Многообразие этнического компонента ученые готовы обсуждать бесконечно. Особенно если эта проблема касается малых народов. Вопросами национальной культуры, самоопределения, развития менталитета кавказских народов много лет занимается кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Российской академии наук, известный блоггер Наима Нефляшева. Порталу Фонда черкесской культуры «Адыги» ученый рассказала о своем видении проблем развития адыгского этноса, кавказской истории и религии.
О КАВКАЗОВЕДЕНИИ... |
Я закончила исторический факультет Ленинградского государственного университета. Ленинградская, а еще раньше петербургская кавказоведческая школа, всегда отличалась особым подходом к региону, для которого характерна масштабность и комплексность. За прошедшие столетия в Санкт-Петербурге сформировалась очень серьезная научная база кавказоведения, которая включает архивные документы, собранные в ведущих хранилищах Петербурга, музейные коллекции в Эрмитаже, Российском этнографическом музее, уникальные библиотечные фонды.
Русские военные, картографы, ученые, которые в XVIII-XIX веках приезжали на Кавказ, стояли у истоков кавказоведческой науки, проделали большую работу по картографированию региона, записали уникальные этнографические сведения, осуществили первые археологические изыскания в регионе.
Любая империя всегда проявляет академический интерес к окраинам, на которых утверждает свою власть. Петербург был столицей империи, и именно здесь формировались самые интересные кавказоведческие проекты. В 1851 году в Тифлисе был учрежден Кавказский отдел Императорского Русского Географического общества (КО ИРГО), первое из его региональных отделений. Во второй трети столетия правительство выделяло на содержание КО ИРГО 2 тысячи рублей. Довольно большая сумма, позволяющая предположить, что у государства, помимо научных и просветительских целей, были свои причины для поддержки деятельности Общества.
В 50-70-е годы XIX века Общество работало наиболее активно. Была составлена карта Кавказского края, проведены первые исследования по статистике, языкознанию, этнографии региона. Общество выпустило альманахи «Сборник сведений о кавказских горцах», «Сборник материалов для описания племен и местностей Кавказа», «Известия Кавказского Отдела Императорского Русского географического общества».
Сотрудничество с Обществом считалось престижным. В его штат и на внештатной основе принимались талантливые русские ученые или военные, имевшие большой опыт пребывания на Кавказе. Русские описывали адаты горцев, верования, их суды, традиции. Кто-то писал о горском хищничестве, кто-то воспевал благородство кавказских нравов. В 1852 году в рамках работы КО ИРГО в Тифлисе был создан первый музей - Общий Кавказский Музеум.
Начало этнографическим коллекциям положили граф В.Соллогуб и наместник Кавказский М.С.Воронцов. Последний прислал в дар музею точную копию черкесского и гурийского костюмов вместе с оружием. Я рассказываю об этом так подробно, чтобы было понятно, что атмосфера питерского исторического факультета была и остается совершенно особой, насыщенной традициями.
Сейчас кавказоведение переживает сложные времена. Не все ученые получают гранты. Но вопрос не только в скромном финансировании гуманитарной науки вообще: резко упало качество вузовской подготовки гуманитария, особенно в регионах. Налицо явный кризис методологии исследования, когда нет четкого понимания, как подойти к массиву накопленных фактов и источников. Аналитическая работа подменяется тщательным описанием фактов и событий. К тому же занятия наукой требуют уединения, времени, размышлений, хороших условий, что не каждый исследователь может себе позволить.
Впрочем, появилась позитивная тенденция. Сейчас восстанавливаются связи между региональными научными центрами — в Ставропольском и Краснодарском краях, Северной Осетии, Дагестане, Абхазии регулярно стали проводиться конференции регионального масштаба, которые становятся площадками для обмена мнениями и для дискуссий.
Меня, как ученого, очень беспокоит, что большой массив архивных документов по истории черкесов, рассредоточенный по всему миру, от США, Франции, Финляндии до Ватикана, недоступен исследователям в регионах. Можно только мечтать, что когда-нибудь появится аналог Актов, собранных Кавказской археографической комиссией (АКАК) в 12 томах. Акты издавались во второй половине 19 века и наряду с «Кавказским календарем», «Кубанским сборником» и другими изданиями являются сборником уникальных документов по истории Кавказа.
Об исламе и науке... |
Сейчас сфера моих интересов – история ислама в Западной Черкесии. Много лет по этой теме я собирала по крупицам архивный материал во всех ключевых архивах нашей страны. В настоящее время заканчиваю монографию о том, как развивался ислам в Западной Черкесии после Кавказской войны и до 1920-х гг., когда первое революционное десятилетие изменило контекст, политический и идеологический, в рамках которого развивались, изменялись исламские институты у западных черкесов.
