Назначая встречу у монумента в честь 400-летия добровольного присоединения Кабарды к России, жители Нальчика часто говорят: «Встретимся у Сони!». Гость города удивится: памятник, как известно, изображает русскую царицу Марию Темрюковну дочь князя Кабарды Темрюка Инаровича. Ларчик открывается просто: скульпторы М. Ф. Листопад и С. О. Махтин лепили вторую жену Ивана Грозного со знаменитой кабардинской танцовщицы, звезды ансамбля «Кабардинка» Сони Шериевой. Такой это знаменитый ансамбль, такие звезды, что не гаснут с годами…
Все началось с национальной олимпиады
В октябре прошлого года Международная Черкесская Ассоциация впервые в своей истории приняла решение о присвоении статуса «Национальное достояние адыгского народа». Это звание присваивается за крупный вклад в сохранение культуры адыгов, выдающиеся достижения в области искусства и содействие духовному возрождению народа. Первым обладателем этого высокого звания по заслугам стал Государственный академический ансамбль танца «Кабардинка». Награда подгадала к юбилею: в 2014 году ансамблю исполнилось 80 лет.
Ансамбль «Кабардинка» на Международном фестивале народного творчества. Москва, 1936 год
Историю ансамбля принято отсчитывать с 1934 года, хотя корни его уходят куда глубже: танец – неотъемлемая часть черкесской культуры. После революции в каждом ауле стали открываться кружки художественной самодеятельности. Из активных участников самодеятельности в Международном клубе Нальчика организовали агитбригаду, и она поехала с концертами по селам.
А поздней осенью 1931 года в Нальчике организовали первую Кабардино-Балкарскую национальную олимпиаду самодеятельного и профессионального искусства горских народов. Из ее победителей составили делегацию для поездки в Москву. И представители Кабардино-Балкарии не подкачали: в августе 1932 года на первой Всесоюзной олимпиаде самодеятельного искусства они заняли второе место и получили денежную премию – 1000 рублей. Особенно отличилась музыкально-танцевальная группа – из нее позже и родилась «Кабардинка».
Ученье и практика
Ленточку на открытии не перерезали, да и не было никакого официального открытия. 80 лет назад в сентябре в Нальчике при Ленинском учебном городке открылась художественная студия национального искусства.
Каждый талантливый молодой человек, каждая одаренная девушка могли выбрать отделение по вкусу: драматическое танцевальное, театрально-декоративное, музыкальное, где учили игре на народных инструментах – зурне, гармошке. Всех принятых обеспечили общежитием, питанием, всем выдали форму, а семейным дали стипендию. И начали учить.
Соня Шериева, легендарная солистка ансамбля "Кабардинка"
С самых первых дней ученье совместили с практикой. На попутках добирались до сел, станиц, аулов, надевали костюмы и – на сцену. Те, первые выступления копировали привычный стиль народных и семейных праздников. Традиционные танцы, которые жители аула стократно видели, а то и танцевали сами, представали в отточенном, профессиональном исполнении. Ветеран ансамбля Мурат Хажмурзович Болов вспоминал, что первые выступления Кабардино-Балкарского ансамбля танца мало напоминали современные танцевальные шоу:
«Перед началом концерта мы сразу выходили на сцену, и, как правило, мужчины становились в одну линию с одной стороны сцены, а девушки в одну линию с другой стороны сцены. Обычно мы начинали концерт по команде балетмейстера или по команде кого-нибудь из танцоров, присутствующих на сцене. По этой команде выходил из шеренги тот танцор, который стоял с краю, и начинал свой номер, а все остальные танцоры, находившиеся в это время на сцене, хлопали в ладоши в такт музыке. Как только первый танцор заканчивал свой танец, тут же сразу выходил следующий танцор и, не ожидая никакой команды, исполнял свой номер. Так друг за другом все танцоры выходили из шеренги и исполняли свои номера».
История ансамбля – история страны
По истории ансамбля можно изучать историю страны – со всеми ее трудностями, энтузиазмом и верой в лучшую жизнь. Времена стояли бедные, и по указанию 1-го секретаря Кабардинского обкома ВКП(б) Бетала Эдыковича Калмыкова артистам ансамбля сшили повседневные костюмы – хотели, чтобы танцоры, певцы, музыканты и вне сцены выглядели достойно.
