ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ

Вторник, 22 мая 2012 г.
Просмотров: 24615
Подписаться на комментарии по RSS


ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ












Любимой героиней Аси Еутых в детстве была героиня адыгской сказки златорукая Адыиф. Девочка как будто предсказала себе судьбу: нынче Асю называют златорукой. Ее работы есть у президентов и королей, но самое важное – в них вновь ожили черкесские узоры.

 

 

 

 




ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ

 

 






АСЯ  И РОД ЕУТЫХ


 

- Все мы родом из детства. Ася, вы рано поняли, что станете художником?

 

- Я родилась в семье, где все предки по мужской линии были златокузнецами, а женщины златошвеями. Даже игрушками моими были золотое шитье и археологические предметы, которые были в доме. У меня не было мучительного поиска своего пути, я всегда знала, что буду только художником. Помню вопросы, которые я лет в пять задавала всем взрослым: "Что такое курган и что в нем лежит".

 

- Вас так рано заинтересовала археология?

 

- Археология сопровождает меня по жизни с самого рождения. Папа тогда работал по распределению зоотехником на Кубани. И повез маму на санях в роддом. Проезжали Колосово поле, где в тот год археологи раскопали Колосовку – курган, в котором была захоронена скифская жрица. Конь Маек забил копытом. "Дух жрицы выпустили на волю, как бы он в нашего ребенка не вселился", – пошутил папа. Оказалось, пророчески пошутил. В один прекрасный день я поняла, что возрождение искусства предков – это то, что мне суждено делать в жизни.

 

- И вы начали это воплощать в жизнь?

 

- Я росла в уверенности, что мир внутренний должен обязательно отображаться в мире внешнем. А поскольку у меня в душе жила сказка, то мир вокруг меня должен быть полон эльфами и гномами, водопадами, звенящими ручьями, бассейнами, лесными чащами, замками с дозорными башнями. Все это мне хотелось делать самой немедленно из банального дома с огородом, где росла картошка, сирень и рядок нарциссов под окном. Спустя много лет папа, сидя как-то у бассейна в моем сегодняшнем дворе, произнес: "Надо же, ты действительно сделала все, о чем мечтала в детстве, а я все думал, что это детские фантазии. Наверное, надо было послушать тебя, и, может, жизнь сложилась бы совсем по-другому. Зато твой ребенок растет совсем в другом мире. Как ты могла это предвидеть?"

 

- А действительно, как?

 

- На самом деле я не то, что предвидела, а могла делать только то, что очень нравилось. В результате я росла одиночкой – при всей моей коммуникабельности. Рано поняла, что самые интересные друзья – это книги. И все время рисовала. По ночам забиралась на крышу с картой звездного неба и находила созвездия. У меня был свой мир, своя Ойкумена вне времени и пространства, и я смотрела сквозь свой параллельный мир. Наверное, он воспринимался другими как розовые очки, и мне часто советовали их снять.

 

- А откуда возник этот параллельный мир?

 

- Видимо, из бабушкиных рассказов. Бабушка, с которой я росла, была известной сказительницей, к нам приходил писатели, журналисты, сидели около нее с микрофонами часами, а я мастерила рядом что-нибудь и слушала. Она держала в памяти весь нартский эпос в стихотворной форме со всеми интерпретациями и очень интересно пела эти тексты речитативом, очень похожим на современный рэп. Кроме того, она знала всевозможные сказки, песни. Я выросла на сказках: моими любимыми героинями были Сэтэнай Гуаще и златорукая Адыиф.

 

- Это бабушка рассказала вам откуда пошел ваш род и ваша фамилия?

 

- Да, бабушка Кадырхан Пак.  Она помнила родословные нескольких родственных фамилий, и мы с ней рисовали дерево, помногу раз пересказывая истории о происхождении фамилий. Она рассказала мне, что Еутых – это груны, то есть греки, которые приплыли на кораблях к кавказскому берегу и где до сих пор называют Еутыховых грунами. А в 90-ых годах опубликовали записи путешественников из архива Ленинской библиотеки, и там я вычитала, что в 374 году до нашей эры семья златокузнецов Еутых с левобережья Гипаниса, то есть реки Кубань, была вывезена в Афины для работ по строительству храма. А моя бабушка и без архивов знала об этом. Вызывает восхищение как этот народ не имея письменности хранил тысячелетнюю память, бережно передовая ее каждому новому поколению.

