В давние-предавние времена жил на Кавказе на берегу реки Белой беспощадный и бессовестный великан Руфабго. И сладу никакого с великаном не было – он требовал в жертву самых красивых горянок из окрестных аулов. Однажды на бой с подлым исполином вышел добрый и отважный Хаджох. Умом и смекалкой он победил мерзкого великана и вырвал у него жестокое сердце. Потекла холодная кровь и обратилась ручьем среди скал. А злое сердце окаменело и перегородило ручей. С тех пор ручей зовут Руфабго, а камень и водопад, что образовался на ручье – "Сердцем Руфабго".
Руфабго – в переводе с адыгского языка "бешеный" или "строптивый". С этим, впрочем, согласны не все специалисты по топонимике. Несогласные упирают на документы времен Кавказской войны, где в этих местах встречается пост Гуфабго, и это название видится ученым связанным с адыгским словом "гу", то есть сердце. Но не станем углубляться в языковые тонкости. Уж больно хорош контекст: бешеный строптивец Руфабго, натыкаясь на собственное сердце, обрушивает с камня гремящий поток воды.
Водопад "Три братца". |
И если б только один! Так нет, левый приток реки Белой, если верить Государственному водному реестру России, а не топографическим картам, стекающий с отрога Азиш-Тау на всей своей невеликой, чуть более чем десятикилометровой длине срывается со скал чуть не полутора десятками красивейших водопадов. От любознательного туриста они не прячутся: первый "Три братца" виден прямо с моста через реку Белую в районе поселка Каменномостского. Братца на самом деле три – три ручья падают прямо в реку Белую.
Водопад "Шум". |
Следующий водопад вы услышите издалека. Поток, летящий с шестиметровой высоты, грохочет – что Ниагара, оттого и прозван "Шумом". И у следующего название говорящее: "Малыш" он и есть малыш – каскад столь невеликих водопадиков, что их можно запросто проскочить, и не заметив. Зато "Сердце Руфабго" ни за что не пропустишь. Грандиозное и незабываемое зрелище: река с разбегу налетает на каменное сердце и летит с высоты, рассыпаясь хрустальными струями. Роскошны и декорации природного спектакля: величественное мрачное ущелье, сложенные высокой стопкой плиты известняка, местами укрытые пушистым ковром из мха…
Автор: Елена Адамова.
Иллюстрация: Елена Пустовит. Фото: Сергей Михайлюк.