ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ

Вторник, 22 мая 2012 г.
Просмотров: 25115
Подписаться на комментарии по RSS


ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ












Любимой героиней Аси Еутых в детстве была героиня адыгской сказки златорукая Адыиф. Девочка как будто предсказала себе судьбу: нынче Асю называют златорукой. Ее работы есть у президентов и королей, но самое важное – в них вновь ожили черкесские узоры.

 

 

 

 




ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ

 

 






АСЯ  И РОД ЕУТЫХ


 

- Все мы родом из детства. Ася, вы рано поняли, что станете художником?

 

- Я родилась в семье, где все предки по мужской линии были златокузнецами, а женщины златошвеями. Даже игрушками моими были золотое шитье и археологические предметы, которые были в доме. У меня не было мучительного поиска своего пути, я всегда знала, что буду только художником. Помню вопросы, которые я лет в пять задавала всем взрослым: "Что такое курган и что в нем лежит".

 

- Вас так рано заинтересовала археология?

 

- Археология сопровождает меня по жизни с самого рождения. Папа тогда работал по распределению зоотехником на Кубани. И повез маму на санях в роддом. Проезжали Колосово поле, где в тот год археологи раскопали Колосовку – курган, в котором была захоронена скифская жрица. Конь Маек забил копытом. "Дух жрицы выпустили на волю, как бы он в нашего ребенка не вселился", – пошутил папа. Оказалось, пророчески пошутил. В один прекрасный день я поняла, что возрождение искусства предков – это то, что мне суждено делать в жизни.

 

- И вы начали это воплощать в жизнь?

 

- Я росла в уверенности, что мир внутренний должен обязательно отображаться в мире внешнем. А поскольку у меня в душе жила сказка, то мир вокруг меня должен быть полон эльфами и гномами, водопадами, звенящими ручьями, бассейнами, лесными чащами, замками с дозорными башнями. Все это мне хотелось делать самой немедленно из банального дома с огородом, где росла картошка, сирень и рядок нарциссов под окном. Спустя много лет папа, сидя как-то у бассейна в моем сегодняшнем дворе, произнес: "Надо же, ты действительно сделала все, о чем мечтала в детстве, а я все думал, что это детские фантазии. Наверное, надо было послушать тебя, и, может, жизнь сложилась бы совсем по-другому. Зато твой ребенок растет совсем в другом мире. Как ты могла это предвидеть?"

 

- А действительно, как?

 

- На самом деле я не то, что предвидела, а могла делать только то, что очень нравилось. В результате я росла одиночкой – при всей моей коммуникабельности. Рано поняла, что самые интересные друзья – это книги. И все время рисовала. По ночам забиралась на крышу с картой звездного неба и находила созвездия. У меня был свой мир, своя Ойкумена вне времени и пространства, и я смотрела сквозь свой параллельный мир. Наверное, он воспринимался другими как розовые очки, и мне часто советовали их снять.

 

- А откуда возник этот параллельный мир?

 

- Видимо, из бабушкиных рассказов. Бабушка, с которой я росла, была известной сказительницей, к нам приходил писатели, журналисты, сидели около нее с микрофонами часами, а я мастерила рядом что-нибудь и слушала. Она держала в памяти весь нартский эпос в стихотворной форме со всеми интерпретациями и очень интересно пела эти тексты речитативом, очень похожим на современный рэп. Кроме того, она знала всевозможные сказки, песни. Я выросла на сказках: моими любимыми героинями были Сэтэнай Гуаще и златорукая Адыиф.

 

- Это бабушка рассказала вам откуда пошел ваш род и ваша фамилия?

 

- Да, бабушка Кадырхан Пак.  Она помнила родословные нескольких родственных фамилий, и мы с ней рисовали дерево, помногу раз пересказывая истории о происхождении фамилий. Она рассказала мне, что Еутых – это груны, то есть греки, которые приплыли на кораблях к кавказскому берегу и где до сих пор называют Еутыховых грунами. А в 90-ых годах опубликовали записи путешественников из архива Ленинской библиотеки, и там я вычитала, что в 374 году до нашей эры семья златокузнецов Еутых с левобережья Гипаниса, то есть реки Кубань, была вывезена в Афины для работ по строительству храма. А моя бабушка и без архивов знала об этом. Вызывает восхищение как этот народ не имея письменности хранил тысячелетнюю память, бережно передовая ее каждому новому поколению.

