Прежде, чем стать художником, Шеомир Гучепшоко пробовал себя в поэзии и в музыке. Судьба определила его в точку, где все сошлось. Его руки летают над столом с песком, словно играют на особенном, неназванном еще музыкальном инструменте. Музыка его души воплощается в зримые поэтичные образы, завораживающие зрителя. То, чем занимается художник Гучепшоко, называется английским словом sand-art, по-русски песочное искусство или песочная анимация. В интервью порталу Fond-adygi.ru Шеомир рассказал об особенностях уникального песочного искусства и своем приходе к sand-art, о том, что значит для него быть адыгом и проблемах Кавказа, о любви и будущем.
- Шеомир, все мы родом из детства, расскажите о себе: где вы родились, в какой семье?
- Родился я в 1981 году в Майкопе, одном из самых солнечных городов России. Столица республики Адыгея – это небольшой городок, окруженный горами, пещерами и водопадами, для меня до сих пор – это самое красивое и уютное место в России. Родители разошлись незадолго до моего рождения. И моим воспитанием фактически занимался дядя – мамин брат. В школе я учился в 90-е годы, и финансовое положение в моей семье тогда было довольно тяжелым. Я помню было время, когда мы ели лишь макароны и хлеб – даже сахара не было. Это был нелегкий период.
- Вы сказали, что на ваше становление большое влияние оказал дядя. Кто еще? Какие книги, картины, музыка повлияли на вас?
- Да, из людей в большей степени на мое становление как личности повлиял мой дядя, брат матери Заур. Из художников я всегда уважал творчество Питера Брейгеля старшего, но был период увлечения Винсентом Ван Гогом, Михаилом Врубелем, Сальвадором Дали. И чтение было соответствующее: к примеру, в период увлечения творчеством Дали я взахлеб читал его книги: "Дневник одного гения" и "Моя тайная жизнь". А в "вангоговский" период своей жизни я читал "Собрание писем Ван Гога к брату Тео и к друзьям".
Три возраста Шеомира: 1982 год (с отцом),1984 год (с мамой), 1995 год.
С музыкой у меня складывались такие же непостоянные отношения. В студенческие годы я увлекался русским роком, был поклонником творчества Цоя, Гребенщикова, Башлачева, "ДДТ". Тогда я сам сочинял и исполнял песни. Потом, неожиданно, открыл для себя мировую классику – Чайковского, Шопена, Бетховена и джаз. В последние годы, когда у меня наступил период национального самоосознания, я увлекся адыгским фольклором и историей. И естественным образом туда вплелись и адыгская литература и музыка, и произведения художников.
- Можете припомнить, когда проявились художественные способности и как вы поняли, что вы – художник?
- К рисованию меня тянуло с самых ранних лет. И естественным шагом было поступление в художественную школу, а затем и в училище искусств, которое я окончил в 2001 году с дипломом по специальности "Живопись". Параллельно с учебой я принимал участие во всевозможных выставках городского и регионального значения, а также подрабатывал художником-реставратором в Национальном музее Республики Адыгея.
- Значит так: сразу живопись и навсегда?
- Нет, не сразу. Даже тогда я не переставал искать себя. Увлекся поэзией, выиграл городской поэтический конкурс и всерьез задумался о поступлении в Литературный институт. Союз писателей Адыгеи готов был дать мне направление в этот легендарный московский вуз. Но, как говорится, не сложилось. Потом я занялся музыкой. Писал песни под гитару, играл в любительской группе. Были даже какие-то выступления на публике.
С майкопским Клубом молодых лидеров в экологической акции. Новороссийск, август 2002г.
Я думаю, такой период в жизни был у многих моих ровесников. Позже, судьба привела мою любопытную натуру в Технологический институт, на факультет Социально-культурный сервиса и туризма. Возможно, сказывалась близость гор и моря, а самое главное, возможность их исследовать вдоль и поперек. Но в реальности все оказалось гораздо прозаичнее.
Таким образом, я перепробовал все интересные для себя пути в родном городе, и вот тут осознал: в первую очередь, я – художник. И мне нужно что-то большее.
- И что вы предприняли?
