Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин

Воскресенье, 13 апреля 2014 г.
Просмотров: 24095
Подписаться на комментарии по RSS

Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин

Прежде, чем стать художником, Шеомир Гучепшоко пробовал себя в поэзии и в музыке. Судьба определила его в точку, где все сошлось. Его руки летают над столом с песком, словно играют на особенном, неназванном еще музыкальном инструменте. Музыка его души воплощается в зримые поэтичные образы, завораживающие зрителя. То, чем занимается художник Гучепшоко, называется английским словом sand-art, по-русски песочное искусство или песочная анимация. В интервью порталу Fond-adygi.ru Шеомир рассказал об особенностях уникального песочного искусства и своем приходе к sand-art, о том, что значит для него быть адыгом и проблемах Кавказа, о любви и будущем.

 

- Шеомир, все мы родом из детства, расскажите о себе: где вы родились, в какой семье?

- Родился я в 1981 году в  Майкопе, одном из самых солнечных городов России. Столица республики Адыгея – это небольшой городок,  окруженный горами, пещерами и водопадами,  для меня до сих пор – это самое красивое и уютное место в России. Родители разошлись незадолго до моего рождения.  И моим воспитанием фактически занимался дядя – мамин брат.  В школе я учился в  90-е годы, и финансовое положение в моей семье тогда было довольно тяжелым. Я помню было время, когда мы ели лишь макароны и хлеб – даже сахара не было. Это был нелегкий период.

 

- Вы сказали, что на ваше становление большое влияние оказал дядя. Кто еще? Какие книги, картины, музыка повлияли на вас?

- Да, из людей в большей степени на мое становление как личности повлиял мой дядя, брат матери Заур. Из художников я всегда уважал творчество Питера Брейгеля старшего, но был период увлечения Винсентом Ван Гогом, Михаилом Врубелем, Сальвадором Дали. И чтение было соответствующее: к примеру, в период увлечения творчеством Дали я взахлеб читал его книги: "Дневник одного гения" и "Моя тайная жизнь". А в "вангоговский" период своей жизни я читал "Собрание писем Ван Гога к брату Тео и к друзьям".

 

Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин

Три возраста Шеомира: 1982 год (с отцом),1984 год (с мамой), 1995 год.

 

С музыкой у меня складывались такие же непостоянные отношения. В студенческие годы я увлекался русским роком, был поклонником творчества Цоя, Гребенщикова, Башлачева, "ДДТ". Тогда я сам сочинял и исполнял песни. Потом, неожиданно, открыл для себя мировую классику – Чайковского, Шопена, Бетховена и джаз. В последние годы, когда у меня наступил период национального самоосознания, я увлекся адыгским фольклором и историей. И естественным образом туда вплелись и адыгская литература и музыка, и произведения художников. 

 

- Можете припомнить, когда проявились художественные способности и как вы поняли, что вы – художник?

- К рисованию меня тянуло с самых ранних лет. И естественным шагом было поступление в художественную школу, а затем и в училище искусств, которое я окончил в 2001 году  с дипломом по специальности "Живопись". Параллельно с учебой я принимал участие во всевозможных выставках городского и регионального значения, а также подрабатывал художником-реставратором в Национальном музее Республики Адыгея.

 

- Значит так: сразу живопись и навсегда?

- Нет, не сразу. Даже тогда я не переставал искать себя. Увлекся поэзией, выиграл городской поэтический конкурс  и всерьез задумался о поступлении в Литературный институт. Союз писателей Адыгеи  готов был дать мне направление в этот легендарный московский вуз. Но, как говорится, не сложилось. Потом я занялся музыкой. Писал песни под гитару, играл в любительской группе. Были даже какие-то выступления на публике.

 

Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин  

С майкопским Клубом молодых лидеров в экологической акции. Новороссийск, август 2002г.

 

Я думаю, такой период в жизни был у многих моих ровесников. Позже, судьба привела мою любопытную натуру в Технологический институт, на факультет Социально-культурный сервиса и туризма. Возможно, сказывалась близость гор и моря, а самое главное, возможность их исследовать вдоль и поперек. Но в реальности все оказалось гораздо прозаичнее.

Таким образом, я перепробовал все интересные для себя пути в родном городе, и вот тут осознал: в первую очередь, я – художник. И мне нужно что-то большее.

 

- И что вы предприняли?

- Я поехал в ближайший от Майкопа крупный город, Краснодар.  И поступил на подготовительное отделение факультета Монументально-декоративно-прикладного искусства  Краснодарского Государственного Университета культуры и искусств. Это  тоже был нелегкий период в моей жизни: с работой в Краснодаре было сложно, а на помощь родителей рассчитывать не приходилось.

