В семье Кардановых из села Дугулубгей в Кабардино-Балкарии хранится уникальная реликвия, возраст которой, как они уверяют, уже несколько столетий. Этот платок, который согласно родовому преданию, принадлежал центральному персонажу Нартского эпоса Сосруко.
Однажды ночью предки Кардановых, которые жили в Причерноморье, обнаружили в своем саду воина, чьи ноги были перевязаны куском ткани. Согласно легенде этим воином был богатырь Сосруко.
За воином ухаживал глава рода, но не смог спасти. Платок было завещан умирающим нартом хозяину дома как бесценная реликвия. Если передавать его последующему поколению, уважительно произнося имя его владельца, то он вознаградит тем, что предохранит от бед, а в жару одарит влагой.
Нарт Сосруко – один из центральных героев эпоса народов Северного Кавказа «Нарты», появившегося в VIII–VII веках до н.э. По одной из легенд богатыри, решившие погубить лучшего из них, устроили соревнование, по которому нужно было встать на пути и оттолкнуть своим телом колесо «Жан-шерх» (по-черкесски переводится как «острое колесо», в осетинском варианте эпоса называется «Колесо Бальсага») .
Сосруко подстрекаемый нартами отбил колесо бедром, которое было его единственным уязвимым местом (за него держал шипцами выковавший богатыря из камня кузнец Тлепш). В результате бедренная кость от удара сломалась, и Сосруко упал полумертвым.
Есть несколько вариантов продолжения истории, по одной из них Сосруко доскакал до Черного моря, где и умер.
Как утверждают Кардановы, их предок, живший шесть поколений назад, знал восемь своих предшественников, хранителей полотенца, а сколько знали они неизвестно. В разное время к артефакту проявляли свое внимание ученые: в 1934 году его держал в руках М. Е. Талпа, один из составителей фундаментального труда «Кабардинский фольклор». В 1963 году о платке писал автор книги «Фольклорные связи Северного Кавказа» И. В. Тресков, писавший, что и «поныне, когда кто-либо произносит имя «Сосруко», все мужчины и женщины рода Кардановых встают».
У платка Сосруко есть уникальные свойства, подтвержденные не один раз, и главное из них – способность вызывать дождь! Односельчане Кардановых приходили к ним в засушливые сезоны за помощью, и они всегда откликались на просьбу: выносили платок на улицу, капали на нее воду и обращались с просьбой о дожде, который начинался в тот же день или на следующий. Подобные обряды ни разу не давали сбоев, хотя он совершался неоднократно.
Также известно, что снохи Кардановых по-разному относились к необходимости вставать при произнесении имени Сосруко. Одни считали это в порядке вещей, другие противились этому, и тогда они заболевали, чахли на глазах, теряли дар речи, а врачи не могли понять природу болезни и ничем не могли помочь. Выздоровление наступало только при совершении снохами обряда раскаяния.
Платок представляет собой кусок материи голубого цвета размером 55 на 40 см с необычным орнаментом по краям и выцветшими пятнами бурого цвета (скорее всего кровяными), на месте которых образовались прорехи. Идеальная точность рисунка за все это время не нарушилась. Удивительная для ручной вышивки точность стежков отличает узоры, в основе которых дамыгъэ (тамга) и схожа во многом с существующей ныне машинной вышивкой. К тому же, тончайшая ткань (скорее всего, лен) сохранила узор в местах, где шелковая нить со временем распалась. Как говорят многие эксперты, они не знают столь искусных работ среди дошедших до нас творений народных мастериц. Согласно легенде, автором вышивки могла быть только мать Сосруко – Сатаней, которая является известным персонажем «Нартского эпоса».
Чтобы изучить свойства платка по просьбе Котляровых в лаборатории Кабардино-Балкарского госуниверситета был проведен эксперимент: в стеклянные емкости налили воду, одну из них на несколько часов завернули в платок, которую исследовали методом инфракрасной спектроскопии. Согласно полученным графическим спектрам, «интенсивность пиков в образце № 2 значительно выше (4500), по сравнению с интенсивностью пиков в образце №1 (2250); спектры качественно отличаются друг от друга, что косвенно свидетельствует о разной структуре исследуемых образцов. Таким образом, выдерживание воды в полотенце влияет на ее структуру».
Это говорит о том, что платок обладает особыми свойствами и не является простой тканью. Каковы эти свойства, должен сказать рентгеноструктурный анализ, который должны провести в лаборатории КБГУ осенью. С помощью более сложных исследований, против которых семья Кардановых не возражает, можно узнать возраст материи, и тогда, наверное, удастся выяснить, когда же на самом деле жили нарты, которые, согласно эпосу, «были людьми огромного роста и необыкновенной физической силы».
Аслан Шауей.
Фото: Википедия
Ну-ну! Как говорится, Шехерезада отдыхает!!!А плащаница Христа просто обрыдалась!!!
Нет Силы и Мощи кроме как у Аллаха.Платок этот не является ни причиной, ни тем более объектом, дающим что либо самостоятельно - это все элементы многобожия. И так в от части бывшем коммунистическом обществе,существуют эти суеверия,не надо продолжать распространять подобную ересь.