Вопрос восприятия ислама черкесами очень сложный, тонкий и, к тому же, очень политизированный. Какие моменты из исламский проповеди традиция Адыгэ Хабзэ принимала, а какие отвергала? Ведь адыгэ хабзэ - мощная система, которая определяла и до сих пор определяет многие стороны быта, жизни, менталитета, мотиваций черкесов. Как отмечал адыгский ученый Барасби Бгажноков, «хабзэ – это то, что послал нам Всевышний».
Какие идеи несли люди, получившие в 19 веке образование в Каире и в Стамбуле? Как совершали черкесы хадж в 19-начале 20 вв., и как ментально это грандиозное путешествие, которое могло тогда длиться от полугода до двух лет, изменяло картину мира человека, я бы даже сказала, взрывала ее, действуя на паломников, как культурный шок. Как развитие исламских институтов у черкесов вписывалось в более широкий имперский контекст отношения к мусульманам, который тоже был очень непростым и всегда находился под влиянием внешних факторов? Для меня важна и персонификация всех этих процессов. Кто были люди, стоявшие за организацией первых школ-медресе в черкесских аулах, кто и почему финансировал строительство первых кирпичных мечетей и т. д. Через исторический источник можно услышать и голос отдельного человека, подумать о его мотивациях, это очень ценно.
Возвращаясь к теме ислама и его научного понимания, не могу не отметить выдающегося черкесского ученого, фольклориста, философа Заура Налоева. Он не побоялся в советское время, в 1970- е годы, заявить публично, объективно и системно об исламе, его влиянии на черкесов, о «духовном культурном восточном канале», который, наряду с культурным потоком, исходящим из России, был очень мощным. Через него в Черкесию приходило образование, новые литературные образы, книги.
О федеральных программах поддержки Северного Кавказа |
Федеральных программ, проектов, регулярных региональных форумов более чем достаточно. Но очень грустно, что сформировалось целое сообщество молодых людей, как я их называю, профессиональные форумчане, которые кочуют с форума на форум. Это их времяпрепровождение, такая тусовка, которая дает им лично определенные дивиденды.
Есть немало проектов, которые зарождаются «снизу», по инициативе не чиновников, а обычных людей, через сетевые сообщества, и они заслуживают того, чтобы на них обратили внимание и поддержали. Например, сейчас на площадке социальной сети Facebook успешно развивается проект «Был такой город. Нальчик», инициатором которого стала юрист Эля Жабалиева.
У каждого города, как известно, есть свой стиль, цвет, запах и вкус, свои городские сумасшедшие и свои герои. У каждого человека есть своя аллея городских воспоминаний, в которой живут только свои личные образы. Так вот в этом проекте через личные истории, старые фото, уникальные воспоминания воссоздается атмосфера города Нальчика 1930-1980-х гг. Причем не того города, который предстает перед нами в сухих официальных сводках, газетных передовицах и отчетах, а города с его неповторимыми улочками, парками, базарчиками, учителями, врачами, торговцами.
Этот масштаб, называемый специалистами микро-история, в котором, как говорят историки, ценность расходной книги парижской домохозяйки не менее значима, чем карта-план Наполеона. Подобный проект впервые был реализован год назад в Махачкале журналистами Полиной Санаевой и Светланой Анохиной и вылился в книгу, уже ставшую бестселлером «Был такой город. Махачкала». Над этим проектом авторы работали долго и кропотливо в течение 6 лет
Я знаю, что авторы проекта обращались (но не получили ее) за финансовой поддержкой, чтобы распространить этот проект на весь Кавказ. Ведь могли появиться и «Был такой город. Владикавказ», и «Был такой город. Майкоп», «Был такой город Черкесск» и т. д. Такой проект мог бы действительно стать интегрирующим для нашего довольно сложного региона, и это было бы гораздо ценнее, чем очередной форум с банкетами и никому не нужными дежурными речами.
В Москве не так давно прошла выставка «Оттенки черкесского», сделанная при поддержке Фонда черкесской культуры «Адыги» усилиями двух молодых женщин-художниц Дины Хашхожевой и Марии Муссовой. Выставка в какой-то мере изменила наши привычные стереотипы. Так почему бы не показать ее в республиках: в Адыгее, КБР, КЧР?
О современной черкесской молодежи |
Современная черкесская молодежь очень разная. Существует большой социальный и образовательный разрыв. С одной стороны, я знаю очень мобильных молодых людей, очень образованных, нацеленных на дальнейший рост, знающих иностранные языки, прекрасно вписанных в современное пространство. С другой стороны, масса молодых людей потеряла опору, которая существовала в виде национальных традиций, но не нашла ничего нового. Среди таких молодых людей посиделки в «Одноклассниках» — едва ли не основной досуг.
Большая проблема, которая есть на всем Кавказе, - неработающие социальные лифты. Молодой человек из обычной семьи, если он не принадлежит к какому-то более-менее влиятельному клану, зачастую не может сделать карьеру и реализоваться у себя на родине.