 

- Но вы выдержали?

- У меня был стержень, который давал веру в будущее. Я хотел получить высшее художественное образование во что бы то ни стало и самореализоваться, то есть стать успешным художником. В 2003 году у меня состоялась первая персональная благотворительная выставка в Майкопском пансионате для престарелых.  Она называлась «Рассвет» и состояла из всех работ, которые у меня были на тот момент. Конечно, она не могла быть тематической по определению, но для меня это было значимое событие.

 

- Однако закончить художественный вуз в Краснодаре вам так и не удалось?

- Да, не удалось. Дело в том, что подготовительное отделение не давало отсрочки от призыва. Меня забрали в армию и отправили служить в Московскую область.  Это стало переломным моментом в моей жизни. Два года моей армейской жизни я вспоминаю с ностальгией и улыбкой. У меня всегда была творческая работа и даже возможность зарабатывать деньги.

 

Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин

В армии. Во время работы над офицерским портретом, зима 2005г. (1). С сослуживцами на фоне своей работы, весна 2005г. (2)

 

Помимо дембельских альбомов на заказ, я создавал портреты офицеров и их родных. За это мне давали возможность иногда ездить в столицу.  Во время этих краткосрочных набегов я под конец службы подал документы в несколько художественных вузов Москвы.  И после демобилизации в 2005 году поступил в Московский педагогический государственный университет на художественно-графический факультет. Как говорится, «с корабля на бал».

 

- В Москве к вам и пришел первый успех?

- Конечно, попав в Москву, я был поражен ее размахом и открывающимися перспективами, тем более по сравнению с провинциальным Краснодаром и сонным Майкопом. Я осознавал, что первое время придется нелегко, но эйфория от сумасшедшей столичной жизни и возможности самореализоваться делала меня слепо счастливым.

К тому времени я увлекся сатирическо-философской тематикой, и нашел для себя предельно емкий и яркий персонаж шута-философа, который страдает за всех пророков в своем отечестве. В его лице я говорил и о СократеЮ, и о Диогене, и об Эзопе, и многих других мудрецах, которые не были поняты при жизни.

 

Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин

Живопись, графика, инсталляция. "Его величество", холст, масло, 2009г (1). "Фаталист", акварель,гелевая ручка, 2007г (2). "Чревоугодие", предметная инсталляция, 2008г (3).

 

Я делал графические серии о шутах одну за другой. Нашлись люди, которые разделяли мое мировоззрение, появились почитатели моего творчества. Уже в феврале 2006 года мне организовали выставку-продажу в Санкт-Петербурге. После того как почти половина экспозиции была раскуплена, я подумал, что, наверное, искусство сможет меня прокормить.  Появилась уверенность в себе. И, главное, я не писал картины на заказ. Я делал исключительно то, что мне нравилось, и получал за это деньги.

 

- Шеомир, в какой технике вы работали в тот период, каких успехов достигли?

- К тому времени, как я окончил университет, а это произошло в 2008 году, я успел поучаствовать во всевозможных Московских и международных выставках, которые проводились в таких известных выставочных залах и музеях Москвы как «Московский дом художника», музей «Бородинская панорама», ЦСИ «Винзавод» «Галерея на Солянке» и так далее. Параллельно с этим я зарабатывал в качестве художника-шаржиста, сотрудничая с различными рекламными компаниями, среди которых были  такие солидные, как телеканал «СТС» и фирма «BOSH».

 

Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин

 

<<<   За дипломной работой, МПГУ, июнь2008г.

 

Помимо прочего, к тому времени, я еще увлекся предметной инсталляцией. Создав серию «7 пороков человечества», можно сказать, из подручных средств, я вынужден был унять свой творческий пыл, так как у меня не было помещения для хранения объемных работ.

Позже я неоднократно выставлял эту серию и она неизменно имела успех. В числе несомненных достижений - первое место в номинации "Живопись" в международной выставке-конкурсе "Смерть в современном искусстве" и первое место в номинации "Инсталляция" в международной выставке-конкурсе "Дух и реальность". 

 

- И все-таки вам чего-то не хватало?

- Возможно, сказывалось еще и то, что мои картины стали продаваться не так часто – ощущался кризис. На какой-то период времени я даже занялся росписью интерьеров. Но это было уже не искусство, а ремесленничество. На мой взгляд, на этом погорело много талантливых художников. Я не хотел превращаться в «официанта в искусстве», и оправдывать себя тем, что иначе не выживешь.