 

ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ  

 

 

 

 







АСЯ И АДЫГИ

 

 

 

- Вы ощущаете себя черкешенкой? Это тоже от бабушки?

 

- Моя бабушка выбрала меня из девяти внуков, дав мне имя еще до рождения и предсказав будущее. Она старательно передавала мне все, что знала – это и умение шить традиционную одежду, плести, вышивать золотом. А еще – элементы бытовой магии: гадание на бобах, предсказание погоды и даже секреты изготовления пороха разных сортов, очистки золота… Дедушка был ювелиром-оружейником, но он, к сожалению, умер до моего появления на свет. Однако бабушка, которая была очень любознательна, до мельчайших подробностей пересказывала мне все приемы, которыми он пользовался, и даже передала мне его инструменты.

 

- Получается, что именно бабушка сделала Вас такой, как Вы есть?

 

- Мне было всего одиннадцать лет, когда бабушка Кадырхан поменяла мир, и мне остались ее золотое шитье, шапочки, серебряные пояса, украшения, инструменты. А самое главное – то, что она посеяла в душе маленькой девочки, попало на благородную почву и выросло в виде серьезного желания научиться всему, что умели предки и придумать что-то такое, чего еще не было. Получается, что бабушка воспитала во мне все – отношение к жизни, к творчеству. Это она научила меня ездить на лошади, носить корсет, мало есть и обращаться с оружием. И никогда, ни на шаг не отступать от черкесского кодекса чести.   

 

- Теперь златокузнецами славится, как известно, Дагестан. А в давние времена златокузнечным мастерством были славны именно  черкесы. Это так?

 

- Это все последствия Кавказской войны. Черкесы потеряли родину, ушли в Османскую империю. И на чужбине не сохранили мастерство. В конце девятнадцатого века в черкесские аулы стали приезжать ювелиры и кузнецы из Дагестана. Им полюбился адыгский орнамент, и на его основе они выработали собственный стиль "черкес-накыш". Но и это искусство постепенно заглохло.

 

- И в Ваших работах есть адыгские мотивы? Вы используете традиционный адыгский орнамент?

 

- Я много лет расшифровывала древнюю адыгскую магическую символику. Любое изображение неслучайно. Окончательно адыгский орнамент сформировался за последние пятьсот лет. Это узоры, которые являются своеобразными остатками более древнего так называемого "звериного" стиля – птички, бараньи рожки, различные завитки и тамговые родовые знаки. В моих работах нет ни одного завитка, который был бы просто декоративным: всё – символ, во всём особая энергетика мастера.

 

 

 ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ

 









АСЯ И МЕТАЛЛ 


 

- Сначала вы учились на художественно-графическом факультете в Карачаевске, потом закончили Кубанский университет. А когда поняли, что ваше дело – металл?

 

- Поиск своего места привел меня в Дагестан. Когда я сама расплавила металл и сделала филигранный шарик, усыпанный зернью, я пришла в восторг от того, как легко, будто сам себе поддается мне этот материал. И я поняла, что это и есть то, чем мне никогда не надоест заниматься. И в эту же ночь сон, который мне снился с самого детства сотни раз, раскрыл свой секрет. Сон мой был один и тот же: передо мной была прекрасная горная страна, а на одной из скал виднелся замок, я пытаюсь найти к нему дорогу, и всякий раз возникает какие-то препятствия. Затем, когда я начала учиться изобразительному искусству, я стала добираться к замку, входила в него, но он был так велик, что блуждала то по каким-то подземельям, то по долгим перехода. И я никогда не могла найти главный его зал, и вот после того, как я взяла в руки горелку, в своем сне я увидела себя входящее по парадной лестнице в светлый центральный зал, в огромном камине полыхает огонь, и я вижу на мраморе свою филигранную подвеску.

 

- С тех пор пройден немалый путь к совершенству?

 

- Что касается технологий, то добирались до всех секретов уже вместе с мужем – Русланом, изучая книги, археологическую керамику, торевтику, украшения и еще много разных древностей, которые так магически притягиваются к нашему дому.  В моей работе нет ни одной случайной детали. Часто в рисунках спрятаны шутки и обязательно присутствует бог времени, но я никогда не рассказываю о работе все, исходя из принципа: говорящий не знает, знающий не говорит.

 

- Есть какая-то одна главная мысль, которую выражают все ваши работы?