 

ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ  

 

 

 

 







АСЯ И АДЫГИ

 

 

 

- Вы ощущаете себя черкешенкой? Это тоже от бабушки?

 

- Моя бабушка выбрала меня из девяти внуков, дав мне имя еще до рождения и предсказав будущее. Она старательно передавала мне все, что знала – это и умение шить традиционную одежду, плести, вышивать золотом. А еще – элементы бытовой магии: гадание на бобах, предсказание погоды и даже секреты изготовления пороха разных сортов, очистки золота… Дедушка был ювелиром-оружейником, но он, к сожалению, умер до моего появления на свет. Однако бабушка, которая была очень любознательна, до мельчайших подробностей пересказывала мне все приемы, которыми он пользовался, и даже передала мне его инструменты.

 

- Получается, что именно бабушка сделала Вас такой, как Вы есть?

 

- Мне было всего одиннадцать лет, когда бабушка Кадырхан поменяла мир, и мне остались ее золотое шитье, шапочки, серебряные пояса, украшения, инструменты. А самое главное – то, что она посеяла в душе маленькой девочки, попало на благородную почву и выросло в виде серьезного желания научиться всему, что умели предки и придумать что-то такое, чего еще не было. Получается, что бабушка воспитала во мне все – отношение к жизни, к творчеству. Это она научила меня ездить на лошади, носить корсет, мало есть и обращаться с оружием. И никогда, ни на шаг не отступать от черкесского кодекса чести.   

 

- Теперь златокузнецами славится, как известно, Дагестан. А в давние времена златокузнечным мастерством были славны именно  черкесы. Это так?

 

- Это все последствия Кавказской войны. Черкесы потеряли родину, ушли в Османскую империю. И на чужбине не сохранили мастерство. В конце девятнадцатого века в черкесские аулы стали приезжать ювелиры и кузнецы из Дагестана. Им полюбился адыгский орнамент, и на его основе они выработали собственный стиль "черкес-накыш". Но и это искусство постепенно заглохло.

 

- И в Ваших работах есть адыгские мотивы? Вы используете традиционный адыгский орнамент?

 

- Я много лет расшифровывала древнюю адыгскую магическую символику. Любое изображение неслучайно. Окончательно адыгский орнамент сформировался за последние пятьсот лет. Это узоры, которые являются своеобразными остатками более древнего так называемого "звериного" стиля – птички, бараньи рожки, различные завитки и тамговые родовые знаки. В моих работах нет ни одного завитка, который был бы просто декоративным: всё – символ, во всём особая энергетика мастера.

 

 

 ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ

 









АСЯ И МЕТАЛЛ 


 

- Сначала вы учились на художественно-графическом факультете в Карачаевске, потом закончили Кубанский университет. А когда поняли, что ваше дело – металл?

 

- Поиск своего места привел меня в Дагестан. Когда я сама расплавила металл и сделала филигранный шарик, усыпанный зернью, я пришла в восторг от того, как легко, будто сам себе поддается мне этот материал. И я поняла, что это и есть то, чем мне никогда не надоест заниматься. И в эту же ночь сон, который мне снился с самого детства сотни раз, раскрыл свой секрет. Сон мой был один и тот же: передо мной была прекрасная горная страна, а на одной из скал виднелся замок, я пытаюсь найти к нему дорогу, и всякий раз возникает какие-то препятствия. Затем, когда я начала учиться изобразительному искусству, я стала добираться к замку, входила в него, но он был так велик, что блуждала то по каким-то подземельям, то по долгим перехода. И я никогда не могла найти главный его зал, и вот после того, как я взяла в руки горелку, в своем сне я увидела себя входящее по парадной лестнице в светлый центральный зал, в огромном камине полыхает огонь, и я вижу на мраморе свою филигранную подвеску.

 

- С тех пор пройден немалый путь к совершенству?

 

- Что касается технологий, то добирались до всех секретов уже вместе с мужем – Русланом, изучая книги, археологическую керамику, торевтику, украшения и еще много разных древностей, которые так магически притягиваются к нашему дому.  В моей работе нет ни одной случайной детали. Часто в рисунках спрятаны шутки и обязательно присутствует бог времени, но я никогда не рассказываю о работе все, исходя из принципа: говорящий не знает, знающий не говорит.

 

- Есть какая-то одна главная мысль, которую выражают все ваши работы?

 

- Главное: в моих работах отсутствует агрессия, они исполнены гармонии и радости. И часто вошедший к нам может выпить из серебряного ритона таинственный напиток или подержать в руках меч-акинак и вспомнить что-то давно потерянное, а что-то насовсем забыть.

