23 июля Санкт-Петербург примет «Покаяние». В Государственной академической капелле Северной столицы состоится концерт Всеяпонского сводного хора из 250 человек и знаменитых японских барабанщиков. Главный номер программы – премьера хоровой сюиты «Покаяние» японского композитора Синъитиро Икэбэ по мотивам документального романа писателя Сэйити Моримуры «Кухня дьявола». В рамках концерта состоится премьерное исполнение "Пробуждения" для шо и струнного квартета, которое Мурат Кабардоков написал специально для концерта по заказу Александра Сокурова.
Японский сводный хор из 250 человек вместе с коллективом японских барабанщиков исполнит грандиозное произведение — хоровую сюиту «Покаяние» японского композитора Синъитиро Икэбэ, созданную по мотивам документального романа писателя Сэйити Моримуры «Кухня дьявола».
![]() |
![]() |
В основу сюжета произведения положена реальная хроника злодеяний отряда 731, действовавшего на территории Китая, — дьявольской лаборатории, где в годы Второй мировой войны разрабатывалось бактериологическое оружие и ставились чудовищные опыты над живыми людьми, в числе которых были и русские.
После выхода романа энтузиасты из Хора города Кобэ предложили его автору и известному кинокомпозитору Синъитиро Икэбэ создать произведение, достойное выразить протест против злодеяний своих соотечественников и принести покаяние народам, пострадавшим от зверств отряда 731. Так родилась сюита «Покаяние», пятая часть которой посвящена русским жертвам.
В течение почти тридцати лет Хор Кобэ исполнял эту сюиту в разных городах Японии, а также в Китае, Корее, Польше и Чехии. А потом родилась идея представить премьеру сюиты в России. 21 июля она прозвучала в Большом зале Московской консерватории, а завтра, 23 июля «Покаяние» примут в Зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.
Сценической визуализацией «Покаяния» в Москве занимался художник-мультипликатор Юрий Норштейн, в Санкт-Петербурге – кинорежиссер Александр Сокуров. Примечательно, что в этот вечер в стенах академической капеллы Санкт-Петербурга прозвучит новое произведение Мурата Кабардокова, написанное по заказу Александра Сокурова специально к этому знаменательному концерту.
В эксклюзивном интервью корреспонденту портала Fond-adygi.ru Мурат Кабардоков рассказал о том, когда и почему именно ему заказал «Пробуждение» Александр Сокуров.
- Мурат, вы написали "Пробуждение" для шо и струнного квартета специально по заказу Александра Сокурова, который выступает одним из режиссеров концерта. Когда он к вам обратился с этим предложением? Другими словами, сколько у вас было времени для написания сочинения?
- Александр Николаевич показал мне еще в прошлом году подаренный ему японцами инструмент шо - национальный инструмент, представляющий из себя губной орган. Я его взял на время с прицелом, что напишу что-нибудь. Но времени никак не было. И вдруг в середине июня уже этого года Сокуров спросил меня, не смогу ли я что-нибудь сочинить и исполнить на шо к предстоящему концерту. Несмотря на то, что я практически не притрагивался к инструменту, не задумываясь, ответил: "Конечно". У меня был месяц, чтобы научиться играть на шо и написать для него.
- Как вы думаете, почему именно к вам обратился Сокуров с таким заказом?
- Во время работы на "Симфонией Кавказа" Александр Николаевич посетил одну из репетиций оркестра. Он послушал мои сочинения, которые ему понравились. Мы пообщались, обсудили проекты на будущее, возможное сотрудничество. Позже были и другие встречи, в одну из которых, Мастер показал новый для меня инструмент. Так что, наверное, логично, что заказ был сделан мне. Сокуров просто так слов на ветер не бросает: если он что-то сказал, то это имеет последствия, выражающиеся в новом витке качественной информации, деятельности. И даже если на тот момент я не совсем понимаю его мысль, то с течением времени, она обретает реальные очертания. Так и случилось: не поняв историю с инструментом, я отложил написание сочинения на лето. И как раз появилось уже конкретное предложение, приуроченное к концерту японцев, которое состоится завтра в Капелле..
![]() |
![]() |
- Вы написали сочинение для шо и струнного квартета, и во время концерта сами будете на нем исполнять. Сложно было овладеть игрой на таком необычном инструменте?
- На каком-то этапе профессиональному музыканту становится не очень трудно овладеть новым инструментом за небольшой срок (естественно, не имеется в виду виртуозная игра). В данном случае проблема была в том, что я не мог много времени уделять шо, так как у меня не поставлены губной аппарат и дыхание. К примеру, лектор, только начинающий вести уроки, при долгом разговоре может на время потерять голос.
- Этот концерт – своеобразное покаяние японцев. Как вы к этому относитесь?
- Народ, умеющий признавать перед другими свои ошибки и попросить прощения, заслуживает уважения.
Али Мальбахов.
Фото с сайта Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга
и из личного архива Мурата Кабардокова.
Фонд черкесской культуры "Адыги" им. Ю.Х. Калмыкова