В 50-х годах прошлого века в Нальчике решили установить памятник в честь юбилея добровольного присоединения Кабарды к России. Московские скульпторы М. Ф. Листопад и С. О. Махтин долго искали модель, но увидев фотографии знаменитой танцовщицы, солистки ансамбля «Кабардинка» Сони Шериевой, отбросили всякие сомнения. Соня Шериева выразила лучшие черты и самый дух настоящей черкешенки. Такой, какой она была сама.
Недолгая дорога к славе
Теперь жители Нальчика так и говорят: «Встретимся у Сони!». И доныне высшая похвала девушке-кабардинке, которая хорошо танцует: «Танцует – прямо как Соня!». А ведь Соня Сахат-Гериевна ушла из жизни в 2010 году почти 82-летней, и расцвет ее таланта пришелся на годы, когда нынешние плясуньи еще и не родились. Остались редкие пленки, фотографии, памятник русской царице. И народная память – в ней звезда ансамбля «Кабардинка» жива.
<< Ее танец воспет поэтессой Инной Кашежевой, ее красота увековечена скульпторами. «Принцесса кафы» Соня Шериева
Недолгая дорога к славе началась в селе Каменномостское Зольского района, где 28 января 1929 года Соня появилась на свет. Танцевала она всегда – сколько себя помнила. Рассказывают, что уже трехлетняя кроха поражала родню и соседей недетской грацией и пластикой движений.
Папа Сахат-Гери – между прочим, активный участник Гражданской войны в составе Красной повстанческой армии Терской области, а после ответственный работник в системе НКВД тогдашней Кабардино-Балкарской автономной области, – умилялся: черкесская девочка обязательно должна уметь танцевать! Когда научится шить, готовить и убирать, разумеется. Отменными мастерами танцев были тетя и старшая сестра Сони, да и двоюродный дядя славился как прекрасный танцор.
Семейные легенды – дело ненадежное, а других свидетельств нет. Так что теперь и не узнать, поощрял ли Сахат-Гери увлечение дочки – после выполнения всех обязанностей по дому, конечно, – и тайком от мамы разрешил записаться в танцевальный кружок. Или наоборот, строгий Сахат-Гери был категорически против танцев как профессии, и Соня бегала в школьный кружок, скрывая это поначалу от обоих родителей.
Все, однако, подтверждают, что статная грациозная с осиной талией Соня унаследовала отцовский гранитный характер, и если уж решила танцевать, то отговорить ее не смог бы никто. Никто и не сумел: сломив сопротивление родителей, Соня стала учиться танцам с гордо поднятой головой.
Годы на дворе стояли непростые: школьное детство Сони пришлось на конец тридцатых и большую войну. Какие костюмы в танцевальном кружке, откуда? Даже обычная одежка – и то проблема! И девочки рылись в бабушкиных сундуках, извлекали на свет давно забытые за ненадобностью в тяжелом быту старинные платья. Соня относилась к занятиям невероятно серьезно: часами отрабатывала каждый элемент, часами расспрашивала стареньких односельчанок о танцах их молодости, о секретах плавного шага, столь характерного для черкесских танцев. Видимо, бабушки открыли Соне тайны: ее плавный шаг впоследствии сделался легендарным!
Третья слева во втором ряду - знаменитая гармонистка ансамбля "Кабардинка" Кураца Каширгова
Самым большим счастьем были концерты. Восторженные односельчане не жалели ладоней: танец юной Сони пробирал до дрожи. И не только их, неискушенных в большом искусстве. На смотре художественной самодеятельности в 1946 послевоенном году Сонин танец покорил знаменитую гармонистку ансамбля «Кабардинка» Курацу Измайловну Каширгову.
Заслуженная в ту пору артистка КБАСССР Кураца Каширгова немедленно поняла, что перед ней незаурядный талант. Она нашла слова – и для девочки, и для родителей. И Шериевы-старшие покорились судьбе. Семнадцатилетняя Соня отправилась с Каширговой в Нальчик – в настоящий ансамбль, будущую «Кабардинку». На много лет они станут неразделимы – блестящий ансамбль и его ярчайшая звезда.
Принцесса кафы
Статная, изящная, с точеной фигурой, редкой грацией и выразительным лицом – такой запомнилась Соня, каждому, кто хоть раз видел солистку ансамбля на сцене. Все танцы в исполнении Сони были великолепны, но кафу выделяли особенно: настоящий шедевр, вершина танцевального мастерства. Принцесса кафы, королева кафы – под этим прозвищем Соня Шериева вошла в историю черкесского танца.
Ансамбль "Кабардинка", солистка Соня Шериева
Каждой выступление было триумфальным, но настоящий фурор ансамбль и Соня произвели на Всемирном Фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Там танец Сони Шериевой оценила великая Уланова. Вручая золотую медаль, член международного жюри фестиваля сказала, что никогда не видела более красивого, более благородного и изящного танца, чем кафа. «С этим танцем и этой солисткой вы никогда не пропадете», – произнесла Галина Сергеевна, обнимая Соню.
В том же 1957-м королева кафы стала настоящей королевой. Именно в тот год исполнилось 400 лет с тех пор, как Кабарда добровольно присоединилась к России, именно в тот год центр Нальчика украсил памятник русской царице Марии Темрюковне, которую лепили с Сони Шериевой.
<< Нальчик. Памятник Марии. Бронза, гранит, песчаник. 1957 г. Скульпторы М. Ф. Листопад, С. О. Махтин, архитектор В. К. Олтаржевский
Соня Сахат-Гериевна могла бы просто позировать скульпторам, но настоящая актриса всегда входит в образ. А Соня была настоящей – и долгие часы провела за книгами о эпохе Ивана Грозного, о Марии Темрюковне и событиях того времени. Она изучала быт и нравы эпохи, внимательно вглядывалась в детали костюмов и украшений. Серьезная работа увенчалась успехом: теперь иной Марии Темрюковны и не представить.
Она покоряла всех: принцы и шейхи, столичные художники и советские ответственные работники – любой был готов предложить ей руку и сердце, дом и любовь. Но… крепкая семья несовместима с разъездами жены и матери. Искусство потребовало жертвы и получило ее: личная жизнь Сони Шериевой не сложилась. Дочка видела маму редко, но всегда ждала – с гастролей, из разных уголков планеты.
Почти четверть века Соня танцевала, потом больше 20 лет работала балетмейстером. Сотни ее учениц нежно и с благодарностью вспоминают наставницу и рассказывают о ней следущим поколениям танцовщиц. Она запомнилась требовательной и гордой, но и скромной, интеллигентной, доброй и отзывчивой, никогда не отказывающей в помощи тем, кто в ней нуждался.
Статная, изящная, с точеной фигурой, редкой грацией и выразительным лицом – такую Соню видит каждый, кому доводится гулять в центре Нальчика. Великая актриса перевоплотилась в Марию Темрюковну, но не растворилась в ней до конца. И памятник русской царице все же немножко и памятник прославленной черкесской танцовщице.
Встретимся, у Сони?
Автор: Нина Ахохова.
Фото: журнал «Архивы и общество», Михаил Скопов
Фонд черкесской культуры «Адыги» им. Ю.Х. Калмыкова