С 20 по 25 января Музей Москвы на Зубовском бульваре являет собой, пожалуй, самую интересную киноплощадку города. В рамках международного кинофестиваля 2morrow на экраны выходят самые яркие картины ушедшего года, которым предстоит задать тренд будущего. Зрителей ждет «Суд», «Игра в прятки», «Прекрасная молодость» и режиссерская версия знаменитой «Нимфоманки» Ларса фон Триера. Отдельная «изюминка» программы – цикл документальных фильмов студентов Кабардино-Балкарского Университета, созданных в мастерской самого Александра Сокурова.
- Знаете, отношение к студенческим фильмам всегда предвзятое, - делится куратор программы регионального кино Иван Чувиляев. – Есть мнение, что это работы, которые не слишком интересны публике и не достойны показа. Но также известно, что Александр Сокуров – прекрасный преподаватель, который не навязывает студентам свое мнение, а направляет их, и результат получается очень интересный. Мы посмотрели присланные работы и решили, что их должен увидеть и наш зритель.
Александр Сокуров ведет мастерскую на кафедре режиссуры кино и телевидения Кабардино-Балкарского Государственного Университета с 2010 года. Его студентов, без сомнения, ждет большое будущее – их работы уже съездили в Локарно и на сочинский Кинотавр, и были отмечены спецпризами.
На фестивале 2morrow демонстрируются восемь короткометражек: «Армия» Олега Хамокова, «Колокола звон» Малики Мусаевой, «Молодой еще» и «Андрюха» Кантемира Балагова, «Счастливая семья» Тины Мастафовой, «Дерево без корней» Гаджимурада Эфендиева, «Они ушли от меня» Киры Коваленко, «Орнамент» Александра Золотухина.
- Когда мы искали картины для Офсайд (блок российского кино на фестивале, прим. автора), то обнаружили, что Кавказ – это некая «слепая зона» и о фильмах, которые там производятся, практически ничего не известно, – говорит Иван Чувиляев. – Конечно, от этих короткометражек не стоит ожидать какого-то потрясения или просветления. Это же все-таки студенческие работы. Но в них обрело голос многое то, что сейчас волнует молодежь, живущую в этом регионе.
Несмотря на специфичность кино, желающих его посмотреть нашлось достаточно: за полчаса публика почти заполнила зал. Темы студенческих работ оказались по-сокуровски серьезными: отношения между поколениями, секс, инвалидность, семейные драмы и жизнь во всех ее проявлениях. В технике съемок тоже была видна рука мастера – много крупных планов, необычных ракурсов, качественно поставленный свет, эксперименты со звуком, подчеркивающие драматургию сюжета.
![]() |
![]() |
Кадры из студенческих работ Малики Мусаевой и Кантемира Балагова
Просмотр четырех фильмов занял около полутора часов и получился довольно камерным, почти клубным: зрители, уютно устроившись в креслах, завороженно внимали истории любви между обычным юношей и глухонемой девушкой, смеялись над юбилеем в кавказской семье и сочувствовали парню, у которого не ладились отношения с отцом. После того, как включился свет, сошлись на общем: было интересно.
- Мне в целом понравилось, - поделилась мнением зрительница Кристина Громилина. – Я вообще люблю короткометражки, это нечто совсем иное, чем полный метр. Правда, фильмы, почти все, пронизаны легкой тоской, которая, как мне кажется, присуща сейчас молодежи, особенно кавказской. Ощущается и участие самого Сокурова – некая статичность повествования, рассказ за счет движения, немногословность.
![]() |
![]() |
Кадры из студенческих работ Гаджимурада Эфендиева и Тины Мастафовой
- Это качественное, хорошее кино, которое делается в Кабардино-Балкарии. Мы с друзьями стараемся посещать все мероприятия, связанные с национальной культурой, – сообщил студент московского ВУЗа Артур Кардан, который сам родом из КБР. – Мне больше всего понравился фильм «Счастливая семья». Он забавный и напоминает правду жизни. Мне кажется, у всех есть такие родственники, которые приходят на домашние мероприятия, типа свадеб и дней рождений, и устраивают там сумбур.
Конечно, у фильмов нашлись и недостатки – где-то повествование было слишком затянутым, где-то сюжет – слегка банальным. Но исправить это, как говорится, дело техники. Главное, что работы студентов уже сейчас пришлись зрителю и критикам по душе.
Посмотреть работы студентов творческой мастерской А. Сокурова можно еще 23 января и 25 января. Билеты в кассах Музея Москвы. Стоимость просмотра 200 руб.
Антонина Сидорова