Кабардино-БалкарияВ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИЗ ЗАЮКОВО

Вторник, 18 сентября 2012 г.
Рубрика: Новости
Просмотров: 24988
Подписаться на комментарии по RSS
Метки: Кабардино-Балкария


В ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИЗ ЗАЮКОВО








Краевед Виктор Котляров передал в дар Государственному Историческому музею в Москве артефакты (в количестве 300 предметов), найденные на раскопанном «черными археологами» могильнике у селения Заюково. Как считает хранительница музея Анна Кадиева, могильник, судя по найденным предметам, относится к кобанской культуре.




«Впервые о кобанской культуре заговорили в конце XVIII века, когда на территории Северной Осетии в селении Кобан местным алдаром (князем) Хабошем Кануковым было найдено древнее захоронение с богатым набором бронзовых предметов. Это было открытием в мировой археологической науке. По месту первых находок эту культуру эпохи поздней бронзы и раннего железа, 7-8 век до нашей эры, назвали кобанской. С тех пор изучены десятки поселений и могильников, обнаружены тысячи вещей из бронзы, железа, камня, глины, кости. Кобанская культура признана выдающимся явлением европейской цивилизации, - рассказала Анна Кадиева, - Кобанская культура характерна для всей территории Северного Кавказа. То есть, мы можем говорить только о материальной культуре. Мы не знаем, был ли это один народ. Скорее всего, эти люди делились на несколько племен, народов. Даже, может быть, на большое количество племен и народов. Потому что территория, где обнаружены кобанские могильники – огромная: от Краснодарского края до Дагестана».

 

Общий вид некрополя у села Заюково

Общий вид некрополя у села Заюково.

 

Таких захоронений в горной части Кабардино-Балкарии сотни, а может быть и тысячи. О них очень мало известно ученым. Как правило они находятся в труднодоступных местах. К примеру, один из них находится прямо в стене отвесной скалы, и представляет собой комнату круглой формы, высотой с человеческий рост. По словам Котлярова, в 1395 году именно в этих местах, как сохранила народная память и как сохранилось в арабских источниках, состоялась битва Тимура с Тахтамышем.

 

Хранитель отдела археологических памятников Государственного исторического музея Анна Кадиева, рассказывая о найденных экспонатах, отметила, что некоторые из них свидетельствуют о контактах кобанской культуры с другими племенами, в частности, со скифами, которые в те времена занимали степные зоны.


«Так, например, в собрании Виктора Котлярова обнаружен фрагмент акинака. Это скифский меч с очень характерным перекрестием, который, видимо, был куплен у скифов, либо был изготовлен по их образцу, - предположила Анна Кадиева, - Наиболее интересными являются также фрагменты бронзовых шлемов, которые представители кобанской культуры копировали у ассирийцев. По ассирийским изображениям известны конические бронзовые шлемы, которые видимо, местная горская элита копировала для своих нужд. Они изготавливали не настоящие шлемы, а декоративные – сгибали лист меди и прошивали его».

 

По мнению Котлярова могильник представляет собой киммерийское захоронение. «Могильник мог бы пролить свет на историю не только киммерийцев, но и всего Кавказа. Ведь, ко всему  прочему, кладбище это многоуровневое: захоронения продолжались здесь в течение многих столетий – в нижнем ряду погребены киммерийцы, следом – скифы, далее – аланы и другие захоронения», - считает краевед.

 

Однако Анна Кадиева опровергает это утверждение.


«Киммерийцы проходили через Кавказ, но жили ли они здесь, мы сказать не можем. Во всяком случае, никаких киммерийских памятников на Кавказе нет. Киммерийцы были степняки, а степняк добром в горы не полезет. Тем более, что здесь было местное население, которое вряд ли их ждало с распростертыми объятиями», - отметила хранительница музея.