Выступление артистов ансамбля "Кабардинка" для работников сельского хозяйства в перерыве между уборкой урожая
В эпоху всяческих соревнований и искусство не осталось в стороне от веяний времени: в программу Северо-Кавказской краевой совхозно-колхозной спартакиады включили и выступления артистов. Осенью 1934 года спартакиада прошла в Пятигорске, и ансамбль выступил столь триумфально, что был награжден роялем. А Серго Орджоникидзе, посетившему концерт, уж очень пришлись по сердцу юные танцоры, 11-12-летние Мутай Ульбашев и Мухаметхан Аталиков. Нарком обнял пацанов, спросил об учебе: «Как вы учитесь? И если так же, как и танцуете, то вы молодцы!». Он пообещал премировать ребят велосипедами и не забыл: через месяц несовершеннолетних актеров вызвали в военкомат и вручили новенькие велосипеды. Ровесники завидовали!
В 1935 году Кабардино- Балкарский ансамбль танца выступал в Москве. И снова успех, восторги зрителей, прием у знаменитого писателя Максима Горького. Народная артистка КАБАССР и народная артистка РСФСР Кураца Измайловна Каширгова вспоминала, какие теплые и точные слова нашел Алексей Максимович для артистов ансамбля, как восторженно оценил национальные танцы, как пожелал смело идти вперед. Упомянула легендарная гармонистка ансамбля и о курьезном эпизоде, произошедшем в гостях у Горького. Угощая артистов, писатель поинтересовался, растут ли в Кабардино-Балкарии мандарины. Не все участника ансамбля хорошо знали русский язык, и зурнист Танахум Ашуров уверил Горького, что в Нальчике есть не только мандолины, но и гитары и даже балалайки.
|
В декабре 1936 года в Москве проходил VIII Всесоюзный съезд Советов – утверждали Конституцию. Съезд венчал концерт в Большом театре, на котором присутствовали члены правительства. Артисты позже вспоминали, как волновались перед тем выступлением: ведь им доверили заключительный номер, а в зале присутствовал сам Сталин! Но все прошло замечательно – впрочем, как всегда.
По стране и миру
Уже перед Великой Отечественной войной ансамбль объездил полстраны, гастролировал в Ленинграде, Киеве. В войну многие артисты ушли на фронт, ансамбль объединили с республиканским хором и назвали Кабардино-Балкарским ансамблем песни и пляски. Все долгие дни войны ансамбль не прекращал выступлений: в госпиталях и воинских частях, в цехах и на полевых станах.
С началом мирной жизни вновь начались гастроли: ансамблю песни и пляски рукоплескали Сибирь и Средняя Азия, Москва и Кавказские Минеральные воды. А после триумфального выступления на Московском фестивале Молодежи и студентов в 1957 году, где ансамбль стал лауреатом, он отправился на первые в своей истории зарубежные гастроли – в Монголию.
Одно из первых послевоенных выступлений ансамбля "Кабардинка"
Многие артисты были уже известны в республике и за ее пределами, награждены орденами, медалями, удостоены званий народных и заслуженных артистов РСФСР. Репертуар спектакля просто поражал: до шести десятков песен, двадцать с лишним танцевальных и более десятка инструментальных номеров.
Значительной датой в истории самого знаменитого художественного коллектива Кабардино-Балкарии считают 1965 год. В тот год произошло много важного: хор и танцевальный ансамбль разделили, по предложению тогдашнего министра культуры КБАССР Константина Касимовича Эфендиева обновленный ансамбль назвали «Кабардинка», а возглавил его повзрослевший, много переживший и вошедший в зрелую творческую силу Мутай Ульбашев.
Известный хореограф Мутай Ульбашев со своим детищем, ансамблем "Кабардинка". На фото №2 - Ульбашев четвертый справа в первом ряду
Появились зрелищные сюжетные танцы, а концерты превратились в настоящие спектакли. Ансамбль объехал буквально весь мир: артистам из Нальчика рукоплескали в Северной Африке и в Латинской Америке, в Австралии и Юго-Восточной Азии. В Иордании, где живет много черкесов, ансамбль удостоили высоких государственных наград: ордена Независимости Иордании I степени и ордена «Звезда Иордании» I степени.
Ансамбль "Кабардинка" сегодня. На фото: Игорь Атабиев, художественный руководитель ансамбля (1), выступление "Кабардинки" на благотворительном концерте Фонда "Адыги" в пользу сирийских черкесов
«Национальное достояние адыгского народа» не лежит ни на полочке, ни на печке. Артисты и художественный руководитель Государственного ансамбля танца «Кабардинка» заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный артист Кабардино-Балкарской Республики, заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия, заслуженный деятель искусств Чеченской Республики Игорь Атабиев восприняли награду не только как знак признания заслуг, но и почетную обязанность продолжать упорную творческую работу «по созданию хореографических постановок, которые обращены к глубинным, корневым пластам духовного наследия народов Кабардино-Балкарии». Каждый, кто бывал на концертах «Кабардинки», согласится, что эта работа движется успешно.
Автор текста: Нина Ахохова