Фильм «Земля нартов» был выложен в сеть в конце марта, и за считанные дни набрал несколько тысяч просмотров – немалое количество для студенческой работы. Олег Хамоков, автор картины, привлекшей столь пристальное внимание адыгского интернет-сообщества, рассказал о том, как проходили съемки, своих взглядах на национальные проблемы и планах на будущее.
Имя молодого режиссера Олега Хамокова стало появляться в информационном поле сравнительно недавно и всегда – в связке с признанным мастером кинематографа Александром Сокуровым. Когда несколько лет назад автор киношедевров «Молох», «Одинокий голос человека», «Фауст» открыл свою творческую мастерскую в Кабардино-Балкарии, Олег не раздумывал ни минуты.
На съемках
- Я понял, что хочу заниматься режиссурой еще на первом курсе Северо-Кавказского государственного института искусств, когда учился мастерству актера, - рассказывает Олег Хамоков. - Этому очень поспособствовал мой учитель Султан Азретович Теуважев. По его сценарию я тогда снял на видеокамеру дяди «Бэлу» М.Ю. Лермонтова на кабардинском языке, где играли мои однокурсники. Когда объявили набор в мастерскую Александра Николаевича Сокурова, я не сомневался – пошел поступать. И я очень благодарен за то, что меня приняли и дали возможность учиться.
Одним из заданий мастера на курсе было развить заданное им слово или словосочетание в идею, а идею реализовать в фильме. Итогом размышлений Олега Хамокова на тему «Брат» стал фильм «Земля нартов». В основе сюжета – драматический выбор, который должен сделать герой. Свадьба, приехать на которую он обещал, или невеселая поездка на раздачу вещей деда?
Что важнее – уважить просьбу матери, которая плохо себя чувствует, или сдержать уже данное слово? Решая эту задачу, герой фильма отправляется в путь и как бы застревает между прошлым и будущим, пытаясь ответить на ряд других, не менее важных, вопросов: остаться дома или уехать в чужие края за длинным рублем? Нужно ли помнить свои корни? Стоит ли учить родной язык?
- Работа над фильмом проходила по принципу: «Я и швец, и жнец, и на дуде игрец». Из-за груза ответственности я даже не замечал трудностей, под конец было удивительно, как все это удалось сделать. Мы снимали сразу в нескольких районах республики, привлекали не только профессиональных актеров, но и простых людей, никак не связанных с кино. И, к слову сказать, нам никто не отказал. Люди жертвовали временем ради нас, отдавали «на растерзание» свои дома, скот, автомобили. Съемочный период занял две недели, а дальше монтаж, озвучание… в общем, работа.
Фильм был выложен в сеть в конце марта и за считанные дни набрал несколько тысяч просмотров – немалое количество для студенческой работы. Правда, то, что снимают ученики Александра Сокурова назвать «студенческим кино» довольно сложно. Мэтр требует от своих подопечных серьезных тем, глубоких мыслей и их качественной проработки.
Лучшие работы отправляются на фестивали. В Локарно и на сочинском Кинотавре их отметили спецпризами, а короткометражка Олега Хамокова «Армия» была продемонстрирована зрителям в Москве в рамках международного кинофестиваля 2morrow, вместе с работами других студентов Мастерской Сокурова: «Колокола звон» Малики Мусаевой, «Молодой еще» и «Андрюха» Кантемира Балагова, «Счастливая семья» Тины Мастафовой, «Дерево без корней» Гаджимурада Эфендиева, «Они ушли от меня» Киры Коваленко, «Орнамент» Александра Золотухина.
Кадр из фильма Олега Хамокова "Армия", показанного в Москве на фестивале "2morrow"
В ближайшее время Олегу Хамокову предстоит решить еще одну важную задачу – отснять и защитить диплом. Учитывая требовательность мастера, дело нелегкое. На один из вопросов, поставленных в фильме «Земля нартов» он для себя уже ответил: постарается не уезжать в «большие города» за мечтой, а реализоваться там, где родился.
Антонина Сидорова. Фото: из архива Олега Хамокова