С 21 мая по 11 июня в Нальчике в республиканском Национальном музее пройдет выставка песочных фотокартин Шеомира Гучепшоко. Всех пришедших ждет удивительный фильм "Адыгэ Хэку", действие которого молодой талантливый художник развернет прямо на глазах гостей выставки. Будет и сюрприз, раскрывать который мы не будем, а чтобы добавить интриги, скажем, что будет он в партнерстве с Робертом Саральп, автором знаменитого «Черкесского круга». Мы пригласили Шеомира в Фонд «Адыги» и попросили рассказать о себе, о том, как он открыл для себя искусство Sand Art. И, конечно, о его картинах, в которых оживает трагедия черкесского народа.
Шеомир Гучепшоко родился в Майкопе. Он не припомнит, чтобы мечтал в детстве стать художником. Более того, он рассказывает, что пробовал найти себя в национальных танцах. Ему понадобилось два года, прежде чем он понял - танцы не его стихия. А потом Шеомир попросил маму записать его в художественную школу.
«Вообще в детстве я не задумывался над тем, что буду художником, Хотя иногда представлял, что в будущем стану известным и у меня будут персональные выставки, - признается Шеомир. – Все шло как-то по течению: ходил в школу, рисовал, и только в возрасте 15 лет ко мне пришло понимание, что это именно то, с чем я хочу связать свое будущее. Позже стал понимать, что реализовать себя, свои творческие замыслы мне будет сложно в Майкопе. Окончив в родном городе художественное училище, я поступил на подготовительное отделение в Краснодарский Государственный Университет культуры и искусств (факультет монументально-декоративно-прикладного искусства). Отучился год в университетских стенах и, как честный человек, пришел в военкомат с повесткой и уверенностью, что меня не возьмут в армию. Но все сложилось иначе, и в период с 2003 по 2005 год я честно отслужил в Московской области».
По рассказам Шеомира, и в армии он не переставал рисовать. Сослуживцы и командиры заваливали его просьбами написать портреты – свои, друзей, любимых девушек, а также вышестоящих полковников и генералов, когда у тех случались дни рождения.
«После службы я поставил себе цель поступить в столичный институт, чтобы остаться в Москве, - рассказывает Шеомир. – Подал документы в несколько ВУЗов и в итоге меня зачислили в МПГУ имени Ленина на художественно-графический факультет. Взяли сразу на 2 курс, так как за плечами у меня уже было художественное училище. Заместитель декана, увидев мои работы, сразу перевел меня на 3 курс. Так я получил высшее образование всего за три года. Параллельно с учебой я принимал участие в международных выставках, пробуя себя в различных техниках (графика, живопись, инсталляция). А в 2006 году организовывал персональную выставку «шуты» в одном из арт-кафе Санкт-Петербурга. Это была выставка-продажа и мои работы сразу раскупили. Людям нравилось то, что я делаю, и мне было это очень приятно».
SAND ART
В 2009 году Шеомир открыл для себя SAND ART (песочное искусство). Друг молодого художника показал ему в Интернете песочный видеоролик израильской художницы Иланы Йахов.
«Я был просто потрясен увиденным, - признается Шеомир. - Дома сразу взял кусок стекла, подложил лампу и попробовал что-то подобное нарисовать. Но не сразу все получилось. А как раз в то время я случайно наткнулся на объявление-вакансию, где требовался художник песочного рисования. В нем была приписка, что обучение тоже проводится. Придя в Московскую студию рисования песком (первая студия в мире, где стали обучать песочному искусству), я показал им свои наброски. Меня поднатаскали чуть-чуть и уже через несколько месяцев я стал там преподавать. Вот так и началась моя «песочная» деятельность».
Уже в следующем году в Студию пришел заказ из Австралии, где проходила презентация новой модели автомобиля Audi. Выступить на церемонии открытия пригласили именно Шеомира Гучепшоко.
«Рисование песком было в то время настолько уникально, что организаторы мероприятия только в России нашли такого рода Студию, через которую вышли на меня. Концерн Audi каждый год проводит презентации, и насколько я знаю, раньше, до меня, к ним приезжал на открытие американский рэпер Snoop Dog. И вот теперь пригласили меня. Конечно, была масса впечатлений. В аэропорту меня встретил личный водитель, поселили в отеле Hilton и дали личного переводчика. С тех пор я стал показывать свое искусство, давать мастер-классы.
Были выступления в Берлине, Мадриде, Вильнюсе, Кишиневе и, конечно же, во многих городах России. Я стараюсь все время участвовать в выставках-конкурсах. Показываю себя и свое искусство людям, чтобы они больше знали об этом. Это и для меня стимул, для моего дальнейшего развития. Глупо останавливаться на достигнутом, всегда есть куда расти, к чему стремиться».
АДЫГЭ ХЭКУ
Шеомир рассказал о том, как к нему пришла идея фильма «Адыгэ Хэку», который посвящен столетней русско-кавказской.
«Фильм «Адыгэ хэку» изначально планировался как рекламный ролик к презентации идеи памятника адыгам-мухаджирам, который намерен воплотить в жизнь мой хороший знакомый из Нальчика скульптор Арсен Гушапша. Если вы обратите внимание на финал фильма, вы увидите памятник адыгу-воину на одном берегу и памятник адыгской женщине с детьми на другой стороне моря. Это и есть памятники, задуманные Арсеном.
Изначально фильм планировался как 3-5 минутный ролик, но когда я стал над ним работать, я понял, что в такой короткий формат очень сложно уместить всю задумку, и передать всю масштабность трагедии. Пересмотрев массу литературы и побеседовав с компетентными в исторических вопросах людьми, я взялся за фильм. Работал над ним около года. Моей главной находкой, я считаю, был параллельный сюжет растущего дерева, которое отображает судьбу целого народа на протяжении нескольких веков. В течение этой 101-летней войны я показываю, как оно сгорает дотла. Но в конце оно все-таки возрождается в виде нового ростка на сгоревшем пне. Как и черкесский народ, который все-таки выжил и не потерял свою самобытность, культуру и язык».
ВЫСТАВКА
По мнению Шеомира, выставка, которая с 21 мая по 11 июня 2013 года будет проходить в Национальном музее Кабардино-Балкарии, очень важная и ответственная веха в его творческой биографии.
«С фильма «Адыгэ Хэку» началась черкесская тематика в моем творчестве. У меня много идей по созданию фильмов о мамлюках или, например, о меотах. Мне давно хотелось заняться в своих произведениях темой черкесского народа и поэтому выставка, как событие, для меня не самоцель. Я хотел, чтобы акцент был именно на адыгской теме. В этом году исполняется 250 лет с года начала русско-черкесской войны и песок, мне кажется, очень ассоциативно сочетается с тем временем. Время, которое ушло, как песок, с морем, которое смывает песок, с древностью и этой зыбкой связью. Это будет серия выставок, которая пройдет в Нальчике, Майкопе. В планах Черкесск, Москва и Стамбул. Люди, которые придут на выставку может быть узнают какие-то неизвестные им до этого детали трагедии нашего народа. А вторая цель выставки, чтобы посетители увидели и открыли для себя новую технику рисования песком, в которой даже еще не развились стили».
Марьяна Урусмамбетова.
Фото из архива Шеомира Гучепшоко.