сорока тысяч рублей. Уникальный кинжал, воссозданный по книгам и старинным гравюрам, стоит в несколько раз дороже.

 

ЧЕЛОВЕК НА СВОЕМ МЕСТЕ. ЗАЛИМ ТУМОВ ЧЕЛОВЕК НА СВОЕМ МЕСТЕ. ЗАЛИМ ТУМОВ

 АДЫГСКИЙ (ЧЕРКЕССКИЙ) ЖЕНСКИЙ НАГРУДНИК (1), АДЫГСКИЙ (ЧЕРКЕССКИЙ) ЖЕНСКИЙ ПОЯС (2).

 

Работа может длится около года, а то и больше. Процесс это сложный и кропотливый. Муки творчества - не выдумка и не пустые слова, и тут возникает, вполне закономерный вопрос: талант это наказание или награда?

 

- Этим нужно жить, - говорит Тумов. – Условно говоря, то что  видел во сне, я непременно должен воплотить в действительности.  Иначе следующей ночью просто не уснешь. Работа отнимает много времени и сил.  Невозможно сосредоточиться на чем-то другом. Приходится постоянно думать о том, что ты делаешь. Обедать, с этими мыслями, засыпать и просыпаться.  А вот когда заканчиваешь работу – совсем другое дело. Вот это настоящее удовольствие, особенно если заказчик доволен. Возникает ощущение, что ты сделал  человеку настоящий  подарок, и о деньгах в такие минуты просто не думаешь.


 ЧЕЛОВЕК НА СВОЕМ МЕСТЕ. ЗАЛИМ ТУМОВОставаясь приверженцем адыгского искусства, он понимает толк в других культурных традициях. По мнению мастера, всякое наследие уникально.

 

- Взять, к примеру, турецкий ятаган. Он совершенно непохож на наши кинжалы, но это не делает его менее красивым. У каждого народа есть свой национальный нож, но лично мне, в этом смысле, особенно интересны Иран и Турция. Оружие этих стран очень своеобразно и открывает широкие возможности для ювелира.  Это и драгоценные камни, и самые разнообразные техники исполнения. Мне давно хотелось открыть для себя что-то новое, поэтому, в самом ближайшем будущем я планирую заняться восточным оружием вплотную,  - признается мастер.

 

<<< Залим Тумов у своей экспозиции на выставке во Флоренции

 

В прошлом году Залим Тумов представлял свои работы на зональной выставке «Юг России». За год до этого участвовал в Международной ярмарке ремесел во Флоренции. В Италию съехались мастера со всего мира. Экспозиция размещалась в огромном средневековом замке и на площади, прямо перед ним.

 

- В рамках проекта были представлены ремесла практически всех народов мира, и это было что-то фантастическое.  Я заметил, что во Флоренции очень трепетное отношение к старине. Это касается не только исторических памятников. Даже вековое дерево растущее посередине трассы не срубили, а просто огородили, - говорит Залим Тумов.


 

СПРАВКА ФОНДА "АДЫГИ":


Залим Туземович Тумов, художник-ювелир. Член Союза художников РФ и международной ассоциации изобразительных исскуств АИАП ЮНЕСКО

Окончил Нальчикское училище исскуств по специальности "художник-оформитель". Прошел курс ювелирного мастерства в студии А.М. Шукова в 1990-1996 гг. В 2000 году обучался ювелирному мастерству в Стамбуле (Турция).

Художник-дизайнер ГУ "Республиканский центр художественных промыслов и ремесел", главный технолог ювелирного завода "Кассия-Ди". Участник региональных и международных выставок.

В 2007 году в Москве на международной выставке "Клинок - традиции и современность" за высокое качество исполнения и верность традиции удостоин диплома международной российской академии художеств.


Автор: Эдуард Битиров. Фото: Жанна Шогенова.

© Фонд черкесской культуры "Адыги" им. Ю.Х. Калмыкова



сегодня
29 марта 2024 года
 
В этот день
Родился
1946 г. – Руслан Алоев, доулист, засл. артист КБР
Все новости
Набор в школу/ансамбль кавказского танца…
Дорогие друзья! До концерта "Выпусник…
Дорогие друзья! Рады сообщить вам,…
Дорогие участники второго стипендиального конкурса…
Афиша
- Неназначенный срок далёк, назначенный наступит
Вход для зарегистрированных пользователей
Забыли пароль?
вход
Регистрация