В нальчикском издательстве Марии и Виктора Котляровых вышла очередная книга Раисы Мамхеговой «Командировка в прошлое», посвященная феномену адыгства.
Подзаголовок книги Раисы Мамхеговой лаконичен и точен: «Взгляд на человечность человека сквозь призму философии «Адыгагъэ». Термин этот, производный от самоназвания народа, обозначает совокупность принципов и норм адыгской этики и включает в себя множество понятий – таких, как человечность, чуткость, благовоспитанность, скромность, гостеприимство, благородство и др.
Вот что рассказывает один из руководителей издательства Виктор Котляров: «Адыгству, воплощающему в себе лучшие черты, присущие адыгам, посвящена новая работа Раисы Мамхеговой. Надо сказать, что она внесла значительный вклад в развитие данной темы, выпустив только в нашем издательстве целый ряд оригинальных трудов, в том числе книгу «Адыгская концепция человека и человечности в контексте органической взаимосвязи и взаимозависимости человека, этноса, общества и природы» (2012).
А всего в творческом багаже Р. А. Мамхеговой больше двадцати авторских изданий по философии, социологии, психологии человека, по этнокультурологии, этнопсихологии, этнософии, среди которых: «Очерки об адыгском этикете», «Homo sapiens – человек, кто ты есть?», «Человек – универсум – Homo noeticus. Его природная сущность, истоки и методы формирования», «Лъэпкъым и цIыху бгъэсэнум», «Бзэр лъэпкъым и псэщ», «Наука благоразумного бытия», «Человек, этнос, общество, природа. Их органическая взаимосвязь и взаимозависимость». Она же автор стихотворных сборников на русском и кабардинском языках: «Усэхэр», «Зэманым и бэджыхъым упхыплъыфым…», «Цена мгновения», «Человек в проблемах Бытия…»…
К этому остается добавить, что Раиса Адальбиевна Мамхегова – доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии педагогических и социальных наук, Адыгской (Черкесской) международной академии наук, ассоциированный сотрудник института психологии Российской академии наук – РАН (кафедра когнитивной психофизиологии). Мамхегова автор книг по методике интенсивного обучения русскому языку как неродному на этнокультурной основе. Но главное: без ее культурологических работ сегодня невозможно представить кабардинский этнос.
Къэбэрдей лъэпкъ щы1экъым, ЩЫ1ЭР АДЫГЭ ЛЪЭПКЪЩ!!! КЪЭБЭРДЕЙР щ1ып1эц1эщ, АДЫГЕЙМ и ЗЫ ВАГЪУЭЩ, и Щ1Ы 1ЭХЬЭЩ! АДЫГАГЪЭР, ХЭКУР, ТХЬЭР ЗЫЩ!!!