 

- Главное: в моих работах отсутствует агрессия, они исполнены гармонии и радости. И часто вошедший к нам может выпить из серебряного ритона таинственный напиток или подержать в руках меч-акинак и вспомнить что-то давно потерянное, а что-то насовсем забыть.

 

- Среди ваших работ оружие занимает огромное, если не главное место. Отчего же все-таки оружие? Оружейник – не женское ремесло…

 

- Как раз нет. На самом деле, на Кавказе исторически сложилось так, что женщины работали с клинками, пожалуй, больше мужчин. Ведь с помощью маленьких ножичков обрабатывалась одежда – черкешенки-золотошвеи обязательно имели миниатюрный кинжал, заменявший им ножницы.

 

- И все же удивительно: все ваши работы исполнены гармонии, и вдруг оружие – символ агрессии…

 

- И это не так – оружие, прежде всего, предмет для самосовершенствования. Ты берешь клинок в руки и по коже проходит мороз. Начинаешь ощущать, что с оружием в руках ты не можешь быть неорганизованным, несерьезным, безответственным.

 

 

 ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ

 






АСЯ И ЭРМИТАЖ  

 

 




- Ася, вы единственный мастер, чьи работы при жизни демонстрировались в Эрмитаже…


- Мне очень приятно, что искусство дает возможность говорить не только о войне на Северном Кавказе, но и об уникальной кавказской культуре. К 450-летию добровольного вхождения Адыгеи и Кабардино-Балкарии в состав России в 2007 году мне предложили устроить выставку в Эрмитаже. "В зеркале традиций" – это серьезная и большая экспозиция, которая демонстрировалась в течение двух месяцев. Специально к выставке я выполнила несколько крупных работ, которые были задуманы давно и терпеливо ждали своего часа. Большие ритоны, скифские мечи-акинаки, бокалы, короны, диадемы… А после вернисажа директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и кинорежиссер Александр Сокуров действительно меня хвалили: "Это – высшее! Выше уже не бывает, поскольку Эрмитаж живых еще не выставлял…".

 

- Теперь ваши работы хранятся в Эрмитаже?

 

- Удивить золотыми изделиями Эрмитаж непросто. Однако мы начали удивлять с нашего первого появления в Эрмитаже. В Эрмитаже не принято устраивать по случаю закрытия выставки каких-либо церемоний. Поэтому для вручения подарка пришлось искать подходящий случай, который представился очень скоро. 14 февраля 2008 года в Эрмитаже прошли торжества по случаю 100-летия Бориса Пиотровского – легендарного директора Эрмитажа: Борис Борисович руководил музеем почти 30 лет. По случаю этого юбилея я вручила его сыну, нынешнему директору Эрмитажа ритон "Альп". И кстати узнала, что все наши дни рождения идут гуськом: 7 декабря, в день Святой Екатерины, день рождения Эрмитажа, 8 декабря – мой день рождения, а 9 декабря – день рождения Михаила Борисовича. С тех пор мы с Эрмитажем отмечаем день рождения вместе, а в его коллекции уже 4 моих работы: еще меч-акинак "Амра", корона "8 царей" и ритон "Богиня вина".

 

 

 ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ

 

 





АСЯ И ПРИНЦ  


 

 

- Пресса называет вас близким другом иорданского принца Али. Как вы познакомились?

 

- Первый раз принц Али увидел мои работы в Черкесске, где проходил конгресс Международной черкесской ассоциации. Потом специально приехал в Майкоп – познакомиться. И предложил мне изготовить амуницию для его гвардии. 26 килограммов серебра, 5 месяцев работы от эскизов до полновесного оружия и деталей – газырей, наконечников пояса  так далее. Али часто заходил к нам в мастерскую и видел, как мы работаем до упаду.  А если с человеком проживаешь какие-то трудности и не подводишь его, это становится основой для крепких отношений.

 

-В оружии для черкесской гвардии принца Али вы использовали адыгские мотивы?

 

- А как иначе? Над эскизами я работала месяц. Из десятка предложенных вариантов принц выбрал для себя так называемый "белореченский" звериный стиль, а гвардейцам –традиционный орнаментно-этнографический. По моему замыслу, амуниция принца отличается от амуниции гвардейца, как в старину оружие князя отличалось от оружия уорка, то есть воина-дворянина. На белой черкеске принца оружие должно сиять солнечным блеском золота, на черной черкеске гвардейца мерцать холодно-лунным цветом серебра. Отделка оружия принца Али выполнена из серебра с обильным применением позолоты. В украшении ножен шашки и кинжала я использовала сюжет изображения львов из декора сабли курганного некрополя "Косовка", датируемого X-XI веками. В  украшении рукояти применила чисто адыгские элементы орнаментики, известные по изделиям XVIII-XIX века. Но не копировала, а сплела из них новые узоры.

