Вся РоссияВЫСТАВКА ШКОЛЫ ГЕРМАНА ПАШТОВА

Понедельник, 15 октября 2012 г.
Рубрика: Новости
Просмотров: 21907
Подписаться на комментарии по RSS
Метки: Вся Россия


akademy












Не пропустите! Завтра, 16 октября в музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств открывается выставка "ИСКУССТВО КСИЛОГРАФИИ". Школа Германа Паштова.

 

 

На выставке ксилографии, что начинает свою работу 16 октября в Российской Академии художеств в Галерее искусств Зураба Церетели вниманию посетителей представлены работы признанного мастера этого редкого нынче гравюрного искусства Германа Паштова и его учеников.

 

«ИСКУССТВО КСИЛОГРАФИИ». ШКОЛА ГЕРМАНА ПАШТОВА

 

Народный художник России, профессор Герман Суфадинович Паштов создал в Красноярске с нуля удивительно яркую студию ксилографии. Сегодня о красноярской школе гравюры на дереве с восхищением говорят не только в России, но и в Китае - стране, считающейся родиной ксилографии.

 

Мастера гравюры работают одинаково профессионально в обрезной и торцовой, в черно-белой и цветной гравюре, выполняют станковые листы и книжную иллюстрацию. И в этом легко смогут убедиться  посетители предстоящей  выставки в Российской академии художеств

 

В состав экспозиции вошли произведения черно-белой и цветной ксилографии, созданные художниками-ксилографами из Иркутска, Красноярска, Санкт-Петербурга, Челябинска, Улан-Удэ и других городов России, а также из германского Галле. Все они либо студийцы либо выпускники прославленной студии Германа Паштова.


«Очень талантливые ребята, - говорит мастер о своих учениках, - то, что вы видите – это работы высочайшей пробы.  Вы нигде не найдете – ни в Москве, ни в Питере –  таких иллюстраций. Я не могу на эти работы смотреть спокойно, потому что многие из них  сделали женские руки, которые просто надо целовать».

 

Значительное место в экспозиции занимают работы самого Германа Паштова - признанного мастера графического искусства, создавшего за многие годы творчества сотни работ. Виртуозным мастерством исполнения отличаются его динамичные, проникнутые музыкальным ритмом композиции.

 

Выдающийся адыгский художник Герман Паштов и его студийцы ждут ценителей прекрасного с 16 октября по 13 ноября в музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. (Москва, Пречистенка, 19).



«ИСКУССТВО КСИЛОГРАФИИ». ШКОЛА ГЕРМАНА ПАШТОВА СПРАВКА ФОНДА «АДЫГИ»:


Герман Паштов. Народный художник России, Заслуженный художник России и Кабардино-Балкарии, действительный член Российской Академии художеств, профессор.

Родился 9 ноября 1941 г. в селе Куба в Кабардино-Балкарии. Окончил Ростовское художественное училище, Львовский художественный институт, творческие мастерские при Российской академии художеств. В Красноярске живет и работает с 1989 года. Преподает книжную графику в Красноярском художественном институте. Основатель и бессменный руководитель Сибирской студии ксилографии при Союзе художников России. Участник более чем 250 международных и всероссийских выставок, лауреат государственной премии Кабардино-Балкарии, академик Адыгской международной академии наук, лауреат золотой Пушкинской медали и других наград.Один из авторов Государственного герба Кабардино-Балкарской Республики.

 



В продолжение темы предлагаем интервью, которое художник дал ИД «Вечерний Красноярск».

 

 

ГЕРМАН ПАШТОВ: Я просто художник

 

«ИСКУССТВО КСИЛОГРАФИИ». ШКОЛА ГЕРМАНА ПАШТОВА






Прошлой осенью в Харбине на выставке красноярских художников "Сибирский теплый ветер" Сибирская студия ксилографии под руководством Германа Паштова представила сразу 250 своих работ. Китайцев они настолько впечатлили, что те даже предложили студии отдельную выставку в Пекине. И попросили сразу тысячу гравюр! С этого мы и начали наш разговор с профессором Паштовым.



На родину ксилографии


- Осилите запрашиваемый объем, Герман Суфадинович?

- Вы знаете, я вообще не люблю говорить о чем-либо наперед. Разослал письма с предложением художникам по всей Сибири и Уралу. Если к концу апреля получу нужное количество - будем делать выставку. Жаль было бы отказаться от столь заманчивого приглашения.


- Чем вы так заинтересовали китайцев?

