Мальчик Хасан жил в кабардинском селе и очень любил кино. А потом мальчик вырос и, несмотря на препятствия, стал кинорежиссером. И стал снимать свои родные горы, а также самых знаменитых актеров советского кинематографа. Такое вот кино…
"Девятилетний Буба живет в кабардинском селе и очень любит музыку. Несмотря на недовольство родителей мальчик обучается играть на геликоне и становится музыкантом". Таков немудрящий сюжет новеллы "Буба" из киноальманаха "Как стать мужчиной" – первой самостоятельной работы режиссёра Хасана Хажкасимова. Эта первая работа сразу раскрыла масштаб мастера – за "Бубу" Хажкасимов получил приз ЮНЕСКО. Словно о себе рассказывал…
Кадры из к/ф Хасана Хажкасимова «Под знаком однорогой коровы.1986 г. |
Официальная биография подсказывает, что Хасан Хажкасимов родился и прожил детство в селе Сармаково, бывшем кабардинском ауле Бабуково. И вроде бы логично – именно отсюда род Хажкасимовых - род Хьэжкъасымхэ степени "уэркъ щауэлIыгъусэ".
На самом деле, и здесь первая неточность, будущий кинорежиссер родился в ауле Кармово, а детство провел в Баксане. Почему? Об этом позже, а пока скажем, что дворянское семейство Хажкасимовых сильно повлияло на деловую и общественную жизнь Кабарды во второй половине позапрошлого и начале прошлого века. К тому времени на родине осталась лишь малая часть Хажкасимовых: другие представители некогда разветвлённого рода переселились после Кавказской войны за море – в Турцию. Там они заметны и влиятельны доныне. Но не о них речь.
Будущий отец будущей знаменитости Исуф Зачереевич Хажкасимов был коммерсант не из последних: владел, помимо прочего, домами в Кисловодске и Пятигорске и Екепцокским лесом на берегу Малки в Кабарде. Революция перевернула налаженное дело и отняла добро, а Гражданская война погубила двух родных братьев Исуфа. С двумя другими он посидел в сталинских застенках. И единственный – вернулся в Кабарду. Поселился в Баксане, не в родном Сармаково. Так поступали многие уорки - мало кто из выживших вернулся в села, в которых жили их фамилии ранее. Там в Баксане и поселился Исуф со своей женой, красавицей Быбой, а потом у них родился сын Хасан.
Хасан Хажкасимов во время съемок к/ф «Буба». 1970 г. |
Следуя официальной биографии – это случилось 10 мая 1938 года. Кто-то даже нашел символичным, что «режиссёр Хажкасимов родился в один день с французской кинозвездой Мариной Влади».
Но здесь вторая неточность, которую объясняет Андзор, сын кинорежиссера: «Поколение отца, зачастую записывало даты рождения как Бог на душу положит. Отец родился "когда убрали кукурузу", а если точнее - 26 октября 1939 года, но чтобы пойти в школу пораньше, указали 10 мая 1938 года. Так это и осталось потом в документах».
Википедия называет Хасана Хажкасимова российским режиссёром. Поправим интернет-энциклопедию: Хасан Исуфович – первый кабардинский режиссёр, и даже первый из заметных режиссёров – уроженцев Кавказа.
Кино, пусть и не сразу, но стало его профессией – выпускник Северо-Осетинского сельскохозяйственного института, почвовед Хажкасимов поступил на курс легендарного Михаила Ромма и Александра Столпера во ВГИК. И прижился на почве кинематографа.
Второкурсника приметил Станислав Ростоцкий. Еще не снявший "Доживём до понедельника", но уже прославленный фильмом "Дело было в Пенькове". Молодой, но знаменитый Ростоцкий приступил к съемкам "Героя нашего времени". И счёл, что талантливый кабардинец – подходящая кандидатура на должность помощника режиссёра в фильме, где герои – черкесы.
