В сентябре 2012 года российские новостные агентства сообщили: в Нальчике открылся Арт-центр Мадины Саральп. Открывая центр, знаменитейший режиссер Александр Сокуров высоко оценил вклад семьи Саральп в культурную жизнь Кабардино-Балкарии. Меценаты и творцы Саральп действительно делают огромное и благородное дело: сохраняя традиции адыгов, соединяют их с самыми современными идеями.
Центр изящных искусств
На странице Мадины Саральп в социальной сети "Вконтакте" – бесконечные анонсы: выставки и благотворительные мероприятия, мастер-классы и литературные вечера, конкурсы и презентации. Не всегда речь идет о работах Мадины – напротив, чаще это касается других, тех, кто, по мнению Саральп, ярок, талантлив и нуждается в ее поддержке. Для этого, собственно, и создан Арт-центр – истинный центр притяжения всех даровитых и креативных, всех, кто может создавать и всех, кому интересны искания талантливых.
Мадина Саральп с Александром Сокуровым на презентации Арт-центра. Сентябрь 2012г.
Журналисты уже назвали детище Саральп центром изящных искусств, и не исказили истину. Блогеры разносят красоту по социальным сетям: всякий, кто из любопытства заглянул в новый дом на Лермонтовской улице в Нальчике рядом с Атажукинским садом и аллеей голубых елей, не обманулся в ожиданиях.
© Фото: Тимур Агиров. Арт-центр Мадины Саральп. Журналисты уже назвали детище Саральп центром изящных искусств, и не исказили истину.
Старинные национальные костюмы и современные, сшитые в Доме моды Мадины Саральп – в них черкесский дух, не утраченный, а укрепленный с годами. Нездешние лица на старых фотографиях, воздушность кружева и грубоватая хрупкость глины, крепкая основательность железа и витиеватость серебра – во всем дыхание прошлого и атмосфера настоящего. Причем в обоих смыслах слова.
С детства и навсегда
<<< Мадина Саральп с бабушкой в день ее 91-летия
К 90-летнему юбилею бабушка Мадины получила от внучки коллекцию из пятидесяти костюмов в этническом стиле – царский подарок, исполненный любви и смысла. Ведь родом из детства все, и Мадина не исключение. Ее ранние годы были черкесскими в полной мере: она родилась и росла в селе Дейское Терского района Кабардино-Балкарии. И, как все ее сельские ровесники, до семи лет говорила исключительно на родном языке.
Потом папу перевели на работу в Нальчик, и весь первый год в республиканской столице Мадина учила русский язык и привыкала к новому окружению. В итоге получился, говоря учеными словами, билингв: Мадина великолепно владеет и родным, кабардинским, и русским языком. На обоих языках она и думает, и говорит. Но самые важные в жизни решения приняты в результате долгих размышлений на родном языке.
"У меня никогда и мысли не появлялось о какой-то своей исключительности, но уверенность в себе была, и именно она дала мне возможность заниматься любимым делом", – рассказывает Мадина Саральп интервьюеру Ларисе Шадуевой. Любимое определилось в раннем детстве и навсегда: с самых крохотных лет Мадина предпочитала всему карандаши и пластилин, а чуть подросла, начала шить и вязать.
Мудрые мама с папой увлечение поощряли – Мадина им благодарна до сих пор. Таким образом, вопрос: "Кем быть?" Мадину не заботил: а кем можно стать, если молодые учительницы бегут к тебе с каждым купленным отрезом? Мадина без устали рисовала им фасоны, точно зная: вот оно, дело ее жизни.
Первую коллекцию Мадина показала в невзрослые 16. В молодежном лагере в Ялте девушки со всех концов СССР продемонстрировали наряды от Мадины Саральп. И ведать не ведали юные девицы, что пройдет каких-то два десятка лет, и они будут гордиться, что были первыми манекенщицами прославленного дизайнера одежды. А бренд "Мадина Саральп" будет значить высшую марку вкуса и качества.
Три возраста Мадины: 3 года, 14 лет и сегодняшние дни.
Азы профессии Мадина осваивала в Ставропольском технологическом техникуме – на факультете моделирования одежды. Кругозор и фундаментальные знания обрела на психолого-педагогическом факультете Санкт-Петербургского педагогического университета имени Герцена. Художник-модельер должен быть и психологом, и педагогом, а психологические и культурологические знания открыли Мадине двери в иные миры, куда шире локального мира моды. Мадина Саральп создает не просто наряды, ювелирные украшения, аксессуары – она творит художественные образы, наполненные новыми смыслами.
Проекты, проекты…
Слово ее жизни – "проект". Проектов бесчисленное множество: деятельной и талантливой Мадине многое интересно, и она многое может. Из самых-самых прогремевших – этно-проект "… в реке времени…". Если попытаться описать этот сложный и многозначный проект в нескольких словах, это будет примерно так: постижение философии этнического, а точнее адыгского национального костюма в его архаическом и современном виде.
Мадине Саральп удалось почти невозможное: проникнуть в самую душу национальной формы и дополнить ее современным содержанием, создать платье черкешенки прошлых веков в стиле века XXI. Платья, которые увидела публика на выставке в Национальном музее Кабардино-Балкарии и в Этнографическом музее в Санкт-Петербурге, выразили мудрость и красоту черкесской женщины, приоткрыли дверь в ее душу.
