«Бэдзэогъу» в переводе с адыгского слово означает - «период, когда бьют (кусаются) мухи». Другое название «Гъэмэфэку» - середина лета (по Ш.Ногмову).
ОБРЯД «ХЬАНЦЭГУАЩЭ»
С.Мафедзов: «Обряды и обрядовые игры адыгов» (близко к тексту).
Заботясь об урожае, для «предотвращения» засухи адыги в летнее время устраивали обряд вызывания дождя - «хьанцэгуащэ» (хьанцэ – лопата, гуащэ – княгиня). Есть предположение, что Хьанцэгуащэ генетически восходит к покровительнице речных вод адыгов – Псыхъогуащэ, к которой адыги, устраивая всеобщее купание и обливание друг друга водой, обращались с просьбой о ниспослании дождя. В пользу этого говорит тот факт, что этот обряд шапсуги называют псыгощахь (псы – вода, гуащэ – княгиня, хьы – носить). Таким образом, Хьанцэгуащэ являлась олицетворением языческой Богини Вод.
Хьанцэгуащэ делали из деревянной лопаты, к рукоятке которой поперек прикрепляли палку так, чтобы лопата походила на человека с вытянутыми в обе стороны руками. Этого «человека» наряжали в женское платье, «голову» покрывали платком, «талия» перетягивалась поясом.
Хьанцэгуащэ брали за «руки» две молодые, обязательно босые, девушки и, в сопровождении других женщин и детей, водили от двора ко двору по всему аулу, с песнопением. Хозяева домов, встречая шествие, обливали Хьанцэгуащэ и ее провожатых водой со словами, обращенными к божеству о ниспослании дождя. После этого хозяин выносил из дома продукты питания и отдавал участникам шествия.
К вечеру участники с собранными продуктами направлялись к речке. Раскладывались ими подаренные аульчанами кушанья. После всеобщей трапезы Хьанцэгуащэ обливали водой, и устраивалось массовое купание. Шапсуги Хьанцэгуащэ клали в реку, из которой ее вытаскивали и ломали по истечении трех дней. Кабардинцы после трапезы приносили Хьанцэгуащэ обратно в аул и вкапывали в центр аульской площади, где под аккомпанемент музыкантов устраивали танцы, веселье, игры и хоровод вокруг Хьанцэгуащэ, а затем завершали торжества обливанием ее семью ведрами воды.
Обряд вызывания дождя, организуемый вокруг Хьанцэгуащэ, в упрощенной форме бытует у адыгов и ныне, но уже не сопровождается музыкой, танцами и играми, а главные участники – дети, которые, ведя Хьанцэгуащэ по аулу, поют песенку о ниспослании дождя.
ХЬАНЦЭГУАЩЭ МЫ ВОДИМ…
ПЕСНЯ ВЫЗОВА ДОЖДЯ
Хьанцэгуащэ мы водим – дождь идет!
На Ныхэтхе гром гремит – дождь идет!
На Лыготхе дождь да пойдет!
Дождь идет!
Шаонаже сырным рассолом поят!
В ЭТОМ МЕСЯЦЕ
- В 1557-году в Москву прибывает новое адыгское посольство от Идаровых Темрюка и Тазрата во главе с Канклычем Каноковым;
- 28-го числа 1828 года в Санкт-Петербурге родился А.Берже – автор трудов по истории адыгов, среди которых: «Завоевание Северо-Западного Кавказа», «Краткий обзор о кавказских горцах»;
- 9-го числа 1846 года на 83-м году скончался Берзег Дагамуко Исмаил-Хаджи, которого за мужество и отвагу, проявляемую им в борьбе за свободу и независимость своей Родины, на Западе называли «Черкесским Вашингтоном»;
- 27-го числа 1922 года ВЦИК принимает решение об образовании Черкесской (Адыгейской) автономной области унашъо къыдегъэк1ы;
- 3-го числа 1991 года Верховный Совет РСФСР принимает решение о преобразовании Адыгейской автономной области в Республику Адыгея, а Карачаево-Черкесской автономной области в Карачаево-Черкесскую Республику;
- 20 - 24 числах 1993 года в г. Майкопе проходит II конгресс Международной Черкесской ассоциации (МЧА);
- 24-26-го числах 1996 года в г. Черкесске проходит III конгресс Международной Черкесской ассоциации (МЧА).
Автор: Газий Чемсо.
Иллюстрация: Абдулах Берсиров. Серия "Адыгский календарь". Обряд вызывания дождя (Хьанцэгуащ)
Фонд черкесской культуры «Адыги» им. Ю.Х. Калмыкова
Ученые намерены построить на горе Бытха современный дольмен
Выставка военного плаката времен Великой Отечественной войны открылась в Адыгее
Черкасские. Василий Карданукович - воевода и полководец
К 70-летию Победы в Майкопе отремонтируют мемориал «Память павшим»
Черкасские. Великий канцлер и приданое княжны
- Неназначенный срок далёк, назначенный наступит