 

- Среди ваших работ оружие занимает огромное, если не главное место. Отчего же все-таки оружие? Оружейник – не женское ремесло…

 

- Как раз нет. На самом деле, на Кавказе исторически сложилось так, что женщины работали с клинками, пожалуй, больше мужчин. Ведь с помощью маленьких ножичков обрабатывалась одежда – черкешенки-золотошвеи обязательно имели миниатюрный кинжал, заменявший им ножницы.

 

- И все же удивительно: все ваши работы исполнены гармонии, и вдруг оружие – символ агрессии…

 

- И это не так – оружие, прежде всего, предмет для самосовершенствования. Ты берешь клинок в руки и по коже проходит мороз. Начинаешь ощущать, что с оружием в руках ты не можешь быть неорганизованным, несерьезным, безответственным.

 

 

 ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ

 






АСЯ И ЭРМИТАЖ  

 

 




- Ася, вы единственный мастер, чьи работы при жизни демонстрировались в Эрмитаже…


- Мне очень приятно, что искусство дает возможность говорить не только о войне на Северном Кавказе, но и об уникальной кавказской культуре. К 450-летию добровольного вхождения Адыгеи и Кабардино-Балкарии в состав России в 2007 году мне предложили устроить выставку в Эрмитаже. "В зеркале традиций" – это серьезная и большая экспозиция, которая демонстрировалась в течение двух месяцев. Специально к выставке я выполнила несколько крупных работ, которые были задуманы давно и терпеливо ждали своего часа. Большие ритоны, скифские мечи-акинаки, бокалы, короны, диадемы… А после вернисажа директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и кинорежиссер Александр Сокуров действительно меня хвалили: "Это – высшее! Выше уже не бывает, поскольку Эрмитаж живых еще не выставлял…".

 

- Теперь ваши работы хранятся в Эрмитаже?

 

- Удивить золотыми изделиями Эрмитаж непросто. Однако мы начали удивлять с нашего первого появления в Эрмитаже. В Эрмитаже не принято устраивать по случаю закрытия выставки каких-либо церемоний. Поэтому для вручения подарка пришлось искать подходящий случай, который представился очень скоро. 14 февраля 2008 года в Эрмитаже прошли торжества по случаю 100-летия Бориса Пиотровского – легендарного директора Эрмитажа: Борис Борисович руководил музеем почти 30 лет. По случаю этого юбилея я вручила его сыну, нынешнему директору Эрмитажа ритон "Альп". И кстати узнала, что все наши дни рождения идут гуськом: 7 декабря, в день Святой Екатерины, день рождения Эрмитажа, 8 декабря – мой день рождения, а 9 декабря – день рождения Михаила Борисовича. С тех пор мы с Эрмитажем отмечаем день рождения вместе, а в его коллекции уже 4 моих работы: еще меч-акинак "Амра", корона "8 царей" и ритон "Богиня вина".

 

 

 ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ

 

 





АСЯ И ПРИНЦ  


 

 

- Пресса называет вас близким другом иорданского принца Али. Как вы познакомились?

 

- Первый раз принц Али увидел мои работы в Черкесске, где проходил конгресс Международной черкесской ассоциации. Потом специально приехал в Майкоп – познакомиться. И предложил мне изготовить амуницию для его гвардии. 26 килограммов серебра, 5 месяцев работы от эскизов до полновесного оружия и деталей – газырей, наконечников пояса  так далее. Али часто заходил к нам в мастерскую и видел, как мы работаем до упаду.  А если с человеком проживаешь какие-то трудности и не подводишь его, это становится основой для крепких отношений.

 

-В оружии для черкесской гвардии принца Али вы использовали адыгские мотивы?

 

- А как иначе? Над эскизами я работала месяц. Из десятка предложенных вариантов принц выбрал для себя так называемый "белореченский" звериный стиль, а гвардейцам –традиционный орнаментно-этнографический. По моему замыслу, амуниция принца отличается от амуниции гвардейца, как в старину оружие князя отличалось от оружия уорка, то есть воина-дворянина. На белой черкеске принца оружие должно сиять солнечным блеском золота, на черной черкеске гвардейца мерцать холодно-лунным цветом серебра. Отделка оружия принца Али выполнена из серебра с обильным применением позолоты. В украшении ножен шашки и кинжала я использовала сюжет изображения львов из декора сабли курганного некрополя "Косовка", датируемого X-XI веками. В  украшении рукояти применила чисто адыгские элементы орнаментики, известные по изделиям XVIII-XIX века. Но не копировала, а сплела из них новые узоры.

