В некотором смысле наш сегодняшний гость - человек уникальный. В свое время он учился в музыкальной школе по классу фортепиано. Знаете, есть такой распространённый стереотип – по улице идёт примерный мальчик с нотной папкой, и вдруг, откуда ни возьмись, появляются местные хулиганы. Дальнейший ход событий, представить себе не сложно. Что касается Аслана Лиева, в детстве он был совершенно другим. Занимался контактным каратэ и всегда мог за себя постоять.
ВОСПИТАНИЕ ВКУСА
Сегодня он известный певец, композитор, аранжировщик и продюсер. Впервые Аслан Лиев громко заявил о себе, выпустив сольный альбом. Многие песни из «Этнического проекта» стали настоящими шлягерами. У нашего гостя в Нальчике собственная студия, в которой записывают песни, как популярные артисты, так и начинающие исполнители.
<< Обложка альбом Аслана Лиева "Этнический проект". 2004 год
- Сейчас я, по большей части, ушел в студийную работу - пишу музыку, тексты, делаю аранжировки для наших музыкантов. Честно говоря, работы хватает, - говорит музыкант.
В своем творчестве Лиев совмещает современную музыку с элементами архаики и это не просто дань моде. Ему хочется, чтобы традиционные адыгские инструменты зазвучали по-новому.
- Этнические мотивы всегда интересны. У армян, например, есть музыкальный инструмент - дудук. В саундтреке к фильму «Гладиатор» на нем играл Джаван Гаспарян. Дудук существовал сотни лет, но благодаря этому музыканту, он теперь популярен во всем мире. Думаю, не будет преувеличением сказать: наши инструменты не менее выразительны и могут смело претендовать на роль музыкальных брендов.
Его первое выступление состоялось в 1999 году на одном из республиканских конкурсов. Впрочем, к музыке Аслана тянуло с раннего детства. Музыкальная школа, вечера с гитарой во дворе... Одним словом, когда вопрос встал о выборе профессии, он, не раздумывая, выбрал музыку.
- Я не рвусь в первые ряды, но из той ниши, которую занимаю, вытеснить себя никому не позволю. Возможно, такая позиция покажется кому-то слишком жесткой, но по-другому в современном мире просто не выжить, - объясняет Лиев.
Сейчас на местной эстраде появилось немало дилетантов. Современные компьютерные технологии позволяют петь, даже тем, кто напрочь лишен голоса и слуха. Что касается музыки, ее пишут все кому не лень.
- Каждое поколение выбирает своих исполнителей, но отказываться от того, что наработано за много лет - глупо, - убежден Аслан Лиев. - Если говорить об адыгской эстраде, к сожалению, далеко не все понимают, что такое звук, ошибочно трактуют этнические мотивы в музыке. В результате получается «невкусно». У нас есть замечательные композиторы – Джабраил Хаупа, Заур Жириков, Хасан Карданов. Вот с кого следует брать пример. Кабардинская песня может звучать в современной обработке. Я это не только допускаю, но и приветствую, однако при этом она должна оставаться кабардинской песней. Если берешься интерпретировать классику – делай это на достойном уровне. Как в поговорке - вытащил кинжал – бей, а если не можешь, держи оружие в ножнах. Чтобы создать что-то стоящее, необходимо иметь какой-то внутренний багаж, слушать этническую музыку разных стран и народов. Национальная культура требует трепетного к себе отношения. Возьмем, к примеру, восточную музыку. На смену Таркану пришел Араш, его сменит кто-то другой, но эти ритмы всегда будут в моде. Почему? Ответ прост – они к своей культуре относятся крайне бережно, и, делая аранжировки, сохраняют основу. В результате, старая песня получает вторую жизнь. Прекрасно, что в нашей республике есть люди, которых привлекает старинная адыгская песня. Но все же есть определенные каноны, которые нарушать нельзя. Наряду с этим нужно воспитывать элементарный вкус. Я не призываю к возрождению худсоветов, каждый имеет право на свободное творчество, но сейчас явный перекос в другую сторону. Можно взять любого человека, записать фонограмму, проплатить эфирное время и в течение двух месяцев люди поверят, что перед ними «звезда».