"На этих съемках я получил больше, чем за все обучение во ВГИКе", – рассказывал Хасан Хажкасимов журналистам. Ростоцкий доверил начинающему режиссёру работу с Казбичем, Азаматом, Максимом Максимычем и с массовкой. И даже позволил снять несколько сцен.
<< Хасан Хажкасимов на съемках к/ф «Герой нашего времени». 1967 г |
Потом Ростоцкий руководил дипломным проектом первого кабардинского режиссёра и сдружился с ним на всю жизнь. Он приезжал в гости к Хажкасимову в Кабардино-Балкарию. И помог стать на крыло: стал соавтором сценария первой самостоятельной работы – новеллы "Буба"
Кадр из к/ф Хасана Хажкасимова «Всадник с молнией в руке». 1975г. |
Потом это станет доброй традицией: все фильмы Хасана Хажкасимова сняты по сценариям авторов, что нынче числят в классиках советского кинематографа. Сценарий героической картины "Всадник с молнией в руке" о Вере Флёровой, открывшей на Кавказе знаменитое Тырныаузское месторождение вольфрама и молибдена, написали Юлий Дунский и Валерий Фрид.
Приключенческую комедию "Дюма на Кавказе" Хажкасимов поставил по сценарию Резо Габриадзе. А в основу "детской киноповести" "Под знаком однорогой коровы" легли собственные рассказы Хасана Исуфовича. Но и здесь он остался верен привычке – сценарий по рассказам писал признанный мастер, автор "Афони" Александр Бородянский.
Верность обычаям – известное качество кавказца. Обычаю приглашать в свои фильмы лишь первоклассных актёров Хасан Хажкасимов не изменял. В его фильмах снимались не отдельные звёзды, а целые созвездия крупных актёров. Какие имена! Владимир Этуш, Екатерина Васильева, Каха Кавсадзе, Иван Рыжов, Татьяна Кулиш, Роман Карцев, Виктор Ильченко, Баадур Цуладзе, Виктор Павлов. И, конечно, земляки – кабардинцы: Барасби Мулаев, Хужа Кумахова…
Кадр из к/ф Х. Хажкасимова «Дюма на Кавказе». |
Но главный актёр у Хасана Хажкасимова – Кавказ. Любовь к родной земле сквозит у режиссёра в каждом кадре. Кажется, он умеет передать самую душу этих величественных гор. В его картинах камни оживают, и становятся полноправными участниками событий – то веселых авантюр, то героических приключений, то лирических переживаний. Родная почва – вспомним первую профессию режиссёра – напитала его работы всеми животворными соками Кавказа, породила оригинальную творческую манеру, то особое поэтическое настроение, которое мгновенно передается зрителю.
В перестройку Хасан Хажкасимов поддался искушению публицистикой. Документальный фильм "Негасимый очаг" он снял о I Всемирном черкесском конгрессе в Нальчике. Перед широкой публикой впервые без купюр и умолчаний предстала непростая история адыгского народа. Тема задела и не отпустила: Хажкасимов приступил к экранизации книги Баграта Шинкубы "Последний из ушедших".
Эту книгу, вероятно, прочел каждый черкес: она рассказывает о трагической истории убыхов, что разделили судьбу других мухаджиров после Русско-Кавказской войны. Хасан Исуфович и тут остался верен своим традициям – сценарий киноэпопеи написал легендарный в мире кино Рустам Ибрагимбеков, автор сценария оскароносного фильма "Утомленные солнцем" и культовой картины "Белое солнце пустыни".
Но времена пришли некиношные… Денег на фильм в постперестроечной стране не нашлось. Фильм отложился в слишком долгий ящик – он не снят до сих пор. Хотя тема по-прежнему актуальна, сценарий все так же блестящ. Может, пора откликнуться адыгам-меценатам?
Автор: Ольга Дерико.
Фото из семейного архива Хажкасимовых любезно предоставил сын кинорежиссера Андзор Кабард. Спасибо!