 

- И тут в вашей жизни возник sand-art

- Да, в 2009 году произошло событие, перевернувшее всю мою жизнь. Я открыл для себя sand art, то есть песочное искусство. Наткнувшись на популярный тогда ролик в интернете, я понял, что это то, что мне нужно. Это было как свежий глоток, как новый приток энергии. Я соорудил себе из подручных средств нечто напоминавшее стол мультипликатора, и как помешанный, дни и ночи напролет возился в песке, выводя какие-то образы.

 

- Вы стали, как вы говорите, возиться в песке, выводя какие-то образы… А графику и живопись забросили?

- Нет, я  так же продолжал писать картины и участвовать в выставках. Это был плавный переход. Вскоре я устроился на работу в качестве художника-преподавателя в Московскую студию рисования песком "Sand Pro", где  оттачивал свое мастерство среди профессионалов. Студия организовывала мне выступления и мастер-классы, они дали мне старт в освоении шоу-индустрии. Уже через полгода в моем послужном списке значились выступления на крупных мероприятиях, вроде всероссийского фестиваля "Ночь пожирателей рекламы".  

 

Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин

Выступление в_Берлине, 2011г (1). Мастер-класс в галерее "На Каширке", Москва, 2011г (2).

 

В одном только 2010 году я участвовал в выставках в Литве, Украине, Словакии, Казахстане, Испании, ездил с мастер-классами, выступал с песочным шоу в российских городах: Москва, Санкт-Петербург, Рязань, Томск, и за границей: Кишинев, Мадрид, Сидней, Мельбурн. Плюс ко всему в этом году состоялась важнейшее событие моей жизни, моя свадьба. Стабильность пришла не только в мою карьеру, но и в личную жизнь.

 

- Об этом поподробнее, пожалуйста. Ваша избранница –  кто она, какая она, чем занимается? 

- Моя супруга Анастасия – это генератор хорошего настроения и позитива. За это я ее и выбрал. Мне всегда нравились такие девушки: веселые, жизнерадостные, с хорошим чувством юмора. Тихонь и скромниц я всегда воспринимал с подозрением и опаской.

 

Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин

С супругой Анастасией в усадьбе "Коломенское", 2011г.

 

С Настей мы познакомились в студенческие годы. Мы вместе играли в студенческом театре при МПГУ. По иронии судьбы, играли мужа и жену. И примерно через год после знакомства осознали, что должны быть вместе. Несмотря на то, что она младше меня на шесть лет, она очень сознательная и по многим вопросам я с ней советуюсь. По профессии она лингвист, преподаватель английского языка. Это мне очень помогает, особенно в международных проектах.

 

Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин

 

Нам всегда есть о чем говорить и рассуждать. А иногда и просто можем шутить и смеяться. Она очень родной мне человек. И мне абсолютно неважно, что у нас с ней разные национальности.

 

- И вот мы добрались с вами до национального вопроса. Шеомир, что для вас значит быть адыгом, кавказцем?

- Нацию мы не выбираем. Но если бы мне пришлось родиться на этой земле снова, я бы пожелал родиться адыгом. Мне нравится не только культура и обычаи моего народа, но даже внешность адыгов  и язык. Адыгский язык я считаю одним из самых красивых в мире. Особенно свой бесленеевский диалект.

А с другой стороны, я думаю, что любой человек, ставящий свою национальность выше других и считающий ее лучшей –  невежа, глупец и даже преступник. Ведь превосходство одной нации над остальными –  это посыл фашизма. Я уважаю все нации и все расы.  А ценю личность, конкретного человека. И уважаю все профессии, кроме тех, что направлены на разрушение мира. 

 

Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин  

С художником Мухадином Кишевым и его супругой Жаклин Мосс, 2013г.


- Вам нравится все, что связано с адыгством. А что для вас значат родные места, родные горы?

- Что касается географических особенностей моей родины, могу сказать, что не случайно Российская империя на протяжении сотни лет добивалась этих территорий. Слишком лакомый кусочек. Ни в одной стране мира нет такого сочетания плодородной земли с горами и морем. А вода в реках настолько чиста, что люди пьют из них. Я помню, как в детстве мы ездили за город на речку Курджипс, и для нас было совершенно естественно попить воды, зачерпнув прямо из реки.

 

Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин Что касается Кавказа в целом, то это сложный вопрос. Напряжение, возникшее в последние десятилетия на Кавказе, вызвано религиозной нетерпимостью. Большая часть Кавказа мусульманизирована. И этот вектор развития, благодаря пропаганде, которая кому-то выгодна, ведет Кавказ к арабизации.

Но, на мой взгляд, этот путь развития приемлем исключительно для арабского менталитета. А ведь самобытность народов Кавказа ярче всего была проявлена вообще в дорелигиозный период.

