Многие слышали о его совместном проекте с известным режиссером Винсентом Муном «OKO Carnets de Russie» и фильме «Circassia». Именно ему принадлежит необычная идея создания проекта Ored Recordings, суть которого заключается в том, чтобы находить и записывать в полевых условиях аутентичную фольклорную музыку. Журналист, ведущий передач на Радио Кабардино-Балкарии Булат Халилов в нашей традиционной рубрике «Знакомьтесь...», рассказал о себе, своей семье, работе с французским документалистом и своем неординарном видении черкесской музыки...
Я родился и живу в городе Нальчике. Закончил школу №20 и долго не знал куда поступать, но в итоге стал студентом КБГУ, выбрав специальность «программист». Но оказалось, что я в этом ничего не понимал. Тогда я сам ушел оттуда и поступил в Пятигорский государственный лингвистический университет на журналистику, которая к тому времени меня очень увлекла. Уже с первого курса я параллельно начал работать по специальности. Стали появляться разные интересные проекты, которые я не мог совмещать с учебой.
Я сделал выбор в пользу работы и с сожалением прервал образование. Возможно когда-нибудь я и получу высшее образование, но на данный момент на это времени нет. Я также верю в то, что нужно заниматься саморазвитием, и пока меня это чувство не подводило.
О семье
Булат Халилов с супругой Миланой (справа).
Мои родители не занимаются творческой работой. Мама – преподаватель английского языка в школе, а отец работал строителем-монтажником. Но я абсолютно уверен, что творческие задатки развили во мне они. Отец все время культивировал во мне любовь к знанию, творчеству, и хоть его деятельность не была с этим связана, он считал это очень важным в жизни. Родители с самого детства давали мне свободу выбора. Мама покупала книги разных жанров, и по мере взросления я выбирал для себя то, что мне нравится.
В школьные годы я ассоциировал себя с неформальными субкультурами, и это наложило свой отпечаток на мое видение мира. Отсюда, вероятно, и моя тяга к журналистике, к искусству. И моя супруга Милана Халилова – очень творческая личность. Она художник, дизайнер, занимается войлоком. Мы познакомились благодаря тому, что пересекались на творческих проектах, общались, дружили и затем поженились.
О проектах
В 2010 году в Пятигорске проходил Первый Всекавказский молодежный образовательный форум «Машук — 2010», где я выиграл грант на создание журнала посвященного традиционной культуре и современному искусству. На тот момент я не обладал навыками создания собственного печатного издания, но вместе с небольшой группой единомышленников, мы выпустили первый номер журнала «Красота». В нем были интересные статьи и интервью с известными людьми.
На следующем «Машуке» я выиграл грант на создание второго номера, но к тому моменту понял, что те усилия, которые мы вкладываем в журнал, несоизмеримы с ответной реакцией и той пользой, которую он приносит. Оглядываясь назад, я не очень доволен результатами работы, но зато это был своего рода опыт. К тому же в этот момент уже назрел проект с Винсентом Муном.
Винсент Мун и «OKO Carnets de Russie»
Булат Халилов с Винсентом Муном и Еленой Сахновой
Я всегда интересовался независимой авангардной музыкой, и в Интернете часто натыкался на необычные, интересные короткие ролики, где все музыканты вживую играют не на сцене, не на концертах, а в кафе, лифтах, на лестничных площадках. Все это действо было снято очень живо и интересно. Позже я обратил внимание, что эти ролики принадлежат некоему французскому независимому режиссеру Винсенту Муну. Я стал следить за его творчеством и узнал, что он снимает документальные фильмы, последние из которых посвящены фольклору. Винсент путешествовал по миру, снимая фольклорную аутентичную музыку разных народов мира.
К тому моменту во мне проснулся интерес к родной культуре и музыке, и мне стало обидно, что таких видеоматериалов у черкесов нет, ничего толкового пока не снято. Позже в социальной сети «Вконтакте» я натолкнулся на страницу, посвященную российскому проекту Винсента Муна, которую создала Елена Сахнова. Здесь была информация о том, что известный режиссер в 2012 году посетит Россию для создания нового проекта «OKOCarnets de Russie».
Любой человек мог обратиться к организаторам со своим предложением и внести свой регион в географию проекта. Недолго думая и, честно говоря, не рассчитывая на положительный ответ, я написал Елене и предложил родную Кабардино-Балкарию, предложил, чтобы Винсент поработал у нас. Ответ не заставил долго себя ждать.
