Человек на своем месте. Мурадин Думанов

Среда, 19 февраля 2014 г.
Просмотров: 24268
Подписаться на комментарии по RSS

Человек на своем месте. Мурадин Думанов

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Наш сегодняшний гость подтверждает это распространенное мнение. Заслуженный артист Кабардино-Балкарии Мурадин Думанов – художественный руководитель Театра эстрады, актер, композитор, драматург, музыкант. Все, чем он занимается, отмечено знаком качества и высокого профессионализма. Одним словом, выражение «человек на своем месте» - это именно про него.  

 

"ТЕАТР - ЭТО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДЕЙСТВИЕ"

 

Мурадин Думанов родился в Кисловодске, но позднее вместе с родителями переехал в селение Псынадахо.

 

- У нас была музыкальная семья. - вспоминает Мурадин. - Мама прекрасно играла на гармонике, отец великолепно исполнял старинные адыгские песни. Вероятно, поэтому я с удовольствием слушаю  и играю национальную музыку, неважно, кабардинская она, балкарская, грузинская или украинская. Очень люблю старинные русские песни. В детстве я подыгрывал маме на гармонике, потом освоил  балалайку,  гитару и  духовые инструменты.

 

В юности, он, как и большинство его сверстников с удовольствием слушал «Битлз» и «Роллинг стоунс».

 

- В селе с такой музыкой было туговато. Если у кого-то появлялся транзистор, мы собирались у него дома, слушали зарубежную музыку и конечно «вражеские» голоса. Между прочим, у нас в стране тоже были замечательные коллективы: «Цветы», «Самоцветы», «Голубые гитары», «Добры молодцы», позднее появились «Песняры» и  «Ялла», - вспоминает Думанов. - В любой композиции я  ищу обороты близкие к адыгской музыке. В этом смысле, нам близки традиционные шотландские мелодии.  

 

В армии Мурадин играл в ансамбле. Демобилизовавшись, решил поступать в Щукинское училище. С подачей  документов  он опоздал, но тут снова вмешался случай. 

 

- Судьба свела меня с Мухарбеком Аковым, актером Черкесского драматического театра, который теперь носит его имя. С легкой руки этого человека, я стал актером, и какое-то время работал в Карачаево-Черкесии, - вспоминает артист.

 

Человек на своем месте. Мурадин Думанов

По возвращении в Нальчик, Думанов пришел в труппу Кабардинского театра драмы и примерно в это же  время близко сошелся с артистами из ансамбля «Кабардинка». Узнав, что новый знакомый неплохо танцует, они предложили ему всерьез заняться хореографией. В ансамбле Думанов танцевал почти десять лет. В то время «Кабардинкой» руководил легендарный  Мутай Ульбашев. Встречу с этим человеком гость нашей рубрики считает настоящей удачей. 

 

- Мне вообще везло на талантливых людей. Я лично знал Хашира Дашуева. Работал с  Григорием Гальпериным. Это уникальный балетмейстер – соратник Моисеева, создателя всемирно известного ансамбля. Гальперин руководил  несколькими национальными коллективами, потом пришел в «Кабардинку». Программа, которую мы в то время исполняли, появилась благодаря ему и Мутаю Ульбашеву, который прекрасно разбирался в национальной хореографии. Вместе с Гальпериным, они составили великолепный тандем – «Кабардинка» в те времена гремела. Помню, как-то раз,  наши танцоры выступали в Музыкальном театре. Толпа буквально снесла милицейское оцепление и  разбила стеклянные витрины, - вспоминает Мурадин.  

 

Вместе с коллективом, он объездил полмира. Побывал практически во всех социалистических странах. Выступал в Испании, Греции, Тунисе, Алжире, Марокко, Индии…

 

- Перед выездом за границу нас собирали и проводили инструктаж: «Ребята, если даже увидите что-то диковинное, не обращайте на это внимание». Но глаза, ведь, не заклеишь. Ощущения были непередаваемые: совершенно другие люди, другой мир. Когда мы надевали вещи, привезенные из-за рубежа, весь город разглядывал нас, как музейные экспонаты, - смеется артист.