- Я поехал в ближайший от Майкопа крупный город, Краснодар. И поступил на подготовительное отделение факультета Монументально-декоративно-прикладного искусства Краснодарского Государственного Университета культуры и искусств. Это тоже был нелегкий период в моей жизни: с работой в Краснодаре было сложно, а на помощь родителей рассчитывать не приходилось.
- Но вы выдержали?
- У меня был стержень, который давал веру в будущее. Я хотел получить высшее художественное образование во что бы то ни стало и самореализоваться, то есть стать успешным художником. В 2003 году у меня состоялась первая персональная благотворительная выставка в Майкопском пансионате для престарелых. Она называлась «Рассвет» и состояла из всех работ, которые у меня были на тот момент. Конечно, она не могла быть тематической по определению, но для меня это было значимое событие.
- Однако закончить художественный вуз в Краснодаре вам так и не удалось?
- Да, не удалось. Дело в том, что подготовительное отделение не давало отсрочки от призыва. Меня забрали в армию и отправили служить в Московскую область. Это стало переломным моментом в моей жизни. Два года моей армейской жизни я вспоминаю с ностальгией и улыбкой. У меня всегда была творческая работа и даже возможность зарабатывать деньги.
В армии. Во время работы над офицерским портретом, зима 2005г. (1). С сослуживцами на фоне своей работы, весна 2005г. (2)
Помимо дембельских альбомов на заказ, я создавал портреты офицеров и их родных. За это мне давали возможность иногда ездить в столицу. Во время этих краткосрочных набегов я под конец службы подал документы в несколько художественных вузов Москвы. И после демобилизации в 2005 году поступил в Московский педагогический государственный университет на художественно-графический факультет. Как говорится, «с корабля на бал».
- В Москве к вам и пришел первый успех?
- Конечно, попав в Москву, я был поражен ее размахом и открывающимися перспективами, тем более по сравнению с провинциальным Краснодаром и сонным Майкопом. Я осознавал, что первое время придется нелегко, но эйфория от сумасшедшей столичной жизни и возможности самореализоваться делала меня слепо счастливым.
К тому времени я увлекся сатирическо-философской тематикой, и нашел для себя предельно емкий и яркий персонаж шута-философа, который страдает за всех пророков в своем отечестве. В его лице я говорил и о СократеЮ, и о Диогене, и об Эзопе, и многих других мудрецах, которые не были поняты при жизни.
Живопись, графика, инсталляция. "Его величество", холст, масло, 2009г (1). "Фаталист", акварель,гелевая ручка, 2007г (2). "Чревоугодие", предметная инсталляция, 2008г (3).
Я делал графические серии о шутах одну за другой. Нашлись люди, которые разделяли мое мировоззрение, появились почитатели моего творчества. Уже в феврале 2006 года мне организовали выставку-продажу в Санкт-Петербурге. После того как почти половина экспозиции была раскуплена, я подумал, что, наверное, искусство сможет меня прокормить. Появилась уверенность в себе. И, главное, я не писал картины на заказ. Я делал исключительно то, что мне нравилось, и получал за это деньги.
- Шеомир, в какой технике вы работали в тот период, каких успехов достигли?
- К тому времени, как я окончил университет, а это произошло в 2008 году, я успел поучаствовать во всевозможных Московских и международных выставках, которые проводились в таких известных выставочных залах и музеях Москвы как «Московский дом художника», музей «Бородинская панорама», ЦСИ «Винзавод» «Галерея на Солянке» и так далее. Параллельно с этим я зарабатывал в качестве художника-шаржиста, сотрудничая с различными рекламными компаниями, среди которых были такие солидные, как телеканал «СТС» и фирма «BOSH».
<<< За дипломной работой, МПГУ, июнь2008г.
Помимо прочего, к тому времени, я еще увлекся предметной инсталляцией. Создав серию «7 пороков человечества», можно сказать, из подручных средств, я вынужден был унять свой творческий пыл, так как у меня не было помещения для хранения объемных работ.
Позже я неоднократно выставлял эту серию и она неизменно имела успех. В числе несомненных достижений - первое место в номинации "Живопись" в международной выставке-конкурсе "Смерть в современном искусстве" и первое место в номинации "Инсталляция" в международной выставке-конкурсе "Дух и реальность".
- И все-таки вам чего-то не хватало?