На республиканской эстраде сложилась парадоксальная ситуация. Люди, действительно сделавшие, что-то важное для искусства ведут себя скромно. Зато те, кто два-три раза вышел на сцену, считают себя настоящими «звездами». В чем тут дело? В отсутствии критического к себе отношения? В завышенной самооценке? В непомерных амбициях?
- Это вопрос личной скромности, - считает наш гость. - Если человек мнит себя звездой, и восхищается тем, что он делает - это творческий тупик.
О возрождении традиционной культуры сегодня много пишут и говорят. Аслан считает, что эти процессы в современном обществе, действительно имеют место.
Аслан Лиев за работой в своей звукозаписывающей студии
- Когда я записал «Этнический проект», на диске был изображен адыгский флаг - 12 звезд и три стрелы. Меня тогда часто спрашивали: почему ты использовал бренд известной московской фирмы? Многие понятия не имели, что это за символ. С тех пор многое изменилось, но сегодня другая крайность - адыгом быть модно, и лично меня это не радует. Человек должен внутренне чувствовать принадлежность к той, или иной нации. Есть риск, что когда ни будь мы можем раствориться в интернациональной псевдокультуре. Все что можно сделать в этой ситуации, это бережно относится к своим корням, и научить этому детей. У нас есть чемпионы олимпийских игр, ученые с мировым именем, великие актеры, композиторы, музыканты. Если молодые люди будут равняться на них, а бизнес-элита в свою очередь поддержит одаренную молодежь, у адыгов есть шанс сохранить свою культуру. В этом нет ничего фантастического. Молодежь интересуется своим прошлым, и задача старших направить их в нужное русло. Не подогревать национализм, а воспитывать национальное самосознание. В качестве примера, можно привести колледж дизайна, где студенты пишут картины с этническими мотивами, вырезают национальные орнаменты, моделируют одежду с элементами архаики.
В свободное время Аслан Лиев слушает самую разную музыку. Своим любимым исполнителем считает Майкла Джексона. По его мнению, этот человек не просто пел. Он был, своего рода законодателем в мире эстрадной культуры.
- Сейчас, благодаря Интернету, можно найти музыку на любой вкус. Не так давно был приятно удивлен, узнав, что в бывших республиках СССР есть очень интересные исполнители - это касается качества звука, аранжировок и самих песен. На мировой сцене немало талантливых музыкантов, работающих в этническом стиле. Скажем, приезжают они в какое-нибудь африканское племя. Живут там, записывая местный фольклор, а по возвращени создают на его основе настоящие шедевры, - говорит музыкант.
Супруга Аслана Лиева профессионально занимается вокалом. У нее два высших музыкальных образования. Дочь не поет. Она кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике, и еще изучает английский язык.
Свободное время он предпочитает проводить с друзьями. Со школьными приятелями Аслан до сих пор поддерживает близкие отношения. Однако с утверждением, что настоящих друзей заводят до 16 лет, наш гость не согласен. По его мнению, дружба вообще не зависит от возраста, и заводить друзей никогда не поздно.
– Среди моих близких друзей - я самый младший, – говорит Аслан. – Нас семеро, самому старшему – за пятьдесят. Я познакомился с этими людьми примерно лет двадцать назад, и вместе нам никогда не бывает скучно. Знаете, есть такое выражение – передружили. К счастью, это не про нас. Настоящая дружба не ограничивается общением, и я счастлив, что есть люди, которые не лягут спать, зная, что мне плохо. Со своей стороны, с уверенностью могу сказать то же самое.
Эдуард Битиров. Фото: из архива Аслана Лиева