 

В 1985 году он снова вернулся в кабардинский театр. Его учителями стали замечательные актеры старой школы: Али Тухужев, Тимофей Жигунов, Куна Дышекова, Султан Каздохов, Мухадин Секреков, Казима и Леонид Эркеновы …

 

- Что касается балкарских актеров, я очень любил и люблю Магомеда Кучукова. До сих пор собираю про него всевозможные истории и байки. Никогда не забуду тот день, когда умер Али Тухужев. То, что увидел на его похоронах, пронесу через всю свою жизнь. Магомед  встал на колени и плача, ладонями выравнивал могилу друга.

 

О легендарном Али Тухужеве, наш гость может говорить бесконечно.

 

- Он умел найти общий язык практически с любым человеком, вне зависимости от возраста. Играл с детьми в песочнице, становясь при этом совершенным ребенком, или вел неторопливую беседу с глубокими стариками. Он старался казаться веселым, но, как мне показалось, на самом деле был человеком серьезным и по-настоящему глубоким. Артисты, работающие в сатирическом жанре вообще, как правило, люди грустные. Сатира напоминает кривое зеркало, через которое человек смотрит на самого себя. Цель этого жанра  «ущипнуть» зрителя, заставить его задуматься.  Вызвать бессмысленный смех несложно, гораздо труднее, чтобы зритель понял, почему и над чем он смеется. Я когда-то написал новеллу для прекрасной актрисы Мадины Докшукиной. Перед самым выступлением она отказалась идти на сцену, испугавшись, что не справится с ролью. Я настоял буквально силой. Содержание в общих чертах следующее: Старушка-кабардинка живет в Доме для престарелых. Периодически она пишет письма, якобы от сына и вслух читает своим подругам. В зале я увидел людей, которые смеялись, и вдруг на их глазах появились слезы. Плакали даже мужчины, и тогда я понял, что цель достигнута. Кстати, Мадина справилась с ролью блестяще.

 

Человек на своем месте. Мурадин Думанов Человек на своем месте. Мурадин Думанов

 Сцены из спектакля "Вожди"

 

По мнению Мурадина Думанова, проблема перевода перед национальными театрами не стоит так остро, как может показаться дилетанту.

 

 - Театр – это в первую очередь действие, - считает артист. -  Если актер играет талантливо, зрителю все понятно без слов. Именно поэтому абхазская труппа выезжает в Швейцарию и без всякого перевода показывает там свои спектакли на родном языке? А великий Тхапсаев, исполняя в Королевском театре в Лондоне роль Отелло, декламирует Шекспира на осетинском, тогда как все остальные актеры говорят по-английски.  

 

Человек на своем месте. Мурадин Думанов

Его песни поют Черим Нахушев, Хусен Маремуков, Ольга Сокурова, ансамбли «Бжамий» и «Сосруко». Театр Эстрады, которым руководит  Мурадин Думанов, появился в Кабардино-Балкарии относительно недавно, но уже снискал популярность у зрителя.

 

За короткий срок состоялось несколько премьер и, надо сказать, спектакли имели большой успех.  Кроме того, здесь проводят вечера старинной адыгской песни,  в которых принимают участие не только известные артисты, но и самодеятельные исполнители.

 

Несмотря на тотальную занятость, артист находит время для хобби. Он  собирает  музыкальные инструменты, по большей части национальные. Кроме того, наш гость коллекционирует фонограммы. В его собрании выступления Государственного академического хора  СССР, украинская, латышская, узбекская, таджикская, ирландская, русская, адыгская музыка.

 

- С удовольствием слушаю оркестр Янни Каламата. Этнический грек, он собрал музыкантов со всего мира. Каждый играет на своем национальном инструменте, и, можете мне поверить, эта музыка завораживает, - говорит Мурадин Думанов.  

 

Эдуард БИТИРОВ.

© Фонд черкесской культуры "Адыги" им. Ю.Х. Калмыкова



сегодня
23 октября 2018 года
 
В этот день
ДЕНЬ РАБОТНИКОВ РЕКЛАМЫ
1995 г. – Стивен Уэстеби (Англия) сделал первую операцию по имплантации сердца, работающего от миниатюрного источника тока.
Все новости
Дорогие друзья! До концерта "Выпусник…
Дорогие друзья! Рады сообщить вам,…
Дорогие участники второго стипендиального конкурса…
О творчестве, о любимых книгах,…
Афиша
- Неназначенный срок далёк, назначенный наступит
Вход для зарегистрированных пользователей
Забыли пароль?
вход
Регистрация