 

ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ
Принц Али со своей гвардией, экипированной Асей Еутых. Принцесса Рим в день свадьбы


 

- Рассказывают, что Али прописан в вашем доме?

 

- Али хотел часто бывать в России. Он запросил вид на жительство, а по российским законам для этого нужно быть где-то зарегистрированным. Поскольку мы давно дружим, принц Али выбрал наш дом. Тогда он был похож на "хижину  дяди Тома", сейчас, после ремонта наш дом достоин принца. Ужасно смешно было заполнять бумаги: "Имя: Али Бен Аль Хусейн. Должность: принц. Отец: король Иордании Хусейн. Место работы: дворец. Должность: король". "Мне бы в вашем красивом доме еще принцессу прописать," – мечтательно сказал нам принц.

 

- Кстати, принцесса Рим надела на свадьбу адыгский национальный костюм.  А почему?

 

- После Кавказской войны в позапрошлом веке за пределами исторической родины оказалось  более полумиллиона черкесов. Они осели на Ближнем Востоке. Адыги во многом способствовали созданию и укреплению государства Иордании, и там к ним относятся с глубоким уважением. Мама принца Али, королева Алия – из потомков этих адыгов. Она погибла в катастрофе, когда принцу было два года. Но принц трепетно хранит память о матери. Видимо, в ее честь  Али и его невеста Рим Брахими, журналистка CNN, дочь дипломата-алжирца и хорватки, и выбрали черкесский наряд. А кроме того образ черкеса на Ближнем Востоке – это романтический рыцарь. 

 

- О платье принцессы Рим много говорили и писали. А мы хотим знать правду из первых уст…

 

- Платье, из пяти видов натурального шелка различных оттенков, состоящее из трех частей и фаты, было сшито  по моему рисунку всего за два месяца. На платье нет золотого шитья характерного для классического адыгского сае. Вместо этого я изготовила накладные украшения. Весь комплект состоит из наплечных украшений с пятью золотыми колокольчиками на каждом, семи серебряных и позолоченных нашивок на груди, пояса с миниатюрным кинжальчиком дамасской стали, серебряных пуговиц по спине и на рукавах,  и еще около полусотни бляшек-трилистников, нашитых по нижнему краю платья и на белых туфельках. Все тонюсенькое-тонюсенькое – иначе платье не поднимешь!

 

- А почему Вы выбрали для украшений изображения льва и газели?

 

- Имя Рим переводится с арабского как "газель". Поэтому главный мотив  – стилизованные по-скифски газели. Они и на груди, и на лицевой стороне клинка дамасской стали. Символ Принца Али – лев, используется восемьдесят четыре раза: центральные части наплечных украшений, элементы цепей в виде львов, идущих по кругу. А на ножнах кинжальчика лев – символ Али, за ним газель – символ Рим, следом – львенок, за ним – маленькая газелька и еще один крошечный львенок. Али был потрясен: он действительно хотел двоих сыновей и дочь.

 

- Рассказывают, что принцесса Рим поцеловала вам руки…

 

- И Али был очень благодарен, прямо на свадьбе, после официальной церемонии, обнял меня и сказал по-адыгски "спасибо". А потом мы столкнулись лицом к лицу с Рим, и она, искренняя девочка,  вдруг говорит "Асенька, я тебя очень люблю, у тебя такие золотые ручки, дай я их поцелую!" И на глазах изумленных гостей взяла и поцеловала обе руки. Честно сказать, я растерялась и онемела…

 

 

 ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ

 













АСЯ И СЧАСТЬЕ    



- Раскройте нам секрет такого успеха.

 

- Секрет моего успеха прост: я – ювелир. Когда фурнитура – произведение искусства, то, сочетая ее с роскошной тканью, получаешь королевский наряд. Есть у меня и второй секрет: я очень люблю свое дело. Даже на день рождения и на Новый год я с бокалом шампанского иду в мастерскую. Пятнадцать лет не имела ни одного выходного. Если у меня серьезная работа, могу не спать неделю. Если человек не рожден для искусства он не выдержит этой бешеной нагрузки.

 

- А семья?