- Китай - родина обрезной ксилографии, так что в их внимании, мне кажется, нет ничего удивительного. Она зародилась там около четырех тысяч лет назад с появлением расписных тканей - их печатали с дерева. А ксилография в переводе с греческого, собственно, и есть гравюра на дереве: Кстати, китайцы почему-то не очень любили расписывать шелк. Они поставляли материал за границу, а в России и Европе делали на нем роскошные изображения. И первые книги были напечатаны с деревянных досок, и шрифты поначалу были деревянные - из специального типографского сплава их стали отливать значительно позже.

А торцовая ксилография появилась в Англии в 70-80-х года XVIII века.


- Просветите - в чем разница?

- Если коротко, для обрезной дерево распиливается вдоль, а для торцовой - поперек. На подготовленных досках гравируется рисунок, с которого потом печатают изображение. И когда художник ставит на нем свою подпись, оттиск считается оригиналом.



Ювелирная работа


- Насколько популярна ксилография в нашей стране?

- К сожалению, у нас она не очень распространена: О чем говорить, если еще совсем недавно ксилографов в России можно было пересчитать по пальцам! Сибирская студия - единственная в стране, подобного объединения больше нет нигде. У нас уже тридцать человек, все окончили институт и творческие мастерские Академии художеств - настоящие профессионалы. Многие удостоены престижных дипломов, медалей. И, что отрадно, молодежь интересуется. Но, все-таки, этот вид графики не самый распространенный.


- Почему?

- Чересчур много хлопот. Чтобы нарезать маленькую гравюрку, знаете, сколько усилий требуется? Во-первых, сам материал: берется высушенное дерево твердых пород - самшит, дикая груша, граб, береза или яблоня. Я режу на дереве, которое пролежало минимум десять лет - минимум! Его необходимо отшлифовать почти до зеркального блеска, чтобы пропечатался малейший штрих. Затем - работа с изображением: эскиз с рисунка переносится на кальку, потом - на дерево тушью, грунтуется. А потом художник берет резец и гравирует, что-то еще исправляя в процессе работы. В печати тоже свои тонкости: нужно так подготовить краску, чтобы оттиск был идеальный, со всеми деталями. Плохое качество гравюры всегда заметно.


- Трудоемкое занятие!

- Да, и очень нервное: чуть рука сорвалась - и все, штрих пошел через всю доску. Работа ювелирная, под лупой режем! Ошибка не прощается: срезал лишнее - нужно ставить пробки. А времени на это уйдет столько, что проще начать все сначала. Инструменты очень острые и тонкие, овладеть ими непросто. Я сам чуть ли ни год учился держать резец.


На Украину - за образованием


- А когда вы увлеклись ксилографией?

- Ой, это было так давно! В Ростове-на-Дону окончил живописное отделение художественного училища. И в Ленинград после службы в армии поехал учиться именно живописи. Но без медицинской справки с места жительства документы у меня не приняли. Какая справка - я ж рванул туда сразу после дембеля! Ну, что делать? Погулял по городу, порисовал в свое удовольствие, махнул на все и вернулся домой в Нальчик. А там уже начал вплотную осваивать разные техники. Начинал с офорта, стал активно участвовать во всевозможных выставках. С середины 60-х мои работы публиковались во многих газетах и журналах. Тогда же потихоньку начал гравировать - сначала на камне, гарте - это типографский сплав, а потом на дереве. Начинал с книжных знаков, иллюстраций, позже появились станковые гравюры. А мою дипломную работу - оформление к книге поэтов Алима Кишокова и Кайсына Кулиева "Горская песня. Два крыла", помню, даже напечатали в газете "Вильная Украина". Кабардинец в украинском вузе - видимо, в этом было что-то необычное. (Смеется.) А за книгу я, кстати, получил диплом второй степени на Всероссийском конкурсе.


- Как же вас на Украину забросило?

- Длинная история. Я хоть и был лауреатом разных выставок и членом Союза художников, выпускники вузов в мой адрес кривились - у, недоучка! Вроде и мелочь, но все равно неприятно: А потом я подружился с художником Владимиром Стефановичем Овчинниковым, преподававшем в львовском институте. И он пригласил меня туда учиться. Хорошее было время! Дружил со многими педагогами и с киевскими художниками тепло общался.

Но все-таки основное образование я получил в домах творчества. Видел, как гравируют другие художники, как они готовят доски. А в искусстве ксилографии меня всегда особенно потрясали работы Дюрера и Кранаха - высочайшие мастера!


Люблю все, что делаю...


Цв. автолито


- Есть какая-то техника, которая вам особенно интересна и близка?

