Сегодня в гостях у нашей рубрики Малика Мусаева, студентка мастерской Александра Сокурова, которая открыта в Кабардино-Балкарском госуниверситете с 2010 года. В этом году на фестивале «Кинотавр» курсовая работа Мусаевой «Приоткрывая дверь» получила специальный диплом Гильдии киноведов и кинокритиков с формулировкой «За расширение российского кинематографического пространства». Напомним, на престижном кинофоруме дипломом была отмечена картина еще одной студентки Александра Сокурова из Кабардино-Балкарии Марьяны Калмыковой.
В короткометражной ленте «Приоткрывая дверь»Малика выступила не только как режиссер, но и как сценарист. Сюжет – семейная драма на фоне боевых действий в Чечне. В проекте приняли участие актеры драматического театра Чеченской республики.
Наша гостья по национальности чеченка. Во время первой войны, еще ребенком, она какое-то время находилась в Грозном. Потом семья вынуждена была покинуть родину. Малика жила в Ингушетии, на Украине, в Германии, а в 2003 году переехала в Нальчик.
- Я очень благодарна жителям Кабардино-Балкарии за оказанное гостеприимство, - говорит девушка. – Мне здесь многое нравится и особенно адыгская культура, которая не может не впечатлять. Кабардинцы относятся к ней очень трепетно. Это один из немногих народов на Северном Кавказе, который дорожит своей историей, своими традициями и корнями. Кроме того, пользуясь случаем, хочу сказать "спасибо" Кабардино-Балкарскому университету и его ректору Барасби Сулеймановичу Карамурзову. Благодаря этому человеку у нас есть своя мастерская, оборудование и возможность изучать любимое дело.
Малика Мусаева, студентка 4-го курса Мастерской Александра Сокурова в КБГУ
«Кинотавр» девушку впечатлил. Особенно Малику заинтересовали работы молодых режиссеров – по сути, ее ровесников.
- Посмотреть, что делают наши коллеги в Москве, было интересно. Помимо всего прочего, мы посещали мастер-классы, которые вели известные российские режиссеры, в том числе и Александр Николаевич Сокуров. Кинотавр – это целая индустрия и выглядит все это впечатляюще, - говорит будущий режиссер.
Что касается фильмов представленных на фестивале, Малике понравились далеко не все.
- Александр Николаевич учит нас, что кино не развлечение и не ярмарка. Это глубокое искусство, но то что мы увидели в Сочи, не всегда соответствовало этому определению. В репертуар вошло немало конъюнктурных вещей, фильмов с неоправданным матом и аморальными сценами. Разумеется, были и глубокие работы, которые заставляют задуматься. «Тоня плачет на Мосту Влюбленных», «Верпаскунген», «Некролог» - эти фильмы мне понравились, - признается Малика Мусаева.
<<< Малика Мусаева с подругой Людмилой Ким...
Она не может назвать себя киноманом, но любимые режиссеры у девушки, конечно, есть. Среди них Алексей Балабанов, Довженко, Кирсанов, Эйзенштейн…
На фестивале она провела три дня, и впечатлений у нее осталось немало. На Красной дорожке фотографировались кинозвезды. В рамках "Кинотавра" проводились вечеринки и выступали известные певцы и музыканты, но Малике особенно запомнился Иосиф Кобзон одиноко прогуливающийся по пустому залу.
Уже в девятом классе Малика точно знала, что хочет стать режиссером, однако спустя пару лет ее планы поменялись. Девушка решила поступать на журфак в Санкт-Петербурге, но от судьбы, как видно, не уйдешь.
- Уехать в Питер мне не удалось, и я подала документы в мастерскую режиссеров кино и телевидения, - объясняет наша гостья.
Кто такой Александр Сокуров она в то время не знала, и фильмов его не видела. С творчеством своего учителя Малика познакомилась позднее, уже став студенткой.
<<< С Александром Сокуровым, Чулпан Хаматовой, Евгением Мироновым и однокурсниками после просмотра спектакля в Пятигорске
График обучения в мастерской достаточно жесткий. Монтаж, режиссура, актерское мастерство – все это отнимает массу времени. Иногда заниматься приходится допоздна и ни на что другое просто не остается времени. Тем не менее, о выбранной профессии Малика не жалеет. За монтажным столом и на съемочной площадке она действительно чувствует себя на своем месте.
Мама отнеслась к ее выбору с пониманием, и даже ходила на вступительные экзамены. Правда со временем, видя как дочь устает, она не раз советовала подумать о другой профессии. Родственники Малики от ее выбора тоже не в восторге. Они считают, что режиссура - не женское дело. Разумеется, каждый имеет право на свою точку зрения, но зато у Малики есть реальный шанс стать первой чеченской женщиной кинорежиссером.
... в Санкт-Петербурге с однокурсницами Кирой Коваленко и Марианной Казанчевой
Сейчас она учится на четвертом курсе и большая часть времени проходит на съемочной площадке. Студенты снимают курсовые и приступают к дипломным работам. По словам Малики, это очень захватывающий процесс, который помогает утвердиться в профессии. С ребятами работают профессиональные кинооператоры из Санкт-Петербурга, и надо сказать уровень студентов из Кабардино-Балкарии они оценивают достаточно высоко.
- Недавно мой оператор признался, что ожидал увидеть неорганизованную самодеятельность и был приятно удивлен нашим подходом к делу. Это, в первую очередь, заслуга руководителя мастерской. Александр Николаевич не только великий режиссер, но и человек большого сердца и невероятной души. Он помогает людям и это касается не только кино, - объясняет Мусаева.
За время учебы Малика сняла несколько работ. Это короткометражные фильмы «Письмо матери», «Ночевала тучка золотая…», «Сердечная теплота», «Колокола звон». В будущем она планирует заняться документальным кино - это направление ей особенно интересно.
Малика очень любит лошадей и прекрасно держится в седле. В свободное время она пишет стихи и много читает. Ее любимые писатели Чехов, Тургенев, Толстой… Александр Сокуров всегда напоминает своим студентам, что литература для режиссера очень много значит, и Малика Мусаева целиком разделяет эту точку зрения.
Эдуард Битиров. Фото: из личного архива Малики Мусаевой