"Когда я повернул голову и увидел эту молодую женщину, это было… как будто я увидел луну посреди черного облака. Это яркое, изысканное и выразительное лицо, в оправе из темных глаз и бровей почти поразило меня". Сильные впечатления художника Таилана Сурури описал турецкий художник и писатель Малик Аксель. Очаровательная дама покупала в лавке кисти и краски – ведь это была Михри Мюшфик Ханым. "Первая черкесская женщина – художник", - так и не иначе называли Михри в Турции, что стала второй родиной для ее предков из абхазского княжеского рода Ачба.
"Как и в искусстве, всю свою жизнь я прожила своевольно…"
Одинокий бедный гроб никто не провожал. Тихо накрапывал мелкий дождик, словно оплакивая пожилую, но вовсе не старую женщину, в одиночестве завершавшую свой жизненный путь. А за оградой кладбища для нищих и одиноких простирался Нью-Йорк – город неограниченных возможностей. Город, когда-то распахнувший объятия Михри Мюшфик Ханым (в девичестве Михри Расим Ачба), пригласивший профессором в университет и обласкавший персональной выставкой и заказами от богатых и известных.
Что случилось потом, когда глаза перестали видеть и стало трудно ходить по лестницам? Куда они делись, богатые и знаменитые, заказавшие все эти парадные портреты? Скончался папа Бенедикт XV, чей портрет работы Михри Мюшфик Ханым хранится в Ватикане, ушел в мир иной легендарный основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк, изображенный Михри в полный рост…
Она умерла в полном одиночестве, горько оплакивая совершенные ошибки: "Как и в искусстве, всю свою жизнь я прожила своевольно. Сегодня я сожалею об этом тысячу раз".
Первые уроки...
Меж тем сожалеть стоило лишь о человеческой доле, но никак не о судьбе художника. Михри угораздило родиться в Османской империи в 1886 году: там и тогда женщина не могла выйти на улицу без сопровождения, а ислам запрещал изображать людей. Но она одолела обстоятельства и сделалась первой женщиной-художником в современной Турции. И первой черкесской женщиной-художником – ведь отец Михри был известен, как "черкесский доктор".
Один из лучших врачей Османской империи, военный хирург, и вроде бы даже генерал, анатом и преподаватель Медицинской школы Ахмет Расим паша был заметной фигурой в рядах стамбульской аристократии. И если закат жизни его любимой дочери оказался грустным и одиноким, то зарю жизни Михри, напротив, не омрачало ни облачка.
Она явилась на свет во дворце без кавычек: Расим паше принадлежал пышный особняк в районе Кадыкёй. Широко образованный и европейски ориентированный отец прекрасно разбирался в литературе и искусствах и не сомневался в ценности знаний, которые щедро давал своим детям.
Литература и музыка увлекли юную Михри, но живопись перевесила. Талант девочки заметили, и лично Фаусто Зонаро, итальянский художник и придворный живописец султана Абдул Хамида II, дал ей первые уроки рисования. Но в Оттоманской империи! Но девушка – художник! Но учеба в Европе! Все это казалось несбыточным.
В Париж!
"В нашей семье единственная особенность – это упрямство", – писала потом Михри Мюшфик Ханым. Упрямая и своевольная девица нашла способ преодолеть запреты. Ей было семнадцать, когда в Турцию приехал на гастроли цирк из Италии. Дирижер оркестра согласился увезти Михри с собой. Не сказав ни слова родителям, Михри тайком покинула дом. Но в Риме не задержалась: едва купив фальшивый паспорт, она перебирается в Париж – центр притяжения всех художников во все времена.
Она поселилась – ну где же еще! – на Монпарнасе, зарабатывала какие-то гроши, рисуя портреты и делая гравюры, и для поддержки на плаву сдавала комнаты в своей квартире. И он пришел снять комнату, этот прекрасный принц: отпрыск знатной турецкой семьи учился в Сорбонне на факультете политических наук. Мюшфик Селами бей предложил руку и сердце, Михри ответила согласием. С тех пор она и сделалась Михри Мюшфик Ханым.
