Азам профессии его учил в Краснодаре театральный режиссер Аскер Курашинов. А делом жизни стало документальное кино. И телевидение. Он делал фильмы для федеральных каналов: «Полет ангела» для Первого канала, «Бомба для певца. Владимир Мигуля», «Парни из нашего городка», «Юрий Богатырев. Не такой, как все» для канала Россия и др. Работая над лентой «Черкесия. Адыгэ Хабзэ», старался сделать его интересным и понятным для широкой аудитории, для зрителей разных национальностей, чтобы каждый смог открыть для себя удивительный мир адыгов, их традиции и культуру. Знакомьтесь, Юрий Нехай. Его рассказ от первого лица о себе, своей семье, профессии и Адыгэ Хабзэ.
О себе
Родился я и вырос в Краснодаре, но что такое аул и сельский быт всегда очень хорошо знал. Так как мои родители родом из Адыгеи и все родственники жили там, я часто бывал у бабушки и видел, как проходят все национальные мероприятия. Я не был оторван от родной культуры, все это впитывал и, спасибо родителям, свободно говорил на адыгском языке.
После окончания школы у меня даже мыслей не было заниматься творческой профессией, режиссурой в том числе. Родители считали, что у меня должна быть «нормальная» специальность и решили отдать учиться в сельхозинститут. Я не стал противиться и даже до поступления несколько месяцев проработал в колхозе, набирался опыта. Так что первая запись в моей трудовой книжке - «пастух».
В итоге, я не сдал экзамены в сельхозинститут, и спустя год решил попробовать поступать в Краснодарский институт культуры и искусств. Далось мне все довольно легко и я стал студентом факультета режиссуры театральных представлений и шоу.
Для меня большое счастье, что моим куратором стал мой земляк режиссер Аскер Хусейнович Курашинов. Все, что я знаю и понимаю, всю основу дал мне именно он. Этот человек - большой профессионал. Он всегда с большей строгостью и требовательностью относился к студентам черкесам.
Мы со временем только поняли, как это было правильно. Мы не имели права плохо учиться, вести себя недостойно в институте и за его пределами. Аскер Хусейнович любил повторять - за что бы мы не брались, мы не должны забывать, что мы черкесы и по нам будут судить о целом народе.
О работе
На последнем курсе Аскер Курашинов познакомил меня Асият Тамбиевой, которая затем стала моей супругой, и с председателем только что созданной ВГТРК Республики Адыгея Асланбеком Керашевым. И посоветовал особо не размышлять, а переезжать в Майкоп и работать там.
Так я проработал в художественной редакции ВГТРК несколько лет. Делал передачи, клипы, вечера. Но в 2003 году решил поехать в Москву, посмотреть, что происходит здесь и попробовать найти работу. С первого раза, конечно, ничего не получилось, ничем не заинтересовался и вернулся домой.
Позже в один из приездов в столицу, мои родственники сказали, что через их знакомых можно обратиться к некой Ларисе Кривцовой, которая работает в Останкино и может быть она сможет предложить какую-нибудь работу. Я пошел к ней на прием, но получил отказ. Но я не сдался и в следующий свой приезд в Москву пошел к ней снова. Кривцова мне предложила прийти посмотреть, как они работают. На тот момент ее команда делала передачу на Первом канале «Город женщин».
Я пришел, посмотрел на все и понял, что масштаб организации и проведения съемок не сопоставим с тем, как все происходило на адыгейском ГТРК . Люди, камеры, суматоха, но это все можно освоить и работать с этим. Месяц ходил на съемки - смотрел, помогал, но мне не говорили ни «да», ни «нет». Но я очень хотел остаться и закрепиться в этой программе.
Оказалось, что все это время за мной наблюдали. В один день нужен был человек, который смог бы сесть за режиссерский пульт. Мне предложили, и я, не задумываясь, взялся за работу. Так мы записали программу. Затем еще одну и в один прекрасный день мне сказали, что решили заключить со мной договор. Я очень благодарен Ларисе Кривцовой за то, что дала мне сделать первые шаги на центральном телеканале.
О проектах
Позже редакцию нашей программы расформировали, но взамен этого предложили делать документальное кино. Здесь меня уже взяли в штат Первого канала ассистентом режиссера в проект документальных фильмов.
Первый проект, в котором я принял участие в этом качестве, - это фильм «Встань и иди» о людях, которые испытали в своей жизни большой физический и моральный стресс, но не опускали рук и продолжали жить. Отсняв несколько фильмов, мне доверили делать их самому.
Так я сделал первый фильм о художнице Татьяне Лебель, которая стояла на остановке и ее сбил грузовик. Девушка потеряла память и вся ее жизнь разделилась на «до» и «после» страшной трагедии. Проект сам по себе был очень тяжелый. С автором сценария Еленой Левиной мы постарались вытащить все возможное из этой истории. И когда смонтированный фильм увидело руководство канала, у многих были слезы на глазах, фильм не оставил никого равнодушным.