Я ни в коем случае не хочу оскорбить чьи-то религиозные взгляды. Наоборот, я не могу понять, как можно спорить и воевать друг с другом на религиозной почве. Это так же глупо, как если бы брюнеты объявили войну блондинам. Мы все люди. А Бог един!

Это сказано во всех религиях, но видимо многие не читали ни Библию, ни Коран. У адыгов, кстати, есть "адыгэ хабзэ" – свод правил, законов, жизненных ценностей, что можно считать особенной, уникальной религией.

 

- Вернемся к  вашему творчеству, Шеомир. Какие возможности для художника открывает sand-art?

- Знаете, не только для художника! Об этом я могу говорить долго, ведь я закончил магистратуру по специальности «тьюторство в сфере образования»  – до этого меня довели тяга ко всему новому и возможность заявить о песочном искусстве как об инструменте в руках педагога.

Ведь раньше песок как инструмент рассматривали только психологи, и то в его примитивном виде. И я открыл для себя новые перспективы.

Моя диссертация называлась «Технология рисования песком как ресурс тьюторского сопровождения с целью социализации и профилактики социального сиротства». Практический эксперимент своей теории я проводил в Москве (в студии рисования песком "Sand Pro") и в Мадриде, на базе «Российского Центра Науки и Культуры в Испании».

 

Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин

На выставке песочных картин Шеомира Гучепшоко в Майкопе, февраль 2014г (1). На презентации выставки в Нальчике, май 2013г (2).

 

-  Шеомир, расскажите еще о ваших спектаклях, выставках, участии в презентациях.

- Все перечислить просто невозможно. Только за пару последних лет прошла персональная песочных картин в Мадриде, персональные выставки песочных картин "1763-1864" в Нальчике, Черкесске и Майкопе. Так как картины песком требуют наличие громоздких конструкций, а крепить в вертикальном положении их невозможно, я придумал делать фотографии картин, которые назвал «фотокартинами», за что был «укушен» критиками.

Мои песочные шоу увидели в разные годы в Берлине, Москве, Испании, в Азербайджане. В моей любимой Литве я выступал с Вильнюсским государственным симфоническим оркестром на фестивале «Славянский родник» в концертном зале Дворца конгрессов.  В 2012 году я реализовал свою давнюю идею: создал песочный фильм о трагической истории своего народа. Фильм называется «Адыгэ хэку» в переводе "Родина адыгов". Здесь, впрочем как и всегда, я выступил в роли сценариста, режиссера и художника. Фильм, неожиданно для меня имел большой резонанс.

Осенью 2012 года произошло еще одно примечательное событие в моей жизни, я выиграл грант на обучение в школе анимации «Scream school», на базе «British Higher School of Art & Design». Освоение технологии производства анимационных фильмов мне просто необходимо для дальнейшего творческого роста.

 

Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин Шеомир Гучепшоко. Волшебник песочных картин

 

- Шеомир, и под занавес традиционный вопрос. О будущем: каким оно вам видится –  в ближней и дальней перспективе?

- Во-первых, мне надо благополучно закончить учебу. В июне этого года у меня защита диплома. Потом хочу продолжить серию своих выставок посвященных 150-летию трагедии моего народа. В планах выставки в Турции, Иордании, Израиле, Германии, США.

В перспективе мы с Робертом Саральпом хотим воплотить в жизнь наш совместный проект по книге "Последний из ушедших" Баграта Шинкубы. Я планирую издать свой фильм "Адыгэ хэку"  на DVD, так как многие спрашивают, где его можно купить. Есть планы проиллюстрировать "Нартский эпос" в песке – уже  нашлись заинтересованные в этом люди. Проектов очень много. В любом случае, на все воля Всевышнего.

 

Беседовал Алим Хоконов. Фото из личного архива Шеомира Гучепшоко.

© Фонд черкесской культуры "Адыги" им. Ю.Х. Калмыкова



сегодня
18 ноября 2017 года
 
В этот день
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ИММИГРАНТА
Родились:
1928 г. – Рашад Туганов, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки КБР.
1937 г. – Нурбий Багов, адыгейский писатель, заслуженный работник культуры РА.
1943 г. – Аслан Нехай, адыгейский композитор, заслуженный деятель искусств РФ, КБР, РА, Кубани, лауреат Госпремии РА.
1958 г. – Хамидбий Урусбиев, заслуженный экономист РФ, управляющий Кабардино-Балкарским отделением Сбербанка России.
1968 г. – Марина Елканова, кабардинская тележурналистка.
Афиша
- На месте колючек колючки и вырастут
Вход для зарегистрированных пользователей
Забыли пароль?
вход
Регистрация