 

Найденные в заюковском могильнике браслеты с орнаментированными концами в виде перекрещивающихся линий, а также две бронзовые застежки для одежды она относит к сарматскому времени – конец первого тысячелетия до нашей эры и начало нашей эры. Как известно, в степях Восточной Европы скифов сменили другие кочевники – сарматы, которые постепенно заняли степи Предкавказья. Возможно, какая-то часть сармат поднималась в горы, и смешивались с потомками кобанской культуры, предполагает Кадиева.

 

Кадиева особо отметила бронзовые браслеты с завитками на концах, являющиеся характерными украшениями кобанской культуры, а также шейные украшения.


«Например, подвеска с головой барана свидетельствует о том, что кобанцы занимались не только земледелием, но и скотоводством, и у них существовал культ животных – быков, баранов, которые играли значительную роль в хозяйстве», - сказала Кадиева.

 

В ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИЗ ЗАЮКОВО

После этой находки в Заюково, в интернет-форумах стали выяснять, чьи предки покоятся в могильниках. На это Анна Кадиева ответила, что народы кобанской культуры являются предками всех народов Северного Кавказа. «Кровь этих людей течет в каждом жителе Северного Кавказа в той или иной степени. Потому что все процессы, благодаря которым сложилась современная этническая карта Северного Кавказа, происходили уже в древности. Ну, по крайней мере, начиная уже с сарматского времени», -заявила исследователь.

 

О Заюковском некрополе стало известно летом прошлого года. Тогда краеведы Мария и Виктор Котляровы выступили на интернет-сайтах и в ряде газет с информацией о том, что в Кабардино-Балкарии подвергается грабительству старинный некрополь.


«Мы случайно узнали, что на «черном рынке» в Пятигорске в огромном количестве появились предметы старины. На продажу были выставлены бронзовые артефакты: шейные гривны, фибулы, браслеты, кинжаловидные привески, пряжки, орнаментированные топоры, шлемы ассирийского типа и многое другое», - рассказал Виктор Котляров.

 

Краеведы обратились с письмом к министру МЧС по КБР С. И. Шагину, который в свою очередь обратился к главе республике Арсену Канокову. В конце 2011 года распоряжением правительства Кабардино-Балкарии была создана рабочая группа для проведения историко-культурной экспертизы, по решению которой Заюковский могильник должен был быть включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

 

В группу вошли представители Кубанского управления министерства культуры РФ, региональной инспекции по КБР и КЧР, управления Федеральной службы безопасности РФ по Кабардино-Балкарии, Министерства внутренних дел по КБР и администрации Баксанского муниципального района. Позже, в этом году 13 января на встрече главы республики с журналистами, Арсен Каноков сказал, что руководство республики в курсе ситуации и меры по охране могильника будут приняты.

 

Однако, по словам Котлярова разграбление продолжается. Как привлечь внимание к этой проблеме, он не знает. «Черные копатели» уничтожают частичку прошлого, которое нам не известно. По этим историческим артефактам, которые дошли до нас сквозь века мы можем узнать о том, что было, но из-за такого варварского отношения к истории, часть древних сокровищ так никогда и не увидят ученые, а значит и не раскроют свои тайны.

 


Аслан Шауей.

Фото (2 и 3):  Виктор Котляров.

 



сегодня
26 апреля 2024 года
 
В этот день
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ И КАТАСТРОФ
1952 г. – Тимбора Мальбахов избран Председателем Президиума Верховного Совета Кабардинской АССР.
1986 г. – произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции.
1991 г. – принят Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов».
Родилась
1958 г. – Светлана Шхалахова, адыг. общ. деятель, театровед, журналист, засл. работник культуры РФ.
Все новости
Набор в школу/ансамбль кавказского танца…
Дорогие друзья! До концерта "Выпусник…
Дорогие друзья! Рады сообщить вам,…
Дорогие участники второго стипендиального конкурса…
Афиша
- Ласковый ягнёнок двух маток сосёт
Вход для зарегистрированных пользователей
Забыли пароль?
вход
Регистрация