- Возможно, сказывалось еще и то, что мои картины стали продаваться не так часто – ощущался кризис. На какой-то период времени я даже занялся росписью интерьеров. Но это было уже не искусство, а ремесленничество. На мой взгляд, на этом погорело много талантливых художников. Я не хотел превращаться в «официанта в искусстве», и оправдывать себя тем, что иначе не выживешь.
- И тут в вашей жизни возник sand-art…
- Да, в 2009 году произошло событие, перевернувшее всю мою жизнь. Я открыл для себя sand art, то есть песочное искусство. Наткнувшись на популярный тогда ролик в интернете, я понял, что это то, что мне нужно. Это было как свежий глоток, как новый приток энергии. Я соорудил себе из подручных средств нечто напоминавшее стол мультипликатора, и как помешанный, дни и ночи напролет возился в песке, выводя какие-то образы.
- Вы стали, как вы говорите, возиться в песке, выводя какие-то образы… А графику и живопись забросили?
- Нет, я так же продолжал писать картины и участвовать в выставках. Это был плавный переход. Вскоре я устроился на работу в качестве художника-преподавателя в Московскую студию рисования песком "Sand Pro", где оттачивал свое мастерство среди профессионалов. Студия организовывала мне выступления и мастер-классы, они дали мне старт в освоении шоу-индустрии. Уже через полгода в моем послужном списке значились выступления на крупных мероприятиях, вроде всероссийского фестиваля "Ночь пожирателей рекламы".
Выступление в_Берлине, 2011г (1). Мастер-класс в галерее "На Каширке", Москва, 2011г (2).
В одном только 2010 году я участвовал в выставках в Литве, Украине, Словакии, Казахстане, Испании, ездил с мастер-классами, выступал с песочным шоу в российских городах: Москва, Санкт-Петербург, Рязань, Томск, и за границей: Кишинев, Мадрид, Сидней, Мельбурн. Плюс ко всему в этом году состоялась важнейшее событие моей жизни, моя свадьба. Стабильность пришла не только в мою карьеру, но и в личную жизнь.
- Об этом поподробнее, пожалуйста. Ваша избранница – кто она, какая она, чем занимается?
- Моя супруга Анастасия – это генератор хорошего настроения и позитива. За это я ее и выбрал. Мне всегда нравились такие девушки: веселые, жизнерадостные, с хорошим чувством юмора. Тихонь и скромниц я всегда воспринимал с подозрением и опаской.
С супругой Анастасией в усадьбе "Коломенское", 2011г.
С Настей мы познакомились в студенческие годы. Мы вместе играли в студенческом театре при МПГУ. По иронии судьбы, играли мужа и жену. И примерно через год после знакомства осознали, что должны быть вместе. Несмотря на то, что она младше меня на шесть лет, она очень сознательная и по многим вопросам я с ней советуюсь. По профессии она лингвист, преподаватель английского языка. Это мне очень помогает, особенно в международных проектах.
Нам всегда есть о чем говорить и рассуждать. А иногда и просто можем шутить и смеяться. Она очень родной мне человек. И мне абсолютно неважно, что у нас с ней разные национальности.
- И вот мы добрались с вами до национального вопроса. Шеомир, что для вас значит быть адыгом, кавказцем?
- Нацию мы не выбираем. Но если бы мне пришлось родиться на этой земле снова, я бы пожелал родиться адыгом. Мне нравится не только культура и обычаи моего народа, но даже внешность адыгов и язык. Адыгский язык я считаю одним из самых красивых в мире. Особенно свой бесленеевский диалект.
А с другой стороны, я думаю, что любой человек, ставящий свою национальность выше других и считающий ее лучшей – невежа, глупец и даже преступник. Ведь превосходство одной нации над остальными – это посыл фашизма. Я уважаю все нации и все расы. А ценю личность, конкретного человека. И уважаю все профессии, кроме тех, что направлены на разрушение мира.
С художником Мухадином Кишевым и его супругой Жаклин Мосс, 2013г.
- Вам нравится все, что связано с адыгством. А что для вас значат родные места, родные горы?
- Что касается географических особенностей моей родины, могу сказать, что не случайно Российская империя на протяжении сотни лет добивалась этих территорий. Слишком лакомый кусочек. Ни в одной стране мира нет такого сочетания плодородной земли с горами и морем. А вода в реках настолько чиста, что люди пьют из них. Я помню, как в детстве мы ездили за город на речку Курджипс, и для нас было совершенно естественно попить воды, зачерпнув прямо из реки.