- Я люблю все, что делаю, - а как иначе? И живопись после училища никогда не забрасывал, занимаюсь литографией и офортом, есть у меня и керамика. И в театре несколько лет работал, даже был главным художником в одном из театров Нальчика. Оформлял, помню, "Доктора Айболита", "Паяцев" Леонкавалло, балеты "Вальпургиева ночь" и "Штраусиана": Никогда не признавал ограниченность, художник должен заниматься всем, что ему интересно. Возьмите, например, Макса Клейнгера или Альбрехта Дюрера, или Лукаса Кранаха - кто они, на ваш взгляд, графики или живописцы? Или Врубель - он и керамист, и скульптор, и живописец. А какие у него потрясающие графические листы! Все они просто художники. В Европе никогда не было такого разделения, искусство начали дробить при советской власти: анималист, портретист, пейзажист, жанрист и т. д.


- Куча разграничений...

- И куча секций! Графики, живописи, скульптуры - в другую секцию тебя просто не пускали. Раз ты, дескать, график, в живописи тебе делать нечего! Но это же нелепость! Я видел множество выставок - и в России, и за рубежом. Хороший художник не ограничивается чем-то одним, он всегда рассматривается многогранно.


И томик Пушкина...


pashtov6

pashtov4
   


- Вы и книжной графикой продолжаете заниматься?

- А как же! Правда, от случая к случаю. После перестройки издатели предлагают художникам настолько унизительные цены, что нет смысла и браться. А книжки сейчас издаются какие-то раскрашенные, аляповатые - почему-то многие считают, что для работы над книгой достаточно мало-мальски владеть компьютером. Что в корне неправильно: книгоиздание - очень сложная структура, здесь есть законы, которые нельзя перешагнуть. Поэтому берусь лишь за достойные заказы. На томик избранного Пушкина у меня ушло чуть ли не десять лет - сам резал гравюры, составлял, делал макет, художественное оформление: Книга вышла в 1999 году, спасибо Александру Ивановичу Лебедю - роскошное издание, в суперобложке, оно было даже отмечено золотой Пушкинской медалью. Я лично подарил книгу Владимиру Владимировичу Путину.


pashtov3


- Если не в техниках, то, может, в сюжетах назовете предпочтения? Заметно, что у вас много работ на кавказскую тему.

- Да, ведь я родом оттуда, так что ничего удивительного. Даже был одним из разработчиков герба Кабардино-Балкарии - он получил высокую оценку геральдистов: Но, вы знаете, сюжеты могут быть какие угодно, ими сегодня никого не удивишь. Главное - художественность: как ты отразил свою идею? А что за сюжет, в какой технике - это уже вторично. Раньше на одних сюжетах легко можно было прокормиться: нарисовал "Ленина в шалаше" - без проблем его пристроишь! По сей день этой самодеятельностью многие музеи забиты: Помню, к какой-то годовщине со дня рождения Ленина была масштабная закупка работ художников. Я предложил свою литографию "Кентавры", но мне отказали - не по теме. Зато буквально через несколько дней ей заинтересовался Московский музей изобразительных искусств им. Пушкина. Вот такие неожиданные парадоксы случались в жизни. (Улыбается.)


За студенческим интересом


- Герман Суфадинович, а как же вы попали в Красноярск?

- Тоже по приглашению: бывший ректор художественного института Виталий Натанович Петров-Камчатский предложил преподавать здесь пару лет ксилографию. Приехал, да так и остался - уже семнадцать лет живу: Окончил творческие мастерские при Академии художеств, сейчас сам веду в них ксилографию. В Сибири этого направления до моего появления вообще не было. Но студенты настолько увлеклись, что спустя несколько лет из их интереса родилась наша студия. Знаете, как в Москве удивились, когда мы три года назад выставлялись в студии имени Нивинского? Все думали, что я привезу робких студентов - мол, некая матрица с Германа Паштова. Но, к счастью, это не так. Художник должен быть узнаваем, самобытен. Мой сын Алим даже псевдоним себе взял, чтобы не было путаницы - он работает под фамилией Пашт-хан.


- Сына вы назвали по-восточному. А откуда у вас, кабардинца, столь необычное имя?

- Отец назвал в честь друга. Они ушли на фронт в 1941 году, и тот погиб чуть ли не в первом бою: Такая вот связь времен.

 

 

Интервью взяла Елена Коновалова.

 



сегодня
23 октября 2019 года
 
В этот день
ДЕНЬ РАБОТНИКОВ РЕКЛАМЫ
1995 г. – Стивен Уэстеби (Англия) сделал первую операцию по имплантации сердца, работающего от миниатюрного источника тока.
Все новости
Набор в школу/ансамбль кавказского танца…
Дорогие друзья! До концерта "Выпусник…
Дорогие друзья! Рады сообщить вам,…
Дорогие участники второго стипендиального конкурса…
Афиша
- Если один и тот же мужчина обманет тебя трижды - ты глуп, если в одну и ту же яму упадешь три раза - ты слеп
Вход для зарегистрированных пользователей
Забыли пароль?
вход
Регистрация