После я понял, что теперь могу быть спокоен, ведь теперь мне есть, что показать. Параллельно я делал передачи и на канале Россия. В 2007 году я познакомился с Юрием Стояновым и Ильей Олейниковым и начался новый этап в моей жизни. Незадолго до этого Стоянов и Олейников отметили двойной юбилей: одному исполнялось 50 лет, а другому 60 лет, плюс 15 лет их совместной программе «Городок». И они решили снять фильм, режиссером которого предложили сделать меня.
Позже, по их признанию, капля сомнения и волнения у них присутствовала - они не знали, кто такой Юрий Нехай. Но после того, как мы немного пообщались, я съездил к ним в Одессу и в Питер, стал чуть–чуть проживать их жизнь, познакомились с родственниками, мы сблизились. Так вышел фильм «Парни из нашего Городка».
Показ фильма проходил в Одессе. Собралось около ста человек, среди которых были Геннадий Хазанов, Аркадий Арканов, Михаил Жванецкий. Я очень переживал, ведь это была большая ответственность. Но ночью после эфира позвонил Юрий Стоянов, который сказал, что был очень доволен фильмом, все говорили только самые добрые слова и во время его трансляции несколько раз раздавались аплодисменты.
Об Адыгэ Хабзэ
В 2008 году я познакомился с Аскарбий Нагаплевым. Это очень неравнодушный человек, который болеет за свой народ и много для него делает. Аскарбий предложил мне сделать фильм «Черкесия». Я почитал сценарий, отказался, но я не стал прерывать знакомства с ним и думал, что может в дальнейшем у нас что-то получится.
Когда через год у Нагаплева созрел второй сценарий «Черкесия. Адыгэ хабзэ», я посмотрел его и решил, что тема очень серьезная, наболевшая и надо поднимать дух людей, объяснять и привлекать молодежь. Я согласился на эту работу, но мне нужен был человек, который помог бы отредактировать сценарий.
В этом мне помогла театральный продюсер Лейла Курашинова, вместе с которой мы ужали сценарий с 40 страниц до 24. Если фильм идет 50 минут, то сценарий должен быть не более 18-20 страниц. Я понимаю, когда-то чем-то жертвуешь, фильм становится более сухой, не хватает объема и красок.
Задача была сложная. Во время съемок в Нальчике и в Адыгее нам очень помогали. Мы собрали большой материал. Озвучивать фильм я пригласил своего любимого актера Юрия Смирнова. В его голосе всегда была мягкость, чувствовался интеллект и неравнодушие. Он сразу спросил, каким должен быть рассказчик фильма.
Я ему объяснил, что в моем представлении, это должен быть человек, который только недавно узнал об адыгах и под впечатлением рассказывает о них друзьям, людям разных культур и национальностей, чтобы посмотрев этот фильм, они поняли, что есть такой народ - черкесы, которые живут на Кавказе, с трагической и интересной судьбой. Что потомки их живы до сих пор, у них есть культура, традиции, которые они сохранили, берегут и продолжают чтить. Уже после того, как вышел этот фильм, я слышал много хороших отзывов и не жалею, что взялся за этот проект.
О профессии
Сегодня я нахожусь в свободном плавании. Поступают предложения, делаю их конкретно под проект. За все это время я ни разу не пожалел, что стал режиссером. Это честная профессия. В первый же съемочный день, когда десятки человек ждут от тебя команды, тебе не за кого спрятаться.
В этой профессии невозможно быть случайным человеком и нужно быть очень наблюдательным. Часто ловлю себя на мысли, что, где бы ни находился, я наблюдаю за окружающими - как все происходит на мероприятиях, праздниках, похоронах, как ведут себя люди вокруг. Чтобы потом не придумывать те или иные действия в работе.
Например, своему сыну Адаму, который учится в школе с театральным уклоном, я всегда говорю, что главное не быть лишним человеком в этой профессии. Любой непрофессионал в этом деле мучает себя и людей, которые находятся рядом.
Если кто-то из молодежи мечтает о режиссуре, могу посоветовать - если это ваше, если вы точно знаете и поняли, что вам это близко, то знайте - многое будет зависеть от того, как вы себя поведете в этой профессии. Не надо смотреть на все узко и работать в одном жанре. Нужно смотреть на разные вещи, которые потом дают положительный эффект. Собирайте больше информации том, с чем в повседневной жизни не столкнетесь, занимайтесь самообразованием и расширяйте свой кругозор, сейчас есть интернет.
Нужно не просто садиться и смотреть фильм, ведь это уже конечный результат. Желательно больше читать о разных фестивалях, отслеживать, что на них показывают. Не кассовые, а авторские программы всегда более честные и откровенные. Большое значение имеет база и учитель, в руки которого вы попадете. Важно знать и изучать тех, кто в этой профессии уже чего-то добился и может поделиться с вами опытом.
Все, по большому счету, зависит от вас самих. От того, сколько вы возьмете от учебы, своих преподавателей. Больше книг и живого общения. Все знания надо уметь накапливать и не растерять. Идти до конца к намеченной цели и помнить, что ни одна профессия легко не дается.
Записала Марьяна Урусмамбетова.