 

- Моя семья со мной. С мужем Русланом мы живем по формуле: "Для того, чтобы быть вместе, надо идти в одну сторону с одной скоростью". Руслан мне и друг, и подруга. К тому же мы занимаемся одним делом. По профессии Руслан инженер, по складу мышления – ученый. А сейчас он и художник, и искусствовед, и конструктор нестандартного оборудования, облегчающего нашу работу.

 

- У вас двое детей?

 

- Мне, к сожалению, иногда приходится жертвовать материнским счастьем, выбирая профессиональное. У меня мало времени на детей, я редко с ними играю, нечасто рассказывала сказки. Но с другой стороны, мы работаем дома, и дети всегда видят нас, слышат, о чем мы говорим между собой. И это, безусловно, оказывает на них влияние.

 

- Александр Сокуров назвал вас королевой ювелиров. Маэстро Юрий Темирканов, которому вы подарили серебряную дирижерскую палочку, написал, что преклоняется перед вами. А во что верит сама Ася Еутых?

 

- Я верю в предопределение, в судьбу. В моей жизни была масса совпадений, которые я не считаю случайными. Практически вся она состоит из красивых, совершенно невероятных, в какой-то степени фантастических случаев. Вот мы полгода работали у принца  Али в Аммане. И мы пришли с принцем в Цитадель Хилл – это гора в центре Аммана, где расположен музей археологии. И там мы видим голову богини удачи Тихе, покровительницы Аммана, дочери Зевса… Именно от ее имени произошла моя фамилия: Тихе – Еутихе, Еутых, что в переводе означает "счастливый, удачливый". 

 


Автор: Нина Ахохова.

Фото: http://eutykh.com/  www.timesunion.com

 

 

 

 

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ


 

ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ


"Казалось, это искусство принадлежит прошлому. Но вот появилась Ася Еутых – и вновь ожили черкесские узоры. Они появились на современных изделиях: шашках, кинжалах, поясах, женских украшениях".

(Эмма Аствацатурян, ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея).


 

ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ

 



"Если бы я жила во втором-первом тысячелетии до нашей эры, то занималась бы тем же самым, чем и сейчас: делала бы красивые ножи, которые сейчас бы находили археологи".








 




Комментариев: 5
2012-05-22 в 15:58:33 | Люба Балагова

Как хорошо, что у нас есть такая умница как Ася Еутых. Благослави ее Господь. Любим, гордимся и дорожим.

2013-02-06 в 22:09:52 | Роза Хадипаш

Мне очень приятно, что в наше время есть такая рукодельница как Ася Еутых ,работы которой восхищают и будоражат фантазию.Огромное ей спасибо за развитие Адыгской культуры и за пример, который она подает молодежи.Искренне хочется видеть побольше таких настоящих черкесских женщин.Кавказского ей долголетия и крепкого здоровья.

2013-03-06 в 14:48:39 | Adamey

Iэпсэдыщэнэхугуащэ! Адыгэ Унагъуэ! Еутыхэ я пхъу Туркъаухэ я Жьэгу Гуащэ! Руслан уи унагъуэр нэхущ, гъащ1э махуэк1ыхь Тхьэм фищ1хэ!

2013-05-08 в 18:45:44 | Владимир

Мастер с большой буквы.А верность традициям, родной культуре, её сохранение через современное искуство только придаёт ещё большее уважение.

2013-09-04 в 10:53:33 | трактование

ее искусство для миллиардеров.

Так кто кому обязан, народ Етых или Еутых, использующий традиции в арт-бизнесе?

Я понимаю, что круто продавть кинжал президенту путину.

Но созерцая ее совершенные произведения думаю, что ее искусство изначально делает ставку на мииллиардера.

Почему она тяготеет к оружию -а) покупаетя? б) у нее это красиво получается? в) желание вооружить?

сегодня
20 января 2018 года
 
В этот день
1921 г. – образование Горской АССР.
Родились:
1936 г. – Заур Непшекуев, заслуженный журналист РА.
1939 г. – Альби Эльмесов, доктор с/х наук, профессор КБГСХА.
1959 г. – Роберт Кочесоков, доктор философских наук, профессор КБГУ.
1975 г. – Схатбий Альхаов, двукратный чемпион мира (1999, 2003) по самбо.
Все новости
Дорогие друзья! До концерта "Выпусник…
Дорогие друзья! Рады сообщить вам,…
Дорогие участники второго стипендиального конкурса…
О творчестве, о любимых книгах,…
Афиша
- На мать смотри, на дочери женись
Вход для зарегистрированных пользователей
Забыли пароль?
вход
Регистрация