Как в условиях глобализации сохранить национальные традиции и обычаи, используя их воспитывающую роль и благотворное влияние на молодежь для улучшения общественно-политической ситуации в республике. Об этом и другом речь шла на научно-практической конференции на тему «Женщины за сохранение и укрепление обычаев и традиций народов КБР", которая прошла на днях в Нальчике.
Выступившая на конференции, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник КБИГИ Мадина Хакуашева отметила, что за последние двадцать лет «произошла полная изоляция культур».
Причиной тому является то, что на территории РФ не преподается ни одна национальная культура. Народы РФ ничего не знают друг о друге, что ведет к разобщенности и даже конфронтации. Между тем, по словам Хакушевой, толерантность была основой всех традиционных культур народов Северного Кавказа. Народы общались между собой, происходило взаимопроникновение культур, что способствовало сближению людей.
Хакуашева рассказала о национальных обычаях и традициях адыгов, отличительных чертах их национального характера. В частности, Хакуашева сообщила, что у адыгов не одобрялось, если мужчина говорил о своих достоинствах, хвастался своими подвигами. Адыг не говорил в глаза комплименты другому человеку. Не было принято хвалить своих детей.
Черкесы избегали унижать достоинство другого человека. Так например, если в дом явился незваный гость, в течение трех дней хозяин не должен был спрашивать, кто он, откуда, и куда держит путь.
Хакуашева напомнила о том, что в Нартском эпосе есть обычай сбрасывания стариков со скалы. В адыгской версии эпоса Бадыноко отменил этот обычай, оставил старика отца жить, вменив ему в обязанность помогать советами. И старик спас нартов этими своими советами.
Старший в присутствии младших может говорить, и знает, что его слова будут выслушаны со вниманием. Принцип уважения к старшим у черкесов выражается, в частности, в том, как рассаживают гостей за столом.
У черкесов, как и для всех народов Северного Кавказа, одной из важных составляющих их бытия был принцип гостеприимства, щедрость. Так, если гостю что-то из утвари понравилось, хозяин обязан был подарить ему этот предмет. Широко бытовала фраза - гость посланник Бога.
Хакушева с сожалением отметила, что традиции и обычаи забываются, в результате утрачивается национальная идентичность. Она предложила ряд мер для их сохранения.
В частности, широкую популяризацию обычаев и традиций, в том числе с использованием современных технологий, в частности, интернета, введение специальных курсов в школах и колледжах, других специальных мероприятий.
Мария Кучмезова, старший научный сотрудник сектора этнологии КБИГИ, кандидат исторических наук, в своем выступлении отметила, что экономическая ситуация в республике, безработица и как результат этого - вынужденная миграция приводят к «эрозии традиционной культуры».
Обращаясь к истории балкарского народа, Кучмезова отметила, что «балкарцы жили в горах, но не были изолированы от остальных народов, происходило взаимопроникновение культур и традиций».
Этому способствовало то, что балкарцы поддерживали дружественные отношения с соседними народами. У балкарцев также культивировалось глубокое уважение, почитание и послушание к старшим. Особым уважением пользовался многодетный отец, авторитет которого поддерживала жена. Каждый балкарец был связан со своим родом - тухумом. Мнение тухума имело для него большое значение.
Особое место в общине занимала женщина, родившая много детей. Ее сравнивали со столбом, который стоял в центре балкарского жилища. Балкарцы традиционно поддерживали хорошие отношения с соседями, ссоры с соседями были редким явлением. Ссоры, склоки осуждались.
У балкарцев также бытовала поговорка: «Гость от Бога». Старшие были хранителями обычаев, традиций. Именно они передавали их младшим. Осиротевшие дети усыновлялись отцовской фамилией. К сожалению, сегодня в детских приютах есть и кабардинские и балкарские дети.
Кучмезова считает, что особую роль в сохранении традиций должны играть семьи, она отметила, что в последнее время появилась хорошая традиция – фамильные сходы. По ее мнению нужно также учить детей родному языку. Газеты, журналы, радио и телевидение должны призывать сохранить традиции.
Научный сотрудник КБИГИ Наталья Варивода рассказала о казачьей традиционной культуре на Северном Кавказе.
Варивода отметила, что вольные казаки, поселившиеся на Северном Кавказе в 16-м столетии, перенимали воинское искусство, приемы наездничества, и кабардинскую форму одежды.
Казаки покупали у черкесов хлеб, баранину, лошадей, в свою очередь продавали им мануфактуру и продукцию огородов. Казаки научились у кабардинцев выращивать просо, строить турлучные и саманные домики. В то же время они способствовали развитию садоводства и огородничества на Северном Кавказе.
«Не всегда отношения были мирными, но нужно отметить, что ментальность казаков близка к горской. Отношения в казачьих семьях носили патриархальный характер. Разводы крайне редкое явление. Казачек похищали и они становились женами горцев. В свою очередь горские гребенские казаки добывали жен на Кавказе. Казаки поддерживали традиции куначества для укрепления межэтнических отношений», - рассказала Наталья Варивода.
Директор Центра адыгской культуры при КБГУ имени Аслана Ципинова Мадина Езаова рассказала о деятельности Центра в вопросах сохранения языка, культуры, этикета в полиэтнической образовательной среде.
Проблемам сохранения и развития родного языка посвятила свое выступление Жамиля Кульчаева, директор Центра балкарской культуры при КБГУ.
На конференции выступили также руководитель Арт-центра Мадина Саральп, старший научный сотрудник КБИГИ Ляна Гутова и другие.
По завершении конференции, ее участники посетили выставку национального костюма в Арт-центре Мадины Саральп, а также выставку блюд национальной кухни, которая проходила в республиканском Фонде культуры.
Инга Бабаева. Фото автора.
© Фонд черкесской культуры "Адыги" им. Ю.Х. Калмыкова