"Чтобы добраться верхом на конях до центра убыхской земли Шъачэ, нам приходилось спешиться и в полусогнутом виде проходить через лесную чащобу, лежащей между крутыми горами, где солнечные лучи почти не проникали. Это место называлось Тыгъэмыс". Воспоминания глубоких стариков из шапсугского аула Большой Кичмай, что ныне входит в Лазаревский район Сочи, записаны в 30-х годах прошлого века. Шъачэ – это знаменитый Сочи. А в Тыгъэмысе вы легко узнаете Дагомыс.
Ты-гъэ на шапсугском диалекте адыгского языка "солнце", мыпс – "не светит" – объясняет значение имени "Дагомыс" "Топонимический словарь Кавказа" А.В. Твердого. Действительно, аксакалы свидетельствуют: кроны деревьев, густо растущих в теснине между горами, почти не пропускали солнечный свет. И самым ярким днем путешественник, стремящийся в Сочи, оказывался в сумрачном лесу. В мрачном ущелье текла речка Дагомыс. В километре от моря она делилась на два рукава – теперь их называют Восточный Дагомыс и Западный Дагомыс.
Панорама Дагомыса, составленная из двух фото Сергея Прокудина-Горского (между 1905 и 1915 гг.)
Все просто? Ну нет, в истории и географии так не бывает. Смятение в умы вносит прежнее название Восточного Дагомыса – Пседаго, то есть река (рода) Даго. В.И. Ворошилов в книге "Топонимы российского Черноморья", изданной Сочинским отделением Русского географического общества, рассказывает, что до Кавказской войны на левом берегу этой невеликой речки в трех с половиной километрах от моря, располагался аул Дагомуков, принадлежавший убыхскому дворянскому роду Берзек Докумоку или Догомуко. В таком случае Дагомыс сохраняет память о предводителесочинских убыхов Хаджи Берзеке Дагомуко.
<<< Хаджи Керентук Берзек Догомуко, князь убыхов
Весной 1864 года адыгская история этих мест закончилась: в устье реки Дагомыс командующий Даховским отрядом генерал-майор Василий Александрович Гейман принял от Хаджи Керентука Берзека Догомуко капитуляцию убыхских войск. Пост Кубанский, основанный в устье реки Дагомыс, стал опорным пунктом для освоения этого кусочка благодатной кавказской земли.
Солдаты Кавказского корпуса выходили в отставку и кучно селились в долинах Западного и Восточного Дагомыса. Поселки так и назывались "Вторая Рота", "Третья Рота", "Четвертая Рота". К концу того века сюда хлынули переселенцы из многих губерний Российской империи и армянское население Турции – в Османской империи уже отчетливо пахло грозой, которая потом обернется резней армян.
Но самые лакомые куски солнечного черноморского побережья достались, конечно, имущим деньги и власть. Берите еще выше – в конце позапрошлого столетия эти места пришлись по вкусу царской семье. Здесь разбили парк, заложили ферму, посадили фруктовые сады и виноградники.
![]() |
![]() |
Фото Сергея Прокудина-Горского .(1) Дагомыс. Императорская ферма, 1900-е гг., (2) Дагомыс. Дом управления, 1900-е гг.
Автор "Путевых заметок по Черноморскому округу" А.В. Верещагин описывает царское имение так: "Сад занимает ровную и ближайшую к реке местность… За садом построен небольшой, но красивый домик садовника, рядом с которым расположен питомник, обнесенный изгородью. В питомнике разводятся многие сорта растений… яблонь, груш, персиков, вишен и слив. Садовник Вечеслав Машко… знает свое дело. При таком человеке, а вместе с тем и при содействии агронома Гейдука, садоводство на ферме его величества пойдет… основательно и успешно".
Фото Сергея Прокудина-Горского. Дагомыс. Араукарии в царском парке, 1900-е гг.
Сочинский землевладелец, агроном А.В. Верещагин, кстати сказать, вовсе не брат художника-баталиста, как многие безосновательно думают, не ошибся. Дело на ферме его величества пошло основательно и успешно, продукты повезли к царскому столу и на сочинский рынок, где их расхватывали влет: находилось немало желающих питаться по-царски! А из поселка, выстроенного для обслуживания царских угодий, со временем вырос тот самый Дагомыс, что ныне известен как курортный поселок.
При советской власти здесь начали промышленно выращивать чай. Вернее, начали еще перед революцией: первую плантацию чая заложил селекционер Иов Кошман в Солохауле недалеко от Дагомыса. В 30-е годы его многолетние труды дали результаты, а после войны, в августе 1947 года Совет Министров СССР выпустил постановление "О развитии культуры чая, цитрусовых и других субтропических плодовых культур в Краснодарском крае".
Фото Сергея Прокудина-Горского. Сбор чая (между 1905 и 1915 гг.)
Уже 12 октября 1947 года организовали "Дагомысский чайный совхоз" – в ту пору будущие чайные плантации еще были покрыты лесом. "Дагомысский чайный совхоз" не ушел в небытие вместе с СССР – теперь это группа компаний "Дагомысчай".
В начале 30-х годов прошлого века в Дагомысе работали две туристические базы и несколько некрупных домов отдыха. Тогда же в Дагомысе открыли мебельную фабрику: на побережье, как грибы, росли санатории, и здравница требовалась мебель. В 1958 году Дагомыс стал рабочим поселком, три года спустя вошел в состав Сочи. Но настоящее второе рождения Дагомыс пережил в начале 80-х, когда к солнцу взметнулись 27 этажей гостиницы "Дагомыс".
Панорама Дагомыса с той же позиции, что у Сергея Прокудина-Горского, только сто лет спустя - в 2012 г.
Среди бесчисленного количества конференций, семинаров, симпозиумов, что устраивали здесь, отдельно выделяют 38-ю конференцию Пагуошского движения ученых 1988 года, которую открывал академик Андрей Дмитриевич Сахаров. После распада СССР гостиничный комплекс перешел от "Интуриста" в ведение Управления делами президента РФ, и там ежегодно проводился международный журналистский фестиваль "Вся Россия". Нынче оздоровительный конкурс реконструируют, и вскоре он снова вернется к жизни.
<<<Исход убыхов. Рисунок неизвестного художника.
А что же убыхи, которым некогда принадлежали эти земли? В 1864 году им предложили принять российское подданство и переселиться в Кубанские степи.
Убыхи предпочли эмиграцию. В первом номере журнала "Русская старина" за 1882 году А. П. Берже приводит цифры: в Турцию ушло 74 567 человек убыхского племени. Родной язык они не сохранили: последний известный носитель убыхского языка Тевфик Эсенч скончался в 1992 году в Турции.
Он был последним из ушедших – именно так назвал его Баграт Шинкуба в одноименном романе, где герой списан с Эсенча.
Автор: Нина Ахохова.
Фото: Дмитрий Ворона, Википедия
Фонд черкесской культуры «Адыги» им. Ю.Х. Калмыкова
Убыхейр и п1эм зэритщ! Хэхэсхэр Хэкурыс зэрыхъужу АДЫГЭБЗЭК1Э (Убыхей гущы1эк1эк1э) къэпсэлъэжынущ!!!