 

ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ
Принц Али со своей гвардией, экипированной Асей Еутых. Принцесса Рим в день свадьбы


 

- Рассказывают, что Али прописан в вашем доме?

 

- Али хотел часто бывать в России. Он запросил вид на жительство, а по российским законам для этого нужно быть где-то зарегистрированным. Поскольку мы давно дружим, принц Али выбрал наш дом. Тогда он был похож на "хижину  дяди Тома", сейчас, после ремонта наш дом достоин принца. Ужасно смешно было заполнять бумаги: "Имя: Али Бен Аль Хусейн. Должность: принц. Отец: король Иордании Хусейн. Место работы: дворец. Должность: король". "Мне бы в вашем красивом доме еще принцессу прописать," – мечтательно сказал нам принц.

 

- Кстати, принцесса Рим надела на свадьбу адыгский национальный костюм.  А почему?

 

- После Кавказской войны в позапрошлом веке за пределами исторической родины оказалось  более полумиллиона черкесов. Они осели на Ближнем Востоке. Адыги во многом способствовали созданию и укреплению государства Иордании, и там к ним относятся с глубоким уважением. Мама принца Али, королева Алия – из потомков этих адыгов. Она погибла в катастрофе, когда принцу было два года. Но принц трепетно хранит память о матери. Видимо, в ее честь  Али и его невеста Рим Брахими, журналистка CNN, дочь дипломата-алжирца и хорватки, и выбрали черкесский наряд. А кроме того образ черкеса на Ближнем Востоке – это романтический рыцарь. 

 

- О платье принцессы Рим много говорили и писали. А мы хотим знать правду из первых уст…

 

- Платье, из пяти видов натурального шелка различных оттенков, состоящее из трех частей и фаты, было сшито  по моему рисунку всего за два месяца. На платье нет золотого шитья характерного для классического адыгского сае. Вместо этого я изготовила накладные украшения. Весь комплект состоит из наплечных украшений с пятью золотыми колокольчиками на каждом, семи серебряных и позолоченных нашивок на груди, пояса с миниатюрным кинжальчиком дамасской стали, серебряных пуговиц по спине и на рукавах,  и еще около полусотни бляшек-трилистников, нашитых по нижнему краю платья и на белых туфельках. Все тонюсенькое-тонюсенькое – иначе платье не поднимешь!

 

- А почему Вы выбрали для украшений изображения льва и газели?

 

- Имя Рим переводится с арабского как "газель". Поэтому главный мотив  – стилизованные по-скифски газели. Они и на груди, и на лицевой стороне клинка дамасской стали. Символ Принца Али – лев, используется восемьдесят четыре раза: центральные части наплечных украшений, элементы цепей в виде львов, идущих по кругу. А на ножнах кинжальчика лев – символ Али, за ним газель – символ Рим, следом – львенок, за ним – маленькая газелька и еще один крошечный львенок. Али был потрясен: он действительно хотел двоих сыновей и дочь.

 

- Рассказывают, что принцесса Рим поцеловала вам руки…

 

- И Али был очень благодарен, прямо на свадьбе, после официальной церемонии, обнял меня и сказал по-адыгски "спасибо". А потом мы столкнулись лицом к лицу с Рим, и она, искренняя девочка,  вдруг говорит "Асенька, я тебя очень люблю, у тебя такие золотые ручки, дай я их поцелую!" И на глазах изумленных гостей взяла и поцеловала обе руки. Честно сказать, я растерялась и онемела…

 

 

 ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ

 













АСЯ И СЧАСТЬЕ    



- Раскройте нам секрет такого успеха.

 

- Секрет моего успеха прост: я – ювелир. Когда фурнитура – произведение искусства, то, сочетая ее с роскошной тканью, получаешь королевский наряд. Есть у меня и второй секрет: я очень люблю свое дело. Даже на день рождения и на Новый год я с бокалом шампанского иду в мастерскую. Пятнадцать лет не имела ни одного выходного. Если у меня серьезная работа, могу не спать неделю. Если человек не рожден для искусства он не выдержит этой бешеной нагрузки.

 

- А семья?