Что касается Кавказа в целом, то это сложный вопрос. Напряжение, возникшее в последние десятилетия на Кавказе, вызвано религиозной нетерпимостью. Большая часть Кавказа мусульманизирована. И этот вектор развития, благодаря пропаганде, которая кому-то выгодна, ведет Кавказ к арабизации.
Но, на мой взгляд, этот путь развития приемлем исключительно для арабского менталитета. А ведь самобытность народов Кавказа ярче всего была проявлена вообще в дорелигиозный период.
Я ни в коем случае не хочу оскорбить чьи-то религиозные взгляды. Наоборот, я не могу понять, как можно спорить и воевать друг с другом на религиозной почве. Это так же глупо, как если бы брюнеты объявили войну блондинам. Мы все люди. А Бог един!
Это сказано во всех религиях, но видимо многие не читали ни Библию, ни Коран. У адыгов, кстати, есть "адыгэ хабзэ" – свод правил, законов, жизненных ценностей, что можно считать особенной, уникальной религией.
- Вернемся к вашему творчеству, Шеомир. Какие возможности для художника открывает sand-art?
- Знаете, не только для художника! Об этом я могу говорить долго, ведь я закончил магистратуру по специальности «тьюторство в сфере образования» – до этого меня довели тяга ко всему новому и возможность заявить о песочном искусстве как об инструменте в руках педагога.
Ведь раньше песок как инструмент рассматривали только психологи, и то в его примитивном виде. И я открыл для себя новые перспективы.
Моя диссертация называлась «Технология рисования песком как ресурс тьюторского сопровождения с целью социализации и профилактики социального сиротства». Практический эксперимент своей теории я проводил в Москве (в студии рисования песком "Sand Pro") и в Мадриде, на базе «Российского Центра Науки и Культуры в Испании».
На выставке песочных картин Шеомира Гучепшоко в Майкопе, февраль 2014г (1). На презентации выставки в Нальчике, май 2013г (2).
- Шеомир, расскажите еще о ваших спектаклях, выставках, участии в презентациях.
- Все перечислить просто невозможно. Только за пару последних лет прошла персональная песочных картин в Мадриде, персональные выставки песочных картин "1763-1864" в Нальчике, Черкесске и Майкопе. Так как картины песком требуют наличие громоздких конструкций, а крепить в вертикальном положении их невозможно, я придумал делать фотографии картин, которые назвал «фотокартинами», за что был «укушен» критиками.
Мои песочные шоу увидели в разные годы в Берлине, Москве, Испании, в Азербайджане. В моей любимой Литве я выступал с Вильнюсским государственным симфоническим оркестром на фестивале «Славянский родник» в концертном зале Дворца конгрессов. В 2012 году я реализовал свою давнюю идею: создал песочный фильм о трагической истории своего народа. Фильм называется «Адыгэ хэку» в переводе "Родина адыгов". Здесь, впрочем как и всегда, я выступил в роли сценариста, режиссера и художника. Фильм, неожиданно для меня имел большой резонанс.
Осенью 2012 года произошло еще одно примечательное событие в моей жизни, я выиграл грант на обучение в школе анимации «Scream school», на базе «British Higher School of Art & Design». Освоение технологии производства анимационных фильмов мне просто необходимо для дальнейшего творческого роста.
- Шеомир, и под занавес традиционный вопрос. О будущем: каким оно вам видится – в ближней и дальней перспективе?
- Во-первых, мне надо благополучно закончить учебу. В июне этого года у меня защита диплома. Потом хочу продолжить серию своих выставок посвященных 150-летию трагедии моего народа. В планах выставки в Турции, Иордании, Израиле, Германии, США.
В перспективе мы с Робертом Саральпом хотим воплотить в жизнь наш совместный проект по книге "Последний из ушедших" Баграта Шинкубы. Я планирую издать свой фильм "Адыгэ хэку" на DVD, так как многие спрашивают, где его можно купить. Есть планы проиллюстрировать "Нартский эпос" в песке – уже нашлись заинтересованные в этом люди. Проектов очень много. В любом случае, на все воля Всевышнего.
Беседовал Алим Хоконов. Фото из личного архива Шеомира Гучепшоко.