Генуэзец Джоржио Интериано покинул родной город еще в юности. Он не получил серьезного образования, но был любознателен и толков. С самых ранних лет Интериано тянуло в путешествия. Много лет он странствовал по дальним городам и странам, и все, что видел, слышал и испытал, старался записать. Попутно он набрался географических и естественнонаучных знаний, так что ныне его числят среди известных историков и этнографов эпохи Возрождения. Из числа виденных им стран он выделил Черкесию, или, как он ее называет, страну Зихов. Она особенно поразила Интериано, и он решил описать ее в самую первую очередь.
Талантливый ученый, хотя и самоучка, Интериано близко дружил со многими деятелями эпохи Ренессанса. Среди его друзей оказался венецианский издатель Альд Мануций, в типографии которого в 1502 году и была издана книга "La vita et sito de sichi, chiamati circassi", или в переводе с латыни "Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование".
Интериано вполне можно уподобить Колумбу: он открыл Европе Черкесию. Именно из книги Джорджио Интериано европейский читатель впервые узнал об адыгах и особенностях их культуры. Интересно и нам: со страниц, написанных Джорджио Интериано, встает Черкесия XIV века, Черкесия о которой так мало известно.
Черкесы. Рисунок неизвестного автора
Зихи – называемые так на языках: простонародном (Volgare – т. е. итальянском), греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют "адига". Они живут на пространстве от реки Таны до Азии по всему тому морскому побережью, которое лежит по направлению к Босфору Киммерийскому, ныне называемому Восперо, проливом Святого Иоанна и проливом Забакского моря, иначе — моря Таны, в древности называвшегося Меотийским болотом, и далее за проливом по берегу моря вплоть до мыса Бусси и реки Фазиса и здесь граничит с Абхазией, то есть частью Колхиды. А все их побережье, включая сюда вышеназванное болото и пространство вне его, составляет около пятисот миль. Через всю же их землю на восток можно проехать самое большее за восемь дней.
Живут они деревнями и во всей стране нет ни одного города или укрепленного стенами места, а их самое большое и лучшее поселение – это небольшая долина в глубине страны, называемая Кромук, имеющая лучшее местоположение и более других населенная. Со стороны суши граничат они со скифами, то есть татарами. Язык их трудный – отличающийся от языка соседних народов и сильно гортанный.
Женщины у них разрешаются от бремени на соломе, желая, чтобы она служила первым ложем новорожденному, и затем несут его к реке и там купают, не обращая внимания на мороз и холод, весьма обычные в тех краях. Новорожденному дают имя того, кто первым из посторонних войдет в дом после родов, и если это грек, латинянин или вообще носит иностранное имя, то всегда прибавляют к этому имени "ук";. например, Петро – Петрук, Пауло – Паулук и т. д.
Они не имеют письменности и не пользуются никаким алфавитом – ни собственным, ни иностранным.
<<< Иллюстрация из книги Э. Спенсера. Гостиная в доме черкесского князя.
Есть среди них знатные и вассалы и сервы, или рабы. Знатные пользуются среди прочих большим почетом и значительную часть времени проводят на коне. Они не терпят, чтобы их подданные держали лошадей, и если случится вассалу вырастить как-нибудь жеребенка, то, как только он станет большим, его отнимает дворянин и дает ему взамен быков, присовокупляя такие слова: "Вот это, а не конь, больше подходит для тебя". Между знатными есть много таких, которые имеют вассалов, и все живут без какой-либо зависимости друг от друга.
Лишь только сыну знатного исполнится два или три года, его отдают на попечение одному из слуг, и тот ежедневно его возит с собою на коне с маленьким луком в руках, и как завидит курицу или другую птицу, а не то свинью или другое животное, то учит его стрелять, а затем, когда он станет побольше, он и сам охотится за этою живностью в своих же собственных владениях, и подданный не смеет чинить ему никаких препятствий.
Черкесы. Рисунок неизвестного автора
Верхняя часть одежды у них делается из валяной шерсти, наподобие церковной мантии, которую они носят открытой с одной стороны, так, чтобы правая рука оставалась свободной. На голове нося шапку из этого же войлока, в виде сахарной головы по форме. Под плащом они носят так называемые tpelicci из шелковой или полотняной материи с широкими складками и собранные у пояса снизу, наподобие того, как носили древние римляне. Носят сапоги и ботинки, надеваемые одни на другие и очень нарядные, а также широкие холщовые шаровары.
Усы носят длиннейшие. Имеют также при себе всегда на боку прочее свое снаряжение, а именно, огниво в красивом кожаном кисете, которые делают и расшивают их женщины.
Эти зихи по большей части красивы и хорошо сложены, а в Каире можно встретить людей, отличающихся величественной наружностью между мамелюками и эмирами, большинство которых, как было сказано, из их племени.
То же самое следует сказать об их женщинах, которые в этой стране в высшей степени гостеприимны и по отношению к чужестранцам. Вообще у них в обычае гостеприимно и с величайшим радушием принимать всякого.
А пьют они воду из своих источников, очень полезную для пищеварения. Употребляют в пищу еще и мясо животных домашних и диких; кукурузы и виноградного вина у них нет; много проса и других зерновых продуктов, из которых они делают хлеб и различные кушанья, а также напиток, называемый буза. Они употребляют также вино из меда пчел.
Знатные женщины у них не занимаются никакой работой, за исключением вышивания и украшения кожаных изделий; они расшивают узорами кожаные кисеты для огнива (о которых говорилось выше) и очень красивые кожаные же кушаки.
По книге Джорджио Интериано "La vita et sito de sichi, chiamati circassi"
путешествовал Илья Афанасьев.
Фото: Википедия, archivesjournal.ru и др. открытые источники
© Фонд черкесской культуры "Адыги" им. Ю.Х. Калмыкова