 

- Моя семья со мной. С мужем Русланом мы живем по формуле: "Для того, чтобы быть вместе, надо идти в одну сторону с одной скоростью". Руслан мне и друг, и подруга. К тому же мы занимаемся одним делом. По профессии Руслан инженер, по складу мышления – ученый. А сейчас он и художник, и искусствовед, и конструктор нестандартного оборудования, облегчающего нашу работу.

 

- У вас двое детей?

 

- Мне, к сожалению, иногда приходится жертвовать материнским счастьем, выбирая профессиональное. У меня мало времени на детей, я редко с ними играю, нечасто рассказывала сказки. Но с другой стороны, мы работаем дома, и дети всегда видят нас, слышат, о чем мы говорим между собой. И это, безусловно, оказывает на них влияние.

 

- Александр Сокуров назвал вас королевой ювелиров. Маэстро Юрий Темирканов, которому вы подарили серебряную дирижерскую палочку, написал, что преклоняется перед вами. А во что верит сама Ася Еутых?

 

- Я верю в предопределение, в судьбу. В моей жизни была масса совпадений, которые я не считаю случайными. Практически вся она состоит из красивых, совершенно невероятных, в какой-то степени фантастических случаев. Вот мы полгода работали у принца  Али в Аммане. И мы пришли с принцем в Цитадель Хилл – это гора в центре Аммана, где расположен музей археологии. И там мы видим голову богини удачи Тихе, покровительницы Аммана, дочери Зевса… Именно от ее имени произошла моя фамилия: Тихе – Еутихе, Еутых, что в переводе означает "счастливый, удачливый". 

 


Автор: Нина Ахохова.

Фото: http://eutykh.com/  www.timesunion.com

 

 

 

 

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ


 

ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ


"Казалось, это искусство принадлежит прошлому. Но вот появилась Ася Еутых – и вновь ожили черкесские узоры. Они появились на современных изделиях: шашках, кинжалах, поясах, женских украшениях".

(Эмма Аствацатурян, ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея).


 

ЗЛАТОРУКАЯ ЕУТЫХ

 



"Если бы я жила во втором-первом тысячелетии до нашей эры, то занималась бы тем же самым, чем и сейчас: делала бы красивые ножи, которые сейчас бы находили археологи".








 




Комментариев: 5
2012-05-22 в 15:58:33 | Люба Балагова

Как хорошо, что у нас есть такая умница как Ася Еутых. Благослави ее Господь. Любим, гордимся и дорожим.

2013-02-06 в 22:09:52 | Роза Хадипаш

Мне очень приятно, что в наше время есть такая рукодельница как Ася Еутых ,работы которой восхищают и будоражат фантазию.Огромное ей спасибо за развитие Адыгской культуры и за пример, который она подает молодежи.Искренне хочется видеть побольше таких настоящих черкесских женщин.Кавказского ей долголетия и крепкого здоровья.

2013-03-06 в 14:48:39 | Adamey

Iэпсэдыщэнэхугуащэ! Адыгэ Унагъуэ! Еутыхэ я пхъу Туркъаухэ я Жьэгу Гуащэ! Руслан уи унагъуэр нэхущ, гъащ1э махуэк1ыхь Тхьэм фищ1хэ!

2013-05-08 в 18:45:44 | Владимир

Мастер с большой буквы.А верность традициям, родной культуре, её сохранение через современное искуство только придаёт ещё большее уважение.

2013-09-04 в 10:53:33 | трактование

ее искусство для миллиардеров.

Так кто кому обязан, народ Етых или Еутых, использующий традиции в арт-бизнесе?

Я понимаю, что круто продавть кинжал президенту путину.

Но созерцая ее совершенные произведения думаю, что ее искусство изначально делает ставку на мииллиардера.

Почему она тяготеет к оружию -а) покупаетя? б) у нее это красиво получается? в) желание вооружить?

сегодня
23 октября 2018 года
 
В этот день
ДЕНЬ РАБОТНИКОВ РЕКЛАМЫ
1995 г. – Стивен Уэстеби (Англия) сделал первую операцию по имплантации сердца, работающего от миниатюрного источника тока.
Все новости
Дорогие друзья! До концерта "Выпусник…
Дорогие друзья! Рады сообщить вам,…
Дорогие участники второго стипендиального конкурса…
О творчестве, о любимых книгах,…
Афиша
Вход для зарегистрированных пользователей
Забыли пароль?
вход
Регистрация