Школа искусства для женщин
"Достопочтенный господин министр! С введением конституционной монархии, страна наслаждается свободой, равенством, братством, но эти блага только для мужчин. Женщины остались там, где были, и ни на шаг не продвинулись вперед. Сегодня все говорят о равенстве и справедливости. Но где же школа искусства для женщин? Все сделано для мужчин".
Она боролась за право женщин на образование и победила. Помогли случай и ход истории. Пока Михри писала портреты и наслаждалась парижской жизнью, разразились и стихли две Балканские войны. Османскую империю потеснили с территории Европы. И министр финансов султана Джавит-бей прибыл в Париж обсудить долг страны. Михри Мюшфик Ханым представили министру, и он был ею очарован. Михри воспользовалась: убедила Джавит-бея в необходимости давать турецким девушкам художественное образование.
В 1913 году Михри Мюшфик Ханым возвращается в Стамбул и начинает преподавать живопись в Педагогическом училище. Ее триумф состоялся 1 ноября следующего, 1914 года, когда хлопотами и стараниями Михри Мюшфик Ханым в нынешнем главном здании Стамбульского университета открылась Школа искусства для женщин с отделениями живописи и скульптуры.
Михри стала ее директором и с головой окунулась в новую жизнь на родине. В новую бурную жизнь, где ее окружала турецкая интеллектуальная и художественная элита, где все стремились общаться с нею и жаждали получить портрет ее работы. Она особенно сближается с поэтом Тевфиком Фикретом, и тот, в свою очередь, становится неистовым поклонником ее искусства. Его неожиданная кончина выбила Михри Мюшфик Ханым из колеи, но художник в ней взял верх, и Михри сняла с Фикрета посмертную маску – действие, прежде непредставимое в исламской Турции.
В 1918 году в Стамбуле прошла персональная выставка Михри Мюшфик Ханым. Женский журнал восхищался: "Вернисаж, организованный в частном доме, был радостным событием и прошел в искренней и непринужденной атмосфере. Почти каждый посетитель, еще прежде, чем сделать комплимент художнику, выражал свое изумление и мог бы сказать: "Удивительно, что женщина, в результате только ее собственных усилий, показывает такой большой успех в поле, так чуждом нашей стране"…. На наш взгляд, Михри Ханым, по существу, одна из нас, и она является не только примером для наших художников, но также и для наших поэтов, и в то же время она также является хорошим аналитиком и интеллектуалом".
Среди всех этих своих многообразных в ту пору занятий Михри крепко помнит о своих корнях – деятельно участвует в работе "Черкесского благотворительного общества".
В дальних и ближних краях
В I Мировой войне Османская империя потерпела крах. Началась интервенция в Турцию стран Антанты. Но турки во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком отстояли независимость страны. Непростые времена затронули и Михри: ей даже пришлось на время укрыться в Италии.
Вернувшись, восхищенная Михри Ханым пишет портрет лидера кемалистской революции и дарит его первому президенту Республики. Но участвовать в строительстве новой страны Михри Мюшфик Ханым не стала, и тому были личные причины. После развода она уезжает в Италию, где снова пишет лица знаменитостей.
Портрет поэта Габриэле Д’Аннунцио открывает ей дорогу в Ватикан. И Михри становится первой мусульманкой, которая пишет портрет папы Римского! Из Италии она – снова! – переезжает в Париж, где живет ее сестра Энисе с семьей, но Франция тех лет не обнаруживает дружелюбия к выходцам из Турции. И Михри решает искать счастья за океаном.
Там поначалу все складывается прекрасно. Персональная выставка в 1928 году в Нью-Йорке имеет огромный успех, ее наперебой приглашают писать портреты, давать частные уроки, читать лекции. Чикаго, Вашингтон, опять Нью-Йорк… Но все в этом мире проходит – прошли молодость, слава и сама жизнь.
Михри Мюшфик Ханым похоронили в безымянной могиле. Но имя осталось – примерно на ста пятидесяти ее сохранившихся работах.
Автор текста: Алим Хоконов.
Фото: The Art History Journal/ Tutunamayanlar/ART and POLITICS NOW
© Фонд черкесской культуры "Адыги" им. Ю.Х. Калмыкова
Она черкешенка или абхазинка?
Абхазы НЕ ЛЮБЯТ когда их называют черкессами, не смотря на ...