Состояние преподавания предметов национальной направленности в образовательных учреждениях республики, уровень подготовки преподавателей кабардинского и балкарского языков и их нехватка, обеспечение учебной и учебно-методической литературой, а также меры, которые необходимо предпринять, чтобы выправить ситуацию, стали темой обсуждения на последнем совещании в Доме Правительства КБР.
Председатель Правительства КБР Руслан Хасанов отметил значение изучения родного языка, развития национальных театров, увеличения тиража республиканских газет, журналов и книг на кабардинском и балкарском языках.
Министр образования и науки КБР Пшикан Семёнов сообщил, что в рамках подпрограммы «Развитие этнокультурного образования» РЦП «Развитие образования в КБР на 2012-2016 годы» проведены следующие мероприятия:
- переработаны учебники по кабардинскому и балкарскому языкам и литературам;
- вновь созданы рабочие тетради и методические пособия для учителей;
- приобретены 200 комплектов современных наглядных пособий для оснащения кабинетов родных языков;
- подготовлен к изданию методический сборник по проблемам сохранения и развития языков народов КБР;
- пополняются фонды библиотек;
- распространяется опыт лучших образовательных учреждений и педагогов республики;
- проводятся творческие конкурсы;
- разработан комплексный план повышения квалификации учителей;
- выделены около 3 миллионов рублей на 2013 год на разработку УМК, мультимедийных пособий, аудио- и видеоматериалов, обучающих программ и словарей.
Однако, как отметил Пшикан Семёнов, сохраняется ряд нерешенных вопросов, в числе которых отсутствие мультимедийных программ по предметам национально-региональной направленности, нехватка преподавателей родных языков и литератур в образовательных учреждениях.
Ректор Кабардино-Балкарского госуниверситета Барасби Карамурзов предложил меры по сохранению и развитию родных языков:
- создание анимационных фильмов на основе фольклора, народных эпосов и развитие национальных театров;
- дополнительно стимулировать высокими зарплатами или определенными льготами преподавателей национальных языков.
Председатель Кабардино-Балкарского научного центра РАН Петр Иванов в своем выступлении отметил, что в условиях глобализации образование должно оставаться светским, а воспитание – национальным и высказался за то, чтобы гуманитарную часть образования на родных языках продолжать вплоть до окончания вуза.
Главный редактор газеты «Заман» Жамал Аттаев обратил внимание на целесообразность расширения использования государственных языков, коими являются наряду с русским кабардинский и балкарский. Это можно было бы реализовать путем вывески на зданиях официальных учреждений, коммерческих фирм, объектов бытового обслуживания и торговли были на трех языках, учитывать это и при изготовлении наружной рекламы - важного визуального средства воздействия.
Главный редактор газеты «Адыгэ псалъэ» Мухамед Хафицэ представил ряд конкретных предложений по созданию программы сохранения и развития языков народов КБР, усовершенствованию преподавания национальных языков в школах. В числе предложений вошли:
- стимулирование глубокого изучения языков проведением творческих конкурсов, премиями и грантами;
- учреждение дня родного языка;
- введение двуязычия в школах;
- обеспечение учащихся бесплатными учебниками по родным языкам и литературам;
- создание учебно-методических центров.
Учителя-практики и сотрудники органов управления образованием республики поддержали мнение о необходимости сохранения и развития национальной самобытности, бережного отношения к родному языку.
Председатель Правительства КБР Руслан Хасанов, подводя итоги совещания, заявил, что в ближайшее время под руководством его заместителя Галины Портовой будет создана рабочая группа, которая займется более детальным рассмотрением озвученных предложений и разработкой конкретных мер по их реализации.
Аменет Псеуш.