На выставке "Черкесские предания". Санкт-Петербург, Этнографический музей. 2012 г.
Доктор исторических наук профессор кафедры культурологии, этнологии и истории народов Кабардино-Балкарии КБГУ Мадина Анатольевна Текуева высоко оценила этот проект: "Новизна содержания работы Мадины Саральп состоит в том, что через одежду и ее аксессуары, через женские ремесла шитья и вышивания, отражены разные аспекты духовной культуры и этнической ментальности".
Так – погружаясь в историю и отражая ее, вдыхая в уходящую натуру новую жизнь – ремесло поднимается до искусства. Выставки прошли, но проект не закончился – Мадина выпустила книгу "…в реке времени"
Способ говорить на своем языке
Проект "… в реке времени…" начинался со свадебных платьев. В коллекции "Девичий сон" – стилизованные национальные свадебные платья. А в истоке "Девичьего сна" – знаменитое свадебное платье принцессы Рим, созданное в соавторстве с прославленным черкесским ювелиром Асей Еутых. Иорданский принц Али и его невеста Рим Брахими дочь дипломата-алжирца и хорватки, выбрали черкесский наряд в память матери принца, родом черкешенки.
Платье, из пяти видов натурального шелка различных оттенков, состоящее из трех частей и фаты, было сшито всего за два месяца, но вызвало восторг заказчиков и всех, кто видел его хотя бы на фотографиях: один из известных глянцевых журналов назвал его примером виртуозного портновского мастерства.
Свадебные платья в черкесском стиле – своеобразная визитка Мадины Саральп. И лишь одна из граней ее дарования. Но во всем, что делает Мадина, читается национальное, адыгское, родное. "Вопрос - зачем или почему мое творчество с самого начала было связано с национальными корнями, для меня не стоял, не было это и сформулированной задачей… Просто это был способ "говорить" на своем языке", – рассказывает Мадина Саральп журналистам.
И закружился "Черкесский круг"
Новая грань таланта Мадины открылась в семейной кооперации: придумав "Черкесский круг", брат ее мужа, Роберт Саральп не стал искать художника по костюмам на стороне. Мадина справилась блестяще, в фирменном стиле – абсолютно узнаваемом с первого взгляда. И хотя дискуссии о допустимости стилизации в фольклорных проектах долго не утихали, успех Мадины неоспорим. Костюмы полностью ответили замыслу: взглянуть на традиционное черкесское искусство свежим взглядом, соединить его с самыми новыми театральными технологиями.
Фрагменты из "Черкесского круга". Автор костюмов - Мадина Саральп.
Новый уникальный опыт Мадина обрела в работе над костюмами к опере Танеева "Орестея". Не кто-нибудь, а сам прославленный Александр Сокуров ставил спектакль в Михайловском театре Санкт-Петербурге и пригласил Мадину Саральп поработать художником по костюмам. Высокую оценку режиссера-классика она восприняла как стимул и аванс. И не разочаровала.
Благие дела и благие цели
<<< Три грации Саральп, мама и дочери.
Благотворительный фестиваль "Мир в ладошке" мама двоих дочек Мадина Саральп придумала семь лет назад. Тогда, в 2007 году она создала коллекцию детской одежды "Лето понарошку" и показала ее на благотворительной акции. Потом акция стала ежегодной и обрела девиз: "Дети для детей".
Юные певцы, танцоры, модельеры плечом к плечу со взрослыми демонстрируют искусство восхищенной публике, а деньги, вырученные от продажи билетов, помогают изменить или даже спасти детские жизни.
Тот же смысл Мадина Саральп заложила и в конкурс молодых дизайнеров: поддержать талантливое, изменить чью-то жизнь. И все бесчисленные дела Мадины всегда благие: помочь состояться – не благая ли цель?
Альберт – меценат
В отличие от жены и брата, Альберт Саральп художественных произведений не создает. Глава представительства Кабардино-Балкарской республики в Санкт-Петербурге – самый настоящий меценат, вдохновитель и помощник творцов.
Среди множества его многотрудных дел по укреплению экономических связей республики и северной столицы, культура и искусство – на одном из важнейших мест. Многочисленные выставки черкесских художников, премьеры и показы черкесских режиссеров, договор о сотрудничестве с Эрмитажем по широчайшему кругу вопросов – от археологии до научно-просветительской и музейной работы – все это его, Альберта Саральпа дело.
Саральп. Благородная семейственность. Слева-направо: Альберт, Роберт и Мадина.
Именно его надо благодарить за то, что с республикой стал тесно сотрудничать Сокуров: знаменитый режиссер прежде наотрез отказывался набирать режиссерские мастерские. И только для Нальчика сделал исключение. Приезд Михаила Шемякина на историческую родину в Кабардино-Балкарию да еще с выставкой – тоже результат безустанных трудов историка, кавказоведа и мецената Альберта Саральпа.
Автор: Нина Ахохова. Фото: Тимур Агиров, из архива Мадины Саральп.