Французский режиссер заинтересовался Кавказом, у него проснулся интерес к черкесам, и… Так я стал соорганизатором проекта «ОКО Carnets de Russie», организовал съемки фильма «Черкесия» и сопровождал Винсента Муна во время всего путешествия по России. К слову, грант на выпуск второго номера журнала «Красота», который я выиграл, стал основной частью финансирования этого проекта.
О работе
Булат Халилов и Венсент Мун во время работы над фильмом "Черкесия".
Процесс создания фильма «Черкесия» и всех остальных фильмов из серии «ОКОCarnets de Russie» проходил очень интересно. Свое согласие на участие в съемках дали музыканты Зубер Еуаз, лидер и основатель «Жъиу» Замудин Гучев. Именно альбомы этого коллектива вернули меня в родную культуру. Для меня было очень важно, что мы будем сотрудничать. Съемки всех фильмов проходили, как путешествие. Не только Винсент Мун открывал нашу культуру для себя, но и я сам вместе с ним все глубже проникал в ее суть. Обрастал контактами, дружбой с разными людьми и открывал культуру других народов. Мы посетили Чечню, Осетию, другие регионы России. Надо сказать, что мои стереотипные представления о русской деревне полностью разрушились. Все было гостеприимно и тепло, я не видел той разрухи, о которой часто говорят.
Эта работа стала большим опытом для всех нас, и мы гордимся результатом. Фильм «Черкесия» показывали в Адыгэ Хасэ в США и в Турции, и везде он встретил теплый прием. Нельзя сказать, что мы осветили достаточно всю культуру народа и его музыкальное наследие, но такой цели перед нами и не стояло. Основная польза этого проекта в том, что он дал импульс нам и нашему окружению. Теперь идеи начинают появляться одна за другой. В скором времени выйдет наш фильм об Абхазии.
Ored Recordings
На данный момент я вплотную занимаюсь проектом Ored Recordings. Наша команда — это Астемир Шебзухов, Тимур Кодзоков, иногда к нам присоединяется фотограф Максим Керженцев. Мы ездим по разным селам, и не только в Кабардино-Балкарии, в поисках аутентичной музыки. Я уже говорил, что увлекаюсь авангардной некоммерческой музыкой, и это один из источников вдохновения. А с другой стороны – это деятельность Винсента Муна, фольклористов и этнографов, с которыми мы подружились во время работы с ним, трудов Заура Налоева.
Мы начали покупать его книги, читать и нам стало все больше и больше казаться, что сбор и запись фольклора – очень нужное сегодня дело. Мы записываем фольклор в полевых условиях и публикуем его для бесплатного прослушивания и скачивания на нашем официальном сайте. На данный момент издан один альбом, который мы записали во время джэгу в Майкопе – он проходил после фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения Асланбеча Чича. На фестиваль собрались музыканты и исполнители черкесского фольклора. По его окончании мы провели джэгу и просто разговаривали, пели песни. Все это мы записали и издали. Несмотря на скомканность аудиозаписи и мелкие огрехи – где-то музыканты немного ошибаются, слышатся посторонние звуки – мы очень довольны результатом. Именно эта естественность лучше передает энергетику.
Кроме того наш проект поставил себе целью оцифровку и переиздание архивных записей результатов фольклорных экспедиций Заура Налоева. И существует еще третий вектор нашего проекта – это эксперименты с народной музыкой, ее иное прочтение. Совсем скоро мы уже объявим, о каких экспериментах идет речь и люди смогут оценить нашу работу.
Хочется добавить, что несмотря на черкесское название нашего проекта и то, что первый релиз вышел именно с черкесской музыкой, этот проект не является сугубо черкесским. Скоро я поеду записывать фольклорную музыку в Северную Осетию, затем в Дагестан и Ставропольский край. Кому-то это может не понравиться, но это не научная деятельность, это творчество, единственным критерием в котором является наш вкус.
О творческой молодежи
Сегодня я вижу очень много молодежи, которая полна творческих идей и хочет что-то делать на благо своего народа, в соответствии со своей культурой. Это положительная тенденция. Все что делается в нашем сообществе, все настоящее, это труд обычных простых людей. Мне бы хотелось сказать ребятам: для того, чтобы добиться успеха, не обязательно уезжать из дома. Уезжать нужно для того, чтобы получить опыт, а не для того, чтобы сбежать.
Надо учиться где-то быть гибким, а где-то встать как скала, проявить принципиальность, делать свое дело и искать единомышленников. Не опускать руки и понимать, что если ты что-то делаешь, это не обязательно должно приносить выгоду прямо сейчас. Не все измеряется деньгами. Нужно понимать, что ты собой представляешь, верить в свои способности и идти вперед.
Марьяна Урусмамбетова. Фото из личного архива Булата Халилова.