Для большинства кавказских молодых людей характерна пассионарность, стремление к самореализации, социальному успеху и вечная кавказская мотивация «быть не хуже других». Если общество и государство не помогают молодому человеку в этом, он обращает свои взоры и поиск к другим источникам реализации, и часто обращается к радикальным течениям. Но это уже другая и очень сложная история.
Об Альберте Кажарове... |
Хотела сказать об Альберте Хатуевиче добрые слова. Светлая ему память.
Мы с ним дважды встречались, обсуждали очень многие аспекты развития черкесского общества. Он был удивительно современным человеком, в котором органично сочеталось и уважение к черкесской традиции, и ощущение пульса и тенденций нашего времени.
Я знаю, что он очень хотел, чтобы для ребят из черкесской диаспоры, которые ежегодно приезжают на родину по линии Россторудничества, были созданы все условия для повышения квалификации и развития бизнеса.
При его поддержке планировалось организовать тематическую экскурсию «Черкесские места в Москве» - об истории князей Черкасских и Марии Темрюковны, о Большом и Малом Черкасских переулках, об усадьбе Шереметьевых и т. д. К сожалению, эта идея так и не была реализована.
О блоггерстве... |
Я веду блог «Северный Кавказ сквозь столетия» на площадке интернет-СМИ «Кавказский Узел». Пользуясь случаем, хочу поблагодарить главного редактора Кавказского Узла Григория Шведова. Именно такой формат блога – это, во многом, его идея. Каждый пост или серия постов – это попытка понять, насколько отголоски прошлого живут в сегодняшних кавказских реалиях? Или это наши иллюзии о том, что призраки прошлого присутствуют на Кавказе современном, заставляют нас создавать новые мифы о Кавказе, а потом и верить в них? Что это значит для Кавказа, для меня и моих читателей?
История, как известно, повторяется, и написано об этом очень давно. На Кавказе она повторяется с завидным постоянством – и сейчас, и 150 лет назад, Кавказ остается особым и самым проблемным регионом России. Здесь по-прежнему сталкиваются интересы ведущих мировых держав, а в российской политике, как всегда, существуют свои «голуби» и «ястребы», свои Воронцовы и Ермоловы. Читающая публика в средней полосе России, как уже было в XIX веке, содрогается от зловещих мифов о коварных горцах, не способных, якобы, вписаться в цивилизованное общество, и воспринимает Кавказ, как параллельный неведомый мир. А современные псевдо-интеллектуалы пророчат Кавказу будущий самоуправляющийся Хаос.
Сейчас часто говорят о том, что надо «Понять Кавказ», в одном новом журнале о Кавказе даже есть такая рубрика, в которой политики, эксперты, журналисты говорят о Кавказе. Говорят разное. Для кого-то из них Кавказ – любовь и боль, а для кого-то – источник нескрываемой ненависти. Понять Кавказ можно, в том числе попытавшись разобраться в нюансах и полутонах культур его народов, в том числе, и через популярные посты в Интернете.
В моем блоге обсуждаются сюжеты истории и культуры народов Северного Кавказа, которые явно можно спроецировать на современность. Кто такие абреки и почему часть современной молодежи склонна романтизировать боевиков? Что стоит за трагедией мухаджирства и что такое современная трудовая, политическая и интеллектуальная миграция из регионов Северного Кавказа? Кто те молодые кавказцы, которые учатся сейчас в университетах Ближнего Востока, Европы и США? В чем смысл обычая кровной мести и почему институт примирения кровников, о котором рапортовали как об отжившем в своей идеологии СССР, вдруг стал актуальным в XXI веке? Как формировались лояльные исламские элиты в Российской империи, и кто сейчас официально говорит от имени кавказских мусульман? Что значило свадебное покрывало невесты сто лет назад, и что предпочитают современные невесты на Кавказе?
Хорошо забытое старое явно живет своей жизнью и поныне. «Чтобы вырвать век из плена, чтобы новый мир начать, узловатых дней колена нужно флейтою связать», ‒ эти слова Осипа Мандельштама приобретают особый смысл для моего разговора с читателями. Потому что только в диалоге разных людей, в объединении, а не разъединении есть общий путь и общий смысл. Блог трансформирует масштаб восприятия. Это инструмент, с помощью которого можно находить общий язык с большим количеством людей.
Сегодня среди тех, кто пытается выписывать рецепты по обустройству Кавказа, как-то не слышно голосов обычных людей, живущих на пространстве, едином в своей истории и культуре. Их не слышно, а ведь, как известно, нельзя обустроить дом без его хозяев. Я хочу, чтобы голос моих читателей был слышен. И, по-моему, у меня это получается. Многие посты написаны при активной поддержке членов черкесских сообществ на фейсбуке, они участвуют в опросах, которые я провожу через эту сеть, а потом на основании ответов своих респондентов пишу текст. Для меня всегда важно понимать, зачем, для кого и для чего ты что-либо делаешь.
Записывала Елена Гудзовская.